Урок на тему Неодушевленные и одушевленные имена существительные 5класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок на тему Неодушевленные и одушевленные имена существительные 5классУрок на тему Неодушевленные и одушевленные имена существительные 5классЧичибаева Динара Байболатовна

Алматинская область

Жамбылский район СШ Жайсан


Класс:5

Тема : Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные.

Цели : 1. познакомить с частью речи - именем существительным, со значением и вопросами, на которые оно отвечает.

2. развивать умения находить в тексте существительные; распознавать одушевленные и неодушевленные существительные; определять род существительных, активизировать познавательную деятельность учащихся.

3. воспитание взаимопомощи, культуры поведения.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы: работа по группам, картинный распределительный диктант

Оборудование: раздаточно-дидактический материал, слайды

Ход урока:

  1. Организационный момент. Подготовка класса к уроку

Психологический тренинг.

- Дети, у вас у всех есть имена! Давайте послушаем, как они звучат. Предлагаю вам встать в круг радости, громко и радостно назвать свое имя. Вы готовы?

Встань скорее,

Раз, два, три!

Свое имя назови!

Измерьте свое имя. Те, у кого имя длинное - похлопайте в ладоши. А те, у кого имя короткое - покружитесь.

Молодцы! У вас у всех красивые, добрые имена.

-А теперь выберите из коробочки фишки и распределитесь на группы/ синие и красные/

  1. Постановка цели урока

Сегодня мы с вами приступаем к изучению большой темы - «Имя существительное». Тема эта для вас не новая, мы говорили о ней в начальном классе. Сегодня мы с вами вспомним, что знаем об имени существительном и, конечно, дополним свои знания об этой части речи. А лексическая тема нашего урока «Культура поведения». Давайте прочитаем уроки «Азбуки вежливости» /стр.107/ и познакомимся с правилами поведения в группе.

Урок1.Чаще употребляйте три слова: «извините», «спасибо», «пожалуйста»

Урок2. Говори спокойно и негромко.

Урок3. Старайся не перебивать собеседника. Умение слушать - полезное качество. Человек не умеющий слушать, демонстрирует безразличие к делам собеседника.

Записываем число месяц и тему урока.

III. Подготовка к усвоению нового материала

  1. А начнем мы наш урок с разгадывания кроссворда. Прочитайте в закрашенных клетках слово /КРУГ/слайд/

1


2


3


4


  1. Источник знаний / книга/

  2. Овощи и …./фрукты/

  3. Что носят на нога? /обувь/

  4. На день рождение испекли яблочный …/пирог/

- Слова, какой части речи, использованы в кроссворде?/ имена существительные/

- Итак, что же такое Имя существительное? / чтение слепой схемы -слайд/

Имя существительное - это часть речи, которая обозначает………….

и отвечает на вопросы ……? ..........?



  1. Изучение нового материала:

-Дополняем свои знания об имени существительном.

Теоретический материал на стр. 103-104

2) Имена существительные относятся к мужскому роду, женскому роду, среднему роду и изменяются по падежам и числам.

3) В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими и дополнениями.

4)Существительные, отвечающие на вопрос КТО? - одушевленные

Существительные, отвечающие на вопрос ЧТО? - неодушевленные

О……...е

…?

Н……….е

…?

Имена

существительныеСлайд:

ученик

родители

…………

………..

парта

книга

…….



V.Проверка усвоения нового материала

1)Конкурс: 1 группа пишет на листочках одушевленные имена существительные и определяет род за 1 минуту, а 2 группа - неодушевленные имена существительные и определяет род. Кто больше?

2) Работа по карточкам: В каждую группу слов вписать еще по два слова упр.234 стр.104 каждый ученик получает листочек с заданием.

VI. Закрепление материала

1/Задание №237 стр.105 письменно

2/ Картинный распределительный диктант - одуш/неодуш. /слайд/

3/Работа по карточкам: отметьте знаком + в соответствующей колонке род имен существительных.

4/ Работа с текстом «Уставшие парты» упр.235 стр.104

-Чтение рассказа. Почему неодушевленные существительные стали одушевленными?

-О чем шел разговор в классе?

-Что вы узнали об учениках этого класса? Правильно ли они поступали?

-Что нельзя делать со школьной мебелью?

-Выполните задание к тексту: выпишите в один столбик неодушевленные имена существительные, которые «жаловались на свою жизнь», а в другой столбик одушевленные имена существительные.

5/ Мини -тест

1.Имя существительное-это…

а/ часть речи

б/слово

в/ предложение

  1. Имя существительное обозначает ..

а/ действие

б/ предмет

в/ признак

3.Имя существительное отвечает на вопросы..

а/ Кто? Что?

б/ Какой? Чей?

в/Что делать? Что сделать?

  1. Укажите неодушевленное имя существительное.

а/ учитель

б/азбука

в/человек

  1. Укажите одушевленное имя существительное.

а/ люди

б/азбука

в/облако

  1. Укажите ошибку.

а/ м.р.- музыкант, стол, журнал

б/ж.р - клубника, азбука, тетя

в/ с.р - телевизор, книга, спорт

Ключ:1а,3а,3б,4а,5в./ Проверь соседа!/ «5» - нет ошибок, «4»- 1-2 ошибки,

«3»- 3ошибки, «2»- 4-5 ошибок

VII. Домашнее задание.

1/Задание №239 стр.105+ правило стр.103-104

2/ Творческое задание: Сочинить рассказ на такую тему, как в тексте «Уставшие парты», например «Уставшие стулья, шкафы, двери, доска » и т. д.

VIII.Рефлексия:

- Сегодня мы хорошо поработали.

-Что вы сегодня на уроке узнали ? Напишите в постера ключевые слова нашего сегодняшнего урока.

Имя существительное ,часть речи, одушевлённое и неодушевлённое

Что? Кто?,Мужской род, женский род, средний род ,

Единственное число и множественное число.

Комментирование оценок: Пожелания групп друг другу.Взаимооценивание.


© 2010-2022