- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Подготовка к ОГЭ - 2016. Задание 1. Сжатое изложение
Подготовка к ОГЭ - 2016. Задание 1. Сжатое изложение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гололобова Л.А. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ОГЭ-2015. Задание 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Задание звучит так: «Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.»
Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.
Микротема = абзацу.
Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.
Сжать текст - это значит сократить его, но при этом сохранить, не искажая фактов, основную мысль в каждой микротеме (абзаце); убрать второстепенное, лишнее, отказаться от подробностей и оставить только главное, сохранив при этом логику построения текста.
При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.
Выделяют три основных способа сжатия текста:
1. Исключение:
-
исключение из предложения повторов;
-
исключение одного или нескольких из синонимов (однородных членов);
-
исключение уточняющих и поясняющих, вставных синтаксических конструкций, обособлений (причастных/деепричастных оборотов), обращений, неважных вводных слов и конструкций;
-
исключение фрагмента предложения;
-
исключение одного или нескольких предложений с второстепенной информацией;
-
исключение неважного диалога.
Пример исключения:
а) Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело - мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания - воспитание души.
б) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания - воспитание души.
2. Обобщение:
• замена однородных членов обобщающим словом;
-
замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением (ВСЕ, НИЧЕГО).
Пример обобщения:
а) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
б) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
3. Упрощение:
• слияние (объединение) нескольких простых предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением ЭТО, ТО;
• замена сложноподчинённого предложения простым (придаточная часть СПП - второстепенная, неважная информация, кроме придаточных дополнительных);
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением: СПП с придаточным определительным - на простое с причастным оборотом, СПП с придаточным обстоятельственным - на простое с деепричастным оборотом, СПП с придаточным дополнительным - на простое с вводной конструкцией КАК СКАЗАЛ…, ПО СЛОВАМ...;
-
замена прямой речи косвенной (получим СПП с придаточным дополнительным или простое с вводной конструкцией);
-
замена риторического вопроса или восклицания - утверждением (риторический вопрос и восклицание по своей логике и смыслу - это утверждение!!!).
Пример упрощения:
а) Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так.
б) Не стоит думать, что нравственные потрясения, открывающие новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои.