- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Практикум по русскому языку на тему Глагол
Практикум по русскому языку на тему Глагол
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Крузина И.А. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Практикум по русскому языку для учащихся 6 класса.
Тема: ГЛАГОЛ.
Тема №1: Возвратные глаголы.
Задание: Спишите, вставляя, где нужно, Ь. Укажите возвратные и невозвратные глаголы.
Сладко спит..ся у костра, на берегу реки, на палубе корабля, что плывет в открытое море.
Ядовитая вода должна была подвергат..ся сложной химической обработке.
Сколько завязывает..ся новых дружб и добрых знакомств!
Далеко за рекою слышат..ся весёлые песни косцов.
Тема №2: Виды глаголов.
Задание№1: Выпишите словосочетания, в которых употреблены глаголы несовершенного вида.
Открыть окно, сидеть на полу, стучать в окно, говорить с отцом, ехать поездом, увидеть отца, запеть песню, купить хлеба, входить в дверь, бегать по двору.
Задание №2: Подберите форму несовершенного вида к глаголам совершенного вида.
Закопать, закапать, запахнуть, запахнуть, засолить, засалить, открыть, оторвать.
Задание №3: Спишите пары глаголов, расставляя ударение. К каждому глаголу подберите однокоренные слова.
Выкупать - выкупать, вычитать - вычитать, целить - целить, засыпали - засыпали, попадали - попадали.
Задание №4: Выберите из скобок глагол. Поставьте его нужную форму. Являются ли глаголы в скобках парными или это глаголы с разным значением?
-
Мы (ехать-выехать) на охоту рано утром.
-
Старшина (ехать-въехать) в лес первым.
-
По дороге на охотничью базу вся группа (ехать-заехать) к леснику.
-
Очень скоро я (ехать-переехать) глубокий овраг.
-
Вы наскоро позавтракаете и (ехать-поехать) дальше.
-
Едва мы (ехать-отъехать) от стоянки, как услышали выстрел.
-
Наш друг долго искал охотничий лагерь, но, оказалось, он его (ехать-проехать).
Задание №5: Найдите и исправьте ошибки в употреблении глаголов.
-
Я дочитал книгу и шёл спать.
-
Учащиеся задерживались в школе, но все же решили задачу.
-
Я долго переписал сочинение.
-
Ребёнок горько плакал и никак не успокоился.
-
Слушатели горячо аплодировали, и пианист играл еще одну пьесу.
Задание №6: Подберите видовую пару к глаголам.
Говорить, брать, класть, ловить, искать.
Задание №7: Разбейте глаголы по парам. Подчеркните чередования к корнях слов.
Касаться, излагать, собирать, запирать, вздыхать, коснуться, изложить, собрать, запереть, вздохнуть.
Споро убирает..ся сено, и под руками крестьян вырастают на лугах высокие стога.
Тема №3: Наклонение глаголов.
Задание №1: Выпишите глаголы из текста, определите их наклонение.
Сейчас утро.
В маленькой «авоське» я повесил синицам большой кусок несоленого сала. Они смешно прицепляются лапками, висят, раскачиваются и долбят замёрзшее сало. Вот и сейчас одна прицепилась, как акробат. Быстро, быстро подолбит клювом, проглотит кусочек и снова долбит. Другая прилетела, вниз головой висит и тоже принялась долбить. Раскачали «авоську», как маятник. Долго еще будут кормиться.
Тема №4: Времена глаголов.
Задание №1: Спишите, определите в каком времени употреблены глаголы.
Стою, стоял, стоять, буду стоять, постою, сидим, просидели, будем сидеть.
Задание №2: Спишите глаголы, указывая вид и время.
Болеешь, спит, сказали, свистнул, посинеет, находимся, полз, будет жить, разобьёте, нервничала.
Тема №5: Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа.
Спишите, вставляя окончания глаголов 2-го лица единственного числа.
…Наигра...ся и озябн.., верн..ся вечером домой, а там печки натоплены, пышут жаром. Гре..ся, хлюпа.. носом, пока тетя Лена раскладывает на лежанке твои штаны и валенки. Их надо просушить. Потом сад..ся со всеми на кухне у стола, пь.. горячее молоко, слуша.. разговоры и дума.. о том, как пойд.. завтра с товарищами на осаду ледяной крепости, которую сегодня построили. Очень хорошая вещь зима!