Конспект урока по литературе на тему М. Пришвин «Предательская колбаса» (4 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет : литературное чтение Дата: Класс: 4 рус

Тема урока


М.Пришвин «Предательская колбаса»

Цель


Познакомить с произведениями М.М.Пришвина, формировать умения выявлять авторскую точку зрения и роль автора в произведении;

Развивать у учащихся речь, память, воображение, мышдение;

Воспитывать доброту к окружающей нас природе.

Форма обучения


Коллективная, работа в группе

Ресурсы


Портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, сюжет из произведения

Содержание урока

Деятельность учителя

Время (мин)

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствие .

Настрой на урок.

Проверка домашнего задания

Актуализация знаний

  • О чем было прочитанно данное произведение?

  • А как можно назвать цикл уже изученных нами произведений? О чем они ?

7 мин

Приветствуют учителя.

Читают выразительно «Дед Мазай и зайцы»

О животных, о зайцах,

О природе.

Знакомство с темой урока

- Смотрим на портрет. Кто узнал? Назовите имя, отчество, фамилию писателя, автора рассказа "предательская колбаса". Что знаем о нём?

- А ещё…Слушаем стихотворение поэта-моряка Тихонова. ( читает учитель)

- Кто же ещё Пришвин?

- Волшебник, обладающий силой слова. Поистине волшебник мог увидеть, почувствовать, сказать:

"Я стою и расту - я растение.

Я стою, и расту, и хожу - я животное.

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек!"

- Продолжим знакомиться с произведениями этого замечательного писателя, учиться понимать его мысли, поступки, его отношение к природе.

Чтение и работа над рассказом "Предательская колбаса".

Прочитайте название рассказа. ("Предательская колбаса") Подберём родственные слова к прилагательному предательская. Что означают эти слова? Обратимся к словарю.

- Как думаете о чём рассказ? (Опять чувствуется тонкий юмор автора)

- Вот после чтения и скажите, почему излюбленная собачья закуска колбаса - называется таким отвратительным словом.

- Понравился ли рассказ? Что понравилось?

- Этот рассказ отличается от предыдущих таким проникновением во внутренний мир человека и животного.

- Какую мысль о взаимоотношении человека и животного утверждает избитая пословица. Кто помнит её? ( "Собака - друг человека".)

- Можно ли считать её главной мыслью произведения? Докажите.

- Самые яркие эпизоды вам запомнились. Но мы не в беспорядке их вспомним, а в определённой последовательности.

- Кто догадался, почему?

- Что означает слово визит? (обращение к словарю)

- Даже по заголовкам мы можем судить о выразительности рассказа, об отношении человека и его четвероного друга.

- Из-за чего оказался виноват Ярик? А уходил почему? (перечитываем начало рассказа)

- Объясните значение слова " верста". (обращение к словарю)

- Как расценил сам охотник и писатель Пришвин поступки своего воспитанника? (чтение отрывка со слов: "Я ничего не имел против…"

- Это не шуточное дело воспитывать собаку. Вы берёте в дом, заботитесь о ней, учите, воспитываете.

- Какими словами называет автор жизнь Ярика у него в доме? (зачитывается отрывок)

- Как понимаете значение слова "служба"? (обращение к словарю)

- Служба - обязательство. И важно не только по отношению к человеку, но и к собаке тоже.

- Перечитаем выразительно 1-й разговор хозяина с Яриком. Как надо читать? (строго, сурово)

- Подумайте, только ли нарушение служебного долга вызвали беспокойство автора.

- Нет! В первую очередь - беспокойство за жизнь собаки!

- Каким голосом разговаривал автор с Яриком?

- А результат? (прощал)

- Сколько раз прощал Ярику уход из дома писатель?

- Почему же Ярик нарушал каждый раз своё "обещание"? Почему я употребила слово "обещание", ведь собака ничего не может обещать?

- Кто виноват, что Ярик нарушал обещание? (- Говорит строго, сурово. Собака чувствует строгость, но за суровым словом почувствовали что-то? Что? (Скорое прощение.)

- Обратите ещё раз внимание на план. Если бы я предложила разделить рассказ на части в соответствии с заголовками, одинаковы ли были бы части?

- Какая самая большая? Почему?

- Главное для писателя показать, что явилось переломным, самым важным моментом в воспитании собаки. Действует не словом, а поступком. Здесь и переживание, и успокоение, что вернулся живой, и игра.

20 мин

Ведут записи в тетради:

- писатель,

- путешественник

- фотограф
- охотник
- агроном
- сельский учитель
- военный журналист
- учёный природовед


Читают, подбирают родственные слова к прилагательному «предательская».

Работают со словарем.

Отвечают на вопрос


(дружба животных, ревнивое отношение хозяина, переживание)

Высказывают свое мнение, по пословице

- Перед нами ряд последовательных эпизодов о взаимоотношении человека и четвероного друга. Проследим.

  1. Подружились с Рябчиком.

  2. Ярик пропал.

  3. Через неделю снова незаконный визит.

  4. Хватило на две недели.

  5. Виноват, прости!

  6. Пожалуйте, молодой человек!

Ведут записи в тетради, в словаре

Читают первый диалог




(Опять мысленные диалоги.Опять Пришвин - переводчик.)

И хозяин отчасти. Срок визитов удлинялся в зависимости от наказания.)





Упражнение:Проследим, что пишет автор о состоянии человека, как раскрывается психология охотничьего пса Но мне бы хотелось, чтобы вы обращали внимание на авторские слова. Почему это важно?


5 мин

Работают все вместе , заполняют таблицу

состояние человека

психология охотничьего пса

человек - беспокойство, тревога,

успокоение, любопытство, игра,

желание наказать, но тактично,

по-человечески воспитывает

несущую службу собаку

собака - чувство вины, желание примириться с

хозяином, загладить вину

Физминутка « Прогулка в лесу»

Предлагаю вам представить себя в лесу . с корзиной в руках, вы собираете грибы и ягоды.

3 мин

Инсценируют поход в лес, иммитируют сбор ягод и грибов.

Подведение итогов

Вначале я прочитала вам стихотворение, где Пришвин назван волшебником. А ещё он кто? Вернёмся к записи: писатель, охотник,…,…,…, искатель. Много знал и нам советовал: "…искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека… Природа - зеркало души человека"

5мин

Вспоминают стихотворение, зачитанное в начале урока, ищут ответ на вопрос «Что нам советовал пришвин?»

Оценивание.

Выставляют оценки по листу оценивания.

3 мин

Выставляют оценки друг другу, подают дневники на оценку

Домашнее задание:

Пересказ страница7-10

2 мин

Ведут записи в тетради


© 2010-2022