Занятие по русскому языку Слово в лексической системе языка, 1 курс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДИСЦИПЛИНА

РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК


1 курс базовой подготовки СПО по специальностям

13.02.01 Тепловые электрические станции

13.02.03 Электрические станции, сети и системы


СЛОВО В ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКА

Разработчик: преподаватель общеобразовательных дисциплин УИФ ГБПОУ «ИЭК» Т.В.Аксенчик

Цели занятия: 1. Повторить материал, изученный в курсе дисциплины Русский язык при получении основного общего образования, расширить его;

2. Закрепить навык работы со словарем;

3. Продолжить формирование учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций в ходе выполнения различных эвристических заданий.

Тип занятия: комбинированное (лекция с выполнением практических заданий)

Технология, используемая на занятии: технология диалогового взаимодействия

ХОД ЗАНЯТИЯ


  1. Формулирование темы занятия.

На доске написано слова «система».

Какие ассоциации к этому слову возникают, в рамках дисциплины Русский язык? К какой из ассоциаций можно отнести термин «слово»?

Запись сформулированной темы в тетрадь.

2. Лекционный материал.

Совокупность всех слов данного языка нередко именуют его лексикой. Слова, входящие в словарный состав языка, могут изучаться со стороны их значения, происхождения и употребления в речи.

По сравнению с другими единицами языковой системы, например с фонемами и морфемами, с одной стороны, и словосочетаниями и предложениями - с другой, слово воспринимается как центральная единица языка. Слово является значимой, воспроизводимой единицей языка.

Словами обозначаются понятия о явлениях окружающей действительности. Словами называются различные чувства и эмоции людей. Из слов составляются предложения для обмена мыслями между людьми.

Несмотря на постоянное пользование словами, определить слово как лингвистическую единицу оказывается нелегким делом. Трудность единой характеристики слова обусловлена тем, что слова, образующие лексическую систему языка, чрезвычайно разнотипны и по своей структуре, и по природе выражаемого ими значения (ср.: существительное растительность и союз и - и то, и другое - слова, но очень разные). Слова внешне могут быть сходны с морфемами и словосочетаниями, и их надо отграничивать друг от друга (ср. союз а и окончание -а в слове окна; тотчас - одно слово и тот час - сочетание двух слов с самостоятельными значениями и т. д.). зато = но, за то (дерево)

До сих пор в лингвистике нет единого, всеобъемлющего определения слова, хотя имеется много частных определений, касающихся его различных сторон. В «Лексикологии современного русского языка» Н. М. Шанского определение слова дается, например, путем указания на признаки слова в отличие от фонемы, морфемы и словосочетания.

Из многих признаков слова, обратим особое внимание на следующие, которые считаются основными, наиболее необходимыми для характеристики слова:

1. Фонетическая оформленность, т. е. наличие у слова определенного звукового состава. Слово - это звуковой комплекс, построенный по законам фонетического строя данного языка.

2. Наличие у слова значения, которое закреплено за ним в сознании всех говорящих на данном языке в процессе исторического развития. В этом заключается отличие слов от фонем, не имеющих значения (ср. «о» - фонема, единица фонетической системы, и «О!» - междометие, выражающее эмоцию человека).

3. Лексико-грамматическая отнесенность слова, т. е. принадлежность его к определенной части речи и - в соответствии с этим - наличие определенных морфологических и синтаксических свойств (ср. приставку низ- в глаголе низвергнуть, не имеющую таких категорий, как род, число, падеж, не имеющую особой функции в предложении, и существительное мужского рода низ, например в сочетании в самом низу, где оно обладает грамматическими категориями предложного падежа единственного числа и содержит обстоятельственное значение, чем отличается от морфемы).

4. Непроницаемость слова, т. е. внутрь слова нельзя вставить другое слово или словосочетание: из леса - из нашего леса, но извечно, сверху. Этим слово отличается от предложно-падежных сочетаний существительных.

5. Недвуударность: слово не может иметь более одного основного ударения (железо и руда). В сложном слове (железорудный) имеется одно основное ударение и одно побочное.

Исходя из изложенных выше признаков слова, Н. М. Шанский предлагает такое его определение: «Слово - это лингвистическая единица, имеющая (если она не безударна) в своей исходной форме одно основное ударение и обладающая значением, лексико-грамматической отнесенностью и непроницаемостью».

Фонетическая и морфологическая структура слова и его синтаксические свойства рассматриваются в фонетике, морфологии и синтаксисе. Предметом изучения лексикологии прежде всего является смысловая структура слова.

Слово представляет собою неразрывное единство двух сторон: внешней и внутренней. Внешнюю сторону слова составляет комплекс звуков, являющихся звуковой оболочкой слова. Однако не всякий комплекс звуков - это слово, а лишь тот, который в данном языке имеет определенное значение (смысл, семантику). Значение слова образуется в результате соотнесенности, связи слова с определенным явлением объективной действительности.

Так, например, значением слова карандаш является связь звукового комплекса [карандаш] с понятием о предмете, который состоит из тонкой палочки графита, помещенной в деревянную или пластмассовую оболочку; с помощью данного предмета мы пишем, рисуем, чертим. Связь звуковой оболочки с понятием о том или ином определенном предмете, отраженная в сознании человека, является общественно закрепленной, т е. единой для всех членов данного языкового коллектива.

Обе стороны слова не могут существовать изолированно друг от друга, так как без внешней стороны (звучания или графического оформления) слово невозможно услышать или увидеть, а без внутренней стороны (значения) его нельзя понять.

Поэтому слово можно определить как комплекс звуков (иногда один звук), обозначающий определенное явление действительности и выражающий понятие о нем.

О какой стороне слова говорится в стихотворении И.Токмаковой?

ПЛИМ

Ложка - это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка - это кошка,

У кошки шесть котят

Тряпка - это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка - это шапка.

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово «ПЛИМ»

Я повторяю снова:

Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет.

Плим, плим, плим.

И ничего не значит.

Плим, плим, плим.

Специфика слова в лексической системе языка.

Разные слова в лексической системе языка обладают спецификой присущего им значения и в зависимости от этого образуют несколько лексических групп.

К первой, наиболее значительной группе относятся слова, обозначающие различные предметы и явления действительности (дерево, гроза, оттепель); действия (ходить, читать, работать); признаки предметов и действий (высокий, стройный; быстро, медленно); количество и порядок предметов (пять, пятый); различные указания на предметы и признаки, на их количество (он, тот, такой, иной, столько); психическое состояние людей и физическое состояние окружающей среды (легко, радостно).

Ко второй группе относятся слова, которые выражают определенные отношения между словами первой группы: под, и, но, да, над, через.

Третью группу составляют слова, обозначающие отношение говорящего к высказываемой мысли: разумеется, конечно, наверное.

Четвертую группу образуют слова, обозначающие эмоции людей и различного рода повеления: ах!, ох!, увы!; вон!, прочь!

Таким образом, значение у разных групп слов в лексической системе языка, соотнесенность его с разными явлениями объективной действительности различны.

В одном случае это значение связано, соотносится с тем или иным предметом, его признаком или действием; в другом - с отношением между словами; в третьем - с отношением говорящего к высказыванию; в четвертом - с выражением чувств и волевых побуждений.

Наряду со смысловой структурой слов лексикология изучает и такие важные вопросы, как формирование лексической системы русского языка, основные сферы употребления русской лексики, ее активный и пассивный запас и др.



Возникновение и формирование лексического и грамматического значения слова.

Лексическое значение слова возникает и формируется на основе следующих трех факторов:

а) на основе способности слова соотноситься с определенным классом предметов;

б) на основе связи слова с определенным понятием как логической категорией;

в) на основе функции данного слова, т. е. его места в лексической системе, его связей и отношений с другими словами (омонимическими, синонимическими, антонимическими).

Лексикология изучает преимущественно знаменательные слова, значению которых свойственно четко очерченное понятийное ядро. Слова этой группы имеют либо номинативную функцию (существительные, глаголы, прилагательные, наречия, слова категории состояния), либо указательную или выделительную функцию (местоимения, числительные).

Междометия, служебные и модальные слова, значение которых лишено понятийной основы, не случайно изучаются прежде всего в грамматике, а не в лексикологии.

Поскольку знаменательные слова могут обозначать разные признаки предметов и приобретать разные формы, подчиняясь закономерностям русского словоизменения, постольку можно сказать, что каждое из них обладает определенным «набором» своих форм и значений. «Взятое во всей совокупности своих форм и значений», слово получает наименование лексемы.

Лексическое значение слова - не простое проявление взаимодействия понятия и его предметной соотнесенности. В формировании лексического значения слова важное место отводится и самой лексической системе языка. Это проявляется прежде всего в самом выборе той или иной звуковой оболочки, в создании той или иной лексемы для обозначения понятия, соотносимого с тем или иным классом предметов в процессе речевого общения между людьми. Лексическое значение, как правило, сохраняется в неизменном виде во всех грамматических формах слова, в том числе и в аналитических.

Таким образом, оно свойственно не какой-либо отдельной форме слова, а всей лексеме в целом.

В лексическое значение слова, помимо понятия, по мнению многих ученых, входит также эмоциональная оценка обозначаемого явления и стилистическая принадлежность самого слова. Так, например, оттенок пренебрежения неотделим от понятия в лексическом значении слова кляча, оттенок неодобрения неотделим от понятия в словах донос, гордыня и т.д. То же самое относится и к стилистической характеристике многих слов. Без стилистической принадлежности невозможно, например, определить семантику глаголов грядет и шествует.

С точки зрения количества лексических значений у одного слова всю лексику русского языка принято делить на две группы:

1. Моносемичные слова (однозначные)

Колба - лабораторный стеклянный сосуд с широким основанием и длинным горлышком.

2. Полисемичные (многозначные)

Первое значение прямое, остальные - производные.

Колонна - 1. Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании или воздвигаемое в качестве монумента

  1. О людях или предметах, расположенных или движущихся друг за другом вытянутой линией.

3. Закрепление материала, работа с толковым словарем

  1. Отметьте моносемичное слово.

    1. Азбука.

Б. Авторитет.

    1. Абсурд.

  1. Отметьте моносемичное слово.

    1. Аллея.

Б. Амортизация.

  1. Аморфный.

3. Отметьте моносемичное слово:

А. Гений.

Б. Гепард.

В. Генеральный.

  1. Отметьте моносемичное слово:

А. Замысел.

Б. Занавес.

В. Запонка.

  1. Отметьте моносемичное слово.

А. Кадет.

Б. Кабриолет.

В. Казарма.

6. Отметьте полисемичное слово.

А. Латунь.

Б. Лаконизм.

В. Ладья.

  1. Отметьте полисемичное слово.

А. Новатор.

Б. Новостройка.

В. Новелла.

  1. Отметьте полисемичное слово.

А. Пластика.

Б. Планета.

В. Планктон.


  1. Отметьте полисемичное слово.

    1. Предание.

Б. Предательство.

    1. Предмет.

  1. Отметьте полисемичное слово.

    1. Тематика.

Б. Телескоп.

  1. Темп.

4. Проверка и анализ выполнения теста, разбор ошибок

5. Лекционный материал

Под грамматическим значением слова понимается прежде всего его отнесенность к тому или иному лексико-грамматическому классу слов в системе языка: либо к определенной части речи, либо к служебным и модальным словам, либо к междометиям.

В слове обнаруживаются и другие грамматические категории с помощью различных формальных показателей в его структуре. Например, с помощью окончания -а устанавливается наличие у существительных типа береза грамматических категорий женского рода, именительного падежа и единственного числа. Отнесенность слов к нескольким различным грамматическим категориям одновременно приводит к тому, что в одном и том же слове существует несколько грамматических значений.

В то время как лексическое значение слова индивидуально, одним и тем же грамматическим значением может обладать целая группа слов. Так, например, грамматическим значением женского рода обладают существительные родина, Москва, отчизна и др.

Более абстрагированный, более общий характер грамматических значений по сравнению с лексическими хорошо виден при сопоставлении нескольких слов, объединенных в определенные группы по общности грамматического оформления и принадлежности к одной и той же части речи, например: 1) булка, монета и т. п.; 2) красивый, голубой, большой и т. п. В пределах каждого ряда указанные выше слова имеют некоторые общие признаки: 1) значение предмета; 2) значение признака предмета. В связи с этим отнесенность слов первого ряда к именам существительным, а второго - к именам прилагательным свидетельствует о большей отвлеченности грамматических значений по сравнению с лексическими ( булка - «небольшой белый пшеничный хлеб, обычно круглой или овальной формы», монета - «мелкая денежная единица» и т. д.).

В содержательной структуре слова, таким образом, четко выделяются два типа значений: а) указание на грамматические категории, т. е. грамматическое значение; б) указание на известное содержание, свойственное только ему одному, т. е. лексическое значение. «Слово представляет собой внутреннее, конструктивное единство лексических и грамматических значений».

Грамматические значения слов выражаются различными языковыми средствами: а) окончаниями - парт-а - парт-ы; б) приставками - делать - с-делать; в) чередованиями звуков в корнях слов и в суффиксах - на-бир-а-ть - на-бр-а-ть; умер-е-ть - умир-а-ть; г) ударением - разрезать - разрезать; д) супплетивными формами слов - человек - люди; ловить - поймать.

Любое слово в предложении может выступать не более как с одним лексическим значением. Что касается грамматических значений, то их обнаруживается в слове, как правило, несколько, поскольку они необходимы для связи данного слова с другими словами в предложении и для грамматической оформленности самого слова. В предложении Я говорю о стихах Пушкина с благоговением и любовью глаголу говорю свойственно лексическое значение «словесно выражаю свои мысли». В то же время слову говорю присущи грамматические значения изъявительного наклонения, переходности, действительного залога, несовершенного вида, настоящего времени, II спряжения, 1-го лица, единственного числа.

Грамматические значения наслаиваются на лексическое значение слова и придают ему необходимую определенность и законченность.

Таким образом, лексическим значением слова называется закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового комплекса языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Большинство слов называют предметы, их признаки, количество, действия, процессы и выступают как полнозначные, самостоятельные слова, выполняя в языке номинативную функцию (лат. nominatio - называние, наименование). Обладая едиными грамматическими и синтаксическими значениями и функциями, эти слова объединяются в разряды существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий, слов категории состояния. Лексическое значение у них дополняется грамматическими. Например, слово газета обозначает определенный предмет; лексическое значение указывает, что это - «периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни». Существительное газета имеет грамматические значения рода (женский), числа (этот предмет мыслится как один, а не множество) и падежа. Слово читаю называет действие - «воспринимать написанное, произнося вслух или воспроизводя про себя и характеризует его как реальное, происходящее в момент речи, совершаемое говорящим (а не другими лицами).

Из знаменательных частей речи лишены номинативной функции местоимения и модальные слова. Первые лишь указывают на предметы или их признаки: я, ты, такой, столько; они получают конкретное значение в речи, но не могут служить обобщенным наименованием ряда однотипных предметов, признаков или количества. Вторые выражают отношение говорящего к высказываемой мысли: Наверное, уже пришла почта.

Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы) также не выполняют номинативной функции, т. е. не называют предметы, признаки, действия, а используются как формально-грамматические языковые средства.

Лексические значения слова, их типы, развитие и изменения изучает лексическая семантика (семасиология) (гр. semasia - обозначение + logos - учение).

Грамматические значения слова рассматриваются в грамматике современного русского языка.


  1. Рефлексия

1 Вариант.

  1. К какой группе слов относится слово «дерево»?

А. Слова, обозначающие предметы и явления действительности.

Б. Слова, обозначающие отношения между другими словами.

В. Слова, обозначающие отношение говорящего к высказываемой мысли.

  1. К какой группе слов относится слово «наверное»?

А. Слова, обозначающие предметы и явления действительности.

Б. Слова, обозначающие отношения между другими словами.

В. Слова, обозначающие отношение говорящего к высказываемой мысли.

  1. Отметьте лексическое значение слова «колба».

А. Имя существительное женского рода в ед.числе.

Б. Лабораторный стеклянный сосуд.

В. Явление.

  1. Отметьте грамматическое значение слова «громоздкие».

А. Имя прилагательное во мн. числе.

Б. Тяжелые и массивные.

В. Предмет.

  1. Отметьте моносемичное слово:

А. Гений.

Б. Гепард.

В. Генеральный.

6. Отметьте полисемичное слово.

А. Пластика.

Б. Планета.

В. Планктон.

Вариант 2.

  1. К какой группе слов относится слово «через»?

А. Слова, обозначающие предметы и явления действительности.

Б. Слова, обозначающие отношения между другими словами.

В. Слова, обозначающие отношение говорящего к высказываемой мысли.

  1. К какой группе слов относится слово «увы»?

А. Слова, обозначающие эмоции человека.

Б. Слова, обозначающие предметы и явления действительности.

В. Слова, обозначающие отношение говорящего к высказываемой мысли.

  1. Отметьте грамматическое значение слова «колба».

А. Явление

Б. Лабораторный стеклянный сосуд.

В. Имя существительное женского рода.

  1. Отметьте лексическое значение слова «громоздкие».

А. Предмет.

Б. Тяжелые и массивные.

В. Имя прилагательное во мн. числе.

  1. Отметьте моносемичное слово.

А. Азбука.

Б. Авторитет.

В. Абсурд.

6. Отметьте полисемичное слово.

А. Предмет.

Б. Предательство.

В. Предание.


© 2010-2022