- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка по теме «Подготовка к сочинению по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Урок русского языка по теме «Подготовка к сочинению по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сергеева Н.В. |
Дата | 24.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Автор проекта: Сергеева Нина Валентиновна, учитель МКОУ Октябрьская СОШ Мантуровского района Костромской области.
Предмет: русский язык.
Класс: 5.
Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
Цель урока (для учителя): создать условия для подготовки к сочинению-описанию, вспомнить алгоритм описания картины, развивать навыки работы с текстом: умение выбирать нужную информацию, сравнивать, обобщать и делать выводы, воспитывать любовь к природе .
Планируемый результат (для учащихся). Ученики научатся отвечать на вопросы по содержанию картины и уметь описывать природу, отбирать материал для написания сочинения..
Этап урока
Содержание и виды деятельности учащихся
1. Вводный (организационно-мотивационный) этап
1 Приветствие. Самоопределение к деятельности. Сегодня у нас урок развития речи. Урок необычный, интересный. Мы будем готовиться к написанию сочинения по картине. А о чем будет картина ? Звучит музыка Чайковского «Времена года», под музыку учитель читает стихи
Без березы не мыслю России,
Так светла по-славянски она,
Что быть может, в столетьи иные
От березы - вся Русь рождена.. (О.Шестинский)
- Какие чувства, эмоции возникли после прослушивания стихотворения?
Такие же эмоции испытал художник И. Э. Грабарь.. Эти впечатления отражаются в его картине «Февральская лазурь», которую мы рассмотрим сегодня. Рассматривание картины
2. Тема записана на доске,.
Учащиеся формулируют цели и задачи урока, тема записывается в тетрадь.
Ученики показывают умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания.
2. Основной (информационно-аналитический) этап
1. Актуализация знаний
-Вспомните, из каких частей состоит сочинение.
-(Вступление, основная часть, заключение)
Что мы пишем во вступлении, основной части, заключении?(Ответы учащихся)
2.Сообщение нового материала.
- Рассказ о художнике. (подготовленный ученик)
Игорь Эммануилович Грабарь (приложение 2) родился в 1871г. В Будапеште, в семье юриста. В 1876г. Семья переезжает в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После его окончания он поступил в Высшую художественную школу при академии искусств. Учителем И.Э.Грабаря был Репин.
. Подготовленный ученик воспроизводит текст, сопровождаемый своей презентацией с использованием пейзажей художника и историей написания картины «Февральская лазурь».
3Беседа о картине.
- Одно из лучших полотен и.Э.Грабаря «Февральская лазурь» поражает силой и чистотой цвета, ослепляет лазорево-синим небом. Плотными мазками написаны огромные белоствольные березы на первом плане. Небо уходит в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом. Низкий горизонт усиливает впечатление монументальности деревьев.
4Рассматривание картины, составление плана описания картины. Чтобы стать настоящими ценителями картин нам потребуется специальные слова (слова написаны на доске):
Картина (от русск. «карта») - произведение живописи в красках.
Репродукция (лат) - воспроизведенный посредством печати рисунок или картина.
Пейзаж (франц.) - 1) общий вид местности, картина природы; 2) картина, изображающая природу.
Пейзажист - художник, пишущий пейзаж.
Лазурь (др.русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.
Лазурный = лазоревый=голубой.
Коралловый (цвет) - ярко-красный.
Сапфировый (цвет) - синий или зеленый.
5 Работа по картине. Накопление материала для сочинения.
(Учащиеся записывают в тетради описание элементов картины) Какой день изобразил художник?( Изумительный, замечательный, ясный, благодатная погода)
Рассмотрим небо: есть ли на нем облачка? Какого цвета небо вверху, на горизонте?( на небе ни облачка, ярко-голубое, лазоревое, голубизна)
Какой снег на картине? Какого он цвета на солнце и в тени?( Сиреневый, искрится, блестит, сверкает, осевший, ноздреватый)
Какова береза на первом плане картины? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке?( Развесистая, ветвистая, ствол изогнут, белоствольная, жемчужная белизна. Пожухлая листва наверху, как драгоценная корона, красно-коричневого цвета.)
Каковы сестры березки?( Обыкновенные, искривленные, лесные красавицы, стройные.)
Какова роль теней?( Дают перспективу. Березы тянутся ввысь, а тянувшиеся по снегу тени уводят вглубь рощи.)
Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы? Совпадают ли колорит картины с впечатлением Грабаря от увиденного в жизни?( Поражает сияние, красота природы, беложемчужные стволы, коралловые ветви, цвет снега от голубого до сиреневого, голубая эмаль неба, все насыщено солнечным светом.)
Определите тему картины «Февральская лазурь».
-Какие чувства, переживания вы испытываете, созерцая эту картину?
-Захотелось ли вам оказаться на этой поляне, потрогать стволы берёз, походить по тропинке?
- - Каково настроение картины.
- Какие мысли рождаются у вас, когда вы смотрите на эту картину?
.
- Составление плана. Запись в тетради.
3. Добывание знаний и практическое применение.
Работа в группах.
Картину можно написать не только красками, но и словом.
Учащимся предлагается раздаточный материал с текстами стихов русских поэтов.
Автор: С.Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
«Первый снег»
Автор: В.Брюсов
Серебро, огни и блёстки -
Целый мир из серебра!
В жемчугах стоят берёзки,
Чёрно-голые вчера…
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!
Печальная береза»
Автор: А. Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
Задание: исследуйте текст с точки зрения использования в нём изобразительно - выразительных средств, помогающих автору создать образ берёзы или картину лесного пейзажа.
- Перечитайте стихи еще раз и подумайте, какие строки вы могли бы взять в качестве эпиграфа к сочинению по картине Грабаря»Февральская лазурь» Запишите эпиграф в тетрадь.А я эпиграфом к нашему уроку взяла слова Грабаря Сказка инея восходящего солнца.
-
3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап
Рефлексия. .
Вот мы и познакомились с картиной художника Грабаря - импрессиониста: полное разрушение штампа в изображении привычных сюжетов, размытость форм, но при этом создание новой формы, рожденной воображением, много света, воздуха в картине, нежность красок и их переливчатость. Человек не разбуженный эстетически, посмотрев на картину «Февральская лазурь», скажет: нет, эта старая береза годна лишь на дрова, а художник - другое: «Она прекрасна!»
X. Домашнее задание.
Мне бы хотелось это прекрасное увидеть в ваших домашних сочинениях.
- Н.Рыленков в одном из стихотворений написал:
«…Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.»
- Грабарю удалось всмотреться в природу и передать ее красоту и величие.
- Обратимся к воспоминаниям художника и послушаем, как он работал над картиной (читает подготовленный ученик).
Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром. Как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу…
Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и наклонился, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я. Февраль стоял изумительный. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил писать картину. Писал я зонтиком, окрашенным в голубой цвет.
- Почему мы там много говорим о впечатлениях художника?
- Потому, что в основе стиля, манеры Грабаря лежит импрессионизм, от французского импресьон - «впечатление».
- Что характерно для него?
- Отсутствие честно заданной формы, выписанности деталей, уход от строгой реалистичности.
Учитель вывешивает табличку с новым словом импрессионист на доску
Учащиеся записывают слово импрессионист в тетрадь.