Урок на тему Тема одиночества в лирике Лермонтова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»





«ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА»

Урок на тему Тема одиночества в лирике Лермонтова











Урок литературы в 7 классе.

Учитель русского языка и литературы:

Гальченко О.В



Урок - мастерская на тему: «Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова»

Цель урока:

- познакомить со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Молитва»;
- стихотворениями М. Колбиной, И. Бунина «За все тебя, Господь, благодарю», расширить представление о творчестве русского поэта М. Ю. Лермонтова.

- развивать навыки анализа поэтического произведения;
- творческие способности, навыки выразительного чтения стихотворений;
- литературоведческий аппарат, аналитические способности, наблюдательность;
- дать понятие о мотиве в лирике; выявить лейтмотив лермонтовских стихотворений;

- воспитывать чуткое, трепетное отношение к произведениям искусства;
- стремление к знаниям;
- прививать любовь к классической поэзии, ценностное отношение к своему культурному наследию, обогатить духовный потенциал учащихся.

Тип урока: комбинированный, урок - мастерская.

Оборудование: мультимедийная презентация, портрет М.Ю.Лермонтова, рабочие тетради по литературе, песня «Зажгите свечи».

Технология проведения.

Деятельность учителя. Деятельность учеников. Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку. Подготовка учащихся к уроку.

II.Формулирование темы урока, постановка цели.

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

УУД Познавательные:самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

Учитель выдвигает проблему.

Учащиеся ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Давайте сейчас вместе выстроим логическую цепочку по некоторым вопросам и сформулируем тему урока.

---Как вы думаете, когда человек чувствует себя по-настоящему несчастным?

( Когда болеет; когда получает плохие оценки; когда у него нет друзей, когда одинок)

Учитель: Действительно, человек, как личность всегда должен чувствовать окружение близких и дорогих ему людей. Я думаю, что каждый из вас уже понимает, что значит быть одиноким.

---А что вы чувствуете, когда слышите слово «Одиночество»?

(грусть, растерянность, печаль и т.д.)

- когда человеку одиноко и грустно, к кому он обращается? (к Богу)

- с чем можно обратиться к Богу? (с молитвой)

-слайд 1.

И скучно, и грустно, и некому руку подать.
В минуту душевной невзгоды… М.Ю.Лермонтов

- Эти строки М.Ю. Лермонтов написал в одном из своих произведений.

О чём они говорят? (Об одиночестве)

- Эти слова станут эпиграфом к теме нашего урока, которую мы попытаемся сформулировать.

- как Вы думаете, сегодня мы будем говорить об одном чудесном и талантливом поэте, анализировать его стихотворение, какова наша тема?- слайд 2

Словарная работа: слайд 3

- Чувством одиночества пронизаны многие произведения М.Ю.Лермонтова. Такой устойчивый образ в литературоведении называется мотив - это ведущая идея стихотворения или поэзии.

III. Изучение нового материала.

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

УУД Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Учитель выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на работу по теме. Формулирует задание на осмысление нового материала. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Слайд 4 Учитель: Закройте глаза и мысленно перенеситесь в начало 19 века, а именно в 1814 год. Именно в этом году родился М.Ю.Лермонтов.

1 ученик:

Мы открываем дверь в волшебный мир искусства,
В нём Гении живут и Музыка звучит.
В том мире никогда Душе не будет пусто,
В том мире дух поэта сегодня говорит.
Пылающей Душой он обладал. Был молод.
Он - странник одинокий. Он для России - сын.
Его судьба такая: поэзия и ноты,
Колосс Российский пылкий - свободы господин.
Бунтарь и лирик правды, и гуманист эпохи -
Он до сих пор несёт свой Величавый Крест.
Культура воспевает о Лермонтове строки,
Который нам оставил свой негасимый Свет. (М. Колбина)

-слайд 4. 15 октября 2014 года вся страна отмечала 200-летие со дня рождения М.Ю.Лермонтова.

Нынешний юбилей поэта - не только благодарная память современников, но прежде всего горделивая веха в культурной жизни России. Имя Лермонтова навечно вошло в поэтическую плеяду гениальных стихотворцев, который творил российскую звездную судьбу своим даром.
Лермонтов прожил всего 26 лет и 9 с половиной месяцев. Ираклий Андронников о Лермонтове говорил так: « Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека: грустного, строгого, смелого, властного, нежного, благородного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями, волей и пронзительным беспощадным умом».

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно.

--- Учитель зажигает свечу.

Свеча - душа. У каждого она своя. Чья-то горит ярко, но быстро сгорает, другая медленно, но лишь тлеет, третья- с отблесками, что бросает вокруг себя. Сможем ли мы передать свет своей души нашим потомкам, или она погаснет, никого не обогрев?

Мы будем говорить о человеке, чья свеча, зажженная 200 лет назад, продолжает ярко гореть, освещая своим светом наши души. Давайте вспомним о его жизни.

Слайды 5-9 2 ученик: Лермонтов - один из самых музыкально - одарённых русских поэтов. В раннем детстве он слышал песни от матери, учился играть на скрипке и рояле, был силён в шахматах, с 10 лет сочинял пьесы для домашнего театра, свободно говорил на французском и английском языках, занимался музыкой в Благородном пансионе при Московском университете и в Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков.

3 ученик: Он прекрасно знал русские народные песни. Музыкальность Лермонтова не могла не отразиться на его поэзии. Русские композиторы, находя в стихах поэта близкие, волнующие их мотивы, часто обращались к его поэзии.

4 ученик: А еще Лермонтов умел рисовать, начал этим заниматься он с 3-х лет. Пол в его детской комнате в Тарханах был покрыт сукном, на котором мальчик с удовольствием чертил мелом. Серьёзные занятия живописи Михаил получил от художника П.Е.Заболотского, но большое влияние оказал великий голландский художник 17 века Рембрандт.

5 ученик: С 14ти лет Лермонтов учился в Благородном пансионе при Московском университете. Здесь он писал стихи, пробовал себя в прозе. До 1837 года о том, что он поэт, знали только близкие друзья. Его любимым поэтом был Пушкин. В январе 1837 года скончался А.С.Пушкин. Потрясенный гибелью любимого поэта, М.Ю.Лермонтов написал стихотворение - «Смерть Поэта».

. 6 ученик: За это стихотворение поэт был арестован и сослан в действующую армию на Кавказ, где шла многолетняя война с горцами. А через некоторое время новая ссылка на Кавказ, теперь уже за дуэль с французским посланником, оказалась последней. На Кавказе 15 июля в 1841 году состоялась дуэль с товарищем по Школе юнкеров Мартыновым. На этой дуэли был убит Лермонтов.

Слайд 10 Учитель: Посмотрите на кластер. Давайте поразмышляем.

Учитель. Душа - свеча. Свеча таланта. Она тоже может погаснуть, но дать людям радость и угаснуть... (учитель тушит свечку) Но Лермонтов не умер, он живет в своих стихах и прозах, которых мы читаем.

Вернемся на начало урока. Мы говорили об одиночестве.

На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни - всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Но Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных.

IV. Закрепление нового материала.

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

УУД Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные:

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные:Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

В 1839 году, когда поэту было уже 25 лет, он пишет стихотворение «Молитва». Он успел побывать в ссылке, переосмыслить собственную жизнь, понял и осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире. И чувство собственного бессилия заставляет его обратиться к Богу.

-слайд 8. После ссылки поэт возвращается в Москву и встречает в своей жизни одну барышню - юную Марию Щербакову. Однажды она заявила ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни. В ее словах он находит истину, которая раньше была недоступна его пониманию. Он следует совету Марии, начинает молиться и пишет собственную молитву.

За два года до стихотворения «Молитва» было создано другое лирическое произведение, в котором звучит мотив смирения перед лицом Всевышнего:

-слайд 9.- вставить музыку- чтение «Молитвы» Казакова.

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.
--- прослушайте это стихотворение в исполнении М.М. Казакова.

Аналитическая беседа по анализу стихотворения.

7 ученик.

В минуту жизни трудную

Теснится в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко -

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

- Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?

Мягкая лирическая интонация. И рассказ о самом сокровенном - о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу.

Что он хочет найти? и что находит?» -- такими вопросами задаешься после прочтения стихотворения.

Как вы понимаете, что такое молитва?-

-слайд 10.-- Давайте посмотрим на значение слова «молитва».

Молитва - у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.

Настраиваемся на коллективную деятельность - мозговой штурм.

---Какие ключевые слова в этом стихотворении можно выделить?

(Главные слова в этом стихотворении - "молитва чудная", "сила благодатная", "святая прелесть" - связаны с верой, с христианской традицией.)

- Кажется, вам понятно слово благодатная. Но как вы его поняли? (Это то же самое, что "Земля там благодатная". Значит, благодатная - "хорошая", "несущая благо, довольство".)

- слайд 11. В словаре почти так и написано. Но для русского верующего человека прошлого века слово это значило неизмеримо больше. Дело в том, что благодать - очень важное в христианском вероучении понятие. Благодать - это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. "Просвещающая" благодать замечательна тем, что она, как дар Бога, может излиться на каждого - независимо от его заслуг и поступков. Она, как говорили, "путеводит всех". Благодать - это обещание спасения души. Для спасения же и божественному дару человек должен прибавить свою веру, свое покаяние. Поэтому сила благодатная - это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово благодатная как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.

-Какими интонациями проникнуто начало стихотворения?

(Начало довольно мрачное: трудная минута, в сердце - грусть... Ощущение печали, смуты, тяжести подчеркнуто выразительным глаголом теснится (грусть). В такую минуту и обращаются к Богу - "одну молитву чудную твержу я наизусть...")

-Послушайте «Молитву за всех» Валерии Стебловской.- слайд 12

Какую молитву читает поэт? Ведь молитв очень много.

(Поэт не называет, какую молитву, он рассказывает нам много, но не все. Тайна остается. Как тайной для самого поэта остается сила воздействия слов молитвы: "есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная, святая прелесть в них".)

-слайд 16. Давайте посмотрим, на какие части в смысловом плане можно разделить это стихотворение.

(Стихотворение по смыслу можно разделить на 3 части:

1 строфа - это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве;

2 строфа - описание силы и прелести живых слов этой молитвы;

3 строфа рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку "сила благодатная": уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слезы облегчения.)

- Верно, все это касается смысла стихотворения, того, что мы понимаем и воспринимаем умом. Но ведь поэт обращается не только к нашему разуму, но и к нашим чувствам, он хочет, чтобы мы пережили (сопережили) с ним вместе это движение души от грусти и тоски - к надежде и вере.

- Все художественные средства подчинены задаче выразить глубину молитвенного чувства человека.(худ.средства ребята повторяли дома. Поработаем по рядам.

1 ряд - Именно потому поэт использует эмоционально-оценочные слова (грусть, сомненье) и эпитеты («в минуту жизни трудную», «одну молитву чудную»), а также эпитеты, связанные с религиозно-философской тематикой («сила благодатная», «святая прелесть»).

1 ряд - Этой же цели служит сравнение («с души как бремя скатится, сомненье...») и метафора(«И дышит непонятная, святая прелесть в них»).

3 ряд - Большую роль в создании замедленной, напевной интонации стихотворения играют повторы(«И так легко, легко...), синтаксический параллелизм («И верится, и плачется...»). -Давайте обратим свое внимание на звуковой фон стихотворения.

(Звуковой фон первой строфы создается повторяющимися "у" (их здесь целых 13!). («В минуту жизни трудную...»; «одну молитву чудную...»).

В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные - открытые "а", "э"; изменился и ритм: строчки стали "легче", они как бы "взлетают". Все это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя.

- А теперь обратите внимание на синтаксический строй стихотворения, он тоже подчинен основной идее стихотворения.

(Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько предложений описывают состояние души и силу и прелесть слов, обращенных к Богу. Но глагол всего один - я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву, он обращается к Богу, - все остальное происходит с ним: действие живых слов, силы благодатной - вне его воли. Две последние итоговые строчки: и верится, и плачется - как дважды повторенный заключительный аккорд - так легко, легко.)

- Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях?

(Чистоту души, веру, честность и доброту).

-Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.

-А теперь прослушайте отрывок стихотворения Ивана Бунина которое было написано под впечатлением стихотворений Лермонтова, поэт пишет свое душевное откровение "За все тебя, Господь, благодарю!".

8 ученик. За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я один и ныне - как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в ней Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

-- В нашем мире, где стало столько зла, несправедливости, когда все как будто сошли с ума в погоне за деньгами, материальным благополучиям, где вспыхивают непонятные войны, погибают молодые ребята, нам остается только молиться, как это делают солдатские матери, провожая своих сыновей в армию. Они дни и ночи думают о них, молятся, чтобы сыновья вернулись благополучно домой.

Я вам желаю, чтобы в душе каждого из вас зажглись яркие свечи веры и надежды, свеча таланта, свеча любви, свеча милосердия, свеча ума, свеча вечности.

V.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

УУД Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Учитель отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Вот и закончился наш мозговой штурм. Попробуйте оценить свою работу сами.

- слайд 13. Самооценка:

  • Больше всего мне понравилось ………………………

  • У меня пока не совсем получается……………..……

  • Сегодня я понял(а), что думать ………………………

  • Сегодняшний урок показал мне …………………..…

Рефлексия.

Слайд 14Синквейн к слову «молитва», «талант», «Лермонтов» - по рядам.

В конце урока даю послушать песню «Зажгите свечи».

-слайд 15. На дом:

--выучить стихотворение «молитва» наизусть.

- попытаться написать собственную молитву.

- написать эссе на тему «Что значит молитва для меня?»



© 2010-2022