- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта по русскому языку Гласные в суффиксах существительных
Технологическая карта по русскому языку Гласные в суффиксах существительных
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баудинова Г.С. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Предмет: русский язык
Класс: 6
Учебник: Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; М.: «Просвещение», 2014.
Тема: "Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ".
Цели урока:
-
содержательная: создать условия для формирования для усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек;
-
деятельностная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов - приёмов применения новой орфограммы-буквы; способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Тип урока: урок новых знаний.
№ п/п
Этап урока
Цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результат
1.
Этап мотивации
2 мин
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Подготовка класса к работе.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, самоопределение.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2.
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
4 мин
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
-Какое значение может иметь суффикс -чик-? Докажите на примерах (переводчик - обозначает лицо; самоварчик - уменьшительно-ласкательный)
-Какие еще уменьшительно-ласкательные суффиксы вы знаете? Приведите примеры.
Организует работу с текстом.
Читает текст, предлагает подумать, в написании каких слов учащиеся могут сделать ошибки:
Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.
Учащиеся слушают текст, выявляют ошибкоопасные места в словах. Высказывают свое мнение.
Формулируют тему и цель урока.
Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез; доказательство.
Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.
3.
Выявление места и причины затруднения.
2 мин
Цель: выявление и фиксация места и причины
-В какой морфеме вы можете ошибиться?
-Укажите, ударная гласная или безударная в суффиксе.
-Нужно ли проверять гласную в суффиксе?
-Сформулируйте тему урока. Определите цели.
Учащиеся анализируют слова, отвечают на вопросы учителя. Фиксируют проблему.
Формулируют тему и цели урока.
Познавательные: формулирование проблемы; выделение познавательной цели.
Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.
4.
Построение проекта выхода из затруднения.
6 мин
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
Предлагает рассмотреть схему.
^ ^
СЫНОЕК - КАРАНДАШИК
^ ^
-ЕК- -ИК-
^ ^
-К- Р.п. -ИК-
Учитель предлагает выявить условия написания е - и в суффиксах существительных и составить алгоритм.
Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
Учащиеся анализируют схему, выдвигают гипотезу, доказывают свою точку зрения, строят алгоритм рассуждения.
Пример алгоритма.
I шаг. Измени форму слова.
II шаг. Определи «убегает» ли гласный
ДА НЕТ
^ ^
-ЕК- -ИК-
Познавательные: выдвижение гипотез; самостоятельное создание способов решения проблем; построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные: целеполагание, саморегуляция.
Коммуникативные: осознанно строить речевые высказывания.
5.
Реализация построенного проекта.
7 мин
Цель: построение и фиксация нового знания.
Предлагает проверить правильность выводов, сравнив их с материалом учебника (с.156).
Учитель предлагает учащимся составить словосочетания и предложения со словами на изученную орфограмму.
Проверяют по учебнику правильность своих выводов.
Корректируют алгоритм или кластер.
Учащиеся составляют словосочетания, предложения, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения - части речи. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные - составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой.
Познавательные:
самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений; инициативное сотрудничество.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.
Динамическая пауза.
Цель: сменить вид деятельности. 2 мин
6.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
5 мин
Цель: применение нового знания в типовых заданиях.
Учитель предлагает выполнить упражнение учебника упр. № 300,
стр. 156.
Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы. Речевое проговаривание по цепочке.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
7.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
6 мин
Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.
1. Организует самостоятельную работу учащихся с взаимопроверкой.
Раздели слова на группы.
2. -Какие суффиксы вы использовали?
Выполняют самостоятельно задание, осуществляют взаимопроверку по эталону:
-чик-
-ик-
-ек-
Познавательные: умение находить нужную информацию.
Регулятивные: умение решать проблемы; контроль и оценка.
Личностные: способность самооценки своих действий.
Коммуникативные: учебное сотрудничество.
8.
Включение нового в систему знаний и повторения.
7 мин
Цель: включение нового способа действий в систему знаний.
Учитель организует работу в парах по применению новых знаний
Запишите слова так, чтобы у вашей пары они были разные:стульч..к, мальч..к, ключ..к, замоч..к, человеч..к, чайнич..к, чемоданч..к, дружоч..к, ореш..к, кружоч.к, квадрат..к, треугольнич..к, овальч..к, мяч..к, пузырёч..к, телефонч..к, карандаш..к, листоч..к, стаканч..к, проводоч..к.
- По какому принципу распределяли слова?
Работают в парах.
Отвечают на вопрос учителя, приводят аргументы.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований для сериации слов; построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные: саморегуляция, оценка.
Коммуникативные: общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.
9.
Рефлексия.
3 мин
1 мин
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:
Урок мне …….понравился.
Я ……..доволен своей работой на уроке.
Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности
Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.
Предлагает домашнее задание.
Д/З: написать лингвистическую сказку о правописании гласных в суффиксах -ек-, -ик-.
Выбор домашнего задания.
Регулятивные: уметь делать выбор соответственно своей мотивации.