- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по литературе на тему М. Пришвин «Предательская колбаса» (4 класс)
Конспект урока по литературе на тему М. Пришвин «Предательская колбаса» (4 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гизатуллина А.М. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет : литературное чтение Дата: Класс: 4 рус | ||||||
Тема урока
| М.Пришвин «Предательская колбаса» | |||||
Цель
| Познакомить с произведениями М.М.Пришвина, формировать умения выявлять авторскую точку зрения и роль автора в произведении; | |||||
Развивать у учащихся речь, память, воображение, мышдение; | ||||||
Воспитывать доброту к окружающей нас природе. | ||||||
Форма обучения
| Коллективная, работа в группе | |||||
Ресурсы
| Портрет М.М.Пришвина, выставка книг писателя, сюжет из произведения | |||||
Содержание урока | ||||||
Деятельность учителя | Время (мин) | Деятельность учащихся | ||||
Организационный момент Приветствие . Настрой на урок. Проверка домашнего задания Актуализация знаний
| 7 мин | Приветствуют учителя. Читают выразительно «Дед Мазай и зайцы» О животных, о зайцах, О природе. | ||||
Знакомство с темой урока - Смотрим на портрет. Кто узнал? Назовите имя, отчество, фамилию писателя, автора рассказа "предательская колбаса". Что знаем о нём? - А ещё…Слушаем стихотворение поэта-моряка Тихонова. ( читает учитель) - Кто же ещё Пришвин? - Волшебник, обладающий силой слова. Поистине волшебник мог увидеть, почувствовать, сказать: "Я стою и расту - я растение. Я стою, и расту, и хожу - я животное. Я стою, и расту, и хожу, и мыслю - я человек!" - Продолжим знакомиться с произведениями этого замечательного писателя, учиться понимать его мысли, поступки, его отношение к природе. Чтение и работа над рассказом "Предательская колбаса". Прочитайте название рассказа. ("Предательская колбаса") Подберём родственные слова к прилагательному предательская. Что означают эти слова? Обратимся к словарю. - Как думаете о чём рассказ? (Опять чувствуется тонкий юмор автора) - Вот после чтения и скажите, почему излюбленная собачья закуска колбаса - называется таким отвратительным словом. - Понравился ли рассказ? Что понравилось? - Этот рассказ отличается от предыдущих таким проникновением во внутренний мир человека и животного. - Какую мысль о взаимоотношении человека и животного утверждает избитая пословица. Кто помнит её? ( "Собака - друг человека".) - Можно ли считать её главной мыслью произведения? Докажите. - Самые яркие эпизоды вам запомнились. Но мы не в беспорядке их вспомним, а в определённой последовательности. - Кто догадался, почему? - Что означает слово визит? (обращение к словарю) - Даже по заголовкам мы можем судить о выразительности рассказа, об отношении человека и его четвероного друга. - Из-за чего оказался виноват Ярик? А уходил почему? (перечитываем начало рассказа) - Объясните значение слова " верста". (обращение к словарю) - Как расценил сам охотник и писатель Пришвин поступки своего воспитанника? (чтение отрывка со слов: "Я ничего не имел против…" - Это не шуточное дело воспитывать собаку. Вы берёте в дом, заботитесь о ней, учите, воспитываете. - Какими словами называет автор жизнь Ярика у него в доме? (зачитывается отрывок) - Как понимаете значение слова "служба"? (обращение к словарю) - Служба - обязательство. И важно не только по отношению к человеку, но и к собаке тоже. - Перечитаем выразительно 1-й разговор хозяина с Яриком. Как надо читать? (строго, сурово) - Подумайте, только ли нарушение служебного долга вызвали беспокойство автора. - Нет! В первую очередь - беспокойство за жизнь собаки! - Каким голосом разговаривал автор с Яриком? - А результат? (прощал) - Сколько раз прощал Ярику уход из дома писатель? - Почему же Ярик нарушал каждый раз своё "обещание"? Почему я употребила слово "обещание", ведь собака ничего не может обещать? - Кто виноват, что Ярик нарушал обещание? (- Говорит строго, сурово. Собака чувствует строгость, но за суровым словом почувствовали что-то? Что? (Скорое прощение.) - Обратите ещё раз внимание на план. Если бы я предложила разделить рассказ на части в соответствии с заголовками, одинаковы ли были бы части? - Какая самая большая? Почему? - Главное для писателя показать, что явилось переломным, самым важным моментом в воспитании собаки. Действует не словом, а поступком. Здесь и переживание, и успокоение, что вернулся живой, и игра. | 20 мин | Ведут записи в тетради: - писатель, - путешественник - фотограф
Читают, подбирают родственные слова к прилагательному «предательская». Работают со словарем. Отвечают на вопрос
(дружба животных, ревнивое отношение хозяина, переживание) Высказывают свое мнение, по пословице - Перед нами ряд последовательных эпизодов о взаимоотношении человека и четвероного друга. Проследим.
Ведут записи в тетради, в словаре Читают первый диалог
(Опять мысленные диалоги.Опять Пришвин - переводчик.) И хозяин отчасти. Срок визитов удлинялся в зависимости от наказания.)
| ||||
Упражнение:Проследим, что пишет автор о состоянии человека, как раскрывается психология охотничьего пса Но мне бы хотелось, чтобы вы обращали внимание на авторские слова. Почему это важно?
| 5 мин | Работают все вместе , заполняют таблицу состояние человека | психология охотничьего пса | |||
человек - беспокойство, тревога, успокоение, любопытство, игра, желание наказать, но тактично, по-человечески воспитывает несущую службу собаку | собака - чувство вины, желание примириться с хозяином, загладить вину |
Физминутка « Прогулка в лесу»
Предлагаю вам представить себя в лесу . с корзиной в руках, вы собираете грибы и ягоды.
3 мин
Инсценируют поход в лес, иммитируют сбор ягод и грибов.
Подведение итогов
Вначале я прочитала вам стихотворение, где Пришвин назван волшебником. А ещё он кто? Вернёмся к записи: писатель, охотник,…,…,…, искатель. Много знал и нам советовал: "…искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека… Природа - зеркало души человека"
5мин
Вспоминают стихотворение, зачитанное в начале урока, ищут ответ на вопрос «Что нам советовал пришвин?»
Оценивание.
Выставляют оценки по листу оценивания.
3 мин
Выставляют оценки друг другу, подают дневники на оценку
Домашнее задание:
Пересказ страница7-10
2 мин
Ведут записи в тетради