Исследовательская работа Образ лебедя в литературе 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Образ лебедя в искусстве

Автор: Комарова Ульяна

ученица 5 «Б» класса МБОУ СОШ №2 с. Новобелокатай

Научный руководитель: Будакова О.В.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 с. Новобелокатай








Новобелокатай,2012


Содержание

Введение…………………………………………………………...................стр.4

1.Образ лебедя в фольклоре

а) образ лебедя в легендах и мифах…………………………………….стр.5

б) лебединые девы ………………………………………………………стр.5

в) образ лебедя в христианстве…………………………….....................стр.5

2.Символика образа лебедя в сказках………………………………………стр.5

3. Образ лебедя в авторской сказке……………………………...................стр.6

4. Образ лебедя в искусстве:

а) Образ лебедя в изображении художников ………………………стр.7

б) Образ лебедя в музыке…………………………………………….стр.7

в) Образ лебедя в танце………………………………………………стр.7

5.Выводы………………………………………………………………………стр.8

6.Список информационных ресурсов.………………………………………стр.9

Актуальность исследования

В настоящее время все большее внимание уделяется использованию устного народного творчества в обучении и воспитании школьников. Сказка, как яркий образец народного творчества, доступный для детей, является мощным средством воспитания личности каждого ребенка: сказка учит добру, состраданию, уважению старших.

Знакомство с образами сказок, историей их возникновения, анализ характера образов сказок позволяет нам лучше узнать традиции и уважать творческое наследие своего народа.

Сказка сохраняет в своих недрах следы древнейшего язычества, древних обычаев и обрядов. Изучение атрибутов, то есть совокупности всех внешних качеств персонажей, придающих сказке ее яркость, красоту и обаяние, дает возможность научного толкования сказки

На уроках литературы мы изучали народные сказки. Наиболее ярким образом в сказках, на наш взгляд, является образ лебедя (как символ красоты, добра, верности). Именно поэтому темой своего исследования мы выбрали «Образ лебедя в искусстве».

Введение

Цель:

определение истории возникновения образа символа лебедя, исследование развития этого образа в различных видах искусства

Задачи:

1)прочитать волшебные сказки;

2) научиться анализировать их;

3) познакомиться с историческими сведениями возникновения образа;

4)найти музыкальные произведения, по этой теме;

5)на основе проведенного исследования сделать выводы.

Гипотеза:

На уроках литературы мы изучали волшебные сказки. Одним из самых ярких образов для нас стал образ лебедя. В процессе исследовательской работы мы выяснили, что в одних сказках лебеди являются символом птицы, а в других - девы.

Наша гипотеза состоит в предположении том, что образ лебедя - это символ девы, так как в сказках превращается в красивую девушку, лебеди-девы обладают необычной мудростью и исполняют трудные задачи.

Объект исследования: образ лебедя в искусстве.

Предмет исследования: развитие темы «Образ лебедя» в произведениях устного народного творчества, в изобразительном искусстве, в музыке, в танце.

Методы исследования: анализ специальной литературы, обобщение, сравнение, анализ текста.

Теоретическая значимость заключена в обобщении теоретического материала по теме: «Образ лебедя в искусстве ».

Практическая значимость исследование заключается в том, что его результаты могут быть использованы на уроках по литературе в 5 классе при изучении сказок и устного народного творчества.

Образ лебедя в фольклоре

Символика лебедя практически одинакова у большинства народов мира. В древней Греции этот символ обозначал Зевса, который влюбился в жену спартанского царя Тиндарея Леду. Зевс превращался в лебедя и приплывал к своей возлюбленной.

Благодаря своей красоте, лебедь стал атрибутом Венеры, так как колесницу ее везут пара лебедей.

Лебедь считается птицей поэтов. Античные легенды гласят, что лебедь поет только перед смертью (отсюда выражение "лебединая песня"), и потому он символизирует конец жизни. Песня умирающего лебедя - это песня поэта, а его белизна - искренность. Она обозначает последнее творение выдающегося человека. Понятие "лебединая песня" восходит к Эсхилу(525 -456 гг. до н.э.), который упоминает пророческий дар птицы, знающей, что она скоро умрет, и издающей удивительные звуки.

Дева-лебедь - это фольклорный образ: в сказках, легендах и преданиях лебедь -это олицетворение мудрости и необычайной волшебной силы. В народных сказаниях лебединые девы - это существа особой красоты, вещей силы и обольстительности. По первоначально­му своему значению они олицетворяли весенние, дождевые облака; а также лебединые девы становятся дочерьми Океан-моря и обитательницами земных вод (морей, рек, озер). Таким образом, они роднятся с русалками - берегинями. Изображаются с женским лицом и грудью, рыбьим туловищем и хвостом. Само слово «берегиня» произошло от понятия оберегать, помогать странствующему, плывущему. Лебединым девам придается вещий характер и мудрость; они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе самую природу. Имя "лебедь", употребляемое в народной речи большею частью в женском роде, означает «белая» (светлая, блестящая); имеет постоянный эпитет: «белая лебедь».

В христианской символике лебедь соотносится с девой Марией. У древних славян высшим существом божественного мира была Птица Матерь Сва. Сва вдохновляла на подвиги, помогала одолеть врагов. Многие цивилизации знают богиню Лебедь Сва. От корня «Cва» происходит слово «Лебедь» в английском и скандинавском языках - Swan. До того как войти в сознание народов в образе Лебедя, Матерь богов имела другие имена: Изида, Анахита (богиня Ариев Средней Азии), Иннана (в Шумере «владычица небес»), Юнона (самая почитаемая богиня в Риме), последнее ее воплощение - Дева Мария.

Символика образа лебедя в сказках

Лебедь - символ чистой и верной любви, грации, совершенства. Этот символ встречается в сказке Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди» в образе Элизы. Её любовь к своим братьям смогла противостоять силам зла.

Лебедь - символ возрождения. В сказке Андерсена гадкий утёнок превращается в прекрасного лебедя и возрождается к жизни. Так же в этой сказке Лебедь является символом гордого одиночества. Мы видим утёнка, который был изгнан с птичьего двора за некрасивый ужасный свой вид: «Только бедного утёнка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все». [5]

В сказке Пушкина о Царе Салтане образ царевны тоже становится символом чистоты и мудрости.

Лебедь - это символ поэзии и мужества. Существуют представления о способности души странствовать по небу в образе лебедя. Сочетая в себе две стихии, воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, и в то же время может олицетворять смерть. В связи с этим интересно противопоставление в мифах и сказках белого и черного лебедей (жизнь - смерть, добро - зло).

Лебедь иногда выступает символом тайны. Так, Царевна-лебедь покидает своего супруга, когда тому удается подсмотреть, как она сбрасывает перья в сказке «Морской царь и Василиса Премудрая»

Но лебедь и символ лицемерия, поскольку его белоснежное оперение скрывает черное тело. "Гуси-лебеди" из русской народной сказки - верные прислужники Бабы-Яги - похищают для нее маленьких детей, хотя этот случай довольно редок в "лебединой" символике, тем более что в похожей украинской сказке гуси-лебеди не похищают, а, наоборот, спасают героя от ведьмы.

Образ лебедя в авторской сказке

Вспомним сказку Х.К.Андерсена «Дикие лебеди». Злая мачеха заколдовала принцев в лебедей: «Летите большими птицами без голоса и промышляйте о себе сами».[5] Но сестра Элиза помогает своим братьям избавиться от колдовских чар мачехи: «Она поспешно набросила на лебедей 11 рубашек, и перед ней встали 11 красавцев-принцев».[5] Это свидетельствует о том, что в данной сказке лебеди - мужской образ.

В пушкинской сказке « О царе Салтане» лебедь выступает в виде волшебной птицы. Князь Гвидон спасает ее от злого коршуна. Лебедь обращается к царевицу:

Ты не лебедь ведь избавил

Девицу в живых оставил…[4]

и за это она исполняет все фантастические желания своего спасителя:

Не печалься; рада службу

Оказать тебе я в дружбу…

Вот опять она его

Вмиг обрызгала всего

В муху князь оборотился

Полетел и опустился…

И опять она его

Вмиг обрызгала всего.

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился…[4]

А в конце сказки, обернувшись в красавицу-девушку, становится женой Гвидона:

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами.

И на берег с высоты

Опустилась, отряхнулась

И царевной обернулась.[4]

Благодарная девица-лебедь, царевна-лебедь, всегда приходящая на помощь князю Гвидону, безусловно, один из самых обаятельных персонажей сказки. Ее благородство, преданность, нежность и красота, восхищают Гвидона и его гостей, не оставляют равнодушными и читателя.

Образ лебедя в искусстве

Образ прекрасной царевны из сказки А.С. Пушкина запечатлел на своей знаменитой картине «Царевна-Лебедь» гениальный русский художник Михаил Александрович Врубель (1856-1910). Прекрасное лицо сказочной птицы-девы печально и нежно. На студёно-синем фоне морских вод переливается и розовеет в нежном оперении Царевны свет вечерней зари. И наряд девы фантастичный и сказочный.

На картине «Царевна-Лебедь» Михаил Александрович Врубель изобразил свою жену, певицу Надежду Ивановну Забелу. Надежда Ивановна Забела была лучшей исполнительницей партии Царевны-Лебеди в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…»

Леонардо да Винчи известен нам прежде всего как художник, но мало кто знает о его литературной деятельности. А между тем сказки, легенды и притчи великого флорентийца до сих пор рассказывают в итальянских деревнях как народные сказки. Леонардо да Винчи очень любил птиц, мечтал о возможности летать. Легенда «Лебедь» - одна из самых поэтических легенд, связанных со смертью.

Не оставляет равнодушным образ лебедя и композиторов. Одним из самых ярких является Камиль Сен-Санс - французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель, педагог, музыкально-общественный деятель.

Наиболее яркая область творчества Сен-Санса - симфоническая и инструментально-ансамблевая музыка: симфония с органом. Удивительную музыку создал этот композитор, а знаменитая балерина М.М. Плисецкая создала образ «Умирающего лебедя» на музыку К.Сен - Сана. Ее танец покоряет зрителей гармоничностью и пластикой.

Выводы

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что образ лебедя - это не только символ девы, так как в сказках может превращаться в красивую девушку, но и юношу. Как, например, в сказке Андерсена «Дикие лебеди». Лебеди-девы обладают необычной мудростью и способны исполнять самые трудные задачи.

Однако в некоторых сказках лебеди - это символ лицемерия, горя и страдания. Такими мы их видим в русской народной сказке «Гуси-лебеди».

Список информационных ресурсов

1. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева - М.: Детская лит., 1992. - 245 с

2. Словарь славянских терминов. Издательство «Русский купец» и «Братья славяне» - Нижний Новгород, 1995

3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М., 1985. - 248 с.

4. А.С.Пушкин. Сказки. - М.: Детская лит.,

5. Г.Х.Андерсен. Сказки. - Лнд.: Худ.литература,1981

6. zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению народных сказок


© 2010-2022