Описание опыта работы по теме Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Ставропольского края

Ставропольский краевой институт повышения квалификации

работников образования.















Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка.





Опыт работы учителя

русского языка и литературы

МОУ СОШ №3 с. Кочубеевское

Кочубеевского района

Чепурной Натальи Анатольевны.



Содержание

I. Актуальность.

II. Противоречия.

III. Ведущая идея опыта.

IV. Личная концепция учителя.

V. Технология опыта:

1. Введение

2.Литературный язык - основа культуры речи.

3.Виды языковых норм:

а) орфоэпические нормы;

б) морфологические нормы;

в) синтаксические нормы;

г) лексические нормы.

4.Заключение.

VI. Результативность.

Актуальность:

Академик Д. С. Лихачев советовал: "Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваться, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума"

Задача формирования речевых навыков стала особенно актуальной в последние десятилетия. Это связано с резким изменением коммуникационной, и, соответственно, языковой ситуации в обществе, с политическими демократическими процессами. Современному человеку очень важно уметь строить свое устное высказывание, понимать и адекватно реагировать на чужую речь, убедительно отстаивать собственную позицию, соблюдая речевые и этико-психологические правила поведения.

Противоречия:

-необходимость изучения и низкая мотивация учащихся ,плохая осознанность значимости усвоения языковых норм .

- особую проблему представляет соотношение и взаимодействие литературного языка и диалектов. Диалекты до сих пор успешно конкурируют с литературным языком.

- между необходимостью формирования навыков свободного владения речью (устной и письменной) и большим объемом языковых норм.

Ведущая идея опыта:

Создание на уроках русского языка мотивационной среды, в которой овладение языковыми нормами становится актуальным и значимым для учащихся.

Личная концепция учителя:

-Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают язык от потока диалектной речи, жаргонизмов, просторечий. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию - культурную.

Технология опыта

Введение.

Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. Наука о языке может и должна помочь людям в их борьбе за речевую культуру. Но, сложившаяся в современном обществе языковая среда не способствует воспитанию чувства любви к русскому языку, трепетного, патриотического отношения к нему.

Русский язык - это такой предмет, результаты изучения которого и владение им определяются не только школьным обучением, но и в значительной мере обществом, в котором живёт ребёнок, окружающей его языковой и нравственно - эстетической средой. В то же время современное состояние речевой культуры обусловлено не только социально - политическими причинами, но определёнными просчётами в преподавании русского языка.

Сегодня педагоги, учителя, методисты видят и понимают, что в преподавании русского языка не всё благополучно. Именно поэтому пристальное внимание педагогической общественности привлечено к результатам, полученным при проведении ЕГЭ по русскому языку.

При подготовке к экзамену, работая с контрольно - измерительными материалами, помимо привычных орфографических и пунктуационных, большинство учащихся допускает ошибки, связанные с незнанием языковых норм: орфоэпических, морфологических, синтаксических, лексических. Поэтому на уроках русского языка необходимо говорить, прежде всего, о тех нормах, нарушение которых в речи встречается достаточно часто.

В средней школе более или менее удовлетворительно изучаются и усваиваются учениками орфографические, пунктуационные, а также активные и устойчивые грамматические нормы литературного языка. Однако значительный круг « легкоранимых» языковых норм либо вообще не изучается, либо изучается очень поверхностно и поспешно. Вот почему необходима систематическая работа по изучению грамматических норм, а также норм ударения современного русского языка, поскольку хорошая речь невозможна без соответствующих знаний, умений и навыков. Это всё приходит как результат труда. Путь к овладению речевой культурой достаточно сложен. Нужно изучать словари, грамматики и иные пособия, посвящённые языку, речи. Однако главное - изучать речь по лучшим её образцам (художественным, научным, публицистическим). Изучать - и быть требовательным не только к речи других, но и к своей собственной прежде всего.

Литературный язык - основа культуры речи.

Многие из школьников не знают, что существует разница между понятиями «русский язык» и «русский литературный язык». Русский язык включает все средства общения: общенародные (в том числе просторечные) и диалектные, профессиональные, жаргонные. Именно такой язык - всего народа - чаще всего звучит вокруг нас в быту, живём ли мы в городе или в сельской местности, на севере или на юге нашей страны. Мы привыкаем к нему, привыкаем к возможности более и ли менее свободного использования слов, выражений и фраз, что вообще характерно для разговорной речи. И многим невдомёк, что, когда мы говорим на русском языке, за нами внимательно «следит» русский литературный язык. Он обработан мастерами слова, как бы отшлифован многолетним употреблением образованных людей. Литературный язык используется в государственных учреждениях, в различного рода общественных организациях, на радио и телевидении, прессой, писателями и учёными. Литературный язык представляет высшее достижение речевой культуры народа. Он отличается также тем, что в нём существуют определённые, всеми признанные нормы, или, иначе говоря, такие общенародные образцы речи, к которым должен стремиться каждый говорящий и пишущий.

Во все времена грамотность была нужна и высоко ценилась. Грамотных людей уважали и почитали. Встаёт вопрос: а что же такое грамотность в широком смысле этого слова?

Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами, в том числе богатствами национального языка, культурой родной речи.

Что понимать под культурой речи? Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством и разносторонностью словаря, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. Культурная речь - это речь нормированная. В своей устной форме она должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме - нормам орфографии и пунктуации.

Функционирование литературного языка в важнейших сферах человеческой деятельности, заложенные в нём разнообразные средства для передачи информации, наличие устной и письменной форм, разграничение и противопоставление книжной и разговорной речи - всё это даёт основание считать литературный язык высшей формой национального языка.

Виды языковых норм.

Языковая норма (норма литературная) - это правила использования речевых средств в определённый период развития литературного языка, то есть правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно - языковой практике. Это единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).

Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка. Различают нормы: орфоэпические (произношение), орфографические (написание), словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, пунктуационные.

Признаки нормы литературного языка: относительная устойчивость, общеупотребительность, общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Языковые нормы - явление историческое, они меняются. Источники изменения норм литературного языка различны: разговорная речь, местные говоры, просторечие, профессиональные жаргоны, другие языки.

Языковые нормы не выдумываются учёными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой.

Существуют три степени нормативности:

- норма I степени - строгая, жёсткая, не допускающая вариантов;

- норма II степени - нейтральная, допускает равнозначные варианты;

- норма III степени - более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм.

Историческая смена норм литературного языка - закономерное, объективное явление. Развитие общества, изменение социального уклада жизни, возникновение новых традиций, функционирование литературы, искусства приводят к постоянному обновлению литературного языка и его норм.

Нормы литературного языка отражают самобытность русского национального языка, способствуют сохранению языковой традиции, культурного наследия прошлого. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку оставаться целостным, общепонятным, выполнять свою основную функцию - культурную.

По принятым и действующим на любом этапе существования литературного языка нормам можно определить, какие изменения в отношении нормализации произошли и каковы тенденции дальнейшего развития норм литературного языка.

Орфоэпические нормы - это произносительные нормы устной речи. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения.

В своей работе столкнулась с тем, что учащиеся воспринимают орфоэпию как раздел, изучающий только нормы ударения, забывая о нормах произношения. Поэтому на уроках фонетики обращаю внимание учащихся на то, что слова должны произноситься не так, как хочется, как привыкли, а в соответствии с нормами произношения (редукция, оглушение, уподобление). Так в КИМах по русскому языку для ЕГЭ даются задания на знание орфоэпических норм.

Морфологические нормы - это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Многолетние наблюдения показали наиболее часто встречающиеся грамматические ошибки, возникающие из-за того, что средства выражения грамматических значений зачастую варьируются. К ним относятся:

  1. Употребление форм родительного падежа множественного числа имён существительных (апельсин - апельсинов, помидор - помидоров)

  2. Неправильное употребление рода имён существительных (рельса-рельс, туфель- тУфля, тюль, мозоль).

  3. Неправильное употребление в речи предлогов, поскольку не всегда учитывается различие в смысловых оттенках (предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу употребляются только с дательным падежом).

  4. Неумение склонять сложные числительные, из-за чего возникают ошибки в образовании формы слова (семистами рублями - семьюстами рублями, в двух тысяч пятом году - в две тысячи пятом году)

  5. Неправильное употребление собирательных числительных, а также числительных оба, обе (трое девочек - трое ребят, четверо подруг - четверо котят, обоими руками - обеими руками, по обеим берегам - по обоим берегам)

  6. Ошибки, возникающие при построении предложений с деепричастными оборотами.

Чтобы избежать вышеуказанных ошибок, при изучении соответствующих тем и подготовке учащихся к ЕГЭ обращаю на данные нарушения грамматических норм особое внимание. На уроках использую задания эвристического, проблемного характера, представленные в занимательной форме.

Синтаксические нормы.

Наиболее часто нарушение синтаксических норм связано с тем, что учащиеся не учитывают порядка слов и создают предложения, которые имеют два смысла. Кроме этого, нередко встречаются ошибки,

связанные с употреблением предлогов (скучаю по тебе, но по нас, по вас). Очень часто жители юга России, в частности Ставропольского края, допускают ошибки в употреблении предлогов с, до, говоря: пришёл со школы, пошёл до бабушки. Но норма требует употреблять предлоги из, к: пришёл из школы, пошёл к бабушке. Опыт показывает, что бороться с нарушением данных синтаксических норм очень сложно, так как окружающая нас языковая среда не способствует этому.

Лексические нормы, то есть правила применения слов в речи, требуют особого внимания. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Решая тестовые задания при подготовке к ЕГЭ , определила, что нарушение лексических норм часто связано с тем, что учащиеся путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению (предоставить и представить, невежа и невежда). К сожалению, многие современные дети по ряду причин обладают скудным лексическим запасом, поэтому при изучении лексики у них возникает множество вопросов. Для уточнения лексических норм современного литературного языка я рекомендую обращаться к толковым словарям русского языка, к специальной справочной литературе.

Результативность

За последние три года наблюдается позитивная динамика учебных достижений учеников:

- все учащиеся усваивают программный материал: процент обученности составляет 100%.


Выпускники 2015 года показали показали следующие результаты ЕГЭ по русскому языку: 50% учеников набрали свыше 80 баллов, средний балл по классу составил 74 балла, что выше среднего балла по России.

Заключение.

Нормативность речи, её благозвучие, выразительность являются важнейшими вопросами речевой культуры. Моя задача состоит в том, чтобы помочь ученикам усвоить лексические, грамматические и орфоэпические нормы русского языка, то есть научить писать по-русски не только правильно, но и красиво. Ведь как сказал французский писатель- просветитель Вольтер: «Выучить несколько языков - дело одного или двух лет; а чтобы научиться говорить на своём языке как следует, надо полжизни».


© 2010-2022