Подготовка к ОГЭ - 2016. Задание 1. Сжатое изложение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГЭ-2015. Задание 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Задание звучит так: «Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения - не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.»



Микротема - содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.

Микротема = абзацу.

Как определить микротемы текста? По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

Сжать текст - это значит сократить его, но при этом сохранить, не искажая фактов, основную мысль в каждой микротеме (абзаце); убрать второстепенное, лишнее, отказаться от подробностей и оставить только главное, сохранив при этом логику построения текста.

При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения.

Выделяют три основных способа сжатия текста:

1. Исключение:

  • исключение из предложения повторов;

  • исключение одного или нескольких из синонимов (однородных членов);

  • исключение уточняющих и поясняющих, вставных синтаксических конструкций, обособлений (причастных/деепричастных оборотов), обращений, неважных вводных слов и конструкций;

  • исключение фрагмента предложения;

  • исключение одного или нескольких предложений с второстепенной информацией;

  • исключение неважного диалога.

Пример исключения:

а) Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело - мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания - воспитание души.

б) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания - воспитание души.

2. Обобщение:

• замена однородных членов обобщающим словом;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением (ВСЕ, НИЧЕГО).

Пример обобщения:

а) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

б) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

3. Упрощение:

• слияние (объединение) нескольких простых предложений в одно;

• замена предложения или его части указательным местоимением ЭТО, ТО;

• замена сложноподчинённого предложения простым (придаточная часть СПП - второстепенная, неважная информация, кроме придаточных дополнительных);

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением: СПП с придаточным определительным - на простое с причастным оборотом, СПП с придаточным обстоятельственным - на простое с деепричастным оборотом, СПП с придаточным дополнительным - на простое с вводной конструкцией КАК СКАЗАЛ…, ПО СЛОВАМ...;

  • замена прямой речи косвенной (получим СПП с придаточным дополнительным или простое с вводной конструкцией);

  • замена риторического вопроса или восклицания - утверждением (риторический вопрос и восклицание по своей логике и смыслу - это утверждение!!!).

Пример упрощения:

а) Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так.

б) Не стоит думать, что нравственные потрясения, открывающие новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои.

© 2010-2022