- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка «Имя существительное «з
Урок русского языка «Имя существительное «з
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Немерова Л.В. |
Дата | 16.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Имя существительное
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели: дидактическая: на базе изученного материала систематизировать, обобщить и закрепить знания детей об имени существительном;
Обучающая: закрепить учебно-языковые знания, правописные навыки, формировать коммуникативно-речевые умения;
Развивающая: обогащение словарного запаса детей, развитие устной и письменной речи, развитие памяти и логического мышления;
Воспитывающая: прививать внимание к слову и любовь к родному языку, к родному краю и природе.
Средства обучения:
1. рабочая тетрадь «Имя существительное»;
2. раздаточный материал;
3. наглядный материал;
4. опорные таблицы;
5. ИКТ.
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по большому городу, который называется... А как он называется, вы отгадайте:
Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам.
-
О какой части речи эта загадка?
Правильно и путешествовать мы с вами сегодня будем по большому городу «Имя существительное». Давайте посмотрим на план города. Здесь, как и в любом другом городе, есть улицы, аллеи, парки, реки, площади и другие достопримечательности, о которых мы будем говорить, а заодно и показывать свои знания об этой части речи.
II. Итак, мы отправляемся в путешествие на одном из видов городского транспорта - автобусе и проезжаем улицу Домашнего задания.
Давайте выйдем из автобуса и проверим задание, которое вы выполняли дома:
1. О Байкале сложено много песен и легенд.
* Почему у существительного «о Байкале» написали окончание «2е»?
(в П.п. окончание «е» 2 скл.)
2. Школьники Прибайкалья бережно относятся к природе родного края.
*Какое окончание написали у существительного «к природе» и почему?
(Сущ. I скл. в Д.п. пишется окончание «е»)
* Почему существительные «о Байкале» и «Прибайкалья» написали с большой буквы?
(имена собственные пишутся с большой буквы).
III. Молодцы! Садимся в автобус и продолжаем наше путешествие. А едем мы с вами по проспекту Чистописания.
Запишите в тетрадях пословицу, которая перед вами на доске:
Учение и труд рядом идут.
-
Как вы понимаете эту пословицу?
-
Назовите имена существительные, которые есть в этой пословице?
-
Докажите, что это имена существительные.
-
Дайте определение имени существительному.
IV. Молодцы! Наш автобус движется по Аллее Грамматики.
-
Назовите грамматические признаки имени существительного.
-
Составьте пары существительных по указанному грамматическому признаку: (Работа в рабочих тетрадях)
Пальцы - (число)
Музыка - (одуш./неодуш.)
Зорька - (собст./нариц.)
Тигрица - (род)
Белочка - (нариц./собств.)
V. А сейчас, ребята, мы находимся на Валеологической остановке.
Саша Копленко прочитает правило в стихотворной форме. Вы его послушайте.
Глухие звуки - непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить!
Ребята, я вам буду называть слово, а вы мне говорить проверочное слово. Посмотрим, как вы будете применять это правило на письме.
Рыбка, березка, ягодка, снежки, зубки.
VI. Немного отдохнули? Садимся в автобус и продолжаем наше путешествие. Мы с вами на Площади Падежей.
-
Вспомните, сколько падежей в русском языке? Назовите их.
-
Просклоняйте существительные «школа» и «море» по падежам.
Работа у доски.
VII. Молодцы! Хорошо работаете и мы держим путь к реке Склонений.
На берегу этой реки вы должны вспомнить, какие 3 типа склонений имеют имена существительные в русском языке?
-
Какие имена существительные относятся к 1-ому склонению?
-
Ко 2-ому?
-
К 3-ему?
К какому склонению относятся имена существительные, которые вы видите на компьютере?
Школа, дом, аллея, печь, море, конь.
Работа с сигнальными карточками.
VIII. Ребята, мы переезжаем через мост Склонений и на остановке Орфографическая минутка немного отдохнем, а заодно и выполним задание, которое нам подскажет Данзан:
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение!
Стена, река, слоны, доска, тополя.
Молодцы!
Итак, ребята, после этой остановки наш автобус прибывает в Городской парк.
-
Скажите, какое сейчас время года?
-
А какое время года изображено на картине?
-
Какие имена существительные можно использовать при описании этой картины?
-
Придумайте предложения с этими словами.
-
Кто запишет их на доске?
-
Какую роль в предложении играет имя существительное в Именительном падеже?
-
Разберите по членам предложения придуманные вами предложения.
А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте это задание друг у друга. Можете поставить оценки друг другу, а после урока мы с вами обсудим эти оценки и уточним.
Ребята, у нас с вами получилось очень хорошее путешествие по большому городу «Имя существительное» и я хочу спросить, понравилось ли вам это путешествие? Все вспомнили, что это за часть речи? Знания свои освежили?
Дом.задание на экране.
Урок окончен. Всем спасибо!
Повторительно-обобщающий урок «Город «Имя существительное» предназначен для учащихся 6 класса СКОУ VIII вида. Урок построен в форме путешествия с применением ИКТ. План города нанесен на тонкий картон, где обозначены улицы, парки, аллеи, реки, площади и т.д. Все «достопримечательности города» выводятся на мультимедийный экран.
Цели:
1. Закрепить и обобщить знания детей об имени существительном.
2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память, речь учащихся.
3.Воспитывать интерес к родному языку средствами устного народного творчества, умение работать в коллективе.
Тип урока - повторительно-обобщающий.
Методы ведения урока -
1. репродуктивный;
2. наглядно-иллюстративный;
3. словесно-логический;
4. проблемное изложение знаний.
Приемы и средства, использованные на уроке -
1. работа с учебником;
2. работа с карточками;
3. работа у доски.
На уроке учитель использовал деятельностный подход к обучению (освоение практических способов деятельности).
-
для этого создавались условия для понимания смысла собственной деятельности на уроке;
-
урок способствовал приобретению умений принятия решений, выбора поведения;
-
некоторые задания помогали развитию рефлексии собственной деятельности и ее результата.
В начале урока была конкретная направленность на формирование здоровья.
На уроке - было рациональное чередование учебной нагрузки.
Учебный режим - место урока в учебном дне - 1,
в учебной неделе - 3.