Открытый урок-игра Татьяны милый идеал. .. (по роману А. С. Пушкина Евгений Онегин)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока литературы в 9 классе на тему:

« Татьяны милый идеал…»

(Татьяна - любимая героиня А.С. Пушкина.

Татьяна и Ольга в романе «Евгений Онегин»)


Учитель: Шестакова О.Н.

Цель: выявить основные параметры идеальных черт героини А.С. Пушкина и сопоставить их с современным восприятием идеала учащихся.

Задачи: - работа с содержанием романа А.С.Пушкина;

- развитие навыков пересказа, анализа стихотворного текста, чтения наизусть;

-обучение приёмам характеристики героя произведения;

- воспитание любви к родной природе, благородства, верности.

Форма: урок-беседа с элементами игры и урока-концерта.

…Я так люблю

Татьяну милую мою!

А.С.Пушкин

Ход урока.

1. Побуждение. Постановка цели.

Учитель: Ребята, совсем недавно вы писали небольшую миниатюру: «Идеальный образ девушки в моем представлении»

Перед вами фрагменты сочинений:

Слайд №1. « Для меня красота не главное, хотя и она имеет для девушки значение. Главное - это душа человека. Надо быть общительной и помогать всему человечеству»

«В первую очередь, идеальная девушка должна быть симпатичной. А еще важна аккуратность в быту и в одежде, в своей внешности и по отношению к своему здоровью. Не должно быть вредных привычек. Каждому парню важно, чтобы девушка его ценила и уважала, была порядочной и вела себя достойно в любом обществе и в любой ситуации»

«В ней должен быть такой шарм, от которого бы не устоял никто. Общительная девушка гораздо интереснее, чем слишком стеснительная. Я не говорю о том, что нужно быть распущенной. Нет, всего лишь нужно общение и немного интересных тем для разговоров»

«Для меня идеальная девушка - это девушка с красивыми, любящими, всегда веселыми глазами»

«Я хотел бы видеть свою девушку красивой, умной, счастливой. Но чтобы она не выглядела старше меня. А еще чтобы занималась спортом»

Слайд №2. Учитель: А теперь, ребята, обратимся к слову «идеал».

Идеал - (от фр.- «идея», «представление», «понятие») - совершенство; совершенный образец чего-либо; высшая цель стремлений, деятельности.

В разные времена, в разные эпохи существовали свои представления об идеале женской красоты, характера…

На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся к страницам гениального пушкинского творения - романа «Евгений Онегин».

Татьяна Ларина…Именем этой героини открывается галерея пленительных женских образов в русской классической литературе. Сколько таланта и мастерства вложил А.С.Пушкин в создание этого замечательного образа! Поэтому Татьяна более 150 лет очаровывает читателей благородством, искренностью, чистотой, высокими нравственными принципами.

2. Формирование проблемы.

«Татьяны милый идеал» - тема урока. Обратившись к роману «Евгений Онегин», мы постараемся понять, почему героиня так близка и дорога поэту и насколько близка она к качествам идеальной девушки сегодняшнего времени.

Запишите в тетрадях число, тему урока, эпиграф. А чтобы наш разговор был более оживленным и интересным, проведем урок с элементами игры «Что? Где? Когда?»

3. Реализация

1. Слайд №3. Итак, сёстры Ларины. Обратимся к Ольге.

(Индивидуальный ответ.

Чтение наизусть:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Все в Ольге… но любой роман

Возьмите и найдете верно

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Позвольте мне, читатель мой,

Заняться старшею сестрой.

Мы видим в Ольге красивую беспечную, беззаботную. Легкомысленную девушку. Она красива, но обыкновенна, как другие уездные барышни, портрет подобной красавицы есть в любом романе, и поэт пишет, что такой портрет «надоел ему безмерно», Онегин отзывается об Ольге резко: «В чертах у Ольги жизни нет…»

В характере Ольги главное - резвость, беспечность, беззаботность. В этом причина дуэли Онегина и Ленского, причина гибели Владимира Ленского.

Образ Ольги необходим в романе: с помощью антитезы Ольга- Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны.)

Внимание! Вопрос1 : С каким цветком и небесным светилом сравнивает Пушкин Ольгу?

2. Вспомним, как появляется в романе Татьяна, какой её видим мы.

Приготовьтесь записывать черты характера Татьяны в таблицу, ее макет перед вами на столах

(Индивидуальный ответ.

Чтение наизусть:

Итак, она звалась Татьяной.

Ни красотой сестры своей,

Ни свежестью её румяной

Не привлекла б она очей.

Дика, печальна, молчалива.

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Она ласкаться не умела

К отцу, ни к матери своей;

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела

И часто целый день одна

Сидела молча у окна.

А.С.Пушкин даёт не внешний облик, а скорее внутренний портрет Татьяны.

(Посмотрите на портрет Татьяны. Художник Константинов изобразил её похожей на мадонну, облик героини мечтателен, поэтичен.)

Она не похожа на своих сверстниц. На сестру, потому что одинока, неласкова, не любила играть, «пальцы не знали игл»…это выделяет Татьяну из окружения.

Что же любила она?

Внимание! Вопрос 2: Отчество Татьяны Лариной?

Внимание! Вопрос3: Почему для своей семьи Татьяна казалась чужой и как это связано с биографией А.С. Пушкина?

3. Слай №4 Увлечения Татьяны. Учащиеся записывают в таблицу цитаты.

- Она любила на балконе предупреждать зари восход…

- «Страшные рассказы» пленяли сердце ей, она верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.

Внимание! Вопрос4: Черный ящик! В этом ящике лежит предмет, который связан с одним и увлечений Татьяны и современным жанром кино. Что в черном ящике?

4. Слайд №5 Природа в жизни Татьяны.

Важной частью мира Татьяны является природа.

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму,

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарёю поздной

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Связь Татьяны с природой глубока и органична. Пушкин не раз душевные состояния героини передаёт образами природы. Седьмую главу, в которой происходят решительные перемены в судьбе Татьяны, открывает весенний пейзаж, весна - самое переменчивое время года; прощание героини с родными местами сопровождается трагическим образом осени:

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…

Созвучность духовной жизни Татьяны движениям природы - один из признаков глубокой связи с народным миром. Песня девушек, утешающая Татьяну, заботы няни, которой единственно открылась героиня в любви к Онегину. Гаданье - всё свидетельствует о живой связи Татьяны с национальной стихией.

Внимание! Вопрос5: Перечислите поступки Татьяны, которые говорят о ее близости к природе и фольклору?

5. Слайд №6 Книги в жизни Татьяны.

В круг жизни Татьяны входят и книги:

Ей рано нравились романы.

Они ей заменяли всё:

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.)

Делаем вывод:

Итак, мир Татьяны - это русская природа, деревенская жизнь с рассказами няни. С её теплотой. Сердечностью, это и увлечения романами.

- Какие романы нравились Татьяне?

(Сентиментальные произведения, в которых описываются глубокие чувства, герой - благородный, способный на подвиги человек. На таких романах и воспитывалась Татьяна. Таким и представляла себе своего будущего избранника, в такой счастливой судьбе для себя она была уверена.)

- Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, так непохожего на знакомых ей молодых людей, Татьяна сразу приняла Онегина за такого «всегда восторженного героя» и влюбилась в него.

Внимание! Вопрос6: В каком месте Татьяна хранила читаемые ею книги?

6. Слайд №7 Любовь для Татьяны.

Послушаем, как пишет Пушкин о приходе любви, как рассказывает о состоянии души влюблённой девушки.

(Выразительное чтение строфы 7-8 главы 3-й.

И в сердце дума заронилась;

Пора пришла, она влюбилась.

Так в землю падшее зерно

Весны огнём оживлено.)

- Мы видим, что мысли заняты героем, чувства, переполняющие её - любовь.

Можно ли назвать любовь Татьяны чужим чувством, заимствованным из романов?

(Нет, любовь Татьяны - настоящее, большое чувство, как бы по-книжному оно ни проявлялось.)

В романах героиня находит свой «тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты», мы видим, что Татьяна - «натура глубокая, любящая, страстная», как сказал о Татьяне В.Г.Белинский. Чувства переполняют Татьяну, она вся в ожидании счастья, её преследуют мечты, её воображение постоянно рисует любимые черты. Поэтому она решается написать письмо Онегину.

Внимание! Вопрос7: Закончите цитату на слайде, используя художественный прием - параллелизм.

7. Слайд №8 Письмо Татьяны к Онегину.

- Как вы отнеслись к тому, что Татьяна пишет письмо Онегину, где признаётся ему в любви? Было ли это признание необычным в то время поступком?

(Татьяна - первая! - пишет письмо Онегину. Даже и в наше время не принято девушке первой открывать свою любовь - и это правильно: гордость и честь не стареют. Во времена Татьяны такой поступок был неприличным, противоречащим правилам светского общества.)

Но мы не осуждаем Татьяну, потому что она искренне любит. Именно глубокое чувство движет героиней, толкает на этот смелый, необычный поступок.

- Как Пушкин относится к этому поступку Татьяны? Осуждает ли он свою героиню7

(Сравнивая Татьяну с холодными, недоступными красавицами, причудницами большого света, кокетками, Пушкин отдаёт предпочтение искренности, естественности Татьяны. Поэтому автор «свято бережёт письмо», «с тайною тоскою читает».

В 24 строфе 3-й главы Пушкин защищает Татьяну от возможных обвинений:

За что ж виновнее Татьяна?

За то ль, что в милой простоте

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте?)

- Вспомним немного наивные, но трогательные, пленительные строки письма Татьяны к Онегину.

Внимание! Вопрос8. Блиц-турнир с одним игроком: необходимо трижды закончить цитату из письма: « Поверьте моего стыда…»

«Вся жизнь моя была залогом…»

«Кто ты, мой ангел ли хранитель,…»

(Чтение наизусть.)

- Письмо написано. Но ведь нужно решиться его отправить! В каком состоянии Татьяна?

- Татьяна то вздохнёт, то охнет;

Письмо дрожит в её руке…

Она волнуется, решается её судьба.

- Но в чём уверена Татьяна?

Она верит, что такое чувство не может быть отвергнуто, оно должно пробудить ответное чувство в избраннике. Татьяна верит в то, что Онегин оценит её любовь и сердце его отзовётся таким же чувством.

- Что чувствует Татьяна после написания письма? Лучше понять её поможет музыка П.И.Чайковского. Внимательно послушайте фрагмент из его оперы «Евгений Онегин» и попробуйте определить. Как меняется основной мотив, как композитору удалось передать чувства героини.

- Вначале мы словно видим долину, пастушка, зовущего стадо, затем тональность меняется, от жизнерадостной мелодии - переход к минорным, грустным звукам, музыка передаёт волнение, отчаяние, тоску любви Татьяны.

8. Слайд №8. Объяснение с Онегиным.

Татьяна, отправив письмо, с нетерпением ждёт ответа. У Лариных появляется Онегин. Татьяна в таком волнении, что бежит, не зная куда. Она надеется в душе, что Онегин любит её. И что же?

- Какой ответ на письмо приготовил Евгений Онегин?

Он отверг любовь Татьяны, не принял её искреннего чувства.

Такой ответ Онегина, его суровое объяснение, отказ от любви - неожиданный удар для Татьяны. Это трагический момент в её жизни.

Посмотрите на иллюстрации, выполненные художником Рудаковым. Как ему удалось изобразить отчаяние, страдание Татьяны?

- О переживаниях героини говорит её поза: она стоит, печально склонив голову, опустив плечи.

- А теперь найдите строчки в романе, в которых говорится о состоянии Татьяны после объяснения с Онегиным.

(17 строфа 4 гл.

Сквозь слёз не видя ничего,

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его.

Он подал руку ей. Печально

(Как говорится, машинально)

Татьяна молча оперлась,

Головкой томною склонясь).

Внимание! Вопрос 9: Через сколько времени после получения письма Онегин появляется у Лариных?

Где состоялось объяснение Онегина с Татьяной?

8. Слайд № 9 Последняя встреча.

- Татьяна лишилась надежды обрести своё счастье. Но может ли она забыть Онегина?

(23 строфа.

Любви безумные страданья

Не перестали волновать

Младой души…)

Любящая, чувствительная Татьяна может понять и предвидеть многое. Только её чуткой душе может приоткрыться завеса над будущим. Не случайно именно ей снится «чудный сон», вещий, пророческий, спустя некоторое время он сбывается.

Онегин убил Ленского на дуэли, по сути, он совершил преступление.

- Изменилось ли отношение к нему Татьяны или осталось прежним? Почему?

(7 гл., строфа 14

Сильнее страсть её горит

И об Онегине далёком

Ей сердце громче говорит.

Она его не будет видеть;

Она должна в нём ненавидеть

Убийцу брата своего…)

- Нравственный долг Татьяны - осудить Евгения Онегина, её мораль не позволяет ей забыть, простить убийство Ленского. Но, любя Онегина, героиня пытается понять причины его поступков.

- С какой целью Татьяна посещает усадьбу Онегина?

(Она хочет узнать, что за человек Онегин. И перед Татьяной предстаёт новый мир. Книги, что читал Онегин, помогли ей разобраться в его поведении, но она делает вывод, что Онегин лишь копирует героев этих книг, подражает им.

Строфа 24 гл.7

Что ж он? Ужели подражанье,

Ничтожный призрак, иль ещё

Москвич в Гарольдовом плаще,

Чужих причуд истолкованье,

Слов модных полный лексикон?

Уж не пародия ли он?)

Эта догадка делает положение Татьяны безнадёжным. Вряд ли такой человек оценит её чувство. Поэтому для героини «все жребии равны», она соглашается на уговоры матери ехать в Москву, на ярмарку невест.

- Как сложилась судьба Татьяны?

(Она выходит замуж, поддавшись мольбам матери, становится светской дамой. Все относятся к ней с уважением. Не обладая ослепительной красотой, Татьяна привлекает внимание безупречным вкусом, естественностью, простотой.

Она была не тороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора нагого для всех, без притязаний на успех,

Всё тихо, просто было в ней.

Но вращение в свете заставляет Татьяну носить маску. Встретив Онегина, она ничем не выдала своего волнения:

Не то чтоб содрогнулась,

Иль стала вдруг бледна, красна.

У ней и бровь не шевельнулась,

Не сжала даже губ она.

Хоть он глядел нельзя прилежней,

Но и следов Татьяны прежней

Не мог Онегин обрести.)

- Почему же Татьяна так держится?

(Она узнала законы света, в котором опасно выставлять напоказ свои чувства.)

- Как Татьяна воспринимает светскую жизнь?

(Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я Вас…)

- В 40 строфе мы видим прежнюю милую Татьяну.

…Княгиня перед ним, одна.

Сидит не убрана, бледна,

Письмо какое-то читает

И тихо слёзы льёт рекой,

Опершись на руку щекой.

Внимание! Вопрос 10: закончите фразу:

(Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад…

- В сердце Татьяны жива любовь к Онегину. Почему же она отвергает его любовь?

(…Я вышла замуж. Вы должны,

Я Вас прошу, меня оставить…

Я Вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана.

Я буду век ему верна.)

Музыкальная пауза: звучит фрагмент из оперы П.И. Чайковского

Счастье невозможно для Татьяны. Чистый и цельный человек, она не может и не хочет обманывать мужа, которого уважает.

Уйти же от него к Онегину - значило бы разрушить и свою репутацию, и главное, жизнь другого человека.

Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем, спокойствием мужа ради своего счастья. В этом - проявление благородства, верности долгу, высоких нравственных принципов героини.

4. Рефлексия. Итоги. Итак, мы увидели судьбу Татьяны, ощутили глубину её чувства к Онегину, почувствовали одиночество и трагизм положения.

Почему же Татьяна для Пушкина стала «милым идеалом»?

Какие черты характера свойственны героине?

(Чтение записей в тетради.

Мечтательность, нежность, любовь к природе, искренность, близость к народу, увлечение книгами, доверчивость, смелость, ум и воля, благородство, чувство долга, верность.)

Обратимся к эпиграфу: «Я так люблю Татьяну милую мою!»

Пожалуй, лучше самого поэта никто не скажет, за что он так любит героиню.

За то, что она наделена…

…воображением мятежным, умом и волею живой,

И своенравной головой,

И сердцем пламенным и нежным…

Кроме того, в характере Татьяны Пушкина привлекает её благородство, чистота, верность. Поэтому героиня для поэта - идеал русской девушки.

5. Домашнее задание. Используя цитатную таблицу к образу Татьяны, написать письмо-обращение к А.С. Пушкину «Современен ли образ Татьяны сегодня».

Открытый урок-игра Татьяны милый идеал... (по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин)Открытый урок-игра Татьяны милый идеал... (по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин)Открытый урок-игра Татьяны милый идеал... (по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин)

Открытый урок-игра Татьяны милый идеал... (по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин)

Открытый урок-игра Татьяны милый идеал... (по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин)Открытый урок-игра Татьяны милый идеал... (по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин)


Открытый урок-игра Татьяны милый идеал... (по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин)Открытый урок-игра Татьяны милый идеал... (по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин)Открытый урок-игра Татьяны милый идеал... (по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин)

Открытый урок-игра Татьяны милый идеал... (по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин)

Открытый урок-игра Татьяны милый идеал... (по роману А.С. Пушкина Евгений Онегин)





КГУ «Средняя общеобразовательная школа №2»













Методическая разработка урока

русской литературы в 9 «А» классе

по теме: « Татьяны милый идеал…»

(Татьяна - любимая героиня А.С. Пушкина.

Татьяна и Ольга в романе «Евгений Онегин»)











Учитель русского языка

и литературы

Шестакова О.Н.














г. Семей



Отзыв

на урок русской литературы в 9 «А» классе по теме:

« Татьяны милый идеал…»

(Татьяна - любимая героиня А.С. Пушкина.

Татьяна и Ольга в романе «Евгений Онегин»)







Учителем русского языка и литературы Шестаковой О.Н. был проведен открытый урок по русской литературе на тему: «Татьяны милый идеал…» по роману А.С. Пушкина. В классе присутствовали все учащиеся. Урок составлен методически верно с применением личностно-ориентированного подхода.

Работа по теме проходила с элементами игры «Что? Где? Когда?», использовалась интерактивная доска с красочной цитатной презентацией. Весь класс был вовлечен в игру, звучал текст романа, многие читали наизусть. На уроке звучали музыкальные фрагменты из оперы П.И. Чайковского, демонстрировались иллюстрации знаменитых художников, что способствовало развитию эстетических способностей учащихся, помогало созданию культурологической среды на уроке.

Игровая форма, чередование различных видов деятельности, предоставление детям возможности проявить свои знания и творческие способности, оригинальность мышления - все это способствовало достижению цели урока.



Завуч по УЧ Турсумбекова М.Е.


© 2010-2022