Урок русского языка Односоставные предложения (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка Односоставные предложения(8 класс)Урок русского языка Односоставные предложения(8 класс)Урок русского языка Односоставные предложения(8 класс)Урок русского языка Односоставные предложения(8 класс)Урок русского языка Односоставные предложения(8 класс)Урок русского языка Односоставные предложения(8 класс)Алматинская область

Енбекшиказахский район

с.Каратурык

Средняя школа имени А.Саттарова


Урок русского языка, посвященный ко дню Независимости Казахстана

«Односоставные предложения»




Класс - 8 «В»

Язык обучения - русский

Предметник - учитель русского языка и литературы высшей категории

Керимкулова Чолпан Чапаевна, 25 лет стаж работы.



Класс - 8 «В» № урока - 23

Тема: Односоставные предложения.

Типы односоставных предложений.

Цель: формирование полного представления об односоставных предложениях и типах

односоставных предложений.

Задачи:

Обучающие

- формирование умения различать односоставные предложения от двусоставных

- формирование умения определять типы односоставных предложений

Развивающие

- развитие синтаксических умений

- развитие навыков критического мышления

- совершенствование умения работать в группах

- развитие и повышение культурного уровня через обращение к образцовым текстам.

Воспитательные

- воспитание интереса к предмету через использование современных средств обучения

- воспитание казахстанского патриотизма.

Оборудование: интерактивная доска, таблицы, карточки, слайды

Тип урока - изучение нового материала

Метод - эвристический, исследовательский, интерактивный, SWOT-анализ

Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле.

Аристотель

1. Организационный этап.

А) Психологический настрой.

Я, человек!

Я могу быть большим, я могу быть маленьким.

Я могу быть толстым, я могу быть худым.

Но я ХОЧУ быть всесторонне развитой личностью!

Улыбнулись друг другу, пожелали друг другу добрые слова.

Б) Целевая установка - исследовательская работа

Даны 5 предложений, напечатанных на полосках бумаги. Задание: подумайте, как их можно разделить на 2 группы. По какому принципу вы их поделите?

1. Я горжусь своей Республикой.

2. Люблю свою Родину.

3. По радио объявили о празднике.

4. Мне не терпится выступить.

5. Какая страна!

( принцип разделения - состав основы предложений: двусоставные и односоставные предложения)

Двусоставные Односоставные

Я горжусь своей Республикой. Люблю свою Родину.

======= ======

По радио объявили о празднике.

========

Мне не терпится выступить.

================

Какая страна!

- Назовите грамматическую основу предложений?

- Чем выражены главные члены предложения?

- По наличию главных членов какие предложения выделяются? Каких предложений больше?

- Значит тема нашего урока какая?

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

- Какое слово объединяет эти 5 предложений? Назовите это слово. РОДИНА.

- Составьте предложение с этим словом.

Казахстан - наша Родина. Мой Казахстан.

2. Этап постановки познавательной задачи. «Зашифрованное послание»

Ребята, перед вами зашифрованное послание. У каждого варианта свое послание. Вы должны расшифровать это послание. Перед вами слова, хотите знать о чем говорят эти слова? Цифра в углу каждой клетки указывает на то, какую букву слова нужно взять. Расположив нужные буквы по порядку, вы узнаете то, о чем говорит ваша табличка.

Вариант №1 таблица № 1

1

конверт

3

грамота

1

замок

4

роза

1

ход

3

рисунок

2

столица

2

парк

1

наука

3

жизнь

2

река

1

мир

4

число

4

идея


5

город

6

конверт

3

дверь

1

вода

4

давно

2

песня

7

красный


1

центр

2

житель

1

воздух

3

они

2

слайд

6

дыхание

5

показ

4

луна

1

цирк

6

история

5 картины

Казахстан - земля древней цивилизации.

Вариант 2 таблица № 2

1

мир

2

город

4

свой


1

два

3

бурно

4 структура

1

гость


4

человек

1

труд

1

число

2

символ

4

поезд

3

тень

5

займет

1

проект

6

большой

2

Астана

4

развитие

5 сентябрь

6

открыто

3

приезд

4

Атамекен

4

плод

2

рука

5

больше

1

идея


1

по

5

центр

2

текст

8

памятник

2

красота

7

столица

1

снег

3

день

5

плоды

2

земля

3

копыто

4

шепот

1

река

5

звоны

1

время

6

вороны


Мой друг! Отчизне посвятим, души прекрасные порывы!

3.Объяснение нового материала

А) Сделай вывод

Задание: какие предложения получились?

- определите вид предложения по наличию главных членов предложения.

Б) работа по схеме

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

с главным членом с главным членом

ПОДЛЕЖАЩИМ СКАЗУЕМЫМ

Назывные определенно-личные неопределенно-личные безличные

В) Работа по алгоритму

1. Находим грамматическую основу предложения.

2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.

3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.

4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.

5. Определяем, чем выражен главный член предложения.

Алгоритм определения типов односоставных предложений.

1. Определяю основу предложения.

Основа имеет и подлежащее, и сказуемое.

ДВУСОСТАВНОЕ

ЕСЛИ в предложении один главный член

2. ЗНАЧИТ предложение односоставное

3.Смотрю, чем выражен главный член предложения?

4. Если в предложении есть только подлежащее

ТО это предложение НАЗЫВНОЕ

Если в предложении есть только сказуемое

ТО это предложение - определенно-личное ( глагол 1-го или 2-го лица)

неопределенно-личное ( 3 лицо мн. ч.)

безличное ( без участия какого-либо лица)

4. Этап усвоения нового материала

А) тест.

1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?

а) 10 б) 2 в) 3 г) 4

2.Какое предложение не является односоставным?

а) На морозном воздухе было трудно дышать.

б) На востоке синело.

в) Дело словом не заменишь.

г) Свод неба был тих и чист.

3. Укажите односоставное предложение.

а) Наступил вечер. б) Вечереет. в).Вечером мы пойдём в кино.

г) Как хороши в Казахстане летом вечера!

4. Найдите назывное предложение.

а) Светало. б) Утро. в) Наступило зимнее холодное утро. г) В дверь постучали.

5. Укажите определённо-личное предложение.

а) Утренний сон сладок.

б) Не забуду этой встречи.

в) В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.

г) Я люблю Балтийское море.

Проверь себя. - ключ к тесту

1. г).

2. г)

3. б)

4. б)

5. б)

5. Закрепление

А) Мозговой спринт

Казахстан - земля древней цивилизации Центрального Евроазиатского региона. В переплетении кочевых и оседлых миров на протяжении веков возникали и гибли и вновь вставали из пепла могущественные империи и государства. Здесь проходили важнейшие торговые пути. Казахи никогда не начинали войн. Им приходилось стойко и мужественно отражать нападки беспокойных соседей. «Патриотизм - чувство самое стыдливое», - писал Л.Н.Толстой. Берегите святые слова и дорожите ими. Родина - это твой дом, твоя колыбель. Историей определяется мера испытания народам, но история дает им и шанс на выживание. Независимый Казахстан - многонациональное и одновременно национально-приоритетное государство, поскольку население его составляет более, чем сто наций. Конституцией РК гарантируется всестороннее развитие граждан всех национальностей и создание всем им достойных условий жизни.

Словарная работа

Цивилизация - определенная ступень развития общества, его материальной и духовной культуры.

Оседлый - постоянно проживающий на одном месте.

Империя - монархическое государство во главе с императором.

Нападки - придирки, обвинения.

Приоритет - первенство по времени в открытии, изобретении чего-нибудь.

Задания:

1.Определить в тексте односоставные предложения.

2. Определить в тексте:

- сильные стороны

- слабые стороны

- благоприятные возможности существования проблемы

- угрозы существования проблемы.

1. СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Независимый Казахстан - многонациональное и одновременно национально-приоритетное государство, поскольку население его составляет более, чем сто наций.

ВЫВОД: единство - это наша сила

2. СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

В переплетении кочевых и оседлых миров на протяжении веков возникали и гибли и вновь вставали из пепла могущественные империи и государства.

ВЫВОД: Казахи никогда не начинали войн. Им приходилось стойко и мужественно отражать нападки беспокойных соседей.

3. БЛАГОПРИЯТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ

«Патриотизм - чувство самое стыдливое», - писал Л.Н.Толстой. Берегите святые слова и дорожите ими.

ВЫВОД: Родина - это твой дом, твоя колыбель.

4. УГРОЗЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Историей определяется мера испытания народам, но история дает им и шанс на выживание.

ВЫВОД: Конституцией РК гарантируется всестороннее развитие граждан всех национальностей и создание всем им достойных условий жизни.

6. Подведение итога урока. Рефлексия.

Я научился ……

Я узнал, что….

Я нашел подтверждение тому, что….

Самое важное на уроке…..

7 .Домашнее задание

Параграф - 21, упражнение 173

8. Итог

Использованная литература

1. Учебник русского языка 8 класс «Мектеп»

2. Русский язык. Справочные материалы. Москва «Просвещение»

3. А.Ж.Мурзалинова «SWOT - анализ в обучении русскому языку» журнал «Русская словесность в школе» № 2 2011 год

4.Л.И.Пирогова Сборник словесных игр по русскому языку и литературе. Москва «Школьная пресса» 2003 год

© 2010-2022