Урок-игра Путешествие в страну Русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Октябрьская школа- гимназия»



Урок- игра в 5 классе

Путешествие в страну Русского языка

Учитель: Баграмова М.Ц.





Октябрьское,

2016г.

Цели: 1.Мотивация учебной деятельности;

2.Применение ЗУН в практической деятельности;

3.Развитие кругозора и логического мышления;

4.Обучение общению.

Ход мероприятия:1.Организационный момент.

2.Игра

3.Подведение итогов, домашнее задание.







I.Организационный момент.

Работа проходит по рядам, каждый ряд- команда. Учащиеся выбирают себе название и командира, который в процессе игры называет отвечающих.

II.Урок- игра.

Вступительное задание: Команда говорит своё название, связанное с разделом русского языка «Имя существительное». Оценивается оригинальность названия.

Задание №1:Отгадайте шарады.

Участвуют по 2 человека от команды, при ответах принимается помощь команды.

1.Из писка мой первый слог возьмите,

Второй- с бараньей головы.

Откройте печь и там найдёте

То, что не раз едали вы.

(пи- рог)

2.Нота- мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица.

(ми-на)

3.Начало- голос птицы,

Конец- на дне пруда,

А целое в музее

Найдёте без труда.

(кар-тина)

4.Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в котле кипит вода.

Местоименье- слог второй,

А в целом- школьный столик твой.

(пар-та)

5.Предлог лежит в моём начале,

В конце же загородный дом.

А целое вы все решали

И у доски, и за столом.

(за-дача)

6.Мой первый слог - на дереве,

Второй мой слог - союз.

А в целом я материя

И на костюм гожусь.

(сук-но)

Задание №2. Игра «Пять слов».

Слово записано в строчку. Кто быстрее подбежит и напишет по пять слов, начинающихся с данной буквы.

С О В А

сокол облако вилка арфа

сито окно ванна арка

сосна огород воск арбуз

старик орех ворота анкета

сарай окунь венок алмаз

или

К О Т

катер оса телефон

конь облако тарелка

класс орех танец

коса окунь туфля

канат огород театр

Задание №3. « Почему мы так говорим?». (Домашнее, заранее подготовленное). Объяснение одного фразеологизма.

Задание №4.Конкурс капитанов. Определить склонения имён существительных.

Туфля, тюль, кольраби, рельс, кофе, пианино, рояль, шампунь, шоссе.

Задание №5. Общекомандное задание «Заблудился». (фонетическая игра).

Неизвестно, как случилось,

Только звук тот заблудился:

Заскочил он в чей- то дом

И хозяйничает в нём.

  1. Закричал охотник: ой!

Двери гонятся за мной

(звери)

  1. На виду у детворы

Крысу красят маляры

(крышу)

  1. Посмотрите-ка, ребята,

Баки выросли на грядке.

(маки)

  1. Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

(жук)

  1. Тает снег. Течёт ручей

На ветвях полно врачей.

(грачей)

  1. Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

(сом)

  1. Мы собирали васильки,

На голове у нас щенки.

(венки)

  1. Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом.

(коне)

  1. Жучка будку не доела

Неохота одолела.

(булка)

10.На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

(лес)

11.Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

(дочками)

12.Миша дров не напилил

Печку кепками топил

(щепками)

13.Синеет море перед нами

Летают майки над волнами

(чайки)

14.Сели в ложку- и айда,

По реке туда- сюда.

(лодку)

15.Забодал меня котёл

На него я очень зол.

(козёл)

16.Врач напомнил дяде Мите:

Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

(капель)

17.На болоте нет дорог,

Я по кошкам- скок да скок.

(кочкам)

18.На волке сметана, творог молоко.

И рад бы поесть, да достать нелегко.

(полке)

Задание №6. Найти вторую часть пословицы:

-Всяк кулик своё …..(болото хвалит)

-На чужой каравай ……(рот не разевай)

-Повадился кувшин по воду ходить- …….(там ему и голову сломить)

-Цыплят по ….(осени считают)

-Старый друг …..(лучше новых двух)

-Терпение и труд ……(всё перетрут)

Задание №7. Игра «Угадай слово». Командам даётся тема. Они должны назвать слова, относящиеся к этой теме.

ВОКЗАЛ ШКОЛА ТЕАТР

билет директор лоджия

светофор перемена билет

перрон урок бинокль

машинист ученик постановка

касса кабинет роль

рельсы оценка актёр

вагон экзамен музыкант

поезд пенал аплодисменты

Задание №8. Игра «Знаете ли вы русский язык?».

  1. м.р. ж.р.

повар - повариха

портной - портниха

купец - купчиха

храбрец - ---------

козёл - коза

--------- - оса

  1. Поставить во множественном числе.

Кот - коты цыплёнок - цыплята

Крот - кроты козлёнок - козлята

Грош - ------ бочонок - ------

Беда - беды дуга - дуги

Еда - ----- рука - руки

Ведро - вёдра мука - ------

Бедро - бёдра слива - сливы

Метро - ----- грива - гривы

День - дни диво - -----

Пень - пни лень - -----

Задание №9. Кто лучше скажет скороговорку.

-На дворе трава, на траве дрова.

-Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

-Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Задание №10.Игра «Кто дольше продержит мелок?». Три человека у доски пишут под диктовку слова: Галерея, спартакиада, вовремя, обруч, камыш, чёрный, путешествие, календарь, оранжерея, легенда, принцесса, жюри, консерватория, баклажаны, лейтенант, сарафанчик, ровесник.

III.Подведение итогов, выставка оценок, награждение команд.

Рефлексия.

© 2010-2022