Базовые карты урока технологии БиС. Серия гуманитарного цикла

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Базовые технологические карты гуманитарного направления.

Серия «Устный урок» (выступление на городском семинаре)


Казахстанский ученый, кандидат педагогических наук, автор технологии управления качеством обучения «Биоинформатика и синергетика» Вассерман Федор Яковлевич разработал технологию управления качеством обучения в общеобразовательной школе, основу которой составляет уникальная система измерителей качества.

В основе системы измерителей находятся принципы синергетика и биоинформатика. Так, биоинформационный подход связан с информационными возможностями нашего мозга, как биологической среды. (наверное, простым языком об этом не скажешь, поэтому я прочту так, как об этом пишет автор технологии) Синергетический подход связан с исследованиями П.К.Анохиным явлениями самоорганизации сложных и нелинейных структур, к которым, безусловно, относится и взаимодействие субъектов обучения. Синергетика - измерение качества синергетического взаимодействия всех субъектов обучения, направленное на качественное усвоение учебной информации. Биоинформационный принцип измерения отражает закономерности работы клеток мозга, имеющих определенную пропускную способность обрабатываемой информации во времени. Синергетический принцип механизма измерения отражает закономерности и особенности суммарных возможностей ученического сообщества и направлен на формирование единых стандартов качества обучения в рамках возможностей конкретного коллектива.
Образование, построенное на принципах синергетики, наиболее эффективно отвечает потребностям всестороннего раскрытия способностей личности и способам непрерывной самоорганизации, которая в аспекте образования означает самообразование.

Автором разработаны базовые технологические карты, на основе которых строится урок. Карты есть для предметов политехнического направления и для гуманитарного направления. Так как вы историки и географы, и ваши предметы являются устными, мы хотели бы познакомить вас с базовыми технологическими картами гуманитарного направления серии «Устный урок».

Карта «УУ-1»

Цель: усвоение учебного материала по требованиям норматива - 63% учащихся на уроке. Развитие скоростного, логического и критического мышления, словарного запаса, информационной компетентности. Выработать интерес и мотивацию к качественному усвоению предмета, как критерий успешного человека.

Задача: выполнение регламента технологической карты

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению нового материала имеет следующую логику: мотивация > актуализация субъектного опыта учащихся > организация восприятия > организация осмысления > первичная проверка понимания > организация первичного закрепления > анализ > рефлексия.

По данной карте вы увидите урок истории по теме «Великий шелковой путь» учителя Жаманбаевой Р.Н. и урок географии учителя Захаровой В.В.

Карта «УУ-2»

Цель: усвоение учебного материала 63% (шестьюдесятью тремя) учащихся посредством самостоятельной поисково-творческой работы. Выработка устойчивой положительной мотивации и рефлексии у детей на результаты своего труда. Повышение скорости, качества и объема техники чтения. Развитие скорости мышления, памяти, внимания. Выработка интереса и мотивации к качественному усвоению предмета.
Задача: выполнение технологического регламента.
Планируемый результат: достижение цели.

По данной карте вы посмотрите урок истории учителя Каримурзаевой Д.А.

Карта « Универсальный урок»


Универсальная карта предназначена для самостоятельного конструирования урока преподавателем. Преподаватель имеет право выбрать любой технологический элемент из уже изученных технологических карт, соответствующий замыслу урока. В карте собраны все технологические элементы, позволяющие наиболее полно провести творческий урок по технологии «БиС».

Урок по универсальной карте вам покажет учитель начальных классов Волох А.А по предмету «Познание мира» в 4 классе.

Еще имеются карты «УУ-3» и карта « Известное, специальное, новое» ИСН. В целом, разработаны 5 технологических карт по гуманитарному циклу, которые учитель может использовать при построении урока, и карта универсальная, в которой он может использовать любые элементы технологии. Еще есть 6 карт для предметов политехнического цикла: математики, физики, химии и при изучении языков.

Познакомившись со структурой технологического процесса теории и практики, назначением технологических карт, можно сказать, что их цели, а именно: развитие речи, внимания, скорости мышления, памяти и увеличения КПД усвоения предмета на уроке во многом решают поставленные учителем проблемы.

В результате обратной связи учитель может сразу определить: насколько полученные знания соответствуют методическим и дидактическим стандартам, т.к. диагностика проблем и пробелов проходит сразу на уроке.

Образование не может быть навязано извне, а требует внутренней самоорганизации; наиболее эффективным и прочным является самообучение. Благодаря методам и приемам технологии «БиС», учитель мотивирует учащихся к самообучению и самовоспитанию, направляя в нужное русло их «самость»; формируя самостоятельность, самоответственность, самоконтроль, самоанализ и т.д.

Сейчас главным является не столько передача знаний, сколько обучение овладению способами пополнения знаний и быстрой ориентации в разветвленной системе знаний. Поскольку знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем обучающиеся сумеют их усвоить, поэтому гораздо важнее, чтобы в экономику, науку и культуру приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться, работать с информацией, совершенствовать свои знания в разных областях, приобретая новые знания, что и предполагает синергетический подход. Он способствует формированию творческого мышления, реинтеграция информации на новом качественном уровне с пониманием системных связей.

Почему мы выбрали эту технологию?

- она формирует ключевые компетенции такие, как информационная, коммуникативная, исследовательская и др.; развивает такие качества , как готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание, поиск компромиссных решений;

- это возможность работать в сотрудничестве, проявляя коммуникативные умения;

- формируется умение управлять информацией, конструировать свое знание, а в нынешнем мире становится важным умение осмысленно работать с информацией, умение выделять в ней основные идеи, видеть связь между ними, отбирать необходимую и отвергать неверную информацию, т.е. уметь анализировать и оценивать ее.

Что дает технология «БиС» обучающемуся?

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к своему образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.



© 2010-2022