- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад к пед. совещанию на тему Духовно - нравственное воспитание на уроках литературы
Доклад к пед. совещанию на тему Духовно - нравственное воспитание на уроках литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мирзоева Г.К. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы. Выполнила: учитель русского языка и литературы Мирзоева Г.А. «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать», -сказал У. Черчилль. Что он имел в виду? Наверное, как раз то, что учитель может влиять на душу человека, воспитывая, закладывая нравственные понятия, заставляя задуматься над этим миром, над смыслом жизни, над человеческой сущностью.
Вот конкретные черты нравственной личности: ответственность и чувство собственной свободы, уважение к другим и чувство собственного достоинства, честность, готовность к социально-необходимому труду, наличие идеалов, доброта, инициативность, дисциплинированность, умение понимать других, воля, способность размышлять, патриотизм.
Ни у одного учителя нет такой уникальной возможности, как у словесника, открывать школьникам мир. А мир - это семья и отчий дом, друзья и " братья наши меньшие", след человека на земле.
Литература дает нам огромное поле деятельности для воспитания духовного, нравственного человека. Как это происходит на моих уроках?
На первом же уроке литературы в V классе (Тема: "Книга: - великое чудо из всех чудес" (М.Горький) мы с ребятами задумываемся над тем, для чего нужны уроки словесности, почему чтение, по словам М. Цветаевой, - это "разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов", что значит уметь беседовать с текстом, вести диалог с его автором . А затем осознаем смысл и значение понятия "духовность" в доступной пятиклассникам форме.
А что же такое душа? Тут мы вспоминаем "Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина. Злая царица, любуясь собой, вопрошает у зеркальца: "Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?" Да, она красива, но у нее злая, черная, безобразная душа.
Здесь помогаю детям воспринять нравственный пафос сказки. Истинная красота - в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей - мачехой, в борьбе двух начал жизни - доброты и зла. В работе над сказкой я использую слова антонимы, дающие характеристику героя:
Царица Царевна
Гордая смиренная
Своенравная сдержанная
гневная милостивая, кроткая.
Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной.
А затем на уроке внеклассного чтения по сказке О.Уайльда "Мальчик - звезда" мы пытаемся найти ответы на вопросы: что есть красота и почему ее обожествляют люди? Что делает людей красивыми или некрасивыми? В ходе беседы ребята приходят к выводу, что красота не пустой сосуд, а огонь, который греет теплом доброты, сердечности, милосердия. Если человек откликается на чужую боль, его сердце никогда не очерствеет и он будет по-настоящему красив.
Дети слушают сказки затаив дыхание.
Сказка Х.К.Андерсена "Снежная королева" глубоко любима детьми. Ученики, узнав о писателе Андерсене, что он был некрасив и хорошо знал это …, также рассуждают о красоте внешней и внутренней. Интересен для них поступок писателя, когда он, вынув алую розу, дарит ее самой некрасивой девочке судомойке, она была к тому же хромая…
Описывая облик Снежной Королевы и Герды, вместе с учениками отвечаем на вопросы:
Какие душевные качества отразились в их облике ? Можем ли мы сказать, что и Герда, и Снежная королева любили Кая? А Кай? Каков он? Кто победит в этой неравной борьбе? Разве мог добрый автор своих героев отдать злым силам?
Эта сказка учит детей добру и любви, добро торжествует над злыми силами.
Огромный запас нравственности несут уроки, посвященные устному народному творчеству. Фольклорное богатство русского народа - это, собственно говоря, и есть его духовное богатство.
Кроме того, русский фольклор - это, по сути, подлинная азбука нравственности, ведь вся его сущность - это пожелание окружающим здоровья, добра и удачи.
Знакомясь с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, песен, частушек, ребята вместе со мной познают удивительный мир волшебства, образности и точности русского слова. Здесь идет разговор о справедливости, трудолюбии, осуждаются малодушие, трусость, себялюбие, лень и праздность: «Засыпь правду золотом, а она всплывёт», «Сытый голодного не разумеет», «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь» - и многие другие пословицы являются не только копилкой мудрости, но и руководством к действию.
Творческое домашнее задание: приготовить пословицы и поговорки, частушки , употребляемые жителями своего села, способствует знакомству детей с традициями и обычаями своей малой родины, прививают любовь к своему краю.
В среднем звене огромный материал для патриотического воспитания учащихся представляют эпизоды военной истории России. Так, изучая героические страницы истории нашей страны в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино", учащиеся раскрывают мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мысли и чувства Лермонтова, его размышления о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др. На этих уроках происходит беседа о войне 1812 года и значении Бородинской битвы. Главным при анализе стихотворения является ответ на вопрос: "Почему чувства участников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: "Ребята! Не Москва ль за нами?". Анализ текста хорошо дополнят репродукции картин Ф. Рубо "Панорама Бородинской битвы", "Кутузов под Бородиным" С.В. Герасимова
На уроке ребята получили следующее задание:
- Поработайте над качествами русского солдата. Заполните таблицу словами из стихотворения
качества
русского
солдата
цитаты из
текста
патриотизм
«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);
мужество
«Вам не видать таких сражений…» (11 строфа);
решительность
«Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?» (3 строфа);
гордость,
воинское
братство
«Умрём же под Москвой…
Как наши братья умирали…»
«…наш рукопашный бо
,0й!
-Какие чувства вызывает у вас рассказ старого солдата?
(Гордость за наших предков, уважение к их подвигу, стремление быть похожими на них).
Высокое патриотическое чувство передает и басня И.А. Крылова "Волк на псарне". В ее основе лежит конкретный исторический факт - попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. В результате анализа пятиклассники определяют мораль басни - всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: "С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой". И тут же выпустил на Волка гончих стаю". Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
И таких примеров в литературе много.
Для решения духовно-нравственного воспитания провожу уроки-исследования, беседы, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях : о долге, о чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о семье.
Современные школьники активно используют информационные технологии. Это дети экранной информации, которая воспринимается ими намного лучше, чем книжная. И чтобы урок был интересен ученикам и актуален, стараюсь, при возможности, проводить его на современном уровне. Сочетаю традиционное обучение и новые технологии , благодаря которым можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее, услышать мастерское чтение любимых классических произведений, увидеть фрагмент кино и театральной экранизации.
Обязательная характеристика моих уроков литературы - их эмоциональная окрашенность, ибо через эмоции ученик идет к постижению духовно-нравственных истин.
Убеждена, что способность открыто и искренне сопереживать - верный признак доброго сердца, а эмоциональность, чувствительность - залог милосердия и добрых дел.
Каждый из нас всю свою жизнь делает выбор в пользу хорошего или плохого: уйти или остаться, обидеть или помочь, разрушить или построить, уничтожить или спасти. Важно "на перепутье - не перепутать, среди дорог - не заблудиться".
На мой взгляд, тема свободы выбора - одна из самых актуальных для формирования души человека, и поэтому на каждом из уроков мы обсуждаем ситуации, в которых героям произведений приходится делать выбор:
Почему молодой Дубровский стал разбойником? Правильно ли он поступил?
Почему Маша Троекурова не уходит с Владимиром, а остается со старым князем Верейским? Права ли она в своем выборе?
Поступок Андрия - это измена родине или его личный выбор?
Почему Сильвио из повести А.С.Пушкина "Выстрел" всегда делает выбор в пользу зла?
Почему Герасим ушел от барыни? Мог ли он поступить по-другому?
Почему? Почему? Почему? Размышляя над страницами прочитанных произведений, учащиеся осознают, какую важную роль в жизни человека играет правильный нравственный выбор.
Что может помочь сделать правильный выбор? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.
И одна из великих задач литературы - бередить совесть, пробуждать чувство вины.
В заключение хочется привести слова А. С. Макаренко, который говорил: « Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»