Урок в 5 классе по литературе: Пословицы и поговорки

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краткосрочный план урока литературы

Ф.И.О. и место работы

Итикеева М.А. Сатпаев «Общеобразовательная школа №25» - учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс: 5 «В»

Тема урока:

Пословицы и поговорки.

Цель:

Формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.

Ожидаемый результат:

Расширят знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, тематике; расширят кругозор, обогатят речь, пополнят словарный запас. Развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в группе.

Критерии успеха:

учащиеся смогут, работая в группе узнать о пословицах и поговорках; умение владеть речью; заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о пословицах и поговорках, их прямой и переносный смысл.

Ключевые идеи/подход:

Развитие у учащихся навыков групповой работы, коммуникативных навыков через обсуждение в группе, активизация критического мышления, совместная постановка цели урока.

Учебник:

Литература Алматы «Мектеп» для 5 класса

Ход урока/заметки учителя:

Время

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Оценивание

Ресурсы

Формативное

(ОдО)

Суммативное (ОО)

1.Орг.момент (1мин)

Создание коллаборативной среды

Ребята, для того чтобы создать благоприятную среду в классе я попрошу вас встать в параллельные линии и поприветствовать друг друга как «Друзья», «Соседи», «Учитель и ученик», «Одноклассники».

Ученики приветствуют друг друга и учителя;

-встают в круг. Проговаривают пожелания друг другу

2. Подготовка к обучению (объединение в группы) (2 мин)

А теперь мы встанем в круг и рассчитаемся на 1-ого, 2-ого, 3-его, 4-ого для того чтобы объединиться в группы.

Учащиеся делятся на группы

3. Опрос домашнего задания.

Составить кластер.

Урок в 5 классе по литературе: Пословицы и поговорки

Критерии учителя

«5» - 10-8 терминов

«4» - 7-6терминов

«3» - 5-4 термина


  • Флипчарт

  • Стикеры

  • Тетрадь

  • Маркер

  • Бумага

4. Вхождение в тему

Расшифруйте записи и определите, к какому жанру они относятся. (слайд )

(АМС ДАЙПРОПА А ЩАТОРИВА ЧАЙРУВЫ. Гурд тсязнаёпо в дебе)

Сам пропадай, а товарища выручай. Друг познается в беде.

- Кто-нибудь скажет, что мы с вами отгадали?

- Правильно сегодня мы продолжим работу по изучению малых жанров УНТ, поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.

Дети выполняют задания на карточке - разминке

Сам пропадай, а товарища выручай.

Друг познается в беде.

Ответы на вопрос учителя

- Пословицы и поговорки


  • Флипчарт

  • Стикеры

  • Тетрадь

  • Маркеры

  • Бумага

5. Самостоятельная работа со вступительной статьей учебника

- Прочитайте статьи учебника

«Пословицы» и «Поговорки». Объясните, что такое пословица и поговорка?

- В чем различие пословицы и поговорки?

- Пословица - это краткое, мудрое суждение о жизни, содержит поучительный смысл, законченное суждение, характеризует поступки человека,

их образ жизни, украшает нашу речь

- Поговорка - это меткое суждение, часть суждения, незаконченное предложение, дает оценку поступкам человека, но не поучает, а выражает чувства.


  • Флипчарт

  • Стикеры

  • Тетрадь

  • Маркеры

  • Бумага

6. Основная часть. Этап осмысления

Работа в группах с пословицами разных тематических групп.

У каждой группы - листочек с пословицами. Вы должны из списка подобрать те, которые относятся к вашей тематической группе и прокомментировать их.

1-ая группа: пословицы о Родине.

2- ая группа: о природе

3 -ая группа: о здоровом образе жизни

4- ая группа: о семье

«Всякому мила своя сторона».

«Лес и воды - краса природы»

«Лес да растения - зверю спасение»

«Враг природы тот, кто лес не бережёт»

«На чужой стороне и весна не красна»

«На что и клад, когда в семье лад»

«На чужой стороне и сокола зовут вороной»

«Много леса - береги, мало леса - не руби, нет леса - посади»

«Здоровье сгубишь - новое не купишь»

«Птица рада весне, а дитя - матери»

«Ближе матери друга нет»

«Захворать - один день, а поправляться семь

«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»

«Здоровье дороже богатства»

«При солнышке тепло, а при матери добро»

«В здоровом теле здоровый дух»

«Курить - здоровью вредить»

«Сломить дерево - секунда, а вырастить - года»

«Всё купишь, только отца с матерью не купишь»

«Береги Родину, как зеницу ока»

1 группа.

«Всякому мила своя сторона».

«На чужой стороне и весна не красна»

«На чужой стороне и сокола зовут вороной»

«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»

«Береги Родину, как зеницу ока»

2-ая группа: о природе

«Лес и воды - краса природы»

«Лес да растения - зверю спасение»

«Враг природы тот, кто лес не бережёт»

«Много леса - береги, мало леса - не руби, нет леса - посади»

«Сломить дерево - секунда, а вырастить - года»

3 группа.

«Здоровье дороже богатства»

«В здоровом теле здоровый дух»

«Курить - здоровью вредить»

«Здоровье сгубишь - новое не купишь»

«Захворать - один день, а поправляться семь недель»

Пословицы 4 группы:

«Всё купишь, только отца с матерью не купишь»

«При солнышке тепло, а при матери добро»

«Птица рада весне, а дитя - матери»

«Ближе матери друга нет»

«На что и клад, когда в семье лад»

взаимооценивание


  • Флипчарт

  • Стикеры

  • Тетрадь

  • Маркеры

  • Бумага

7. Физминутка.

Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:

Я пословиц много знаю,

Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

И садитесь по местам.

Я пословиц много знаю,

Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

И садитесь по местам.

8. Подведение итогов. Этап рефлексии.

Сейчас мы, ребята, посмотрим, какие впечатления у вас остались от урока. Мы составим синквейн о пословицах и поговорках. Хотите узнать, что это такое?

Синквейн - стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам.1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме с у щ е с т в и т е л ь н о г о.

2 строка - два п р и л а г а т е л ь н ы х.

3 строка - три г л а г о л а.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - вывод, одно(два) слова, существительное(обычно).

Посмотрите, что получилось у меня.

Пословица.

Мудрая, верная.

Учит, обобщает, помогает.

Передается из уст в уста.

Мудрость.

1 и 3 группы синквейн со словом пословица,

2 и 4 группы - поговорка.


ПОСЛОВИЦА -

Поучительная, образная.

Подсказывает, утешает, напоминает.

Пословица недаром молвится!

Жизнь.


ПОГОВОРКА-

Меткая, крылатая.

Выражает, помогает, украшает.

Дает оценку поступкам человека.

Крылатое суждение.

Синквейн


  • Флипчарт

  • Стикеры

  • Тетрадь

  • Маркеры

  • Бумага

9. Домашнее задание

Заучить наизусть: 3-5 русских и казахских пословиц и поговорок.


10. Рефлексия деятельности

Ученики устно говорят то, что им понравилось на уроке, не понравилось на уроке и то, что было любопытно, хотелось бы еще больше узнать.

«Плюс, минус, интересно».

Рефлексия

В своем планировании интегрировала идеи семи модулей, так как они связаны между собой, формируют у учеников навыки обучения тому, как обучаться.

Психологический настрой способствовал развитию взаимопонимания, созданию коллаборативной среды.

Наблюдая за работой учеников в группах, я заметила, что они несли ответственность за предложенную работу, за поведение друг друга, ученики с высокой мотивацией стимулировали менее слабых к процессу обучения. Создавая атмосферу сотрудничества во время групповой работы, ученики могли раскрепоститься, у них появлялось желание к деятельности, а также ученики с высокой мотивацией предоставляли возможность учащимся с низкой мотивацией к выступлению. Каждый ученик проявил знания по предмету, чувствовал себя членом коллектива, учился формативно оценивать деятельность одноклассников.

Учитель русского языка и литературы: М.А.Итикеева

© 2010-2022