Разработка урока по литературе на тему Серебряный век русской поэзии Вводный урок

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Серебряный век русской поэзии».

Бинарный урок: литература - информатика.

Тема программы:

  • Литература - «Русская литература конца XIX- начала XX века. Серебряный век русской поэзии».

  • Информатика - «Технология обработки текстовой информации».

Тема урока: Серебряный век русской поэзии.

Тип урока: интегрированный (бинарный).

Цель урока, его развивающие и воспитательные задачи:

1.К концу урока обучающиеся будут:

Литература

  • иметь представление о литературном процессе конца XIX- начала XXвека;

  • знать основные модернистские течения русской поэзии: их цели, отношение к миру и слову;

  • уметь составить рассказ об одном из литературных течений Серебряного века.

Информатика

  • знать средства и способы макетирования страниц;

  • уметь устанавливать интерактивную связь между страницами, используя гипертекст;

  • уметь сверстать страницу, используя двуколоночную. вёрстку, буквицу, фигурный текст, работу с иллюстрациями в среде текстового процессора «Word». 2.В ходе урока содействовать воспитанию самостоятельности, инициативности, умения работать в коллективе, ответственности за планирование и организацию своего труда.

З.Способствовать развитию эстетического восприятия, наглядно-образного и творческого мышления, памяти, внимания, навыков использования новых информационных технологий в своей деятельности.

Форма организации деятельности учащихся: групповая и индивидуальная.

Методическая цель: показать возможность использования новых информационных технологий на уроках литературы.

Материально дидактическое оснащение урока:

  • Компьютер, проектор, ноутбук;

  • Компьютерная программа «Microsoft Word»;

  • Приложения:

  • Приложение 1: Вступительное слово

  • Приложение 2: Опорный конспект по литературе(3 варианта)

  • Приложение 3: Задание по литературе(3 варианта)

  • Приложение 4: Сравнительная таблица « Литературные течения конца 19 начала 20 века»

  • Приложение 5: Критерии оценок по литературе

  • Приложение 6: Критерии оценок по информатике

  • Приложение 7: Актуализация знаний по литературе

  • Приложение 8: Актуализация знаний по информатике

  • Приложение 9:Лабораторно-практическая работа

  • Приложение10: Рекомендации по выполнению вёрстки страниц

  • Приложение11:. Терминологический словарь (литература)

  • Приложение12: Дополнительное задание по информатике

  • Приложение13: Оценочная таблица

Вступительное слово (Информатика). Приложение 1

Свои первые тексты человек выво­дил прутом на песке и углем на сте­не пещеры, выцарапывал на таблич­ках из сырой глины, высекал на каменных плитах, затем писал на бамбуковых дощечках, папирусе, шёлке, берёсте. Во II в.н.э. в Китае изобрели способ производства бумаги. В течение тысячи лет бумага верой и правдой служила человеку. Параллельно развивались технические средства - печатный станок, пишущая машинка…

Наконец человечество вступило в эпоху глобальных компьютерных технологий, что произвело такую же революцию в письменности, как изобретение книгопечатания.

Впервые заговорили о необходимости внедрения безбумажных технологий, писать, исправлять и хранить тексты можно без переноса на бумагу, обмениваться ими посредством компьютерных дисков, электронной почты.

Современный конкурентоспособный квалифицированный специалист наряду с профессиональными навыками должен обладать информационной культурой и компьютерной грамотностью, уметь применять информационные технологии в обучении, жизни и работе.

В настоящее время, используя достижения прогресса, возможно, организовать свою маленькую типографию, что мы сегодня с вами и постараемся сделать посредством текстового процессора «Word».

А верстать мы будем страницы литературной газеты «Поэты Серебряного века».

Опорный конспект по литературе. Приложение 2

Вариант 1. Символизм.

Беру кусок жизни, грубой и бедной,

И творю сладостную легенду.

Ф. Сологуб

Символизм (греч.sуmbо1оn - знак, символ) - первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее на рубеже 19-20 веков. Принятого выделять две основные группы символистов: « старшие символисты» (В.Брюсов, Д. Мережковский, З.Гиппиус, К.Бальмонт и др.), заявившие о себе в 1890-е годы, и «младосимволисты», новая волна 1900-х годов (А.Блок, А.Белый, Вяч.Иванов и др.). «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и понимания творческих задач. Первым манифестом, в котором было дано теоретическое обоснование символизма, стала книга Д.Мережковского « О причинах упадка и новых течениях современной литературы» (1892г.).

В чем же заключались специфические взгляды символистов? Что лежало в основе их поэтики?

Движение символистов возникло как отрицание натурализма старой литературы и неприятия реалистического метода, упрощающего и обедняющего мир. Для символистов мир, жизнь - многомерны, сложны и неисчерпаемы.

Находясь под влиянием философа и поэта В.Соловьева, писатели-символисты исходили в своем творчестве из идеи двоемирия: материальный мир, нас окружающий, есть лишь искаженное подобие мира Высшего, идеального. Они призывали с помощью искусства вырваться из-под власти реального бытия, грубого, примитивного и ложного, к ирреальному, вечному. Пренебрегая реальностью, цель искусства символисты видели в стремлении создать картину идеального мира, существующего по законам красоты. Главное средство постижения этого мира - символ, «окно в бесконечность».

Особый взгляд символистов на поэтическое слово заключался в использовании слов-символов, которые, помимо прямого значения, содержат в себе безграничное множество других значений. Отношение к слову как к шифру, знаковое наполнение обыденных слов привело к созданию особого поэтического языка, языка намеков и недомолвок, доступного далеко не всем.

Заслуги символизма велики и несомненны. Символисты научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки смысла, использовать «текучесть слова», его мерцающую многозначность. Большое внимание символисты уделяли и стихотворной форме. Их поэзия невероятно музыкальна. Символисты по праву признаны мастерами выразительного ассонанса и эффектной метафоры. И, наконец, именно символисты первые уловили и выразили трагические предощущения социальных катастроф и потрясений.

Вариант 2. Акмеизм.

Затуманенное стекло поэзии было протерто и

Заиграло яркими красками реального мира…

Акмеизм ( греч. acme -цветущая пора высшая степень чего - либо ) - модернистское течение , «отпочковавшееся» от символизма. Близкие символизму молодые поэты С.Городецкий и Н.Гумилев стремясь преодолеть мистицизм и утопизм символистских теорий, в октябре 1911 года основали новое литературное объединение «Цех поэтов». В 1912 на одном из заседаний «Цеха» узкая группа его участников (Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Нарбут) объявили о возникновении нового поэтического течения - акмеизма.

В 1913 году в журнале «Аполлон» были опубликованы литературные манифесты акмеистов: статья Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» и статья С.Городецкого «Некоторые течения современной русской поэзии». В статьях-манифестах сформулированы основы акмеистического миропонимания и поэтики.

Во-первых, акмеисты заявили о новом отношении к миру.

Противопоставляя себя символизму, акмеисты провозгласили самоценность

реальной жизни. Они призывали «возлюбить землю». «Мир бесповоротно принят акмеистами во всей совокупности красот и безобразий» (С.Городецкий).

Акмеисты ставили своей целью вернуть вкус к реальной жизни, воспеть красоту земного мир , красочного и полнозвучного. Однако высшей целью искусства акмеисты (вслед за представителями «чистого искусства») считали само искусство - овладение поэтическим мастерством, стремление к художественной безупречности.

Важным моментом поэтики акмеизма является отношение к слову. Акмеисты вернули слову определенное, точное значение:«Роза стала опять хороша сама по себе» (О.Мандельштам).

Для акмеистов оказалась неприемлемой мерцающая многозначность слов символов, текучесть их значения. «Ни одного ясного слова, только намеки, недоговаривания…»,- писал о символистах акмеист О.Мандельштам. Акмеисты, в противовес символистам, провозгласили принцип «прекрасной ясности».

Акмеизм, сплотивший больших русских поэтов, просуществовал недолго.

К началу первой мировой войны рамки этой поэтической школы оказались для них тесны, а их творческие планы вывели их за пределы акмеизма.

Вариант 3. Футуризм.

Футуризм (лат.futurum- будущее) - самое радикальное из модернистских течений в искусстве и литературе. Впервые заявило о себе в Италии, но практически одновременно возникло и в России. Временем рождением русского футуризма считается 1910 г., когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей». Самыми яркими представителями этого течения принято считать В.Маяковского, И.Северянина, В. Хлебникова, В.Каменского, Д.Бурлюка.

Существовала несколько групп футуристов, враждовавших и соперничавших друг с другом: эгофутуристы, кубофутуристы, « Мезонин поэзии» и «Центрифуга».

Широкую известность приобрели их эпатирующие манифесты: « Пощечина общественному вкусу» (1912г.) и « Дохлая луна» (1913г.). «Только мы - лицо нашего времени, - заявляли футуристы.- Прошлое тесно. Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого … с парохода современности».

По размаху своих притязаний и по резкости их выражения футуризм превосходил предшествующее ему течение - символизм. Футуристы претендовали на вселенскую миссию. С первых же шагов в литературе они заявили о своем отношении к миру, объявив войну, серой, будничной, неприглядной жизни. «Капиталистический нос чувствовал в нас динамитчиков»,- отмечал Маяковский в своей биографии. Неслучайно футуристы приветствовали революционные идеи, призывая к разрушению старого мира во имя строительства нового.

Также категоричны были футуристы в понимании своих творческих задач. Прежде всего, в своих манифестах они заявили о полном разрыве с литературными традициями. Объявляя классику отжившей и мертвой, футуристы выдвинули в качестве главной и единственной цели творчества создание сверхискусства, способного преображать и обновлять мир.

Своеобразным было и отношение футуристов к слову. Прежде всего, оно выражалось в « непреодолимой ненависти к существующему до них языку». Они утверждали свое право на словоновшество и словотворчество, изобретая новые слова и неологизмы. Небывалое словотворчество привело к теории «заумного языка», которым волен выражаться художник. Иногда подобные поиски вели к таким опусам:

«Дыр, бул, щил,

Ущебур

Скум

Вы со бу,

Р л зз (А.Крученых)

Одним словотворчеством футуристы не ограничились. Будетляне (другое название русских футуристов) провозгласили принцип свободы во всем. Свобода проявлялась и в поведении футуристов. Повсюду они создавали ситуацию скандала, что вызывало агрессивное неприятие их творчества. Это выражалось и в оформлении сборников, и во внешности поэтов. Сборник «Садок судей» был напечатан на обратной стороне обоев, а «Пощечина общественному вкусу» - на оберточной бумаге.

Задание по литературе. Приложение 3

Вариант №1.

1.Используя опорный конспект и ранее полученные знания, заполнить таблицу.

2. Представить свою работу в виде рассказа, используя заполненную таблицу (по 1 обучающемуся от группы).

Вариант №1. Символизм.

Время возникновения

Представители и литературные манифесты

Цель творчества

Отношение к миру

Отношение к слову


Примечание: Вариант №2 - Акмеизм. Вариант №3 - Футуризм.

Приложение 4

Сравнительная таблица «Литературные течения конца XIX начала XX века.

Разработка урока по литературе на тему Серебряный век русской поэзии Вводный урок








Критерии оценок по литературе. Приложение 5

Итоговая оценка складывается из двух составляющих:

  1. Участие в беседе по реконструкции ранее изученного материала.

  2. Выполнение самостоятельной работы.

Результаты заносятся в оценочную таблицу (Приложение 13).

Критерии оценки участия в беседе по реконструкции ранее изученного материала:

  • «Отлично» - активное участие в беседе, правильные ответы на вопросы.

  • «Хорошо» - участие в беседе, допущены
    незначительные ошибки в ответах на вопросы.

  • «Удовлетворительно» - пассивное участие в беседе, допущены значительные ошибки в ответах на вопросы.

  • «Плохо» - обучающийся не принимал участие в беседе.

Критерии оценки выполнения самостоятельной работы по литературе:

  • «Отлично» - активное участие во внутригрупповой дискуссии, правильные и полные ответы на вопросы.

  • «Хорошо» - активное участие во внутригрупповой дискуссии, допущены незначительные ошибки в ответах на вопросы.

  • «Удовлетворительно» - пассивное участие во внутригрупповой дискуссии, допущены значительные ошибки в ответах на вопросы.

  • «Плохо» - обучающийся не принимал участие в дискуссии.

Критерии оценок по информатике: Приложение 6

Итоговая оценка складывается из двух составляющих:

1.Участие в беседе по актуализации опорных знаний.

2.Выполнение лабораторной работы.

Результаты заносятся в оценочную таблицу (Приложение13).

Критерии оценки участия в беседе по актуализации знаний соответствуют критериям оценки участия в беседе по реконструкции ранее изученного материала (литература).

Критерии оценки выполнения лабораторной работы по информатике:

  • «Отлично» - вёрстка страницы выполнена грамотно и эстетично, использованы технологии редактирования и форматирования текста, двуколоночной вёрстки, буквицы, гипертекста, фигурного текста, работы с иллюстрациями.

  • «Хорошо» - допущены незначительные недочеты в работе.

  • «Удовлетворительно» - вёрстка страницы выполнена недостаточно грамотно и эстетично, использованы не все технологии.

«Плохо» - вёрстка страницы выполнена не грамотно, не были использованы технологии редактирования и форматирования текста, двуколоночной вёрстки, буквицы, гипертекста, фигурного текста, работы с иллюстрациями.

Актуализация знаний по литературе. Приложение 7

1. Какое явление в русской культуре принято называть «серебряным веком»?

2.Какими еще понятиями, мы будем оперировать на сегодняшнем уроке?

3. Каково историческое содержание эпохи, именуемой «серебряным веком»?

Хроника ключевых событий начала ХХ века:

1902 - массовое создание политических партий

1904-1905 - русско-японская война

1905 - первая русская революция

1914 - 1918 - Первая мировая война

1917 - Февральская революция, свержение самодержавия, Октябрьская революция.

1918 - 1920 - гражданская война

4. Каким должен быть человек этой кризисной, тревожной эпохи? Что он должен чувствовать?

5.Что такое декадентство? Дать определение этому понятию.

6. Какие два направления параллельно развивались в русской литературе начала ХХ века? Дать толкование понятию «модернизм».

7.Какие модернистические течения вам известны?

Актуализация по информатике. Приложение 8

1. Что такое Макетирование страниц?

2.Из каких объектов состоит объект документ?

3.Что значит сверстать страницу?

4.Какие технологии используются при вёрстке страницы?

5. Какие инструменты используются для операций над объектами?

6. Как осуществляется многоколоночная вёрстка?

7. Как оформить буквицу?

8. Какова технология работы с иллюстрациями?

9. Какова технология оформления фигурного шрифта?

10. Как установить интерактивную связь между страницами?

Лабораторно-практическая работа. Приложение 9

1.В текстовом процессоре «Word» сверстайте страницы литературной газеты «Поэты Серебряного века», используя ранее подготовленный файл с рассказом об одном из представителей поэзии Серебряного века.

Примените технологии: двуколоночной вёрстки, буквицы, фигурного текста, работы с иллюстрациями. Используйте рекомендации по выполнению вёрстки страниц.

2.Установите интерактивную связь между страницами литературной газеты и терминологическим словарём /Файл «Терминологический словарь. Модернизм»/, используя гипертекст.

Рекомендации по выполнению вёрстки страниц. Приложение 10

Параметры страницы: Достаточно большие поля снижают нагрузку на зрение и облегчают восприятие информации, в то время как маленькие поля такую на­грузку существенно увеличивают.

Самым маленьким должно быть поле около переплета (иногда его называют корешко­вым), т. е. левое поле при односторонней печати и внутреннее - при двухсторонней. Несколько более широким должно быть верхнее поле. Следующее - правое, или внешнее, поле, и самое большое - нижнее. Такая величина полей объясняется особенностями челове­ческого зрения.

Оформление заголовков Заголовок пишут прописными буквами. Переносы слов в заголовке не разрешаются. Большой заголовок делится по смыслу на несколько строк.

1.В конце заголовка точка не ставится, остальные знаки препи­нания (многоточие, вопросительный, восклицательный) сохраняют­ся. Если заголовок состоит из двух самостоятельных предложений, то в конце первого предложения точка ставится, а в конце второ­го - нет. При этом если заголовок занимает более одной строки, его желательно разбить на строки таким образом, чтобы точка по­падала внутрь строки, а не заканчивала ее.

2.Односложные заголовки могут оформляться с использовани­ем разреженного интервала между символами.

3.Заголовок всегда располагается на одной странице с тем тек­стом, к которому он относится. Если заголовок располагается в конце страницы, то после него должно быть не менее трех строк текста. Если же заголовок попадает в начало страницы, но не на первую строку, то перед ним должно быть не менее четырех строк предыдущего текста.

4.Текст от заголовка пишут через два-три интервала.

Оформление страницы иллюстрациями

1.Если текст на странице не разделен на колонки, не размещай­те маленькие иллюстрации в середине страницы - это очень за­труднит чтение.

2.Размещая иллюстрации, следите за тем, чтобы их правая (или левая) граница совпадала с соответствующей границей текста, а верхняя и нижняя - с соответствующей границей строки.

3.Иллюстрация может размещаться между двумя соседними строчками. Подобная вставка уместна при многоколоночной верст­ке или в том случае, если ее размер достаточно велик по ширине.

4.При использовании многоколоночной верстки иллюстрации могут располагаться между соседними колонками. При этом необ­ходимо следить за тем, чтобы остающийся рядом с иллюстрацией текст не оказывался слишком узким.

5.Разместив иллюстрации, войдите в режим просмотра страни­цы и доверьтесь собственному вкусу.

Многоколоночная вёрстка. Количество колонок определяет их ширину. Определяя количество колонок, необходимо помнить, что от ши­рины колонки зависит размер шрифта. Чем меньше ширина колон­ки, тем шрифт должен быть мельче, и наоборот.

Терминологический словарь. Приложение11

Адамизм( от Адама, первого человека на земле) - второе название акмеизма; «мужественный и твёрдый взгляд на жизнь»(С.Городецкий)

Акмеизм - модернистское течение в русской поэзии второго десятилетия XX века. А. выделился из символизма, подвергнув критике туманность и зыбкость символистского языка. А. проповедовал ясный, свежий и «простой» поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, а не обращали, как в символизме, к «таинственным мирам». Название А. шло от греческого «akme» - « высшая степень чего-либо, цветущая пора», что указывало на стремление А. к особо точному образу. К акмеизму принадлежали: Н.Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут и др.

Будетляне - футуристы (см.футуризм)

Декадентство, или декаданс (от фр. decadence-упадок) - общее наименование кризисных, упадочных явлений в искусстве конца 19 начала 20 в. Декаданс как тип сознания характеризуется настроениями безнадёжности, неприятием реальной жизни.

Мистицизм - идеалистическое мировоззрение, основанное на мистике, вере в сверхъестественное, таинственное, божественное.

Модернизм ( от фр. modern-новейший, современный) - общее название нереалистических направлений в литературе и искусстве начала XX в., для которых характерно отрицание эстетики прошлого, а также новый подход к изображению мира и человека. М. объединил целый ряд течений и направлений, наиболее значительными среди которых стали символизм, акмеизм, футуризм и имажинизм.

Серебряный век - исторически непродолжительный период на рубеже 19-20 веков , отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, живописи, музыки, театрального искусства.

Символизм - модернистское течение конца 19 начала 20 веков, считавшее целью искусства - интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом такого единства виделось искусство, «земное подобие творчества божественного». Ключевым понятием символизма является символ - многозначное иносказание. Символ содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов. «Символ - окно в бесконечность» (Ф.Сологуб)

Р. Символизм представлен двумя объединениями: старшие символисты (Д.Мережковский, В.Брюсов, З.Гиппиус К.Бальмонт) и младосимволисты(В.Иванов, А.Белый, А.Блок). Многие символисты выражали идеи декаданса.

Футуризм - одно из течений русского модернизма. Основные принципы эстетики футуризма были сформулированы в манифесте «Пощечина общественному вкусу» (Д.Бурлюк, В. Хлебников, В.Маяковский). Это разрыв с литературным наследием, смелое словотворчество, приведшее к теории «заумного языка», необычная графика стиха и т.д. Ф. был представлен тремя группировками: эгофутуризм(И.Северянин, И.Игнатьев и др.), кубофутуризм(В.Хлебников, братья Бурлюки и др.), центрифуга(Б.Пастернак, Н.Асеев и др.)

Дополнительное задание по информатике. Приложение 12

Заполнить таблицу, указывая технологии, использованные при вёрстке страниц литературной газеты и алгоритм работы с ними.

п/п

Технологии, использованные при вёрстке

Выполнение

Алгоритм работы

1.

Установка параметров страницы.


+

Файл

Параметры страницы

Поля / Л-1,5; В-1,7; П-2; Н- 2,5

Ориентация - Альбомная

2.

Форматирование текста.


3.

Многоколоночная вёрстка.


4.

Буквица.


5.

Вставка рисунка.


6.

Фигурный текст WordArt.


7.

Установка интерактивной связи между страницами (гипертекст).


Оценочная таблица. Приложение 13

Фамилия Имя

Литература

Информатика

1

2

3

4

5

6

1.Участие в беседе по реконструкции ранее изученного материала по литературе.

2. Выполнение самостоятельной работы.

3. Итог по литературе.

4.Участие в беседе по актуализации опорных знаний по информатике.

5. Выполнение лабораторной работы.

6. Итог по информатик

Технологическая карта урока

п\п


Этапы занятия.


Цель этапа.

Время

Мин.

Содержание деятельности


Формы и методы

Преподавателей

Обучающиеся


1.


Оргмомент. Сообщение темы и целевая установка на урок.


Организовать и настроить обучающихся на работу.


5


Сообщают тему и цели урока, обосновывают цели и задачи. реализует мотивационный компонент дидактического процесса.


Знакомятся с темой и целями урока.

фронтальная,

объяснение педагога с применением презентации


2.


Систематизация и обобщение знаний по

литературе.


Организовать активные действия обучающихся по обобщению и систематизации знаний.


40

1.Организует активное общение с обучающимися, по реконструкции ранее изученного материала.

2.1Предлагает обучающимся, используя опорный конспект и ранее полученные знания, заполнить таблицу.

2.2Предлагает воспроизвести, основные положения изученного материала, используя таблицу.

3. Анализирует и оценивает ответы обучающихся.(Оценочный лист)

1.Воспроизводят ранее полученные знания.

2.1.Знакомятся с поставленной задачей; ведут обмен мнениями, принимая решение заполняют таблицу.

2.2.Представляют свою работу используя заполненную таблицу(по 1 обучающемуся от каждой группы)


1.фронтальная, беседа с применением презентации

2.1 групповая самостоятельное изучение материала

внутригрупповая дискуссия.

2.2индивидуальная

рассказ


3.


Актуализация знаний по информатике.

Организовать активное, организованное общение с обучающимися по реконструкции ранее изученного материала.


10

Организует активное общение с обучающимися, по реконструкции ранее изученного материала.

Воспроизводят ранее полученные знания.


фронтальная, беседа


4.


Организация деятельности обучающихся по использованию имеющихся знаний.



Творческая самореализация личности. Применение знаний, умений и навыков.


30

Координируют работу обучающихся.

Выполняют лабораторно -практическую работу на компьютере.


Индивидуальная самостоятельная работа


5.

Подведение итогов. Информация о домашнем задании.

Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспектив дальнейшей работы.


5

Сообщает результаты работы обучающихся, анализируя успешность достижения поставленных целей. Определяет перспективы дальнейшей работы. Выдаёт домашнее задание.

Получают информацию о достижении результатов. анализируют свою деятельность. Получают домашнее задание.


Фронтальная беседа


© 2010-2022