Урок русского языка по теме «Подготовка к сочинению по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

курсы повышения квалификацииро теме" Совершенствование профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы в области методики обучения написанию сочинений на ступени основного и среднего (полного) общего образования"Итог курса- проект урокарусского языка «Подготовка к сочинению по картине И.Э.Грабаря  «Февральская лазурь». Цель урока (для учителя): создать условия для подготовки к сочинению-описанию, вспомнить алгоритм описания картины, развивать навыки работы с текстом: умение  в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор проекта: Сергеева Нина Валентиновна, учитель МКОУ Октябрьская СОШ Мантуровского района Костромской области.

Предмет: русский язык.

Класс: 5.

Тема урока: «Подготовка к сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

Цель урока (для учителя): создать условия для подготовки к сочинению-описанию, вспомнить алгоритм описания картины, развивать навыки работы с текстом: умение выбирать нужную информацию, сравнивать, обобщать и делать выводы, воспитывать любовь к природе .

Планируемый результат (для учащихся). Ученики научатся отвечать на вопросы по содержанию картины и уметь описывать природу, отбирать материал для написания сочинения..

Этап урока

Содержание и виды деятельности учащихся

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

1 Приветствие. Самоопределение к деятельности. Сегодня у нас урок развития речи. Урок необычный, интересный. Мы будем готовиться к написанию сочинения по картине. А о чем будет картина ? Звучит музыка Чайковского «Времена года», под музыку учитель читает стихи

Без березы не мыслю России,

Так светла по-славянски она,

Что быть может, в столетьи иные

От березы - вся Русь рождена.. (О.Шестинский)

- Какие чувства, эмоции возникли после прослушивания стихотворения?

Такие же эмоции испытал художник И. Э. Грабарь.. Эти впечатления отражаются в его картине «Февральская лазурь», которую мы рассмотрим сегодня. Рассматривание картины

2. Тема записана на доске,.

Учащиеся формулируют цели и задачи урока, тема записывается в тетрадь.

Ученики показывают умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения по существу полученного задания.

2. Основной (информационно-аналитический) этап

1. Актуализация знаний

-Вспомните, из каких частей состоит сочинение.

-(Вступление, основная часть, заключение)

Что мы пишем во вступлении, основной части, заключении?(Ответы учащихся)

2.Сообщение нового материала.

- Рассказ о художнике. (подготовленный ученик)

Игорь Эммануилович Грабарь (приложение 2) родился в 1871г. В Будапеште, в семье юриста. В 1876г. Семья переезжает в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После его окончания он поступил в Высшую художественную школу при академии искусств. Учителем И.Э.Грабаря был Репин.

. Подготовленный ученик воспроизводит текст, сопровождаемый своей презентацией с использованием пейзажей художника и историей написания картины «Февральская лазурь».

3Беседа о картине.

- Одно из лучших полотен и.Э.Грабаря «Февральская лазурь» поражает силой и чистотой цвета, ослепляет лазорево-синим небом. Плотными мазками написаны огромные белоствольные березы на первом плане. Небо уходит в бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом. Низкий горизонт усиливает впечатление монументальности деревьев.

4Рассматривание картины, составление плана описания картины. Чтобы стать настоящими ценителями картин нам потребуется специальные слова (слова написаны на доске):

Картина (от русск. «карта») - произведение живописи в красках.

Репродукция (лат) - воспроизведенный посредством печати рисунок или картина.

Пейзаж (франц.) - 1) общий вид местности, картина природы; 2) картина, изображающая природу.

Пейзажист - художник, пишущий пейзаж.

Лазурь (др.русск. - из греч.) - 1) светло-синий цвет, голубизна; 2) краска светло-синего цвета.

Лазурный = лазоревый=голубой.

Коралловый (цвет) - ярко-красный.

Сапфировый (цвет) - синий или зеленый.

5 Работа по картине. Накопление материала для сочинения.

(Учащиеся записывают в тетради описание элементов картины) Какой день изобразил художник?( Изумительный, замечательный, ясный, благодатная погода)

Рассмотрим небо: есть ли на нем облачка? Какого цвета небо вверху, на горизонте?( на небе ни облачка, ярко-голубое, лазоревое, голубизна)

Какой снег на картине? Какого он цвета на солнце и в тени?( Сиреневый, искрится, блестит, сверкает, осевший, ноздреватый)

Какова береза на первом плане картины? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, прошлогодней листвы на верхушке?( Развесистая, ветвистая, ствол изогнут, белоствольная, жемчужная белизна. Пожухлая листва наверху, как драгоценная корона, красно-коричневого цвета.)

Каковы сестры березки?( Обыкновенные, искривленные, лесные красавицы, стройные.)

Какова роль теней?( Дают перспективу. Березы тянутся ввысь, а тянувшиеся по снегу тени уводят вглубь рощи.)

Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы? Совпадают ли колорит картины с впечатлением Грабаря от увиденного в жизни?( Поражает сияние, красота природы, беложемчужные стволы, коралловые ветви, цвет снега от голубого до сиреневого, голубая эмаль неба, все насыщено солнечным светом.)

Определите тему картины «Февральская лазурь».

-Какие чувства, переживания вы испытываете, созерцая эту картину?

-Захотелось ли вам оказаться на этой поляне, потрогать стволы берёз, походить по тропинке?

- - Каково настроение картины.

- Какие мысли рождаются у вас, когда вы смотрите на эту картину?

.

- Составление плана. Запись в тетради.

3. Добывание знаний и практическое применение.

Работа в группах.

Картину можно написать не только красками, но и словом.

Учащимся предлагается раздаточный материал с текстами стихов русских поэтов.
Автор: С.Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

«Первый снег»
Автор: В.Брюсов

Серебро, огни и блёстки -
Целый мир из серебра!
В жемчугах стоят берёзки,
Чёрно-голые вчера…

Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

Печальная береза»
Автор: А. Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, -
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Задание: исследуйте текст с точки зрения использования в нём изобразительно - выразительных средств, помогающих автору создать образ берёзы или картину лесного пейзажа.

- Перечитайте стихи еще раз и подумайте, какие строки вы могли бы взять в качестве эпиграфа к сочинению по картине Грабаря»Февральская лазурь» Запишите эпиграф в тетрадь.А я эпиграфом к нашему уроку взяла слова Грабаря Сказка инея восходящего солнца.

-

3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Рефлексия. .

Вот мы и познакомились с картиной художника Грабаря - импрессиониста: полное разрушение штампа в изображении привычных сюжетов, размытость форм, но при этом создание новой формы, рожденной воображением, много света, воздуха в картине, нежность красок и их переливчатость. Человек не разбуженный эстетически, посмотрев на картину «Февральская лазурь», скажет: нет, эта старая береза годна лишь на дрова, а художник - другое: «Она прекрасна!»

X. Домашнее задание.

Мне бы хотелось это прекрасное увидеть в ваших домашних сочинениях.

- Н.Рыленков в одном из стихотворений написал:

«…Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.»

- Грабарю удалось всмотреться в природу и передать ее красоту и величие.

- Обратимся к воспоминаниям художника и послушаем, как он работал над картиной (читает подготовленный ученик).

Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром. Как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, она праздновала какой-то небывалый праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу…

Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и наклонился, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я. Февраль стоял изумительный. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил писать картину. Писал я зонтиком, окрашенным в голубой цвет.

- Почему мы там много говорим о впечатлениях художника?

- Потому, что в основе стиля, манеры Грабаря лежит импрессионизм, от французского импресьон - «впечатление».

- Что характерно для него?

- Отсутствие честно заданной формы, выписанности деталей, уход от строгой реалистичности.

Учитель вывешивает табличку с новым словом импрессионист на доску

Учащиеся записывают слово импрессионист в тетрадь.






© 2010-2022