Урок по русскому языку «Односоставные предложения»

урок проводиться в 8 классе по программе М.М. Разумовской, с целью закрепления понятия, тренировки в нахождении и составлении односоставных предложений, развития умений использовать односоставные предложения в речи различных типов, воспитания любви к родному языку, природе родного края.При проведении урока запланировано использование информационных технологий, конкурс пословиц и высказываний великих людей о Донском крае. Применяемые на уроке тесты составлены с учётом требований подготовки обуча...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 8 классе.

Тема урока: Односоставные предложения.

Обобщение.

Цели урока: - закрепить понятие, потренировать в нахождении и составлении односоставных предложений;

- развивать умение использовать односоставные предложения в

речи различных типов;

- воспитывать любовь к родному языку, природе родного

края.

Материально-техническое оборудование: мультимедийная доска

ЗНАТЬ: УМЕТЬ:

- определение и признаки - составлять предложения, находить

односоставных предложений. их в тексте, характеризовать.

Эпиграф урока:

К родному краю сердцем прикоснись!

В. Солоухин.


ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

П. Беседа с классом.

1. Какие предложения называются односоставными?

2. На какие группы делятся о/с предложения?

(глагольные и именные).

3. Как отличить друг от друга предложения из группы глагольных?

4. В каких стилях речи используются определенно-личные

предложения?

5. Где мы можем встретить предложения определенно-личные?

Ш. Работа по составлению диалога.

На доске: Однажды нас спросили на уроке:

- Что вы любите больше всего в нашем донском крае?

После недолгого раздумья дождём посыпались ответы:

(Предполагаемые ответы:

  • Люблю простор своего родного края.

  • Часто хожу на берег родной реки и наблюдаю за её плавным течением.

  • Иногда с удовольствием слежу за полётом птиц в высоком донском небе.

  • Вспоминаю наши совместные походы в лес.

  • Думаю, что нигде в мире нет такой красоты.

  • Переживаю за состояние природы в нашем районе. Хочу сохранить родную природу для своих потомков.)

- Почему в диалогах уместно использование определенно-личных предложений?

(1. Потому что разговор ведут люди, которые видят, знают друг друга, и им нет необходимости называть себя.

2. Потому что в репликах диалога употребляются глаголы 1 и 2 лица, а они не нуждаются в подлежащем.)

  • А что нужно делать для того, чтобы сохранить родную природу для наших потомков?

(-Необходимо беречь родную природу, заботиться о ней .

  • Нужно создавать зелёные дружины и напоминать каждому об ответственности за чистоту родного края)

  • Какими вы пользовались предложениями при ответе на этот вопрос?

(Безличными)

  • Я думаю, что после такого прекрасного дождя ответов, мы по совету замечательного русского поэта прикоснулись сердцем к родному краю.

  • А каким является предложение, записанное в качестве эпиграфа? (обобщённо-личным).

  • Где в речи мы можем чаще всего встретить обобщенно-личные предложения?

(в пословицах, поговорках, мудрых высказываниях, афоризмах)

  • На дом вы получили задание вспомнить пословицы и поговорки, мудрые высказывания, связанные с родным краем, человеческим трудом, а также нашим языком.

Давайте проведем конкурс по рядам. Называем пословицы, определяем в них грамматическую основу.

Вы можете принести своему ряду желанные очки. Лучшие пословицы и высказывания мы запишем в свои тетради.

Предполагаемые пословицы и высказывания:

«Не криком, а трудом доказывают любовь к Родине» (Всеволод Иванов)

«Россия без каждого из нас обойтись может, но нам без неё не обойтись» (И.С. Тургенев)

«Привыкай к деятельности неутомимой» (А. Суворов)

Хочешь есть калачи - не сиди на печи.

Спишь, спишь, и отдохнуть некогда.

Встанешь пораньше - шагнёшь подальше.

Захочешь - на гору вскочишь, не захочешь - и с горы не съедешь.

Ешь мёд - берегись жала.

Знай свой край - это рай.

Словом ударишь сильней, чем дубинкой.

Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами.

Не спеши языком - торопись делом.

Чужой рот не огород, не приставишь ворот.

(Указать орфограммы)!

1V. Работа с текстом. (текст на мультимедийной доске)

Донская степь. Раннее утро. Тишина. Вот вдалеке невысокий курган. Пятна солончака. Узнаю с отрадой в сердце родные места. Хочется пробежаться по еле заметной тропке до одиноких подсолнухов, стоящих в стороне. Их не сеют в донской степи, они вырастают сами. Качаются под свежим ветром их золотые шапки. Стоишь, любуешься бескрайним простором.

1. Определите тему текста (родная донская степь).

2. Определите тип текста (описание с элементами рассуждения).

3. Главная мысль текста (родные места любимые только за то, что они

родные).

4. Словарная работа: курган, солончаки.

5. Назывные предложения! Солончаки.

6. Составьте предложения о родном крае. (дать краткую характеристику предложениям).

V. Тесты. (тесты на мультимедийной доске)

1. Укажите верное утверждение.

Односоставное предложение - это предложение, в котором:

А) опущено подлежащее;

Б) опущено сказуемое;

В) нет второстепенных членов предложения;

Г) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.

2. В неопределённо-личных предложениях сказуемое может быть выражено:

А) существительным в именительном падеже;

Б) глаголом в форме 1 и 2 лица;

В) глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени;

Г) глаголом-инфинитивом.

3. Это предложение обобщённо-личное.

А) Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда.

Б) Иду не торопясь, любуюсь хорошей погодой.

В) Многое вспомнишь родное, далёкое,

Слушая рокот колёс непрестанный…

Г) Пахло нагретой землёй и мёдом.

4. В составе какого сложного предложения есть простое безличное?

А) Уже смеркалось, и мы зажгли свет.

Б) Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нём сатирика.

В) Ещё мгновение, и лодка вошла под своды деревьев.

Г) Ещё молчаливы леса, и шум города сюда не доходит.

5. В каком варианте неправильно поставлены знаки препинания?

А) после ливня - ни грозы, ни ветерка.

Б) Летом светает рано, зимой - поздно.

В) Вся жизнь день радости и счастья.

Г) Люблю твой строгий, стройный вид.

VI. Тренировочные упражнения.

Выполнение упражнения 148.

1. Определить вид односоставных предложений.

2. Записать в тетрадь одно из предложений (по выбору ученика) и выделить грамматическую основу в нём.

VII. Подведение итогов.

VIII. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра, зарисовка «Гляжу в окно»,

Использовать односоставные предложения разных видов.

Можно включить в сочинение описание состояния природы и человека.


© 2010-2022