- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Художественные средства (Языковое средство Определение Пример)
Художественные средства (Языковое средство Определение Пример)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Трофименко С.А. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Языковое средство | Определение | Пример |
Анафора (единоначатие) | Повторение слов или словосочетаний в начале предложения | Руки отпускаются, когда человек читает в газетах одно , а в жизни видит другое. Руки отпускаются от постоянной неразберихи , бесхозяйственности , махрового бюрократизма .Руки отпускаются , когда ты понимаешь , что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем всё «до лампочки». Вот от чего опускаются руки! ( Р.Рождественский) |
Антитеза (противопоставления) | Резкое противопоставление понятий , характеров, образов , создающий эффект резкого контраста | Всю мировую литературу я разделяю на 2 типа -литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии . Безумный безудержДостоевского- и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамичнаЦветаева и как статична Ахматова ! ( Ф. Искандер) |
Гипербола | Художественное преувеличение. | Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела ,чем водородная бомба 20 века. Имя это болезни -ксенофобия(И.Руденко). |
Градация | Синтаксическая конструкция ,внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака. | Вед и правда :что толку смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости ,если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадкосмеяться над человеком.(Л.Пантелеев) |
Гротеск | Художественное преувеличение до невероятного, фантастического. | Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди. (В.Солоухин) |
Инверсия | Обратный порядок слов в предложении. (При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное - после него, дополнение -после управляющего слова, обстоятельства образа действия -перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке ,чем это установлено грамматическими правилами). | Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные , на деревни дальние, на деревни ближние.( М.Неверов) Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя(Н.Гладков) Не верю яв добрые помыслы нынешних новых русских. (Д.Гранин) |
Ирония | Вид иновысказывания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка. | Продаются мужские костюмы ,фасон один. А цвета какие? О, огромный выбор цветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато серый, грифельный, аспидный, наждачный, цвет передального чугуна, кокосовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах. (И.Ильф, Е.Перов) |
Литота | Художественное приуменьшение. | Мы со своими амбициями - меньше муравьев лесных .( В . Астафьев) |
Метафора ( в том числе развернутая ) | Перенесение на предмет или явление какого - либо признака другого явления или предмета ( развернутая метафора - это метафора . последовательна осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом | Добрых людей на свете было , есть и , надеюсь , будет всегда больше , чем плохих и злых , иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы , ………опрокинулся и затонул . Она очищается , душа - то , и чудится мне , весь мир затаил дыхание , задумался этот клокочущий , грозный наш мир , готовый вместе со мною пасть на колени , покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра ….(Н. Гоголь ) |
Метонимия | Перенос значение ( переименование ) на основе смежности явлений . | Зима . Мороз . Село коптит в стылое ясное небо серым дымом (В . Шукшин ) Траурный Моцарт зазвучал под сводами собора ( В. Астафьев ). Черные фраки носились врось и кучами там и там. ( Н . Гоголь ). |
Олицетворение(персонифи-кация) | Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. | Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы но они оказываются слабоватыми для него ,и он ползет, пресмыкаясь, все дальше…..Он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться, на какую бы опереться надежную земную опору.(В.Солоухин) |
риторический вопрос | Выражение утверждения в вопросительной форме. | Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восторге от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? (В.Астафьев) |
Риторическое восклицание | Выражение утверждения в восклицательной форме. | Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (В.Сухомлинский) |
Риторическое обращение | Фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится. | Милые мои!Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет?(В.Войнович) И вы, душевно убогие вандалы, тоже кричите о патриотизме? (П.Вощин) |
Сарказм | Едкая ирония. | И каждый раз, откровенно халтуря на работе( «сойдет..!», что-то слепляя на авось («перемелется..!»),что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя(«да ладно, обойдется..!»),закрывая глаза на собственную небрежность («плевать..!») мы же сами, своими руками, собственным так называемым трудомстроим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы! (Р.Рождественский |
Эпитет | Художественное определение ,т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определенном слове какое-нибудь его отличительное свойство. | Есть только моя присмерительная, бесплотнаядуша, она сочится непонятной болью и слезамитихого восторга….Пусть рухнут своды собора, и вместо палача о кровавом, преступно сложенномпути унесут люд в сердце музыку гения, а незвериный рев убийцы . ( В.Астафьев) |
Эпифора | Одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д. | Как французы повлияли на Пушкина- мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского -мы знаем. Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу- мы знаем. |
Тест 1.
Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.
1. Под ним струя светлей лазури.
(М. Лермонтов.)
2. Богатырский конь через лес перепрыгивает.
(Былина)
3. Задремали звёзды золотые.
(С. Есенин.)
4.Впереди - пустынный сентябрьский день.
(К. Паустовский.)
5. Вода устала петь, устала течь,
Сиять, струиться и переливаться.
(Д. Самойлов.)
6. Спать одуванчики ложились спать вместе с нами,
детьми, и вместе с нами вставали.
(М. Пришвин.)
7. Она щебечет и поёт
В преддверье бора,
как бы оберегая вход
В лесные норы.
(Б. Пастернак.)
8. В багрец и золото одетые леса.
(А. Пушкин.)
9. Скоро Осень проснется
и заплачет спросонья.
(К. Бальмонт.)
10. Но предстоит еще заледенеть,
И уж не петь, а, как броня, звенеть.
(Д. Самойлов.)
Тест 2.
Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.
1.Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня? (А.Пушкин)
2.Мальчик с пальчик.
3. Лес, словно терем расписной. (И.Бунин)
4.Когда народ….
Белинского и Гоголя
С базара понесет. (Н.Некрасов)
5.О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)
6.Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б.Пастернак)
7.Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень,
Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)
8.Мы с тобой не виделись сто лет!
9.Гораздо интереснее казались морские коньки. (В.Катаев)
10. И пунша пламень голубой. ( А. Пушкин
Тест № 1 Ответы: 1.Сравнение(простое). 2.Гипербола. 3.Олицетворение. 4.Эпитет. 5.Однородные члены предложения. 6.Олицетворение. 7.Сравнение. 8.Метафора 9.Олицетворени 10.Сравнение.
Тест № 2 Ответы: 1.Риторический вопрос 2.Литота 3.Сравнение 4.Метонимия 5.Обращение 6.Лексический повтор 7.Антитеза 8.Гипербола 9.Сравнение 10. Метафора