Урок-конспект Лингвопоэтический анализ фрагмента повести И. С. Тургенева Ася

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ФРАГМЕНТА ПОВЕСТИ И.С.ТУРГЕНЕВА

"АСЯ" (ГЛАВА 10).

Разработка урока

выполнена ТАРАН В.Н.

МБОУ СШ №2

г. КСТОВО

2015 г.

Лингвопоэтический анализ фрагмента повести И.С.Тургенева "Ася" (глава 10)

ЦЕЛИ УРОКА:

-выявить роль пейзажа в создании образа героя, используя возможности лингвопоэтического

анализа;

-продолжить знакомство с одним из интереснейших видов анализа художественного текста;

-вновь привлечь внимание учащихся к огромному потенциалу слова, в данном случае прежде

всего рассматривая его лексико-семантический аспект;

-привлечь внимание к нравственной стороне взаимоотношений героев.

Какова функция пейзажа? Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА

1. Найти слова, рисующие состояние природы и человека. Какой прием положен в основу описания?

2.Какие образы создают картину пейзажа? (зрительные, звуковые)

3.Как организовано художественное пространство?

4.Как нарастает чувство рассказчика? Что в вашем понимании "жажда счастья", "счастья до пресыщения"?

5.Почему с "жаждой счастья" соседствует тревога?

6.Уточните роль художественных средств. Какому из них принадлежит ведущая роль? Почему?

7.Как вы могли бы истолковать образ царственной реки, несущей по течению лодку?

8.Чем определяется ритм абзаца? (синтаксис, фигуры умолчания и пропуска - эллипсис, повторы,

эмоциональные восклицания)

  1. Предварительные наблюдения

Чтобы обрести гармонию в душе, рассказчик становится "гражданином мира". На лоне природы Н.Н. еще раз убедился в том, что основа мира - простота и естественность. Ложь отступает перед истинностью чувства (встреча с крестьянской девочкой).

2.История Аси позволила рассказчику заглянуть в эту душу. СУТЬ ее в

-противоречивости: "Неправильно начатая жизнь слагалась неправильно, но с е р д ц е в ней не испортилось, ум уцелел".

-"У нее ни одно чувство не бывает вполовину"

-она идет своей дорогой ("Лесть и трусость - самые дурные пороки")

-"Беда, если она кого полюбит. Асе нужен герой, необыкновенный человек - или живописный пастух в горном ущелье".

3. Когда возникает любовь? (гл.9)

"Мне стало очень ж а л ь ее, теперь я многое п о н и м а л" (А говорят, что в женщине должна быть какая-то загадка?)

ПРЕЖДЕ "ЗАГЛЯНУЛ В ЭТУ ДУШУ"

-внутреннее беспокойство -тайный гнет давил ее

-неуменье держать себя -неопытное самолюбие

-желание порисоваться -существо ее стремилось к правде

-полудикая прелесть

-ее душа мне нравилась

("Вот за душу-то я и полюбил ее" - Толстой "Война

и мир")

-готовность покориться

-чуткость, проницательность ("О, я умею

отгадывать")

-противоречивость ("хочется плакать, а я

смеюсь" ; "вы не должны судить меня по

тому, что я делаю")

-порыв, жажда перемен, подвига ("пойти куда-

нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг

"дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?")

Вот здесь прозвенел тревожный колокольчик для героя.

АСЯ Н.Н.

"А разве это невозможно?" "Вы честолюбивы, вы хотите прожить не даром,

след за собой оставить..."

"Невозможно" (про себя)

"Попытайтесь" (вслух)

Ранняя усталость, разочарованность героя

-непосредственность ("я привыкла говорить все, что

мне в голову входит")

-"засмеялась тихим и легким смехом" (ср.:"часто

смеялась, и престранным смехом"), "я не знал за

ней такого смеха" - новые нотки в Асе

Это свидетельствует об Асиной восприимчивости,

способности меняться, совершенствуясь, она ждет

своего Пигмалиона.

-"я хотела бы быть Татьяной"- сходство очевидно с

поправкой на время и воспитание

-успокоенная, кроткая (мужчины все же менее

способны оценить мятежность, непредсказуемость,

порыв, инициативу в женщине)

Разговор о КРЫЛАТОСТИ

Традиционная тема и образ для русской литературы.

"Гроза" (1860): Катерина:"Отчего люди не летают! Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица..."

"Война и мир"(1863): Наташа:"...Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки - туже, как можно туже, натужиться надо, - и полетела бы. Вот так!"

"Смятение" (1913) А. Ахматова:

...И я не могу взлететь,

А с детства была крылатой.

Но Ася была первой (1858).

Этот образ еще раньше прозвучал на страницах повести: "Ветер упал, точно крылья сложил, и замер, ночным, душистым теплом повеяло от земли."

Разговор символичный.

Итожит этот этап взаимоотношений героев признание Н.Н.:"Я почувствовал какую-то сладость-

именно сладость на сердце: точно мне втихомолку меду туда налили". (далее - конец 9 гл.)

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА (глава 10)

1. В основе изображения пейзажа - принцип психологического параллелизма

ПРИРОДА СОСТОЯНИЕ ГЕРОЯ

-но и в небе не было покоя: -почувствовал тайное беспокойство

шевелилось, двигалось, содрогалось

-тревожное оживление чудилось повсюду -тревога росла во мне самом

-шепот ветра, тихое журчание воды -раздражали

-свежее дыхание волны -не охлаждало

-запел соловей -заразил меня сладким ядом своих звуков;

слезы закапали, не слезы беспредметного

восторга; смутное ощущение всеобъемлю-

щих желаний, когда душа ширится, звучит,

когда она все понимает и все любит...

Зажглась жажда счастия...счастья до пресы-

щения - вот чего хотел я, вот о чем томился.

О чем это говорит?

О готовности полюбить? О желании любви? О хотении?

2. Царственная река, небо, испещренное звездами;

река с дрожащими в ней звездами - зрительные образы;

шепот ветра, тихое журчание воды, соловей запел - звуковые образы, ночь озвучена;

свежее дыхание волны - осязательные ощущения

3. Взгляд с земли устремляется к небу и обратно к реке ("я склонился к реке")

Небо отражается в реке - принцип зеркального отражения. Образ-метафора - отражение любви.

Принцип зеркала: мужское и женское начала отражаются друг в друге, но зеркало разбилось, и гармония (на-, раз- ) рушилась .

Вспомните: легенда о граде Китиже, отражающемся в воде и ушедшем под воду; духовное,

высокое отражается в земном;

"Повесть о Петре и Февронии" - Феврония сразу увидела в Петре свою половинку, а он - нет

Римский-Корсаков объединил в своей опере эти два сюжета.

Ася увидела в Н.Н. родственную душу, он и производил первоначально такое впечатление

(начало гл. 11)

4.Рассказчик психологически точен в фиксировании своего душевного состояния (градация чувства):

беспокойство--тревога--раздражение--слезы восторга

(тайное) [закипали не слезы беспредметного восторга,

не смутное ощущение всеобъемлющих желаний]

поэтому отметает как НЕистину

--жажда счастия; --томление...

счастья, счастья

до пресыщения

Что в вашем понимании "жажда счастия", "счастья до пресыщения"?

ДРЕВО ПОНЯТИЯ "ЖАЖДА"

сильное, страстное желание чего-нибудь (высок.);

желание-влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь, обладанию чем-нибудь;

страсть-1) сильно выраженное чувство; страстный-1)проникнутый сильным

крайнее увлечение; чувством;

2) сильная любовь с преобладанием 2) проникнутый страстью, чувством

чувственного влечения любви; чувственный

сильная склонность к чему-кому-нибудь

настойчивое желание чего-нибудь добиться,

что-нибудь осуществить; устремленность

иметь своей собственностью; владеть к-ч-либо;

иметь своей женой, любовницей

ДРЕВО ПОНЯТИЯ "СЧАСТЬЕ"

чувство и состояние полного,

удовлетворения

чувство удовольствия, которое испытывает тот, наслаждение-высшая степень

чьи стремления, желания, потребности удовольствия = пресыщение

удовлетворены = исполнены

чувство радости от приятных ощущений, чувственное отражение свойств

переживаний, мыслей реального мира

Выводное знание

-сильное желание радости

-желание испытать любовь

-настойчивое желание обладания

-чувственное влечение

-настойчивое желание осуществления мечты, цели

ДРЕВО ПОНЯТИЯ "ТОМЛЕНИЕ"

-мучение = страдание томиться - мучиться, испытывать тягость от ч.-н.

-физическая или нравственная

боль, мучение; любая боль-признак ошибок мировоззрений

-мука, страдание меняться и исправлять ситуацию

только так очищаемся и духовно растем,

осуществляя свою миссию

Способ борьбы с душевной болью-подмена

воспоминаний. (?)

вид чувства

Жажда счастья связана с болью, нравственной и физической.

5. ...

6.

ПРИРОДА ГЕРОЙ

"небо все шевелилось, двигалось, "слезы закипали", "душа ширится, звучит,

содрогалось", "в небе не было покоя", ей кажется, что она все понимает и все

"соловей заразил ядом звуков"; любит", "зажглась жажда счастья"-

"тревога росла". "шепот ветра", "дыхание метафоры

волны"-метафоры/олицетворения

"тревожное оживление", "свежее дыхание"-

эпитеты

Природа одушевляется, она соучастница, она провоцирует на рождение ответного чувства в человеке, помогает выпестовать человеку его чувство, обозначить его, поможет в поисках нужного слова для определения душевного состояния.

7. Образ царственной реки, несущей на своих волнах лодку - образ человеческой жизни (метафора: река жизни; люди как реки), судьбы. Человек может безвольно плыть по ее течению

("Я попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению" -- "старик поднял весла - и царственная река понесла нас" - "а лодка все неслась..."), а может и противостоять течению жизни, судьбе.

Д.з.: Что выберет герой? Удалось ли ему реализовать "жажду счастья"? Главы 14-22.





































© 2010-2022