Формирование духовно-нравственного здоровья школьников на уроках литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование духовно-нравственного здоровья школьников на уроках литературы.

Куулар Чочагай Викторовна, учитель

русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1 г. Чадана.

Современная жизнь с ее скоростью и обилием информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. И неудивительно , многие ученики из-за страха получить плохую оценку прибегают к готовым домашним заданиям из Интернета, списывают , почему-то считая, что отличник делает и думает лучше. В погоне за «доступной» информацией , дети редко обращаются к художественной литературе: либо ограничиваются отрывками из программных произведений, либо вообще не читают. Поэтому одна из главнейших задач учителя-словесника -искать и находить такие приемы в преподавании литературы, которые бы пробуждали интерес к чтению, желание трудиться, творить [1].

Необходимо дать ребятам понять , что в литературной творческой деятельности не существует готовых ответов, раз и навсегда «верных». Ответ нужно искать в самом себе. И учителю важно поддержать ученика , не критиковать. Через вдумчивое чтение, поиск, понимание, умение увидеть главное ребенок приходит к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию. Формирование духовно-нравственного здоровья учащихся на уроках литературы невозможно представить без этих составляющих элементов.

Нужно помочь и научить детей понимать суть художественного текста. Писатель выражает мысли и чувства в образной форме. Когда мы читаем художественное произведение , у нас рождаются картины , и мыслим мы в этот момент картинами. Наша задача заключается в том , чтобы представить эти картины и осознать тот смысл, который они несут; научиться раскрывать «свое» видение на то или иное поэтическое явление, радоваться «своему» открытию поэтического мира, а не со слов учителя.

Прием словесного рисования позволяет ребенку выразить свои ощущения и в них разобраться. Читая, рассматривая средства художественной выразительности , размышляем о многомерности , емкости каждого слова. Какую картину вы представляете, прочитав метафору? Как вы понимаете такое -то сравнение?[1]

Возьмем для примера «Вступление» к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Ученикам предлагается разъяснить свое понимание строки «Там царь Кощей над златом чахнет». Словарная работа над словом « чахнет» приводит детей к пониманию, что несмотря на физическое бессмертие и богатство , Кощей духовно мертв.

Приведем другой пример из стихотворения С. А. Есенина «Песнь о собаке» [3]. Учитель обращает внимание детей на строки, где говорится о том, как хозяин утопил щенков:

И так долго-долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

Ребята начинают размышлять о нераздельности всего живого на земле. В них как будто бы сама природа оплакивает щенков.

Многообразие окружающего нас мира во всех его красках помогает увидеть музыка на уроках литературы. Мир музыки пробуждает фантазию детей и вызывает желание выразить музыкальные впечатления в форме высказывания, поделиться своими чувствами и мыслями. Интересной выходит работа находить аналогию между художественным текстом и музыкой[2]. Так, например, сравнить стихотворение К. Бальмонта «Лунный свет» и ноктюрн К. Дебюсси «Лунный свет». Анализируя эти произведения, учащиеся приходят к выводу, что и стихотворению, и музыке присущи светлое настроение, неторопливость. Отмечают также , что в музыке Дебюсси слышатся отзвуки затаенной печали, а у Бальмонта лирический герой эфемерен «Я-облачко, я-ветерка дыхание», душа его сливается со Вселенной, он счастлив оторваться от земной суеты «Людей родных мне далеко страданье, Чужда мне вся земля с борьбой своей».

Из данного примера можно сделать вывод о том, что музыка может быть помощницей в сложной работе по развитию речи и эстетического вкуса учащихся на уроках литературы.

Эффект интригующего начала -прием не новый , но дающий возможность каждому учителю привлечь ребенка к чтению[5]. Сначала зачитываем эпизод о том, как принесли Раскольникову письмо от матери, как попросил он Настасью выйти, желая остаться наедине с письмом, как трепетно вскрыл его, поцеловал исписанные рукой листы. Далее читаем эпизод об убийстве. Десятиклассники с изумлением отмечают, что его совершает человек , который поцеловал письмо матери! Так, постепенно дети начинают искать истоки странного поведения героя, как в одном человеке уживаются святое отношение к матери и способность убить беззащитную женщину.

При изучении произведения В. Астафьева «Царь-рыба» обращаю внимание учеников на фамилию героя. Случайна ли она? Зачем Астафьев дает своему герою именно эту фамилию? Что значит «утроба»? В чем символическое значение этой фамилии?

Ребята делают вывод о связи между фамилией главного героя и царем -рыбой. Убив рыбу-осетра, он Игнатьич убивает зарождающую в ней жизнь, царь-рыба олицетворяет собой природу -мать, а значит, губит и себя. Недаром говорят : «Человек-дитя природы».

Когда семиклассники изучали «Премудрый пискарь» Салтыкова-Щедрина, дала для сопоставления стихотворение Р. Тагора «Прятаться, таиться в трудный час не буду» и «Десять заповедей человечности» Д. С. Лихачева. По каким нравственным законам живут пискарь и лирический герой Р. Тагора? Чьи нравственные идеалы вам ближе по духу? Какие заповеди нарушены пискарем? Такие вопросы помогают ученикам включиться в процесс самоактуализации, стимулировать их самовоспитание[4] .

Таким образом ,исходя из вышесказанного, следует подчеркнуть особую роль предмета «Литература» в формировании духовно-нравственного облика школьника. Именно на уроках литературы выстраивается ряд ценностей , оцениваемых с позиций Истины, Добра и Красоты[4].

Список использованных источников :

  1. Бусова Н. «Словесное рисование как элемент творчества».-//«Первое сентября: Литература» , № 35 ,2004 г

  2. Вершинина Г. Б. «Вольна о музыке глаголить» :(Музыка на уроках развития речи)-М.: Новая школа, 1996 г

  3. Литература: 7 класс /Н. С. Русина, С. К. Бирюкова, А. М. Мансурова.-СПб «Просвещение»,2012 г

  4. Маленкова Л. И. «Классный руководитель (воспитатель): практические материалы.-М.: Педагогическое общество России,2005г

  5. Мурзо Т. Е. «Как пробудить интерес к чтению».-// «Литература в школе» № 1,

1990 г



© 2010-2022