- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка Односоставные предложения (8 класс)
Урок русского языка Односоставные предложения (8 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Керимкулова Ч.Ч. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Алматинская область
Енбекшиказахский район
с.Каратурык
Средняя школа имени А.Саттарова
Урок русского языка, посвященный ко дню Независимости Казахстана
«Односоставные предложения»
Класс - 8 «В»
Язык обучения - русский
Предметник - учитель русского языка и литературы высшей категории
Керимкулова Чолпан Чапаевна, 25 лет стаж работы.
Класс - 8 «В» № урока - 23
Тема: Односоставные предложения.
Типы односоставных предложений.
Цель: формирование полного представления об односоставных предложениях и типах
односоставных предложений.
Задачи:
Обучающие
- формирование умения различать односоставные предложения от двусоставных
- формирование умения определять типы односоставных предложений
Развивающие
- развитие синтаксических умений
- развитие навыков критического мышления
- совершенствование умения работать в группах
- развитие и повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам.
Воспитательные
- воспитание интереса к предмету через использование современных средств обучения
- воспитание казахстанского патриотизма.
Оборудование: интерактивная доска, таблицы, карточки, слайды
Тип урока - изучение нового материала
Метод - эвристический, исследовательский, интерактивный, SWOT-анализ
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле.
Аристотель
1. Организационный этап.
А) Психологический настрой.
Я, человек!
Я могу быть большим, я могу быть маленьким.
Я могу быть толстым, я могу быть худым.
Но я ХОЧУ быть всесторонне развитой личностью!
Улыбнулись друг другу, пожелали друг другу добрые слова.
Б) Целевая установка - исследовательская работа
Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги. Задание: подумайте, как их можно разделить на 2 группы. По какому принципу вы их поделите?
1. Я горжусь своей Республикой.
2. Люблю свою Родину.
3. По радио объявили о празднике.
4. Мне не терпится выступить.
5. Какая страна!
( принцип разделения - состав основы предложений: двусоставные и односоставные предложения)
Двусоставные Односоставные
Я горжусь своей Республикой. Люблю свою Родину.
======= ======
По радио объявили о празднике.
========
Мне не терпится выступить.
================
Какая страна!
- Назовите грамматическую основу предложений?
- Чем выражены главные члены предложения?
- По наличию главных членов какие предложения выделяются? Каких предложений больше?
- Значит тема нашего урока какая?
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- Какое слово объединяет эти 5 предложений? Назовите это слово. РОДИНА.
- Составьте предложение с этим словом.
Казахстан - наша Родина. Мой Казахстан.
2. Этап постановки познавательной задачи. «Зашифрованное послание»
Ребята, перед вами зашифрованное послание. У каждого варианта свое послание. Вы должны расшифровать это послание. Перед вами слова, хотите знать о чем говорят эти слова? Цифра в углу каждой клетки указывает на то, какую букву слова нужно взять. Расположив нужные буквы по порядку, вы узнаете то, о чем говорит ваша табличка.
Вариант №1 таблица № 1
1
конверт
3
грамота
1
замок
4
роза
1
ход
3
рисунок
2
столица
2
парк
1
наука
3
жизнь
2
река
1
мир
4
число
4
идея
5
город
6
конверт
3
дверь
1
вода
4
давно
2
песня
7
красный
1
центр
2
житель
1
воздух
3
они
2
слайд
6
дыхание
5
показ
4
луна
1
цирк
6
история
5 картины
Казахстан - земля древней цивилизации.
Вариант 2 таблица № 2
1
мир
2
город
4
свой
1
два
3
бурно
4 структура
1
гость
4
человек
1
труд
1
число
2
символ
4
поезд
3
тень
5
займет
1
проект
6
большой
2
Астана
4
развитие
5 сентябрь
6
открыто
3
приезд
4
Атамекен
4
плод
2
рука
5
больше
1
идея
1
по
5
центр
2
текст
8
памятник
2
красота
7
столица
1
снег
3
день
5
плоды
2
земля
3
копыто
4
шепот
1
река
5
звоны
1
время
6
вороны
Мой друг! Отчизне посвятим, души прекрасные порывы!
3.Объяснение нового материала
А) Сделай вывод
Задание: какие предложения получились?
- определите вид предложения по наличию главных членов предложения.
Б) работа по схеме
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
с главным членом с главным членом
ПОДЛЕЖАЩИМ СКАЗУЕМЫМ
Назывные определенно-личные неопределенно-личные безличные
В) Работа по алгоритму
1. Находим грамматическую основу предложения.
2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.
3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.
4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.
5. Определяем, чем выражен главный член предложения.
Алгоритм определения типов односоставных предложений.
1. Определяю основу предложения.
Основа имеет и подлежащее, и сказуемое.
ДВУСОСТАВНОЕ
ЕСЛИ в предложении один главный член
2. ЗНАЧИТ предложение односоставное
3.Смотрю, чем выражен главный член предложения?
4. Если в предложении есть только подлежащее
ТО это предложение НАЗЫВНОЕ
Если в предложении есть только сказуемое
ТО это предложение - определенно-личное ( глагол 1-го или 2-го лица)
неопределенно-личное ( 3 лицо мн. ч.)
безличное ( без участия какого-либо лица)
4. Этап усвоения нового материала
А) тест.
1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?
а) 10 б) 2 в) 3 г) 4
2.Какое предложение не является односоставным?
а) На морозном воздухе было трудно дышать.
б) На востоке синело.
в) Дело словом не заменишь.
г) Свод неба был тих и чист.
3. Укажите односоставное предложение.
а) Наступил вечер. б) Вечереет. в).Вечером мы пойдём в кино.
г) Как хороши в Казахстане летом вечера!
4. Найдите назывное предложение.
а) Светало. б) Утро. в) Наступило зимнее холодное утро. г) В дверь постучали.
5. Укажите определённо-личное предложение.
а) Утренний сон сладок.
б) Не забуду этой встречи.
в) В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.
г) Я люблю Балтийское море.
Проверь себя. - ключ к тесту
1. г).
2. г)
3. б)
4. б)
5. б)
5. Закрепление
А) Мозговой спринт
Казахстан - земля древней цивилизации Центрального Евроазиатского региона. В переплетении кочевых и оседлых миров на протяжении веков возникали и гибли и вновь вставали из пепла могущественные империи и государства. Здесь проходили важнейшие торговые пути. Казахи никогда не начинали войн. Им приходилось стойко и мужественно отражать нападки беспокойных соседей. «Патриотизм - чувство самое стыдливое», - писал Л.Н.Толстой. Берегите святые слова и дорожите ими. Родина - это твой дом, твоя колыбель. Историей определяется мера испытания народам, но история дает им и шанс на выживание. Независимый Казахстан - многонациональное и одновременно национально-приоритетное государство, поскольку население его составляет более, чем сто наций. Конституцией РК гарантируется всестороннее развитие граждан всех национальностей и создание всем им достойных условий жизни.
Словарная работа
Цивилизация - определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.
Оседлый - постоянно проживающий на одном месте.
Империя - монархическое государство во главе с императором.
Нападки - придирки, обвинения.
Приоритет - первенство по времени в открытии, изобретении чего-нибудь.
Задания:
1.Определить в тексте односоставные предложения.
2. Определить в тексте:
- сильные стороны
- слабые стороны
- благоприятные возможности существования проблемы
- угрозы существования проблемы.
1. СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Независимый Казахстан - многонациональное и одновременно национально-приоритетное государство, поскольку население его составляет более, чем сто наций.
ВЫВОД: единство - это наша сила
2. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
В переплетении кочевых и оседлых миров на протяжении веков возникали и гибли и вновь вставали из пепла могущественные империи и государства.
ВЫВОД: Казахи никогда не начинали войн. Им приходилось стойко и мужественно отражать нападки беспокойных соседей.
3. БЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
«Патриотизм - чувство самое стыдливое», - писал Л.Н.Толстой. Берегите святые слова и дорожите ими.
ВЫВОД: Родина - это твой дом, твоя колыбель.
4. УГРОЗЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Историей определяется мера испытания народам, но история дает им и шанс на выживание.
ВЫВОД: Конституцией РК гарантируется всестороннее развитие граждан всех национальностей и создание всем им достойных условий жизни.
6. Подведение итога урока. Рефлексия.
Я научился ……
Я узнал, что….
Я нашел подтверждение тому, что….
Самое важное на уроке…..
7 .Домашнее задание
Параграф - 21, упражнение 173
8. Итог
Использованная литература
1. Учебник русского языка 8 класс «Мектеп»
2. Русский язык. Справочные материалы. Москва «Просвещение»
3. А.Ж.Мурзалинова «SWOT - анализ в обучении русскому языку» журнал «Русская словесность в школе» № 2 2011 год
4.Л.И.Пирогова Сборник словесных игр по русскому языку и литературе. Москва «Школьная пресса» 2003 год