Исследовательская работа Язык СМС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Берёзовый

Солнечного муниципального района

Хабаровский край

На районную конференцию «Старт в науку- 2012»

Язык SMS.

Исследовательская работа.

Исследовательская работа Язык СМС

Выполнила: Сулейманова Кристина Максимовна,

ученица 7 класса «В»

Руководитель: Сулейманова Оксана

Александровна,

учитель начальных классов,

2 квалификационной категории



п.Березовый

2013

План:
Введение.
1.SMS: понятие, история возникновения.
1.1.Причины популярности SMS - сообщений.
1.2.Содержание и структура SMS - сообщений.

Практическая часть.

1.Наблюдения за изменениями в русском языке в переписке Интернет-

пользователей.

  1. Нарушения норм орфографии русского языка в сети Интернет.

1.2.Нарушения норм орфографии русского языка учащимися нашей школы.

Заключение.

1.Полезен или вреден язык SMS?

1.1.Авторитетное мнение.

1.2.Вывод.

Приложения.

Приложение №1. Данные анкетирования
Список источников



Введение.

«Прекрасный наш язык, под пером

писателей неучёных и неискусных,
быстро клонится к падению. Слова

искажаются. Грамматика колеблется.
Орфография, сия геральдика языка,

изменяется по произволу всех и каждого.»

А.С. Пушкин.

В последние годы в школьных сочинениях российских школьников увеличилось количество ошибок, связанных с употреблением Интернет-сленга. Учителя все чаще вылавливают в письменных работах учеников всевозможные «исчо», «превед», «чёнить» и «какнить», а также смайлики и сокращения.

Учителя русского языка нашей школы отмечают у учащихся среднего звена последние 3-4 года ( c появлением в поселке Интернета) увеличение ошибок связанных с несоблюдением границ предложений, отсутствием знаков препинания, написанием имен собственных с маленькой буквы , «сращением» предлогов со словом, искажением слов т.е. ошибок «начальной школы».

С чем это связано? Нас стали хуже учить? Учителя считают, что пишем мы безграмотно потому, что мало читаем. Да, к сожалению, современный ученик нечасто берет в руки книгу- образец правильного литературного языка. Гораздо быстрее он находит информацию в Интернете, а там за орфографией никто не следит. Сегодня редко кто пишет своим родным и близким людям письма. Постепенно, но очень настойчиво их вытесняют телефонное общение, электронная почта и, конечно, SMS-сообщения.

В библиотеку за информацией я (а также многие мои сверстники) практически не обращаюсь. Это очень долго. Быстрее и проще найти нужное в Интернете. Конечно же, не всякая опубликованная в сети информация губительно сказывается на умении писать без ошибок. Существует множество официальных серьезных сайтов, где следят за грамотностью и достоверностью, а также удаляют некорректные комментарии. Но для подростка главное -общение. В чатах, блогах, на форумах, в «Аське», Агенте, и прочих аналогичных ресурсах бывают почти все.Там ведут переписку не только подростки, но и взрослые люди, которые либо не владеют грамотой либо не утруждают себя соблюдением орфографических и пунктуационных правил. По моим наблюдениям, более 80% сообщений и комментариев на сайтах написаны с ошибками, а в 40 % случаев язык исковеркан до неузнаваемости.

Почему так велика популярность SMS-сообщений? Почему люди при переписке не обращают внимания на грамотность? Как изменяется русский язык под влиянием SMS-сленга? Эти и другие проблемные вопросы побудили меня к настоящему исследованию.
Гипотеза:

Активное пользование интерактивными сообщениями (через социальные сети, блоги, чаты и SMS) приводит к обязательному снижению орфографической и синтаксической грамотности.

Объект исследования: Интернет и SMS-язык.

Предмет исследования: влияние Интернет и SMS-языка на грамотность .

Цель исследования: изучить влияние SMS- языка на грамотность учащихся

Задачи:

-выявить причины популярности SMS-языка;

-изучить изменения, происходящие в русском языке под влиянием SMS-сленга;

-выяснить, влияет ли компьютерный и SMS-сленг на грамотность учащихся нашей школы.

Методы, примененные в ходе работы:
1. Анкетирование
2. Изучение
3. Наблюдение
4. Эксперимент
5. Сравнительный анализ
6. Синтез

Основная часть.

1.История SMS.

Придумал и отправил первую SMS Нейл Папуорт - инженер фирмы Vodafon. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: «Merry Christmas - 92». После об этой новой технологии забыли. Только в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service-Служба коротких сообщений. СМС по-русски - это уже Служба Мобильных Сообщений. Это сокращение нам советуют писать русскими буквами, причем все они должны быть большими, прописными».

«А как сказать: СМС… пришла? пришло? Обычно род буквенного сокращения определяется по роду главного слова. А главное слово в этом сокращении - Служба. Поэтому лучший выход - пользоваться словом эсэмэска, так советует «Орфографический словарь русского языка» под редакцией В.В.Лопатина (и писать его рекомендуют именно так, не «СМС-ка», а эсэмэска). Тогда это будет однозначно существительное женского рода: эсэмэска пришла, эсэмэска отправлена…»

(Северская О.И. «Что послать - SMS, СМС, СМС-сообщение или эсэмэску?»// Русский язык. Первое сентября. - 2008. - № 2. - С.48.)

Язык- SMS родился совсем недавно, а « короткую переписку» несколько десятилетий назад придумали телеграфисты. Они поняли, что, если из слова убрать гласные буквы, то это не помешает понять его. Ограничились они служебными словами: тчк, зпт, скб, квч, двтч, вскл. Позже, во время Второй мировой войны, американские и английские солдаты уже посылали домой телеграммы с такими сокращениями, как SWALK (Sealed With A Loving Kiss = «запечатано поцелуем с любовью») и TTFN (Ta Ta For Now = «пока прощаюсь») Вторыми были радисты. На азбуке Морзе вместо целых слов писали начальными слогами. Слова и фразы при этом оставались вполне понятными.

Сегодня люди вместо писем и телеграмм шлют SMS-сообщения. Они тоже короткие (нужно экономить место и деньги), ведь СМС «вмещает» в себя либо 160 латинских символов, либо 70 символов кириллицы.

2.Причины популярности SMS-сообщений.

В ходе анкетирования нами выделены основные причины «популярности» SMS-общения. Среди них :

-время отправления такого сообщения занимает пару секунд;

- SMS быстрее и дешевле звонка;

-SMS можно написать то, что стесняешься сказать в глаза;

- SMS можно отправить на телефон, выключенный или находящийся вне зоны действия сети, адресат все равно его получит;

-можно отправить SMS абоненту, который в данный момент занят разговором;

-с помощью МMS, можно отправлять и получать мелодии звонков, анимации, картинки, фотографии;

- SMS на телефоны можно отправлять из Интернета;

- с помощью SMS можно контролировать местонахождение родных ;

-рекламные рассылки;

-использовать SMS-сообщения удобно, если нужно соблюдать тишину (например, на уроке послать подруге записку или подсказку);

Удобство и простота SMS-сообщений привели к тому, что появился новый вид письменной разговорной речи. Он отличается необычными сокращениями слов, использованием своеобразного сленга и неологизмов. Он постоянно пополняется вновь изобретенными или видоизмененными словами. Особенно активно постигает и непосредственно участвует в образовании этого языка молодежь. Взрослые также активно пользуются SMS-сообщениями.

Социологический опрос учащихся нашей школы показал следующие результаты:

1.Какой связью чаще пользуетесь: мобильной или Интернет?

Исследовательская работа Язык СМС



2.Считаете ли удобным общение через SMS ?

Выводы:Среди учащихся более популярен Интернет, а среди учителей -телефон.Но все признают, что общение через SMS удобно.

3. Содержание и структура SMS-сообщений.

Содержание:

-запрос о местонахождении (или планах) адресата (Ты где? или Чего молчишь?);

-запрос о самочувствии и настроении адресата (Давай рассказывай, как провела лето?);

-сообщение о своём местонахождении (или планах) (Передай маме, что я задержалась в библиотеке);

-сообщение о своём самочувствии и настроении (Ненавижу учить стихи!:-[ Не пойду больше в школу!!! Не пойду...:-D Хи!);

-сообщение о чём-то только что произошедшим (Еду с концерта,отвратительно!!!Только деньги зря потратила!!!) ;

-поздравления; (Надюха! Поздравляю тя, что ли!)

-признания, выяснение отношений. (Хотел просто простица. ПРОЩАЙ. Недумал что ты такая жестокая.)

Структура:

-предложения ICQ и SMS-сообщений - это небольшие предложения из 4-5 слов (Отлично всё гуляла купалась!);

-чаще всего по цели высказывания предложения вопросительные (Чем занимаешься?; Ти как?);

-реже - повествовательные (Сижу за компом ползаю в конте);

-по эмоциональной окраске - восклицательные (Короч мы идём!!!Gо за мной и гули гули!);

-в основном предложения односоставные (Ириша, поздравляю тя с Днём рождения!, А мне «3» поставили);

-предложения определённо-личные(Пойдёшь гулять сегодня?; Чем занимаешься?);

-используются безглагольные конструкции (Маша, платье нужно сегодня?).

Использование смайлов и знаков препинания для выражения эмоций.

В SMS знаки препинания зачастую уступают место смайликам - графическим значкам, передающим различные эмоции. Смайлик служит одновременно знаком конца предложения и выражением смысла: Спасибо за поздравление :) А письмо вчера написал, но отправить не получилось:(

Все наши знаки препинания возникли из потребности обозначить членение речи. Они необходимы там, где лексические значения, грамматические формы и порядок слов не могут точно выразить смысл. Они организуют синтаксическую конструкцию так, как это делает интонация в устной речи. Всем этим параметрам отвечает употребление смайликов. С точки зрения культуры речи, главное, что смайлики в SMS служат выражением дружелюбия.

Опрос: Какие смайлики чаще всего употребляете в SMS?

J - улыбка (Ну давай, рассказывай,как ти провела лето!J) - 80%;

L - расстроен(Ты сёдня не заходи я гулять не идуL) - 61%;

*) - поцелуй(Я иду пол 6 если чё звони *) )- 30%;

( - грусть (Чё то давно мы не виделись((( )- 23%;

XD - громкий смех (Да не за что!!!!!! XD) - 20%;

:,-( - плачу (Завтра диктант, ужас :,-( ) - 20%;

:-[ - очень глубокая печаль (Ненавижу всё!:-[ ) - 18%;

]:-< - злость (Нет ничего хорошего]:-<) - 14%;

:Р- показать язычок (Супер!!! :Р) - 11%.

... - раздумье (Приффф...) - 20%;

...)) - радость (А я с семьёй на юг ездила...))) ) - 10%;

...(( - грусть (Ненавижу учить стихи...((( ) - 9%;

? - изумление, недовольство, непонимание (Ты чё шутишь?) - 4%;

! - радость, приподнятое настроение (Здорово друг!) - 4%;

??!! - недовольство (Я не сдала стих!!??) - 4%.

Практическая часть.

1.Наблюдения за изменениями в русском языке в переписке Интернет-пользователей.

Цель: методом наблюдения за перепиской пользователей форумов, чатов выявить изменения происходящие в языке .

Результат: По моим наблюдениям, более 80% сообщений и комментариев на сайтах написаны с ошибками, а в 40 % случаев язык исковеркан до неузнаваемости, широко используется своеобразный SMS-сленг.

1.1.Экспресс-опрос аудитории.

Цель: выяснить, понятен ли SMS-сленг широкой аудитории, или это «язык посвященных»

Предлагаемая ситуация: девушка выставила свою новую фотографию и получила комментарии к ней.

Вопрос: Поднимите руку те, кто хорошо понял смысл переписки. А теперь-те, кто ничего не понял, кому требуется переводчик.

Исследовательская работа Язык СМС

Результат: основная особенность молодежного компьютерного языка заключается в намеренном нарушении норм орфографии русского языка в сторону фонетического письма (как слышим, так и пишем), использовании сленга и видоизменении английских слов на русский манер. Такой язык понятен только пользователям Интернета.

1.2.Нарушения норм орфографии русского языка в сети Интернет.

Порча и коверкание языка оказались очень привлекательной идеей. Слова искажают все, «и стар и млад».Это стало своеобразной модой.Появился

-взаимозамена безударных и ударных гласных ( смешно - смишно, ресурс - рисурс, пиши ещё - пешы исчо, автор - аффтар, сатана - сотона, красавчик - кросафчег)

-употребление цц или ц вместо тс, тьс, дс (нравится - нравицца ,смеркается - смеркаицца, получается - получаицца).

-употребление жы и шы, чя и щя вместо жи и ши, ча и ща (мыши - мышы, жизнь - жызнь, час - чяс)

- щ вместо сч и наоборот (ещё - исчо, счастье - щастье).

-йа, йо, йу вместо начальных я, ё, ю (язык - йазыг, ежик - йожыг)

-замена ё на о и наоборот (зачёт - зачот, жёстко - жосско)

-предлог «в» русского языка преобразуется в приставку «ф-» (в топку - фтопку, в пятерке - фпятерке, в тему - фтему)

- вопросительное местоимение «как» преобразуется в приставку «каг-» ( как дела - кагдила?)

-происходит слияние слов воедино, при этом каждое из слов словосочетания так же предварительно искажается (под столом - паццталом; ржу, не могу - ржунимагу, убей себя об стену - упейсибяапстену)

- в случаях, когда фонетическое написание является нормой, нарушение нормы происходит в сторону, противоположную фонетической (превед, зачот)

- общелитературным словам приписываются особые значения (падонок, аффтар, выпей йаду и т.д)

Вывод: мы имеем дело с появлением нового языка- «компьютерного сленга».

Основой «олбанского» языка является возведение ошибок в правило, говоря иначе, своеобразный культ ошибки:

  • во-первых, «пиши, как слышишь»;

  • во-вторых, написание в конце слов шумных звонких согласных, которые в произношении невозможны («превед» вместо «привет» или «красавчег» вместо «красавчик»);

  • в-третьих, использование буквосочетания «сч» на месте буквы «щ».

В «олбанском» есть и свои устойчивые выражения:

  • «Аффтар жжот» -создатель данного текста выше всяческих похвал;

  • «Аффтар выпий йаду» -данное произведение никуда не годится;

  • «пеши есчо» -радуй нас новыми творческими успехами;

  • «ниасилил» -скучновато получилось и т.д.

1.3. Нарушения норм орфографии русского языка учащимися нашей школы.

Исследовательская работа Язык СМС

Исследовательская работа Язык СМС

Результаты: анкетирование показало, что наиболее активно искажают язык подростки (это даже модно!), а чем старше человек становится, тем меньше ошибок старается допускать, понимая, что безграмотное письмо выдает с головой «неумного» автора.

Также 82 % опрошенных считают, что SMS-общение не влияет на их грамотность, хотя обилие ошибок у них в анкетах говорит об обратном.

Заключение.

1.Полезен или вреден язык SMS?

Аргументы «за»:

-Ничего плохого в нем нет, если человек в реальном мире не забывается и говорит нормальным языком….

-Полезен, экономит время…

-Наоборот стараюсь писать грамотно, чтобы люди не подумали, что я неуч….

-Он прикольный!!!

Аргументы « против»:

-Вреден т.к. сокращается общение «вживую»…

-Вреден, влияет на грамотность…

-Вреден,т.к. искажает язык…

-Вреден, т.к. ты можешь привыкнуть писать с ошибками…

-Вреден, мы забываем правильное написание слов….

Вывод: SMS- новый речевой жанр, в использовании которого есть и плюсы, и минусы. Что и как человек пишет в SMS, зависит не от SMS, а от человека. Нет плохих жанров. Есть плохие авторы. Ведь речь человека- признак уровня его развития, культуры.

1.1.Авторитетное мнение.

Язык живет во времени , но и время отражается в языке. Язык изменяется. Но как изменяется? Оценки «хорошо» или «плохо» здесь неуместны. Например, современникам А.С. Пушкина очень многое не нравилось в его языковых новшествах. Однако именно они оказались наиболее перспективными.

Особенно активным в современном русском языке оказывается действие закона речевой экономии .

С появлением глобальных компьютерных сетей создаются новые формы и методы человеческого общения, и потому изменения неизбежны. Но…язык, как море, снимет бурлящую пену и успокоится, обогатившись свежими вливаниями.

(Н.С.Валгина, Московский университет печати.)

1.2.Вывод.

Гипотеза нашла свое подтверждение. Наибольший процент снижения грамотности у школьников среднего звена, а они самые активные пользователи Интернет. У школьников старшего звена и взрослых людей такого снижения не наблюдается т.к. к моменту «Интернет-бума» основы грамотного письма уже были сформированы.

Человек, привыкая к свободной форме общения, начинает бессознательно допускать ошибки в других документах. Но это очень индивидуально, кто-то забывается,а кто-то нет. Быть грамотным человеком или не быть им, в конечном счёте, зависит от каждого.

Список источников:

1. bibliofond.ru/view.aspx?id=75913

2. lichnost.ru/forum/viewtopic.php?f=21&t=501

3. hi-edu.ru/e-books/xbook050/01/part-002.htm#i28

4. novayagazeta-nn.ru/

5. //yaplakal.com/forum3/topic443403.html

6. ru.wikipedia.org/wiki/






© 2010-2022