Методическая разработка урока литературы для старшеклассников

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Тверской области

ГБОУ СПО «Тверской политехнический колледж»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

«Это нужно живым…»

(по поэме Вознесенского «Ров»)

Выполнила: преподаватель Карпичева Н.А.

Тверь 2015

Урок- диспут «Это нужно живым!» (по поэме Андрея Вознесенского «Ров»)

Цели урока:

  1. воспитание чувства патриотизма, уважения, внимания к участникам войны;

  2. создание проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, позволяющий каждому выразить свою точку зрения; развивать коммуникативную компетенцию

  3. развитие умения анализировать незнакомое литературное произведение на основе навыков, полученных на уроках, составлять собственное мнение о нём, видеть авторскую позицию.

Оборудование: тексты поэмы, презентация, запись романса «Дай, Бог!» на стихи Е.Евтушенко

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

  • Чем этот год знаменателен для нашей страны?

Да, со времени окончания Великой Отечественной войны прошло 70 лет. Почему же многие писатели продолжают рассказывать о ней? Василь Быков: «Потому что тот подвиг, память о нём, сколько бы времени ни прошло, не остынет в наших сердцах». Владимир Высоцкий:

И когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,
И когда наши кони устанут под нами скакать,
И когда наши девочки сменят шинели на платьица,
Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять.

Война - это событие, которое надо было не только пережить, но и осмыслить. И потому вновь и вновь берутся за перо писатели и поэты и рассказывают об уроках Великой Отечественной.

Да, сделали всё, что могли, мы,
Кто мог, сколько мог и как мог.
И были мы солнцем палимы,
И шли мы по сотням дорог.
Да, каждый был ранен, контужен,
А каждый четвёртый - убит.
И лично Отечеству нужен,
И лично не будет забыт, - говорит от имени фронтовиков поэт Борис Слуцкий.

Прошу задуматься над последней строкой этого стихотворения: И лично не будет забыт, которая перекликается с широко известными словами Р. Рождественского: Никто не забыт, и ничто не забыто.

Так ли это?

II. Постановка проблемных вопросов

Люди торопятся жить, потому что время, отпущенное человеку судьбой, промелькнет в одно мгновение. Век, в котором мы живем, сложный, противоречивый… Удастся ли вернуть веру в потерянные идеалы, остановить нравственную деградацию общества? Трудно однозначно ответить на эти вопросы. Бесспорно одно. Роль литературы в этом процессе огромна: она формирует наши взгляды и оценки, способствует нашему прозрению, побуждает к действию.

Да, мы привыкли к парадным телепередачам с Красной площади в День Победы о торжественном возложении венков к могиле Неизвестного солдата. К 50-летию Победы возведён мемориал на Поклонной горе, и всех, кто приходит сюда встречает колокольный звон и призыв: «Поклонимся великим тем годам…» Значит, мы можем сказать, что, да, действительно, «никто не забыт, и ничто не забыто»? Или дело обстоит иначе?

Я приглашаю вас сегодня к разговору о памяти.

Что значит помнить? Как надо помнить?

Обратимся к эпиграфу к уроку. Это слова Р. Рождественского из его поэмы «Реквием»:

Это - нужно не мёртвым!
Это - надо живым!

Запишите в тетради проблемные вопросы:

-Надо ли нам, живущим через 70 лет после Великой Победы, помнить о тех годах?

- Грозит ли духовная деградация общества гибелью цивилизации и духовности?

А помогут нам в этом разобраться наш современник: поэт Андрей Вознесенский . Его произведение- поэма «Ров» -посвящен теме памяти.

III. Индивидуальное опережающее задание - сообщение о поэте

Сегодня на уроке мы прикоснемся к тайнам творчества одного из интереснейших поэтов 20 столетия А. Вознесенского.

Не одно десятилетие любители поэзии спорят о Вознесенском. У него много поклонников и антагонистов. У нас любят говорить: «Вознесенский ворвался, как метеор, растолкал не успевших опомниться старших…». Считаю, наивно думать, что можно растолкать локтями Пастернака, Ахматову, Твардовского. Да еще в годы уважения и любви к ним всего общества. Да, относиться к творчеству Вознесенского можно по-разному. Молодой Вознесенский дерзок, самоуверен, не без бравады, но в нем нет мания величия. Он обладает неистощимой энергией, познал и испытал все: удачу, быстрый взлет и признание, громкую славу и забвение, не просто забвение, а трагедию одиночества, отверженности, изгнания.

Материал для выступлений обучающихся.

Вознесенский Андрей Андреевич - поэт, прозаик.

Родился 12 мая в Москве в семье научного работника.

В четырнадцать лет, будучи учеником 6-го класса, послал свои стихи Б.Пастернаку и получил от него приглашение в гости. Это событие определило жизнь Вознесенского: дружба с великим поэтом, его личность, творчество, круг общения, которым Пастернак щедро делился с юным другом, - все это было бесценно для начинающего поэта.

Продолжал образование Вознесенский в Московском архитектурном институте, который и окончил в 1957. С 1958 в печати появляются первые стихотворения молодого поэта.

В 1960 почти одновременно вышли два сборника стихов Вознесенского - "Мозаика" и "Парабола", сразу привлекших к себе внимание не только истинных любителей поэзии, но и официальных критиков и властей, ругавших поэта. Его вступление в литературу было "внезапным, стремительным, бурным". Поездка в 1961 в США вылилась в сборник "Треугольная груша" (1962), с позиций того времени неслыханно дерзкий.

В 1960-е появилась возможность поездок за рубеж: выступает со своими стихами в Париже (1963), в Мюнхене (1967); в Нью-Йорке выступления были запрещены. Поездки в Италию, Францию и другие страны, впечатления от них становились строками его стихов.

В 1964 публикует сборник "Антимиры", инсценированный в Театре на Таганке. Спектакль стал явлением культурной жизни Москвы. В 1966 выходит сборник "Ахиллесово сердце", затем - "Тень звука" (19/0). В 1979 принимал участие в альманахе "Метрополь" .

Знакомство и дружба со многими поэтами, композиторами, художниками, актерами своей страны и зарубежных стран отражались в стихах и статьях, им посвященных. В 1982 Вознесенский обращается к прозе, написав повесть "О". Через два года была опубликована книга "Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения".

В последнее десятилетие увидели свет книги поэта "Ров. Стихи и проза" (1987), "Аксиома самоиска" (1990).

Материал для выступления студентов

. Супруга - Богуславская Зоя Борисовна, известная писательница, кино- и театральный критик. Тяга к поэзии у А. Вознесенского появилась еще в юности. Огромное влияние на его судьбу оказал Б. Пастернак, когда-то написавший молодому, четырнадцатилетнему поэту, приславшему ему свои первые стихи: «Ваше вступление в литературу - стремительное, бурное. Я рад, что до него дожил». Действительно, несмотря на то, что Вознесенский окончил Московский архитектурный институт и получил специальность архитектора, его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. В 1958 году его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы «Мастера» (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей.

В то время поэтические вечера в Политехническом стали собирать полные залы, поэты привлекали многочисленные аудитории на стадионы, становились кумирами миллионов. И одним из первых в замечательной плеяде был А. Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием.

Всегда остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Вознесенского воплощает в себе синтез лирики и философского концентра, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, «тематические» порывы ломали устоявшиеся каноны «благополучной» советской поэзии. Его жизнь, как и подобает жизни настоящего поэта, полна взлетов и падений, признания и замалчивания. В свое время он подвергся резкой критике Н.С. Хрущева, был под угрозой высылки из страны, после чего на протяжении ряда лет тексты Вознесенского изымались из печати. Неизменным остается лишь восторженное почитание поклонников - от «шестидесятников» до современной молодежи.

IV.Беседа по поэме А. Вознесенского «Ров».

Читать произведения А.Вознесенского непросто, у него оригинальная манера письма. Почувствовали ли вы это? Поэма ли то, что вы прочитали? Что пишет об этом сам поэт? («Поэма ли то, что я пишу? Цикл стихотворений? Вот уж это менее всего меня занимает…»)

  • А занимает его совсем другой вопрос. И не просто занимает, а не даёт сил молчать. Он мог только кричать. И это поэма - крик, поэма - боль, поэма - обвинение, возмущённое чувство поэта.

  • Что же так взволновало поэта, что послужило поводом для написания поэмы «Ров»? (ответы учащихся).

  • Поэта потряс этот случай. И заставил задуматься о многом. Прочитайте строки, которые передают возмущение поэта.

  • Какое название даёт Андрей Вознесенский этой болезни? Как называет людей, творящих зло?
    (ИОЗ - словарная работа - толкование слова «алчь»,)
    Поэт пытается добраться до причин, до глубинных корней этой болезни. Свою задачу он видит в следующем: «Чем больше я соберу зла на страницы, - уверяет он, - тем меньше его останется в жизни».

  • В чём видит поэт причину совершаемого святотатства? Уголовный или духовный процесс - главное для него? (глава «Грех»)

  • Узнанное и увиденное там, под Симферополем, заставляет поэта по-новому посмотреть на всё происходящее, сильнее ощутить всю тяжесть ответственности за окружающее. Так появляется в поэме глава «Озеро».

  • В чём её смысловая нагрузка? Как она связана с основными событиями поэмы?
    Окружающая среда страшна,
    Экология духа страшней! (гл. «Вступление»)
    т.о., главное для поэта - экология духа, а не природы. Поэт делает вывод: главная причина преступности - в бездуховности людей, в отсутствии серьёзной умственной работы, работы души, в забвении нравственных принципов.

  • Но ведь есть же настоящие люди, те, кто не винит во всех грехах время, а берёт ответственность на себя! Это видно из глав, посвящённых Чернобылю: «Человек»и «Больница». Здесь речь идёт о настоящих героях, кто проявил мужество, героизм, лучшие человеческие качества во время …

  • Рефреном звучат слова поэта: «Потому что он - человек!»
    Многие из этих людей умрут. Но это ещё вопрос: кто из них мертвее? Новорылы, выкапывающие трупы под Симферополем, - сами мертвецы. Духовно, нравственно, а не физически разложившиеся.

  • И идёт вечный спор, вечный бой между добром и злом, светом и тьмой, между живыми и мёртвыми. (выразительное чтение гл. «Схватка»)

  • В этом главный смысл поэмы, то, ради чего она написана. Даже сквозь самые чёрные картины, сквозь настроение безысходности, тягостной гадливости просвечивает в поэме светлое, чистое чувство надежды. Поэт надеется, что исчезнет само понятие «алчь» (гл. «Эпилог»)

  • Каким мы представляем самого поэта, его гражданскую позицию?

  • Итак, А. Вознесенский поведал нам о невероятном, потрясающем, из ряда вон выходящем случае

Таким образом, мы убедились, что с проблемой памяти о войне не всё так просто. И если в начале урока мы назвали факты, свидетельствующие о том, что наш народ чтит ветеранов, помнит о них, то сейчас попробуем перечислить негативные моменты в нашем отношении к ним. («новорылы» раскапывают рвы, где погребены расстрелянные; в местностях, оккупированных во время войны, до сих пор много незахороненных останков наших воинов; на Троицкой свалке под Москвой найдено полковое знамя; боевые ордена и медали стали предметом купли-продажи на барахолках; некоторые юнцы прикуривают от Вечного огня… Да и о ветеранах мы вспоминаем лишь в праздники). Слайды «Куда ты ведешь, ров?» (Ржев, Кольчугино и до.)

Можно ли не думать об этом? Не озаботиться этим? Главной проблемой нашего общества является не экономическая, не общественно-политическая, не экологическая проблемы, а проблема нравственная. Духовная нищета, умерщвлённая совесть, сердце, глухое к чужой боли,- вот причина многих наших бед. Старая мудрость гласит: «Не плачьте об умерших - плачьте о потерявших душу и совесть». Именно память будит нашу совесть, не даёт нам покоя.

Тема памяти в современной литературе очень многогранна. Она затрагивает многие нравственные проблемы. Это проблема забвения корней своих предков, проблема потери доброты, сердечности, совести и т. д. вот почему вновь и вновь поднимают эти проблемы современные писатели на страницах своих произведений.

VI. Подведение итогов урока.

Итак, давайте подведём итог нашему разговору, ответим на вопрос, который мы обозначили в начале урока: зачем нам нужна память о войне? Как надо помнить? (заслушиваются ответы учащихся).

(Звучит песня в исполнении А.Малинина «Дай, Бог!») Одновременно демонстрируются гравюры Стасиса Красаускаса «Вечно живые»

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Письмо Андрею Вознесенскому после прочтения поэмы «Ров»



© 2010-2022