Рабочая программа по литературе ФГОС 5 класс по Коровиной

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №2 города Чехова Московской области


УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии _________ М.В.Тарасова


Приказ № ____от «____»________2015 года




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе



Ступень обучения (класс) основное общее образование, 6 в класс

Количество часов - 102 часа Уровень - базовый

Учитель Стулова Ольга Ивановна

Программа разработана на основе авторской программы: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5 - 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011.




2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по литературе для 6 в класса разработана в соответствии:

- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);

- с Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ общеобразовательных учреждений Московской области / А.В. Шмагина, В.Ф. Солдатов, И.А. Фоменко. - АСОУ, 2012.

- с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год);

- с авторской программой: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5 - 9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2011.

- с возможностями учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

• взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;

• социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. - литература первой половины XIX в.).

В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

  1. Устное народное творчество.

  2. Древнерусская литература.

  3. Русская литература 18 века.

  4. Русская литература 19 века.

  5. Русская литература 20 века.

  6. Зарубежная литература.

Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом классе и разделы программы.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Место курса «Литература» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 ч, в том числе: в 5 классе - 105 ч, в 6 классе - 105 ч, в 7 классе - 70 ч., в 8 классе - 70ч., в 9 классе - 105ч.


5 класс

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

п/п

Разделы

авторской программы

Количество часов


Разделы

рабочей программы

Количество часов

Введение

1

Введение

1

Устное народное творчество

10

Устное народное творчество

10

Из древнерусской литературы

2

Из древнерусской литературы

2

Из литературы 18 века

2

Из литературы 18 века

2

Из литературы 19 века

43

Из литературы 19 века

42

Из литературы 20 века

30

Из литературы 20 века

29

Из зарубежной литературы

15

Из зарубежной литературы

14

Уроки итогового контроля

2

Уроки итогового контроля

2


ИТОГО

105

ИТОГО

102









Тематическое планирование

п/п

№ в/р

Тема урока

Основное содержание

(решаемые проблемы)

Виды деятельности учащихся

Домашнее задание

Дата проведения

Примечание

План

Факт

1


2

3

4

5

6

7

8

1.

Учебник литературы и работа с ним. Книга в жизни человека

Какую роль книга играет в жизни человека?

Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами; решение тестов.

Стр. 3-5 пересказ, зад. 5 стр.5; инд. зад.3, 4 стр.6

03.09


1.

Фольклор - коллективное устное народное творчество

Что такое фольклор? Для чего нам нужно изучать фольклор?

Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или посло-вицы, наблюдение над поэтикой малых жанров.

Зад.1, 2 стр. 8

06.09


2.

Малые жанры фольклора

Что такое малые жанры фольклора? Что такое детский фольклор?

Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или посло-вицы, наблюдение над поэтикой малых жанров.

Стр.8-12 читать, зад. 2, 3 стр.11

07.09


3.

Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Виды сказок

Что такое сказка? В чем своеобразие жанра сказки?

Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с ил-люстрациями

Читать сказку «Царевна-лягушка», зад.3 стр.25

10.09


4.

Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев

Чему нас учит сказка?

Чтение сказки; выборочный пересказ отдельных эпизодов, ответы на вопросы; устное словесное рисование; сопоставление иллюстраций художников с текстом сказки

Зад.4, 5 стр.25, рассказ о герое сказки

13.09


5.

Волшебная сказка «Царевна лягушка». Художественный мир сказки

Каковы признаки волшебной сказки?

Выявление характерных для народных сказок художественных приемов и фантастических элементов и определение их роли в сказке. Участие в коллективном диалоге о роли сказочных элементов и языке сказок. Выявление в сказках разных видов художественных образов.

Работа над выразительным чтением и чтение отрывков сказки по ролям. Оценка актерского чтения отрывков из сказки.Различные виды пересказа. Подготовка рассказа о герое на основе высказывания писателя.

Анализ и сопоставление иллюстраций к сказке. Презентация и защита собственных иллюстраций к сказке.

Читать сказку «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», чтение по ролям первой части сказки

14.09


6.

Знакомство с волшебной и героической сказкой «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».

В чем выражаются жанровые признаки волшебной и героической сказки?

Участие в беседе о главных и второстепенных героях сказки. Различные виды пересказа. Сопоставление характеристик главного героя сказки. Групповые мини-исследования: поиск и анализ слов и выражений, в которых дается оценка героев. Составление плана характеристики сказочного героя. Анализ и сопоставление иллюстраций к сказке.

Выборочный пересказ на тему «Подвиги Ивана - крестьянского сына»

17.09


7.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»: система образов сказки

Какую роль играют в сказке главные и второстепенные герои? Чему учит эта сказка?

Развитие связной речи учащихся. Создание сочинения-характеристики главного героя сказки по предложенному плану.

Чтение по ролям сказки «Журавль и цапля»

20.09


8.

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

В чем выражаются жанровые признаки сказки о животных? Чему учат эти сказка?

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставле-ние сказок о животных с волшебными сказками; чтение и обсуждение статьи учебника «Из рассказов о сказочниках»

Задание 5 стр.44

21.09


9.

Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народное представление о справедливости, добре и зле

В чем выражаются жанровые признаки бытовой сказки? Чему учат эти сказки?

Осмысление сюжета сказок, ответы на вопросы; чтение по ролям; сопоставление бытовых сказок со сказками о животных, с волшебными сказками

Подг. к тесту по русским народным сказкам

24.09


10.

Контрольная работа

Итоговый урок по теме «Русские народные сказки»

Тест

Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло?

Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы

Письменный ответ на проблемный вопрос по составленному плану

27.09


1.

Общее представление о древнерусской литературе

В чем заключается своеобразие древнерусской литературы?

Чтение статьи учебника, чтение художественного текста и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям.

Читать стр.48-50, пересказ сюжета из летописи

28.09


2.

Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Что такое летопись?

Научиться понимать и воспроизводить тексты древнерусской литературы

Сочинение по картине А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»

Групповые задания

01.10


1.

Внеклассное чтение

М.В. Ломоносов - ученый, поэт, художник.

Что мы узнали о Ломоносове? В чем заключается значение Ломоносова для России?

Чтение статьи о Ломоносове, художественного текста, статьи «Роды и жанры литературы»;

Групповое задание: создание электронного альбома «М.В. Ломоносов - великий россиянин»

04.10


2.

М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру….»

В чем необычность произведения М.В. Ломоносова? Юмор стихотворения

Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор). Выразительное чтение стихотворения ответы на вопросы

Стих. Наизусть

Групповое задание: сведения о баснописцах (Эзоп, Лафонтен, Сумароков, Дмитриев)

05.10


1.

Внеклассное чтение

Жанр басни в мировой литературе. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.)

В чем особенности жанра басни?

Научиться понимать иносказательный подтекст басен и их мораль. Научиться выразительному чтению басни по ролям (инсценированному чтению), выявить способы самообразования

Стр.58-59 читать;

Вспомнить изученные басни Крылова

15.10


2.

Басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом», «Зеркало и Обезьяна». Осмеяние пороков - грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости.

В чем выражена мораль этих басен? Как выражается мораль в баснях Крылова?

Научиться выразительному чтению басни по ролям, по образцу из фонохрестоматии, (инсценированному чтению); формировать навыки проектной деятельности

Выучить наизусть одну из басен; задания «Литература и изобразительное искусство»

18.10


3.

Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора

В чем выражена мораль этой басни? Кто является героями басни?

Научиться выразительному чтению басни по ролям, по образцу из фонохрестоматии, (инсценированному чтению); формировать навыки проектной деятельности

Зад.3, 4 стр.67; коллективный проект стр.69

19.10


4.

Развитие речи

Басни И.А. Крылова

Что я знаю о великом баснописце и его баснях?

Выразительное чтение любимых басен, участие в конкурсе «Знаете ли вы басни Крылова?», инсценирование басен, пре-зентация иллюстраций; сопоставление басен

Выразительное чтение сказки «Спящая царевна»

22.10


5.

В.А. Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Сказка «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

В чем особенность жанра баллады и авторской сказки?

Чтение статьи о поэте, чтение сказки, восприятие художественного произведения; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи. Чтение сказки, ответы на вопросы, сопоставление сказки народной и литературной, выявление общих и отличительных черт

Наизусть фрагмент сказки; задания 3, 6 стр.83

25.10


6.

В.А. Жуковский.

Понятие о балладе. Баллада «Кубок»

В чем особенность жанра баллады?

Чтение баллады, полноценное ее восприятие; ответы на вопросы; чтение по ролям; выразительное чтение.

Составить план характеристики героя баллады, устный рассказ о герое

26.10


7.

А.С. Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне»

Как впечатления детства и юности повлияли на творчество поэта?

Познакомиться с некоторыми фактами биографии А.С Пушкина (детство, лицейские годы). Определить влияние народного творчества на формирование взглядов поэта

Задание 2 стр.93, выразительное чтение наизусть стих. «Няне»

29.10


8.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок

Можно ли назвать это стихотворение «собирательной сказкой в стихах»? Почему?

Познакомиться с миром пушкинской сказки, с героями и сюжетом поэмы «Руслан и Людмила». Развивать навыки выразительного чтения

Выразительное чтение пролога наизусть

01.11


9.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»: события и герои

Какие обстоятельства сопутствовали написанию этой сказки? О чем эта сказка? Какова композиция сказки? Что можно сказать о главных героях сказки?

Научиться выделять основные части сказки. Отвечать на поставленные учителем вопросы по ее содержанию. Научиться оценивать поступки и поведение сказочных героев. Составлять план рассказа о герое. Сопоставление содержание сказки и музыкальных произведений - иллюстраций к сказке

Наизусть отрывок из сказки, задание «Будьте внимательны к слову» стр.113

02.11


10.

Развитие речи

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»: сравнительная характеристика героев

Что общего и в чем различие главных героев?

Развивать навыки характеристики героев, анализа текста, работы над сочинением

Составить план и письменную характеристику двух героев (по выбору)

05.11


11.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - ее истоки. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной

Что общего и в чем различие народных сказок и литературной сказки А.С. Пушкина?

Находить основную мысль сказки. Овладеть навыками сравнительного анализа литературной и народной сказок. Уметь слушать художественное чтение (фонохрестоматия диалог нищенки и царевны)

Творческое задание стр.117

08.11


12.

Развитие речи

Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки

В чем превосходство царевны над царицей?

Уметь получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным

Письменно ответить на один из проблемных вопросов; подготовка к контрольной работе

09.11


13.

Контрольная работа

По творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина

Что я знаю о творчестве писателей за пройденный период?

Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы

Самост. чтение сказок Пушкина, задания 1, 2 стр.118

12.11


14.

Внеклассное чтение. Мои любимые сказки А.С. Пушкина

Что я вынес интересного от знакомства с творчеством

А.С. Пушкина?

Уметь получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным

Прочитать сказку «Черная курица, или Подземные жители», пересказ фрагментов сказки

15.11


15.

Русская литературная сказка. А. Погорельский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Подготовка к проекту

В чем особенности литературной сказки начала

XIX в.?

Уметь составлять первичный проект (индивидуальный, коллективный), составлять электронную презентацию «Иллюстрации к сказке А. Погорельского»

Вопросы 4, 5 стр.149, задание из раздела «Проект»

16.11


16.

А. Погорельский Сказка «Черная курица, или Подземные жители». Мир детства в изображении писателя. Проект

Каков мир детства в изображении А. Погорельского?

Уметь читать по ролям, подбирать цитаты из текста к иллюстрациям к сказке; выполнять проектную деятельность по алгоритму

Письменный отзыв о литературной сказке

26.11


17.

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837)

Что мы узнали о М.Ю. Лермонтове? Что лежит в основе для написания патриотического стихотворения «Бородино»?

Научиться определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника

Стихотворение наизусть;

Устный рассказ о старом солдате

29.11


18.

Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. Проблематика и поэтика

Как построено стихотворение «Бородино», от имени кого ведется повествование? Какие средства изобразительности использует поэт?

Научиться понимать стихотворный текст, выразительно читать, аргументировать свое отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки, слушать художественное чтение текста (фонохрестоматия)

Прочитать сказку «Ашик-Кериб», сделать иллюстрацию к сказке

30.11


19.

Внеклассное чтение

М.Ю. Лермонтов. «Ашик-кериб» как литературная сказка

В чем выражается близость сказки к восточному фольклору?

Научиться понимать стихотворный текст, выразительно читать, аргументировать свое отношение к героям произведения.

Прочитать повесть Гоголя «Заколдованное место», задания 1-3 стр.169

03.12


20.

Н.В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

В чем особенность изображения в повести «Заколдованное место» жизни народа, его обычаев?

Научиться понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое

Задание из раздела «Литература и изобразительное искусства»

06.12


21.

Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического в повести Н.В. Гоголя

В чем особенность построения повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»? Как это помогает прочувствовать волшебное в содержании?

Научиться обсуждать поступки литературных героев и выражать свое мнение о них

Читать повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

07.12


22.

Внеклассное чтение

«Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть»

Как изображен конфликт темных и светлых сил в прочитанных повестях Гоголя?

Художественный пересказ эпизодов; инсценирование эпизодов, создание иллюстраций, фантастического рассказа, связанного с народными традициями, верованиями

«Как главные герои гоголевских «Вечеров…» побеждали зло?»

10.12


23.

Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». «Есть женщины в русских селеньях…» - поэтический образ русской женщины

Как представлял в своих стихах женские и детские образы А.Н. Некрасов? Какую оценочную лексику использует автор для создания образа русской женщины?

Научиться находить автобиографичные элементы в лирическом произведении, чувствовать настроения автора через его речь, аргументировать и объяснять поведение героев, оценивать их поступки, находить авторские оценки

Выучить наизусть отрывок «Есть женщины в русских селеньях…», устный рассказ о Некрасове

13.12


24.

Н.А. Некрасов. Стихотворе-ние «Крестьянские дети». Мир детства

Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения

Выучить понравившийся отрывок, вопросы 6-8 стр.187

14.12



25.

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети». Язык стихотворения

Каковы изобразительно-выразительные особенности стихотворения о крестьянских детях?

Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения

Сочинение по одной из иллюстраций к стихотворению, прочитать «Муму»

17.12



26.

И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Муму». Реальная основа рассказа

Где прошли детские годы И.С. Тургенева? О каких нравах России XIX в. вы узнали из рассказа?

Знать автора читаемого произведения. Выявлять основную нравственную проблематику произведения

Рассказ о детстве и юности Тургенева, выборочный пересказ на тему «История Герасима» или «История Муму»

20.12


27.

Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие в рассказе «Муму»

Как ведет себя Герасим? В чем выражается его протест против крепостничества?

Научиться воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов

Составить план характеристики Герасима, задания 6, 7, 9 стр.224

21.12


28.

Нравственное преображение Герасима. Немота главного героя - символ немого протеста крепостных

Герасим - молчаливый раб или бунтарь? Какова роль пейзажа в рассказе?

Научиться словесно воспроизводить картины, созданные писателем, аргументировать свое отношение к героям произведения

Закончить сравнительную характеристику героев

24.12


29.

Развитие речи

И.С. Тургенев - мастер портрета и пейзажа

Что я знаю о творчестве писателей за пройденный период?

Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы плана сочинения

Написать сочинение на один из проблемных вопросов

27.12


30.

А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы

Какие средства выразительности речи в стихотворении помогают увидеть красоту природы глазами поэта?

Учиться выразительному чтению, навыкам анализа стихотворения

Наизусть одно из стихотворений Фета, анализ стихотворения по вопросам

28.12


31.

Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды

Что мы знаем о творчестве Л.Н. Толстого? Какова тема произведения?

Составить представление о жизненном пути Л.Н. Толстого. Понять гуманистическую направленность произведения. Научиться анализу эпического произведения. Научиться использовать литературные термины в устной речи

Устный рассказ о Толстом, дочитать «Кавказского пленника», групповое задание: составить устный рассказ о Жилине и о Костылине

31.12


32.

Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина

Как сказываются жизненные принципы, индивидуальные черты характера в ситуации выбора?

Научиться выявлять основную идею (основную мысль) рассказа, видеть авторскую позицию и составлять сравнительную характеристику

Письменная сравнительная характеристика Жилина и Костылина по плану

10.01


33.

Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов

Существует ли внутренняя вражда между народами?

Научиться выделять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними

Письменно ответить на один из проблемных вопросов, подготовиться к контрольной работе

11.01


34.

Развитие речи

Подготовка к контрольной работе по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

Что я знаю о творчестве писателей за пройденный период?

Работа над планом, над вступлением и заключением, над логическими переходами

Прочитать рассказ Чехова «Хирургия»

14.01


35.

Контрольная работа по произведениям М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

Насколько усвоен материал?

Умение работать над типом речи рассуждением, над композицией сочинения

Групповое задание: подобрать цитаты из рассказа, инсценировать фрагмент рассказа

17.01


36.

А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа

Что мы знаем об А.П. Чехове? Какова отличительная черта рассказов А.П. Чехова?

Научиться анализировать художественный текст, выразительно читать, выполнять электронную презентацию «Иллюстрации к рассказам А.П. Чехова»

Продолжить составление киносценария по рассказу

18.01


37.

Развитие речи

Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Из-за чего герои рассказов А.П. Чехова и их поступки выглядят смешными?

Научиться выразительно читать и пересказывать текст. Видеть средства выразительности, придающие юмористический пафос произведению, использовать навыки проектной деятельности

Читать рассказы Чехова «Пересолил», «Жалобная книга», «Налим» и др.

21.01


38.

Внеклассное чтение

Рассказы Антоши Чехонте

Что вызывает смех в ранних рассказах А.П. Чехова?

Научиться выразительно читать и пересказывать текст. Видеть средства выразительности, придающие юмористический пафос произведению, использовать навыки проектной деятельности

Письменный ответ на вопрос «Над чем мы смеемся, читая ранние рассказы Чехова?»

24.01


39.

Поэты XIX в. о Родине, родной природе и о себе. Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь…», «Есть в осени первоначальной»

В чем особенность видения красоты природы в стихотворениях поэтов XIX в.?

Учиться выразительному чтению. Учиться навыкам анализа стихотворения. Уметь слушать актерское чтение (фонохрестоматия)

Наизусть одно из стихотворений Тютчева, анализ стихотворения по вопросам стр.273

25.01


40.

А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Плещеев «Весна», Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…», И.З. Суриков «Зима»,

В чем особенность видения красоты природы в стихотворениях поэтов XIX в.?

Учиться выразительному чтению. Учиться навыкам анализа стихотворения. Уметь слушать актерское чтение (фонохрестоматия)

Задания 2, 3 стр.282, подготовка проекта - задание стр.283

28.01


41.

Развитие речи

Выразительное чтение стихотворений русских поэтов о природе

Какой я вижу свою Родину и русскую природу в поэзии 19 века?

Чтение стихотворений и полноценное их восприятие; ответы на вопросы; выразительное чтение, устное рисование; восстановление деформированного текста, анализ стихотворения

Анализ стихотворения по плану

31.01


42.

Развитие речи

Сочинение «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)»

Как делать анализ лирического текста (стихотворения)?

Учиться навыкам анализа стихотворения по алгоритму выполнения задания

Прочитать рассказ Бунина «Косцы»

01.02


1.

И.А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Косцы». Восприятие прекрасного. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

В чем особенность поэтики И.А. Бунина?

Познакомиться с именем И.А. Бунина. Развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении; развивать навыки описания картин

Пересказ рассказа, используя авторские слова и выражения

04.02


2.

Внеклассное чтение

И.А. Бунин. «Подснежник»

Какое отражение нашла тема исторического прошлого России в творчестве Бунина? В чем смысл названия рассказа?

Чтение рассказа и его полноценное восприятие; ответы на вопросы; установление ассоциативных связей с произведениями живописи, комментированное чтение; анализ текста

Письменный ответ на вопрос

07.02


3.

В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». Автобиографичность произведения. Гуманистический смысл повести

Какие автобиографические черты имеет повесть? С помощь чего создается неповторимый образ города и героев?

Познакомиться с жизнью и деятельностью В.Г. Короленко, развивать навыки анализа текста, характеристики героев

Групповое задание: заполнить таблицу «Портретные характеристики героев»

08.02


4.

Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев.

Какие качества характера проявляются у героев из разных слоев общества? Что повлияло на изменение этих качеств?

Развивать навыки характеристики героев. Развивать умения и навыки выделять существенное и главное по теме в тексте. Уметь составлять электронный альбом «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Задания 7-9 стр.49

11.02


5.

Развитие речи

Особенности портрета и пейзажа

В чем особенности портрета и пейзажа в повести?

Развивать умения и навыки выделять существенное и главное по теме в тексте.

Вопрос 11 стр. 49

14.02


6.

Развитие речи

Обучение навыкам характеристики героев

Как сформулировать тему сочинения по произведению? Как правильно составить план сочинения по данной теме?

Развивать навыки характеристики героев, анализа текста, работы над сочинением

Письменный ответ на вопрос

15.02


7.

С.А. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины

Какие основные темы творчества С.А. Есенина мы можем выделить? В чем особенности поэзии С.А. Есенина?

Кратко познакомиться с биографией С.А. Есенина, тематикой творчества, развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста. Использовать навыки проектной деятельности (иллюстрации к стихотворениям С.А. Есенина)

Наизусть стихотворение Есенина, читать сказ Бажова

25.02


8.

П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика

Что представляет жанр сказа? Какие существуют различия в жанрах сказа и сказки?

Получить представление о жанре сказа; увидеть различия в жанре сказа и сказки; развивать навыки анализа текста, проектной деятельности

Завершить составление таблицы,

задание 6 стр.68

28.02


9.

Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя сказа «Медной горы Хозяйка». Стремление к совершенному мастерству

Какие черты фольклорных жанров присутствуют в сказе?

Развивать навыки анализа текста, характеристики героев, описания картин; расширить словарный запас диалектными словами, навыки составления электронной презентации «Сказы П.П. Бажова в иллюстрациях художников Палеха»

Стр.69-71, составить электронную презентацию «Сказы П.Бажова в иллюстрациях художников Палеха»

01.03


10.

К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Теплый хлеб». Тема и проблема произведения. Герои в литературной сказке

Отразился ли жизненный опыт писателя на тематике его творчества? В отличительность героев в литературной сказке К.Г. Паустовского?

Познакомиться с творчеством писателя. Учиться определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки

Письменная характеристика героя сказки

04.03


11.

Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

В чем особенность романтических рассказов К.Г. Паустовского? С помощью каких художественных приемов создается ощущение сказочности произведения?

Понять нравственное содержание рассказа, душевные качества героя. Знать отличительные черты романтизма, выявлять романтическую настроенность произведений писателя

Письменный ответ на проблемный вопрос

07.03


12.

Внеклассное чтение

К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения

Чему учит нас этот рассказ? Кого можно назвать положительным героем, а кого отрицательным?

Уметь определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки, слушать и оценивать актерское чтение (фонохрестоматия)

Задание 1 стр.89

Прочитать пьесу-сказку С.Я. Маршака

08.03


13.

С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Особенность рода литературы

В чем особенность построения данного произведения? В чем художественные особенности пьесы-сказки?

Познакомиться с биографией и творчеством С.Я. Маршака. Получить представления о драме как о роде литературы. Развивать навыки выразительного чтения

Задания 1-3 стр.107

11.03


14.

Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки «Двенадцать месяцев».

По каким критериям можно разделить героев на положительных и отрицательных?

Развивать навыки анализа текста. Развивать навыки выразительного чтения. Уметь слушать и оценивать актерское чтение. Развивать навыки инсценирования сказки

Стр.109-111 читать, задания1-4 или творческое задание стр.111

14.03


15.

Победа добра над злом - традиция русских народных сказок

Что общего у этой сказки с народной? И в чем отличие?

Увидеть традиции народной сказки в пьесе С.Я. Маршака. Развивать навыки анализа текста.

Читать рассказ А. Платонова «Никита», 1-4 стр.121

15.03


16.

А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Единство героя с природой

В чем особенность мира детства главного героя?

Познакомиться с рассказом А.П. Платонова «Никита». Уметь характеризовать главного героя

Задания 1, 5 стр.122

18.03


17.

Быль и фантастика. Особенность мировосприятия главного героя рассказа А.П. Платонова «Никита»

Как реальное переплетается с фантастическим в рассказе в видении мальчика?

Познакомиться с рассказом А.П. Платонова «Никита». Научиться видеть особенный мир детства главного героя

Читать рассказ В. Астафьева «Васюткино озеро», вопросы 1-3 стр.152

21.03


18.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро»

Для чего автор описывает случай, произошедший с мальчиком? Как это связано с темой рассказа?

Кратко познакомить с биографией писателя. Выявить автобиографические черты рассказа. Выявить тему и основную мысль рассказа. Изучить композицию произведения

Задание «Литература и изобразительное искусство» стр.152

22.03


19.

Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Что помогло главному герою выжить в лесу? С чем смысл названия рассказа?

Развивать навыки самостоятельной работы с текстом. Уметь давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы

Письменная характеристика Васютки (по материалам таблицы)

25.03


20.

Развитие речи

Подготовка к классному письменному ответу по творчеству К.Г Паустовского, А.П. Платонова, В.П. Астафьева

Что я знаю о творчестве писателей за пройденный период?

Подготовка к сочинению, обсуждение планов, работа над сочинением

Подготовка к контрольной работе

28.03


21.

Контрольная работа по творчеству К.Г Паустовского, А.П. Платонова, В.П. Астафьева.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

Насколько усвоен материал?

Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы, учить писать сочинение типа рассуждения.

Найти материалы о судьбах и подвигах детей в годы Великой Отечественной войны

29.03


22.

Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

Каково значение поэзии в годы Великой Отечественной войны?

Узнать о значении поэзии в годы Великой отечественной войны, развивать патриотические чувства, ознакомиться с творчеством

А.Т. Твардовского

Задания 1, 2 стр.159

01.04


23.

К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» Война и дети

Каково значение поэзии в годы Великой Отечественной войны?

Узнать о значении поэзии в годы Великой отечественной войны, развивать патриотические чувства, ознакомиться с творчеством К.М. Симонова.

Выразительное чтение стихотворения, инд. задания: краткие сообщения о жизни Бунина, Кедрина, Прокофьева

04.04


24.

Произведения о Родине, родной природе и о себе. И.А. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.А. Прокофьев «Аленушка»;

Д.Б. Кедрин «Аленушка»

Какими средствами языка и выразительности речи создается поэтический образ России в стихотворениях поэтов XX в.?

Увидеть, как создается поэтический образ России в стихотворениях поэтов XX в., развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического произведения

Выучить наизусть одно из стихотворений

Инд. задания: Подобрать иллюстрации к стихотворению Дон-Аминадо «Города и годы»

05.04


25.

Произведения о Родине, родной природе и о себе. Н.М. Рубцов «Родная деревня»;

Дон - Аминадо «Города и годы»

Какими средствами языка и выразительности речи создается поэтический образ России в стихотворениях поэтов XX в.

Познакомиться с произведениями

Н.М. Рубцова о Родине и природе с целью формировании навыков анализа поэтического текста

Задания 1, 2, стр.170

15.04


26.

Писатели улыбаются. Саша Черный «Кавказский пленник»

Можно ли назвать данное произведение на классические сюжеты юмористическим и почему?

Расширить представления о юморе в литературе. Ознакомиться со средствами художественной выразительности, придающими произведению юмористический характер.

Пересказ фрагмента «Игра в кавказских пленников» от лица одного из героев рассказа

18.04


27.

Саша Черный. «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор

Можно ли назвать данное произведение на классические сюжеты юмористическим и почему?

Развивать навыки пересказа и анализа текста. Развивать творческие способности, чувство юмора

Творческое задание стр.188

19.04


28.

Ю.Ч. Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме

В чем состоит юмор истории о ките?

Расширить представления о юморе в литературе. Ознакомиться со средствами художественной выразительности, придающими произведению юмористический характер. Развивать навыки пересказа и анализа текста. Развивать творческие способности, чувство юмора

Задания 1, 2 стр.188

22.04


29.

Контрольная работа

Итоговый урок по русской литературе XIX-XX вв. (тестирование)

Насколько успешно усвоены знания по пройденным темам?

Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки

Вопросы и задания стр. 193

25.04


1.

Р.Л. Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. Баллада «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков

О чем заставляет задуматься нас героическая баллада «Вересковый мед»?

Ознакомиться с биографией творчеством писателя (обзорно), углубить знания о литературной балладе

Читать главы романа Д. Дефо «Робинзон Крузо»

26.04


2.

Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо»

Что нам известно о литературном герое и придумавшем его авторе?

Кратко ознакомиться с биографией и творчеством Д. Дефо; увидеть значение романа в истории литературы;

Вопр.1, 2 стр.213

Выборочный пересказ

29.04


3.

Приключения Робинзона Крузо, характер героя

Благодаря чему Робинзон Крузо выжил на необитаемом острове? Какие личностные качества ему помогли?

Чтение и анализ произведения с целью увидеть глубину силы воли человека и его неисчерпаемых возможностей

Вопрос 4, стр.213

02.05


4.

Гимн неисчерпаемым возможностям человека

Благодаря чему Робинзон Крузо выжил на необитаемом острове?

Чтение и анализ произведения с целью увидеть глубину силы воли человека и его неисчерпаемых возможностей

Творческое задание стр.213

03.05


5.

Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. Соотношение реального и фантастического

В чем особенность сказок Х.К. Андерсена?

Кратко ознакомиться с биографией и творчеством Х.К. Андерсена. Ознакомиться с зарубежной литературной сказкой: реальные и вымышленные персонажи

Задание 4 стр.248

Выборочный пересказ «Герда спасает Кая»

06.05


6.

Характеристика героев сказки «Снежная королева». Противопоставление красоты внешней и внутренней - Герда и Снежная королева

В чем заключается истинная красота человека? (на примере разбора образов Герды и Снежной королевы)

Научиться видеть в сказке обличия зла; характеризовать поступки героев

Письменная характеристика Герды

Подготовить устный рассказ о Снежной королеве

09.05


7.

Идея сказки. Победа добра, любви и дружбы над злом в сказке «Снежная королева»

Может ли ради любви и дружбы герой сказки (произведения) пойти на подвиг?

Научиться понимать ценность дружбы и силу любви близких Каю людей

Читать сказки Андерсена, подготовить пересказ фрагмента сказки

10.05


8.

Внеклассное чтение

Сказки Х.К. Андерсена Викторина

О чем мечтал Х.К. Андерсен в своих сказках?

Уметь определять тему произведения, видеть особенности изображения героев литературной сказки, отвечать на поставленные вопросы

Стр.249-250 читать

Задания 1-3 стр.250

13.05


9.

Контрольная работа по сказкам Х.К. Андерсена

Что я знаю о творчестве писателя?

Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки

Читать роман М.Твена «Приключения Тома Сойера»

16.05


10.

М. Твен. Краткий рассказ о писателе. Роман «Приклю-чения Тома Сойера»

Каким предстает мир детства в романе

М. Твена?

Чтение вступительной статьи. Кратко ознакомиться с биографией и творчеством М. Твена.

Вопросы 3,4 стр.268

17.05


11.

Том и Гек. Дружба мальчиков. Внутренний мир героев М. Твена

Какую характеристику героям можно дать по их поступкам?

Аналитическое чтение отдельных глав. Познакомиться с героями-сверстниками приключенческого произведения

Задание 5 стр.268

20.05


12.

Развитие речи

«Приключения Тома Сойе-ра» - любимая книга многих поколений читателей

Чем похожи герои романа на моих сверстников?

Устное иллюстрирование. Обсуждение иллюстраций, помещенных в учебнике. Обсуждение вопроса «Чем герои романа похожи на моих сверстников и чем отличаются от них?» Рецензирование эпизода из фильма по роману.

Прочитать рассказ Дж. Лондона «Сказание о Кише»

23.05


13.

Дж. Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка.

Почему Киш стал уважаемым человеком в племени?

Познакомиться с биографией Джека Лондона, с романтическими образами героев его произведений, выявить основные черты героев Дж. Лондона

Задание 4 стр.280

24.05


14.

Дж. Лондон. «Сказание о Кише» Характер мальчика - смелость, мужество

Какими качествами, помогающими ему в трудных ситуациях, обладает главный герой?

Работа с эпизодами по группам. Презентация собственных иллюстраций к рассказу. Рецензирование мультипликационного фильма по рассказу.

Подготовиться к итоговой контрольной работе

27.05


1.

Итоговый тест

Насколько усвоен материал 5 класса?

Выявить уровень подготовленности

Подготовить художественный пересказ понравившихся эпизодов.

30.05

2.

Список литературы для чтения на лето

Что читать летом?

Презентация сочинений, рисунков-иллюстраций к любимым произведениям, инсценирование самостоя-тельно прочитанных книг, от-веты на вопросы викторины «Знаете ли вы литературных героев?»

Список литературы для чтения на летних каникулах

31.05



ГРАФИК ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Дата

Вид работы, ее название

Тема курса

27.09

Тест по русским народным сказкам

Русские народные сказки

12.11

Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина

Из литературы 19 века

17.01

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого

Из литературы 19 века

01.02

Сочинение «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)»

Из литературы 19 века

15.02

Сочинение «Характеристика героев повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Из литературы 20 века

29.03

Контрольная работа по творчеству К.Г Паустовского, А.П. Платонова, В.П. Астафьева

Из литературы 20 века

25.04

Тест по произведениям русской литературы XIX-XX вв.

Из литературы 20 века

16.05

Контрольная работа по сказкам Х.К. Андерсена

Из зарубежной литературы

30.05

Итоговый тест за курс литературы 5 класса

Уроки итогового контроля

Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).

И.А. Крылов. Басни.

А.С. Пушкин. «У лукоморья...»

Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студеную зимнюю пору…»).

Ф. И. Тютчев. «Весенние воды».

А.А. Фет. «Весенний дождь».

М.Ю. Лермонтов. «Бородино».

По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.

По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Список рекомендуемой литературы

А. Основной

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». «СПС Гарант», 16ноября 2011г.

2. Приоритетный национальный проект «Образование»- mon.gov.ru/pro/pnpo.

3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»- mon.gov.ru/dok/akt/6591.

4. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы- httpHYPERLINK "mon.gov.ru/press/news/8286"://HYPERLINK "mon.gov.ru/press/news/8286"monHYPERLINK "mon.gov.ru/press/news/8286".HYPERLINK "mon.gov.ru/press/news/8286"govHYPERLINK "mon.gov.ru/press/news/8286".HYPERLINK "mon.gov.ru/press/news/8286"ruHYPERLINK "mon.gov.ru/press/news/8286"/HYPERLINK "mon.gov.ru/press/news/8286"pressHYPERLINK "mon.gov.ru/press/news/8286"/HYPERLINK "mon.gov.ru/press/news/8286"newsHYPERLINK "mon.gov.ru/press/news/8286"/8286.

5. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования /Под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

7. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011г. №МД-1552/о3 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся». М., 2011.

9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2621-10).

10. Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования- httpHYPERLINK "standart.edu.ru/"://HYPERLINK "standart.edu.ru/"standartHYPERLINK "standart.edu.ru/".HYPERLINK "standart.edu.ru/"eduHYPERLINK "standart.edu.ru/".HYPERLINK "standart.edu.ru/"ru

11. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.-№4.- С.18-22.

12. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. // Под ред. Асмолова А.Г. М.: Просвещение, 2010.

13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

14. Примерная программа по предмету ….

15. Методическое пособие (по новому ФГОС ООО) по предмету ….

16. Действующие школьные учебники по предмету …из Федерального перечня (перечислить в Приложении).

17. Примерные программы внеурочной деятельности / под ред. В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2010.

В. Дополнительный

1. Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующие десятилетие. М.: «НексПринт», 2010.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителей под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.

3. С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.

4. Современные образовательные технологии. Под ред. Н.В. Бордовской. М.: КНОРУС 2011.

5. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути преодоления кризиса идентичности и построения гражданского общества. Вопросы образования 2008, №1.

6. Асмолов А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики // Лидеры образования 2007, №7.

7. Асмолов А.Г. (по ред.) формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М.: Просвещение. 2010.

8. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: 2007.

9. Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008.

10. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов./ Под общ. ред. М.Б.Лебедевой. СПб.: БХВ- Петербург, 2010.

11. Журналы: «Стандарты и мониторинг образования».

12. Журналы предметные: …

С)Интернет-ресурсы

1. mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.

2. httpHYPERLINK "standart.edu.ru/"://HYPERLINK "standart.edu.ru/"standartHYPERLINK "standart.edu.ru/".HYPERLINK "standart.edu.ru/"eduHYPERLINK "standart.edu.ru/".HYPERLINK "standart.edu.ru/"ru - ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.

3. informika.ru/- сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».

4. httpHYPERLINK "school-collection.edu.ru/"://HYPERLINK "school-collection.edu.ru/"schoolHYPERLINK "school-collection.edu.ru/"-HYPERLINK "school-collection.edu.ru/"collectionHYPERLINK "school-collection.edu.ru/".HYPERLINK "school-collection.edu.ru/"eduHYPERLINK "school-collection.edu.ru/".HYPERLINK "school-collection.edu.ru/"ruHYPERLINK "school-collection.edu.ru/"/ - каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

5. fcior.edu.ru -каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

6. httpHYPERLINK "window.edu.ru/"://HYPERLINK "window.edu.ru/"windowHYPERLINK "window.edu.ru/".HYPERLINK "window.edu.ru/"eduHYPERLINK "window.edu.ru/".HYPERLINK "window.edu.ru/"ru - электронные образовательные ресурсы.

7. httpHYPERLINK "katalog.iot.ru/"://HYPERLINK "katalog.iot.ru/"katalogHYPERLINK "katalog.iot.ru/".HYPERLINK "katalog.iot.ru/"iotHYPERLINK "katalog.iot.ru/".HYPERLINK "katalog.iot.ru/"ru - электронные образовательные ресурсы.

8. httpHYPERLINK "it-n.ru/"://HYPERLINK "it-n.ru/"wwwHYPERLINK "it-n.ru/".HYPERLINK "it-n.ru/"itHYPERLINK "it-n.ru/"-HYPERLINK "it-n.ru/"nHYPERLINK "it-n.ru/".HYPERLINK "it-n.ru/"ruHYPERLINK "it-n.ru/"/ - «Сеть творческих учителей



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса

Учащиеся должны знать:

• авторов и содержание изученных произведений;

• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

• выявлять основную нравственную проблематику произведения;

• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

• прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)

• пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

• словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

• аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

• сочинять небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни;

• создавать сочинения-миниатюры по картине.

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО учителей русского языка и литературы

протокол от 29 августа 2014г. №1

Руководитель ШМО ____________ Е.Г. Сельницына

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УМР _______________ А.В. Воробьева

02.09.2014г.



© 2010-2022