Методическая разработка раздела общеобразовательной программы по русскому языку Односоставные предложения

Односоставные предложения изучаются впервые в 8 классе. Анализируются виды односоставных предложений, употребление их в художественной литературе. На уроках изучаются особенности строения односоставных предложений и способы выражения главных членов. В разработке представлены цели, задачи раздела, тематическое планирование, виды деятельности учащихся.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

















Методическая разработка

раздела общеобразовательной программы

по русскому языку

«Односоставные предложения» (8 класс)

учителя русского языка

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №10

г. Павлово Нижегородской области

Малафеевой Людмилы Ивановны











1 Пояснительная записка


Данная методическая разработка составлена на основе общеобразовательной программы «Русский язык, 5 - 9, 10 - 11 кл.» - М.: «Дрофа», 2010 г.

Основная особенность курса русского языка по данной программе - его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь, умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме, а также в развитии врожденного языкового чутья и речемыслительных особенностей школьников. Данный курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико-орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей. Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.

Учебник для образовательных учреждений под редакцией Разумовской М.М. входит в состав УМК по русскому языку для 8 класса. Содержание учебника соответствует образовательному стандарту по русскому языку.

Большие возможности для обогащения речи обучаемых и развития их мышления появляются при изучении темы «Односоставные простые предложения». Значимость данного раздела определяется лингвистической сложностью грамматического материала, трудностями в усвоении его учащимися, важностью для изучения последующих тем, широкой распространенностью данных конструкций в разных стилях речи, богатством стилистических оттенков в значении предложений, системой синонимичных отношений.

2 Цели изучения раздела «Односоставные предложения»


  1. Образовательные:

- формирование умения различать виды односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;

- формирование умения определять роль односоставных предложений в речи, в тексте, использовать односоставные предложения в собственных высказываниях;

- формирование умения разграничивать односоставные и неполные предложения;

- формирование целостного восприятия учащимися образцового текста как единицы языка, речи и культуры;

- совершенствование пунктуационных и орфографических навыков.

2. Развивающие:

- развитие памяти, мышления, внимания;

- развитие монологической и диалогической речи, коммуникативных навыков;

- развитие самостоятельности при выполнении заданий.

3. Воспитательные:

- воспитание интереса к языку как к явлению культуры;

- развитие личных качеств учащихся, общекультурных навыков.


3 Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями


Учащиеся 8 класса - подростки 14-15 лет. Это возраст, когда в самосознании происходят значительные изменения. Появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я - концепция» (система внутренне согласованных представлений о себе образов «Я»). Подросток ограждает сферы своей деятельности от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. Подросткам присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Поэтому важно на данном этапе сохранить доверие подростков, положительную мотивацию их деятельности, проявлять понимание по отношению к ним, создавать ситуацию успеха, а также давать им возможность самостоятельно проявлять себя в учебной деятельности.

Подростки способны решать интеллектуальные задачи, отыскивать разные подходы к её решению. Развиваются такие мыслительные операции, как классификация, аналогия, обобщение. Подросток приобретает взрослую логику мышления. Происходит дальнейшее развитие восприятия, памяти, воображения, развиваются различные формы речи.

Для учащихся данного возраста темы этого раздела интересны. На уроках осуществляются межпредметные связи с литературой, ИЗО, историей, ведётся работа с текстами-миниатюрами, с лингвистическими текстами, со словарями. Читая и анализируя текст, учащиеся понимают, что в нём важно всё: и слово, и звук, и интонация. Подросткам нравятся задания, ориентированные на самостоятельный поиск, самостоятельное открытие, на решение проблемных задач. Темы раздела позволяют развивать интерес учащихся к предмету, навыки выразительного чтения, комплексного анализа текста, повышать общую языковую культуру, осуществлять связь с жизнью.

4 Ожидаемые результаты освоения раздела программы

- умение целостно воспринимать текст как единицу языка, речи и культуры;

- совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;

- умение отбирать языковой материал, анализировать и систематизировать его в виде таблиц, схем;

- умение решать творческие задачи самостоятельно, в групповой деятельности и с помощью учителя;

- развитие ассоциативного мышления;

- умение использовать учебный материал в жизненных ситуациях;

- умение создавать доклады, компьютерные презентации;

- развитие коммуникативных навыков учащихся, умение работать в группах;

- развитие умений осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, используя собственные знания и материалы учебника.

5 Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся


При изучении данного раздела русского языка уместно и возможно использование различных методов, технологий и форм организации работы на уроках.

Технологии:

  • личностно ориентированное обучение

  • информационные технологии

  • дифференцированное обучение

  • здоровьесберегающие технологии

  • сотрудничество

Методы:

  • метод проблемного обучения

  • метод беседы

  • метод наблюдения

  • поисковый метод

  • исследовательский метод

Формы работы:

  • фронтальная

  • групповая

  • парная

  • дифференцированная

Важнейшей составной процесса реализации личностно ориентированного обучения является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом, которая способствует формированию мировоззрения, знаний, жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию словом. Текст помогает полнее и точнее понять значение и назначение языковой единицы (на уроках по данному разделу использую микротексты). Ученики имеют перед собой образец для развития собственной речи. Использование текста в качестве опорной ключевой единицы курса русского языка создаёт условия для практической деятельности, в ходе которой формируются знания, орфографические и пунктуационные навыки, развиваются коммуникативные умения. Чтобы развить аналитические и творческие способности учащихся, я обращаюсь к комплексной работе с текстом (урок обобщения). При работе с текстом использую специальные задания, которые стимулируют мыслительную деятельность учащихся, формируют их творческое воображение, образное мышление. Предлагаю задания на нахождение в тексте видов односоставных предложений, определение смысловой роли и стилистических особенностей языковых единиц. На уроках русского языка ориентирую учащихся на самостоятельный поиск, самостоятельное открытие.

Одним из средств развития способности к самостоятельному анализу языковых единиц являются проблемные задачи (конструирование односоставных предложений, сопоставление с двусоставными, составление лингвистических рассуждений по таблице, схеме, выполнение тестовых заданий). Проблемные вопросы и ситуации актуализируют имеющиеся знания, поднимают их на новый уровень абстракции.

В работе над темами раздела использую технологию дифференцированного обучения, так как эффект обучения зависит не только от содержания методов, но и от индивидуальных особенностей личности ученика.

Информационные технологии позволяют ученикам выполнять задания в разнообразной форме с последующей самопроверкой, дают возможность самостоятельно подбирать материал к урокам, представляя его в виде презентаций, таблиц, тестов.

Технология критического мышления - одна из здоровьесберегающих технологий, которая обеспечивает снижение нагрузки на учащихся, эффективное использование учебного времени, способствует развитию и укреплению психического здоровья. На своих уроках использую следующие методы данной технологии: составление кластера, верные - неверные утверждения, «корзина» идей, понятий, пометки на полях.

Образовательный процесс понимаю как процесс взаимодействия, основанный на диалоге, сотрудничестве с учителем, одноклассниками, текстом.

6 Календарно-тематическое планирование по разделу программы


  1. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений.

  2. Определённо-личные предложения.

  3. Неопределенно-личные предложения.

  4. Обобщенно-личные предложения.

  5. Безличные предложения.

  6. Безличные предложения.

  7. Назывные предложения.

  8. Понятие неполного предложения.

  9. Оформление неполных предложений.

  10. Повторение и обобщение по теме.

  11. Сочинение по картине А.П. Рябушкина «Московская девушка XVII века».

7 Система знаний и система деятельности (таблица)


8 Литература


  1. Болотнова Н.С. Художественный текст как единица культуры и проблемы его изучения // Культурологический подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка. - М., 2003 г.

  2. Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка. - М., 1998.

  3. Программа «Русский язык, 5-9, 10-11 кл.». - М.: «Дрофа», 2010 г.

  4. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 8 кл.» Под ред. М.М. Разумовской. - М.: «Дрофа», 2008.

  5. Русский язык в школе №11, 2011 г.

  6. uroki.net /docrus/docrus8.htm

© 2010-2022