Технологическая карта по русскому языку Гласные в суффиксах существительных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта по русскому языку Гласные в суффиксах существительныхТехнологическая карта по русскому языку Гласные в суффиксах существительныхТехнологическая карта по русскому языку Гласные в суффиксах существительныхТехнологическая карта по русскому языку Гласные в суффиксах существительныхТехнологическая карта по русскому языку Гласные в суффиксах существительныхТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Предмет: русский язык

Класс: 6

Учебник: Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; М.: «Просвещение», 2014.

Тема: "Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК- ".

Цели урока:

  1. содержательная: создать условия для формирования для усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек;

  2. деятельностная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов - приёмов применения новой орфограммы-буквы; способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Тип урока: урок новых знаний.

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.



Этап мотивации

2 мин

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

Подготовка класса к работе.






Учащиеся отвечают на вопросы.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, самоопределение.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

4 мин

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

-Какое значение может иметь суффикс -чик-? Докажите на примерах (переводчик - обозначает лицо; самоварчик - уменьшительно-ласкательный)

-Какие еще уменьшительно-ласкательные суффиксы вы знаете? Приведите примеры.

Организует работу с текстом.

Читает текст, предлагает подумать, в написании каких слов учащиеся могут сделать ошибки:


Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.



Учащиеся слушают текст, выявляют ошибкоопасные места в словах. Высказывают свое мнение.

Формулируют тему и цель урока.

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез; доказательство.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

3.

Выявление места и причины затруднения.

2 мин

Цель: выявление и фиксация места и причины

-В какой морфеме вы можете ошибиться?

-Укажите, ударная гласная или безударная в суффиксе.

-Нужно ли проверять гласную в суффиксе?

-Сформулируйте тему урока. Определите цели.

Учащиеся анализируют слова, отвечают на вопросы учителя. Фиксируют проблему.


Формулируют тему и цели урока.

Познавательные: формулирование проблемы; выделение познавательной цели.

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование.

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

6 мин

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Предлагает рассмотреть схему.

^ ^

СЫНОЕК - КАРАНДАШИК

^ ^

-ЕК- -ИК-

^ ^

-К- Р.п. -ИК-

Учитель предлагает выявить условия написания е - и в суффиксах существительных и составить алгоритм.

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Учащиеся анализируют схему, выдвигают гипотезу, доказывают свою точку зрения, строят алгоритм рассуждения.

Пример алгоритма.

I шаг. Измени форму слова.

II шаг. Определи «убегает» ли гласный

ДА НЕТ

^ ^

-ЕК- -ИК-

Познавательные: выдвижение гипотез; самостоятельное создание способов решения проблем; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: целеполагание, саморегуляция.

Коммуникативные: осознанно строить речевые высказывания.

5.

Реализация построенного проекта.

7 мин

Цель: построение и фиксация нового знания.

Предлагает проверить правильность выводов, сравнив их с материалом учебника (с.156).

Учитель предлагает учащимся составить словосочетания и предложения со словами на изученную орфограмму.

Проверяют по учебнику правильность своих выводов.

Корректируют алгоритм или кластер.

Учащиеся составляют словосочетания, предложения, выделяют орфограмму, повторяют теоретические сведения - части речи. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные - составляют предложение с эпитетами, используя слова с изучаемой орфограммой.

Познавательные:

самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений; инициативное сотрудничество.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.


Динамическая пауза.

Цель: сменить вид деятельности. 2 мин

6.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

5 мин

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает выполнить упражнение учебника упр. № 300,

стр. 156.

Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы. Речевое проговаривание по цепочке.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

6 мин

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

1. Организует самостоятельную работу учащихся с взаимопроверкой.

Раздели слова на группы.

2. -Какие суффиксы вы использовали?

Выполняют самостоятельно задание, осуществляют взаимопроверку по эталону:

-чик-

-ик-

-ек-




Познавательные: умение находить нужную информацию.

Регулятивные: умение решать проблемы; контроль и оценка.

Личностные: способность самооценки своих действий.

Коммуникативные: учебное сотрудничество.

8.

Включение нового в систему знаний и повторения.

7 мин

Цель: включение нового способа действий в систему знаний.

Учитель организует работу в парах по применению новых знаний

Запишите слова так, чтобы у вашей пары они были разные:стульч..к, мальч..к, ключ..к, замоч..к, человеч..к, чайнич..к, чемоданч..к, дружоч..к, ореш..к, кружоч.к, квадрат..к, треугольнич..к, овальч..к, мяч..к, пузырёч..к, телефонч..к, карандаш..к, листоч..к, стаканч..к, проводоч..к.

- По какому принципу распределяли слова?

Работают в парах.





Отвечают на вопрос учителя, приводят аргументы.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований для сериации слов; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: саморегуляция, оценка.

Коммуникативные: общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.

9.

Рефлексия.

3 мин



1 мин

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне …….понравился.

Я ……..доволен своей работой на уроке.

Осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке.



Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; самооценка на основе критерия успешности

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Предлагает домашнее задание.

Д/З: написать лингвистическую сказку о правописании гласных в суффиксах -ек-, -ик-.

Выбор домашнего задания.

Регулятивные: уметь делать выбор соответственно своей мотивации.


© 2010-2022