Конспект урока по русскому языку Относительные прилагательные

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Относительные имена прилагательные.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: пользоваться разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим); анализировать, сравнивать,

классифицировать, обобщать.

6/4ЛР: распознавать относительные прилагательные, отличать относительные прилагательные от качественных, выявлять случаи

употребления относительных прилагательных в значении качественных.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


II. Проверочная тестовая работа.


Самостоятельная работа № 3, задание 7 в тетради «Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс».

Выполняется часть1 А1-А5.

Те ребята, у которых имеется данная тетрадь, выполняют задания в тетради, а для остальных, материал будет распечатан на листах.

После выполнения производится взаимопроверка.

( правильные ответы будут представлены на слайде)

ТОУУ


III. Формулирование целей и задач урока.


- Запишите предложение:

Невольное волнение охватывает, когда открываешь небольшую тетрадь в чёрном клеёнчатом переплёте.

(В.А. Каверин)

- Подчеркните имена прилагательные.

- Какое у них общее лексическое значение? (Качества душевного состояния, размер, цвет, материал.)

- Какие из прилагательных являются качественными? (Невольное,

небольшую, чёрном.) Докажите. (Приводят краткие формы, формы

сравнения, антонимы.)

- Прилагательные, которые не имеют названных вами признаков

(форм сравнения, кратких форм, антонимов), называются

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного, детального).

2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы.



относительными.

- Запишите тему урока: «Относительные прилагательные».

- Сформулируйте цель и задачи урока.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель и задачи урока.

IV. Открытие новых знаний.


1. Упр. 335 - наблюдение над значением и признаками относительных прилагательных.

Ученики устно называют прилагательные, пробуют образовать от них краткую форму или формы сравнения, распределяют и записывают эти прилагательные в разные столбики (оставляют одну строчку сверху).

В результате получаются два столбика слов:

худой станционного

колючей зимние

толстый снежный

крепкая ледяная

- Какие из прилагательных являются качественными, а какие

относительными? Подпишите над каждым столбиком название разряда.

- Понаблюдайте, какие ещё признаки есть у относительных прилагательных.

- Как образованы эти прилагательные? Выделите суффиксы.

- В какой группе преобладают производные слова (образованные от других слов)?

- Попробуйте сформулировать, какими признаками обладают относительные прилагательные.

- Сравните свои выводы с текстом в рамке.

2. Чтение текста в рамке после упр. 335.

- Сколько частей в этом определении?

- Озаглавьте каждую часть.

- Какие значения могут иметь качественные прилагательные? Пронумеруйте и запишите их в тетрадь: 1) по материалу; 2) по назначению; 3) по времени.

- Какие суффиксы есть у относительных прилагательных? Сравните суффиксы, выделенные в словах из упражнения и в примерах из текста в рамке.

- Запишите эти суффиксы в тетрадях (и на доске).

- Назовите ключевые слова темы.

- Ответьте на вопрос после текста в рамке.

3. - Составьте таблицу, в которой будут представлены признаки имён прилагательных изученных разрядов - качественных и относительных.

- Дополните таблицу изученным разрядом прилагательных.

Разряд

Значение

Признаки

Качественные

Признак, возможный в разной степени

1) сравнительная и превосходная форма

2) краткая форма

3) есть антоним








Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать её из одной формы в другую (в схему, модель), соотносить информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема).


Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (в таблицу).

V. Углубление знаний, развитие учебно-языковых и речевых умений.


Упр. 336 - развивается умение отличать относительные прилагательные от качественных по составу (характеру суффиксов) и способу образования. Выполняется устно.

- Какой самый распространённый суффикс относительных прилагательных? (Суффикс -н-.)

Упр. 337 - развивается умение находить в тексте относительные прилагательные по характерным суффиксам, анализировать значение этих прилагательных.

а) Беседа, подводящая к новому знанию:

- Назовите имена прилагательные.

- Правильно ли, если я скажу, что названные вами прилагательные обозначают отношение к материалу? (Металлическое - из металла, золотые - из золота и т.д.)

- А что они обозначают? (Цвет.)

- В каком значении они употреблены? (В переносном значении.)

б) Чтение текста в рамке после упр. 338.

- О какой особенности относительных прилагательных вы узнали?

Попробуйте привести свои примеры.

- В русском языке говорят, что относительные прилагательные

могут переходить в качественные, если употребляются в переносном

значении. Но эти прилагательные не будут иметь форм сравнения и

кратких форм.

Упр. 338 - развивается умение отличать относительные прилагательные от качественных (относительных в значении качественных), конструировать предложения с прилагательными в разных значениях.

Выполняется устно с комментированием.

Самостоятельная запись предложений:

I вариант - с относительными прилагательными;

II вариант - с относительными прилагательными в значении качественных.

Дополнительная информация об относительных прилагательных в

значении качественных выявляется на основе заданий после упражнения (можно подобрать синонимы).

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.



Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI. Итог урока.


- Дополните список ключевых слов, запишите карандашом в конце

темы в учебнике. (Относительные прилагательные, нет краткой

формы, форм сравнения, переносное значение, относительные в значении качественных.)

- Приведите примеры относительных прилагательных, относительных в значении качественных.

- Какие универсальные умения развивали на уроке?

- Были ли трудности?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.


Н.1. Подготовить рассказ об относительных прилагательных.

2. Упр. 339.

П. Найти небольшой текст из художественной литературы, записать, определить разряд прилагательных.




© 2010-2022