- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Исследовательская работа Язык СМС
Исследовательская работа Язык СМС
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сулейманова О.А. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Берёзовый
Солнечного муниципального района
Хабаровский край
На районную конференцию «Старт в науку- 2012»
Язык SMS.
Исследовательская работа.
Выполнила: Сулейманова Кристина Максимовна,
ученица 7 класса «В»
Руководитель: Сулейманова Оксана
Александровна,
учитель начальных классов,
2 квалификационной категории
п.Березовый
2013
План:
Введение.
1.SMS: понятие, история возникновения.
1.1.Причины популярности SMS - сообщений.
1.2.Содержание и структура SMS - сообщений.
Практическая часть.
1.Наблюдения за изменениями в русском языке в переписке Интернет-
пользователей.
-
Нарушения норм орфографии русского языка в сети Интернет.
1.2.Нарушения норм орфографии русского языка учащимися нашей школы.
Заключение.
1.Полезен или вреден язык SMS?
1.1.Авторитетное мнение.
1.2.Вывод.
Приложения.
Приложение №1. Данные анкетирования
Список источников
Введение.
«Прекрасный наш язык, под пером
писателей неучёных и неискусных,
быстро клонится к падению. Слова
искажаются. Грамматика колеблется.
Орфография, сия геральдика языка,
изменяется по произволу всех и каждого.»
А.С. Пушкин.
В последние годы в школьных сочинениях российских школьников увеличилось количество ошибок, связанных с употреблением Интернет-сленга. Учителя все чаще вылавливают в письменных работах учеников всевозможные «исчо», «превед», «чёнить» и «какнить», а также смайлики и сокращения.
Учителя русского языка нашей школы отмечают у учащихся среднего звена последние 3-4 года ( c появлением в поселке Интернета) увеличение ошибок связанных с несоблюдением границ предложений, отсутствием знаков препинания, написанием имен собственных с маленькой буквы , «сращением» предлогов со словом, искажением слов т.е. ошибок «начальной школы».
С чем это связано? Нас стали хуже учить? Учителя считают, что пишем мы безграмотно потому, что мало читаем. Да, к сожалению, современный ученик нечасто берет в руки книгу- образец правильного литературного языка. Гораздо быстрее он находит информацию в Интернете, а там за орфографией никто не следит. Сегодня редко кто пишет своим родным и близким людям письма. Постепенно, но очень настойчиво их вытесняют телефонное общение, электронная почта и, конечно, SMS-сообщения.
В библиотеку за информацией я (а также многие мои сверстники) практически не обращаюсь. Это очень долго. Быстрее и проще найти нужное в Интернете. Конечно же, не всякая опубликованная в сети информация губительно сказывается на умении писать без ошибок. Существует множество официальных серьезных сайтов, где следят за грамотностью и достоверностью, а также удаляют некорректные комментарии. Но для подростка главное -общение. В чатах, блогах, на форумах, в «Аське», Агенте, и прочих аналогичных ресурсах бывают почти все.Там ведут переписку не только подростки, но и взрослые люди, которые либо не владеют грамотой либо не утруждают себя соблюдением орфографических и пунктуационных правил. По моим наблюдениям, более 80% сообщений и комментариев на сайтах написаны с ошибками, а в 40 % случаев язык исковеркан до неузнаваемости.
Почему так велика популярность SMS-сообщений? Почему люди при переписке не обращают внимания на грамотность? Как изменяется русский язык под влиянием SMS-сленга? Эти и другие проблемные вопросы побудили меня к настоящему исследованию.
Гипотеза:
Активное пользование интерактивными сообщениями (через социальные сети, блоги, чаты и SMS) приводит к обязательному снижению орфографической и синтаксической грамотности.
Объект исследования: Интернет и SMS-язык.
Предмет исследования: влияние Интернет и SMS-языка на грамотность .
Цель исследования: изучить влияние SMS- языка на грамотность учащихся
Задачи:
-выявить причины популярности SMS-языка;
-изучить изменения, происходящие в русском языке под влиянием SMS-сленга;
-выяснить, влияет ли компьютерный и SMS-сленг на грамотность учащихся нашей школы.
Методы, примененные в ходе работы:
1. Анкетирование
2. Изучение
3. Наблюдение
4. Эксперимент
5. Сравнительный анализ
6. Синтез
Основная часть.
1.История SMS.
Придумал и отправил первую SMS Нейл Папуорт - инженер фирмы Vodafon. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: «Merry Christmas - 92». После об этой новой технологии забыли. Только в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service-Служба коротких сообщений. СМС по-русски - это уже Служба Мобильных Сообщений. Это сокращение нам советуют писать русскими буквами, причем все они должны быть большими, прописными».
«А как сказать: СМС… пришла? пришло? Обычно род буквенного сокращения определяется по роду главного слова. А главное слово в этом сокращении - Служба. Поэтому лучший выход - пользоваться словом эсэмэска, так советует «Орфографический словарь русского языка» под редакцией В.В.Лопатина (и писать его рекомендуют именно так, не «СМС-ка», а эсэмэска). Тогда это будет однозначно существительное женского рода: эсэмэска пришла, эсэмэска отправлена…»
(Северская О.И. «Что послать - SMS, СМС, СМС-сообщение или эсэмэску?»// Русский язык. Первое сентября. - 2008. - № 2. - С.48.)
Язык- SMS родился совсем недавно, а « короткую переписку» несколько десятилетий назад придумали телеграфисты. Они поняли, что, если из слова убрать гласные буквы, то это не помешает понять его. Ограничились они служебными словами: тчк, зпт, скб, квч, двтч, вскл. Позже, во время Второй мировой войны, американские и английские солдаты уже посылали домой телеграммы с такими сокращениями, как SWALK (Sealed With A Loving Kiss = «запечатано поцелуем с любовью») и TTFN (Ta Ta For Now = «пока прощаюсь») Вторыми были радисты. На азбуке Морзе вместо целых слов писали начальными слогами. Слова и фразы при этом оставались вполне понятными.
Сегодня люди вместо писем и телеграмм шлют SMS-сообщения. Они тоже короткие (нужно экономить место и деньги), ведь СМС «вмещает» в себя либо 160 латинских символов, либо 70 символов кириллицы.
2.Причины популярности SMS-сообщений.
В ходе анкетирования нами выделены основные причины «популярности» SMS-общения. Среди них :
-время отправления такого сообщения занимает пару секунд;
- SMS быстрее и дешевле звонка;
-SMS можно написать то, что стесняешься сказать в глаза;
- SMS можно отправить на телефон, выключенный или находящийся вне зоны действия сети, адресат все равно его получит;
-можно отправить SMS абоненту, который в данный момент занят разговором;
-с помощью МMS, можно отправлять и получать мелодии звонков, анимации, картинки, фотографии;
- SMS на телефоны можно отправлять из Интернета;
- с помощью SMS можно контролировать местонахождение родных ;
-рекламные рассылки;
-использовать SMS-сообщения удобно, если нужно соблюдать тишину (например, на уроке послать подруге записку или подсказку);
Удобство и простота SMS-сообщений привели к тому, что появился новый вид письменной разговорной речи. Он отличается необычными сокращениями слов, использованием своеобразного сленга и неологизмов. Он постоянно пополняется вновь изобретенными или видоизмененными словами. Особенно активно постигает и непосредственно участвует в образовании этого языка молодежь. Взрослые также активно пользуются SMS-сообщениями.
Социологический опрос учащихся нашей школы показал следующие результаты:
1.Какой связью чаще пользуетесь: мобильной или Интернет?
2.Считаете ли удобным общение через SMS ?
Выводы:Среди учащихся более популярен Интернет, а среди учителей -телефон.Но все признают, что общение через SMS удобно.
3. Содержание и структура SMS-сообщений.
Содержание:
-запрос о местонахождении (или планах) адресата (Ты где? или Чего молчишь?);
-запрос о самочувствии и настроении адресата (Давай рассказывай, как провела лето?);
-сообщение о своём местонахождении (или планах) (Передай маме, что я задержалась в библиотеке);
-сообщение о своём самочувствии и настроении (Ненавижу учить стихи!:-[ Не пойду больше в школу!!! Не пойду...:-D Хи!);
-сообщение о чём-то только что произошедшим (Еду с концерта,отвратительно!!!Только деньги зря потратила!!!) ;
-поздравления; (Надюха! Поздравляю тя, что ли!)
-признания, выяснение отношений. (Хотел просто простица. ПРОЩАЙ. Недумал что ты такая жестокая.)
Структура:
-предложения ICQ и SMS-сообщений - это небольшие предложения из 4-5 слов (Отлично всё гуляла купалась!);
-чаще всего по цели высказывания предложения вопросительные (Чем занимаешься?; Ти как?);
-реже - повествовательные (Сижу за компом ползаю в конте);
-по эмоциональной окраске - восклицательные (Короч мы идём!!!Gо за мной и гули гули!);
-в основном предложения односоставные (Ириша, поздравляю тя с Днём рождения!, А мне «3» поставили);
-предложения определённо-личные(Пойдёшь гулять сегодня?; Чем занимаешься?);
-используются безглагольные конструкции (Маша, платье нужно сегодня?).
Использование смайлов и знаков препинания для выражения эмоций.
В SMS знаки препинания зачастую уступают место смайликам - графическим значкам, передающим различные эмоции. Смайлик служит одновременно знаком конца предложения и выражением смысла: Спасибо за поздравление :) А письмо вчера написал, но отправить не получилось:(
Все наши знаки препинания возникли из потребности обозначить членение речи. Они необходимы там, где лексические значения, грамматические формы и порядок слов не могут точно выразить смысл. Они организуют синтаксическую конструкцию так, как это делает интонация в устной речи. Всем этим параметрам отвечает употребление смайликов. С точки зрения культуры речи, главное, что смайлики в SMS служат выражением дружелюбия.
Опрос: Какие смайлики чаще всего употребляете в SMS?
J - улыбка (Ну давай, рассказывай,как ти провела лето!J) - 80%;
L - расстроен(Ты сёдня не заходи я гулять не идуL) - 61%;
*) - поцелуй(Я иду пол 6 если чё звони *) )- 30%;
( - грусть (Чё то давно мы не виделись((( )- 23%;
XD - громкий смех (Да не за что!!!!!! XD) - 20%;
:,-( - плачу (Завтра диктант, ужас :,-( ) - 20%;
:-[ - очень глубокая печаль (Ненавижу всё!:-[ ) - 18%;
]:-< - злость (Нет ничего хорошего]:-<) - 14%;
:Р- показать язычок (Супер!!! :Р) - 11%.
... - раздумье (Приффф...) - 20%;
...)) - радость (А я с семьёй на юг ездила...))) ) - 10%;
...(( - грусть (Ненавижу учить стихи...((( ) - 9%;
? - изумление, недовольство, непонимание (Ты чё шутишь?) - 4%;
! - радость, приподнятое настроение (Здорово друг!) - 4%;
??!! - недовольство (Я не сдала стих!!??) - 4%.
Практическая часть.
1.Наблюдения за изменениями в русском языке в переписке Интернет-пользователей.
Цель: методом наблюдения за перепиской пользователей форумов, чатов выявить изменения происходящие в языке .
Результат: По моим наблюдениям, более 80% сообщений и комментариев на сайтах написаны с ошибками, а в 40 % случаев язык исковеркан до неузнаваемости, широко используется своеобразный SMS-сленг.
1.1.Экспресс-опрос аудитории.
Цель: выяснить, понятен ли SMS-сленг широкой аудитории, или это «язык посвященных»
Предлагаемая ситуация: девушка выставила свою новую фотографию и получила комментарии к ней.
Вопрос: Поднимите руку те, кто хорошо понял смысл переписки. А теперь-те, кто ничего не понял, кому требуется переводчик.
Результат: основная особенность молодежного компьютерного языка заключается в намеренном нарушении норм орфографии русского языка в сторону фонетического письма (как слышим, так и пишем), использовании сленга и видоизменении английских слов на русский манер. Такой язык понятен только пользователям Интернета.
1.2.Нарушения норм орфографии русского языка в сети Интернет.
Порча и коверкание языка оказались очень привлекательной идеей. Слова искажают все, «и стар и млад».Это стало своеобразной модой.Появился
-взаимозамена безударных и ударных гласных ( смешно - смишно, ресурс - рисурс, пиши ещё - пешы исчо, автор - аффтар, сатана - сотона, красавчик - кросафчег)
-употребление цц или ц вместо тс, тьс, дс (нравится - нравицца ,смеркается - смеркаицца, получается - получаицца).
-употребление жы и шы, чя и щя вместо жи и ши, ча и ща (мыши - мышы, жизнь - жызнь, час - чяс)
- щ вместо сч и наоборот (ещё - исчо, счастье - щастье).
-йа, йо, йу вместо начальных я, ё, ю (язык - йазыг, ежик - йожыг)
-замена ё на о и наоборот (зачёт - зачот, жёстко - жосско)
-предлог «в» русского языка преобразуется в приставку «ф-» (в топку - фтопку, в пятерке - фпятерке, в тему - фтему)
- вопросительное местоимение «как» преобразуется в приставку «каг-» ( как дела - кагдила?)
-происходит слияние слов воедино, при этом каждое из слов словосочетания так же предварительно искажается (под столом - паццталом; ржу, не могу - ржунимагу, убей себя об стену - упейсибяапстену)
- в случаях, когда фонетическое написание является нормой, нарушение нормы происходит в сторону, противоположную фонетической (превед, зачот)
- общелитературным словам приписываются особые значения (падонок, аффтар, выпей йаду и т.д)
Вывод: мы имеем дело с появлением нового языка- «компьютерного сленга».
Основой «олбанского» языка является возведение ошибок в правило, говоря иначе, своеобразный культ ошибки:
-
во-первых, «пиши, как слышишь»;
-
во-вторых, написание в конце слов шумных звонких согласных, которые в произношении невозможны («превед» вместо «привет» или «красавчег» вместо «красавчик»);
-
в-третьих, использование буквосочетания «сч» на месте буквы «щ».
В «олбанском» есть и свои устойчивые выражения:
-
«Аффтар жжот» -создатель данного текста выше всяческих похвал;
-
«Аффтар выпий йаду» -данное произведение никуда не годится;
-
«пеши есчо» -радуй нас новыми творческими успехами;
-
«ниасилил» -скучновато получилось и т.д.
1.3. Нарушения норм орфографии русского языка учащимися нашей школы.
Результаты: анкетирование показало, что наиболее активно искажают язык подростки (это даже модно!), а чем старше человек становится, тем меньше ошибок старается допускать, понимая, что безграмотное письмо выдает с головой «неумного» автора.
Также 82 % опрошенных считают, что SMS-общение не влияет на их грамотность, хотя обилие ошибок у них в анкетах говорит об обратном.
Заключение.
1.Полезен или вреден язык SMS?
Аргументы «за»:
-Ничего плохого в нем нет, если человек в реальном мире не забывается и говорит нормальным языком….
-Полезен, экономит время…
-Наоборот стараюсь писать грамотно, чтобы люди не подумали, что я неуч….
-Он прикольный!!!
Аргументы « против»:
-Вреден т.к. сокращается общение «вживую»…
-Вреден, влияет на грамотность…
-Вреден,т.к. искажает язык…
-Вреден, т.к. ты можешь привыкнуть писать с ошибками…
-Вреден, мы забываем правильное написание слов….
Вывод: SMS- новый речевой жанр, в использовании которого есть и плюсы, и минусы. Что и как человек пишет в SMS, зависит не от SMS, а от человека. Нет плохих жанров. Есть плохие авторы. Ведь речь человека- признак уровня его развития, культуры.
1.1.Авторитетное мнение.
Язык живет во времени , но и время отражается в языке. Язык изменяется. Но как изменяется? Оценки «хорошо» или «плохо» здесь неуместны. Например, современникам А.С. Пушкина очень многое не нравилось в его языковых новшествах. Однако именно они оказались наиболее перспективными.
Особенно активным в современном русском языке оказывается действие закона речевой экономии .
С появлением глобальных компьютерных сетей создаются новые формы и методы человеческого общения, и потому изменения неизбежны. Но…язык, как море, снимет бурлящую пену и успокоится, обогатившись свежими вливаниями.
(Н.С.Валгина, Московский университет печати.)
1.2.Вывод.
Гипотеза нашла свое подтверждение. Наибольший процент снижения грамотности у школьников среднего звена, а они самые активные пользователи Интернет. У школьников старшего звена и взрослых людей такого снижения не наблюдается т.к. к моменту «Интернет-бума» основы грамотного письма уже были сформированы.
Человек, привыкая к свободной форме общения, начинает бессознательно допускать ошибки в других документах. Но это очень индивидуально, кто-то забывается,а кто-то нет. Быть грамотным человеком или не быть им, в конечном счёте, зависит от каждого.
Список источников:
1. bibliofond.ru/view.aspx?id=75913
2. lichnost.ru/forum/viewtopic.php?f=21&t=501
3. hi-edu.ru/e-books/xbook050/01/part-002.htm#i28
4. novayagazeta-nn.ru/
5. //yaplakal.com/forum3/topic443403.html
6. ru.wikipedia.org/wiki/