- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-игра Путешествие в страну Русского языка
Урок-игра Путешествие в страну Русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Баграмова М.Ц. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Октябрьская школа- гимназия»
Урок- игра в 5 классе
Путешествие в страну Русского языка
Учитель: Баграмова М.Ц.
Октябрьское,
2016г.
Цели: 1.Мотивация учебной деятельности;
2.Применение ЗУН в практической деятельности;
3.Развитие кругозора и логического мышления;
4.Обучение общению.
Ход мероприятия:1.Организационный момент.
2.Игра
3.Подведение итогов, домашнее задание.
I.Организационный момент.
Работа проходит по рядам, каждый ряд- команда. Учащиеся выбирают себе название и командира, который в процессе игры называет отвечающих.
II.Урок- игра.
Вступительное задание: Команда говорит своё название, связанное с разделом русского языка «Имя существительное». Оценивается оригинальность названия.
Задание №1:Отгадайте шарады.
Участвуют по 2 человека от команды, при ответах принимается помощь команды.
1.Из писка мой первый слог возьмите,
Второй- с бараньей головы.
Откройте печь и там найдёте
То, что не раз едали вы.
(пи- рог)
2.Нота- мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица.
(ми-на)
3.Начало- голос птицы,
Конец- на дне пруда,
А целое в музее
Найдёте без труда.
(кар-тина)
4.Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в котле кипит вода.
Местоименье- слог второй,
А в целом- школьный столик твой.
(пар-та)
5.Предлог лежит в моём начале,
В конце же загородный дом.
А целое вы все решали
И у доски, и за столом.
(за-дача)
6.Мой первый слог - на дереве,
Второй мой слог - союз.
А в целом я материя
И на костюм гожусь.
(сук-но)
Задание №2. Игра «Пять слов».
Слово записано в строчку. Кто быстрее подбежит и напишет по пять слов, начинающихся с данной буквы.
С О В А
сокол облако вилка арфа
сито окно ванна арка
сосна огород воск арбуз
старик орех ворота анкета
сарай окунь венок алмаз
или
К О Т
катер оса телефон
конь облако тарелка
класс орех танец
коса окунь туфля
канат огород театр
Задание №3. « Почему мы так говорим?». (Домашнее, заранее подготовленное). Объяснение одного фразеологизма.
Задание №4.Конкурс капитанов. Определить склонения имён существительных.
Туфля, тюль, кольраби, рельс, кофе, пианино, рояль, шампунь, шоссе.
Задание №5. Общекомандное задание «Заблудился». (фонетическая игра).
Неизвестно, как случилось,
Только звук тот заблудился:
Заскочил он в чей- то дом
И хозяйничает в нём.
-
Закричал охотник: ой!
Двери гонятся за мной
(звери)
-
На виду у детворы
Крысу красят маляры
(крышу)
-
Посмотрите-ка, ребята,
Баки выросли на грядке.
(маки)
-
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
(жук)
-
Тает снег. Течёт ручей
На ветвях полно врачей.
(грачей)
-
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом.
(сом)
-
Мы собирали васильки,
На голове у нас щенки.
(венки)
-
Старый дедушка Пахом
На козе скакал верхом.
(коне)
-
Жучка будку не доела
Неохота одолела.
(булка)
10.На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
(лес)
11.Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
(дочками)
12.Миша дров не напилил
Печку кепками топил
(щепками)
13.Синеет море перед нами
Летают майки над волнами
(чайки)
14.Сели в ложку- и айда,
По реке туда- сюда.
(лодку)
15.Забодал меня котёл
На него я очень зол.
(козёл)
16.Врач напомнил дяде Мите:
Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.
(капель)
17.На болоте нет дорог,
Я по кошкам- скок да скок.
(кочкам)
18.На волке сметана, творог молоко.
И рад бы поесть, да достать нелегко.
(полке)
Задание №6. Найти вторую часть пословицы:
-Всяк кулик своё …..(болото хвалит)
-На чужой каравай ……(рот не разевай)
-Повадился кувшин по воду ходить- …….(там ему и голову сломить)
-Цыплят по ….(осени считают)
-Старый друг …..(лучше новых двух)
-Терпение и труд ……(всё перетрут)
Задание №7. Игра «Угадай слово». Командам даётся тема. Они должны назвать слова, относящиеся к этой теме.
ВОКЗАЛ ШКОЛА ТЕАТР
билет директор лоджия
светофор перемена билет
перрон урок бинокль
машинист ученик постановка
касса кабинет роль
рельсы оценка актёр
вагон экзамен музыкант
поезд пенал аплодисменты
Задание №8. Игра «Знаете ли вы русский язык?».
-
м.р. ж.р.
повар - повариха
портной - портниха
купец - купчиха
храбрец - ---------
козёл - коза
--------- - оса
-
Поставить во множественном числе.
Кот - коты цыплёнок - цыплята
Крот - кроты козлёнок - козлята
Грош - ------ бочонок - ------
Беда - беды дуга - дуги
Еда - ----- рука - руки
Ведро - вёдра мука - ------
Бедро - бёдра слива - сливы
Метро - ----- грива - гривы
День - дни диво - -----
Пень - пни лень - -----
Задание №9. Кто лучше скажет скороговорку.
-На дворе трава, на траве дрова.
-Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
-Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Задание №10.Игра «Кто дольше продержит мелок?». Три человека у доски пишут под диктовку слова: Галерея, спартакиада, вовремя, обруч, камыш, чёрный, путешествие, календарь, оранжерея, легенда, принцесса, жюри, консерватория, баклажаны, лейтенант, сарафанчик, ровесник.
III.Подведение итогов, выставка оценок, награждение команд.
Рефлексия.