Конспект урока Первый снег

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Начну урок стихотворением:

Я рассказать тебе хочу, мой юный Друг,

О том, как можем мы с тобой любить природу,

Как много интересного вокруг

С тобой найти мы можем на ее дорогах.

Я знаю, в каждом сердце есть

Заветный уголок, любимое местечко,

Куда, если прийти и тихо сесть

Покоем проникается сердечко.

Ходил ли ты по улицам своей земли

И слушал ли дыхание лесов,

Или степей просторы,

Взглядом обнимая,

Взлетал и сердцем был обнять готов!

А если так, то ты благословлен землей,

И помни - ты ее любимое дитя,

Когда природа проливается дождем,

Ты знай - она благодарит тебя.

Учитель:

Природа отблагодарит нас, если мы будем любить и беречь ее. Вы догадались, что сегодня речь пойдет о природе, о ее красоте, о том, что нужно постигать ее тайны, чувствовать их.

Красота природы раскроется тем, кто сумеет не просто смотреть, а всмотреться, не просто слушать, а вслушиваться, и тогда вы уведите много удивительного, а удивление - это начало того, что вы воспринимаете природу душой, искренне.

Учитель:

Итак, тема урока «Подготовка к изложению повествовательного характера с элементами рассуждения по тексту М. Пришвина «Первый снег».

Цели урока:


  • Научить писать изложения повествовательно характера с элементами рассуждения.

  • Закрепить понятие о тексте, типах речи (повествование, рассуждение).

  • Научить воспринимать красоту природы и относиться ко всему по-доброму.

Достоинства (!) работы на уроке:

  • Глубина мышления


  • Продуктивность общения


  • Техническое выполнение


  • Культура устной и письменной речи

Текст, с которым мы сегодня будем работать, должен стать близким. Давайте познакомимся с ним. Автор М. Пришвин, человек, который удивлялся и восхищался природой, и запишем

Мысль урока:

«Он расширял границы нашего представления о том прекрасном в природе, что помогает нам по-доброму относиться ко всему, что нас окружает»

В. Архангельский.


Чтение текста: «Первый снег»

Поздней осенью выпадет первый снег. Он почти всегда приходит неожиданно. Проснешься утром - все кругом бело. Земля словно нарядилась в ослепительно-белое праздничное платье.

Первый снег делает чудеса. Как он преображает все кругом! Увидишь речку в это время и остановишься в изумлении. Свинцово-синяя вода непривычно темнеет среди сахарно-белых снежных берегов.

А как красив, становится лиственный лес! Он словно наряжается в изящное белое кружево. Каждая веточка покрыта снегом. Дотронешься до нее - так и посыплются на тебя снежные хлопья.

На прогалинах в снежном лесу юные елочки так засыпаны снегом, что не узнать. Деревце становится похожим на причудливую снежную бабу. Веток не видно, иногда просто один сплошной снежный ком. Ели, что побольше, снег не может укутать. Он только тяжело оседает шапками на ветках. Тяжелеют ветки, и стоит дерево, как птица с опущенными крыльями.

На гладкой снежной поверхности появлялись первые узоры. Если умеешь читать эти «записи», узнаешь многие звериные и птичьи тайны.

Первый снег - это еще не зима. Такой снег обычно не держится.


  • Как вы воспринимаете первый снег?


  • Как первый снег преобразует все в природе?


  • С каким настроением говорит об этом автор?


  • Что чувствуете вы?

Итак, текст вам понравился. Давайте посмотрим и окажем, что перед нами действительно текст.

Обратите внимание на денотатный граф.

Текст

(Конспект урока Первый снегесть что?)


единица речи

(Конспект урока Первый снегуказывает на что?)

сочетание предложения, связанных между

сКонспект урока Первый снегобой по смыслу и грамматически.


(опирается на что?)

грамматические средства, смысл

Конспект урока Первый снег

(приводит к чему?)

смысловое (тематически) законченное единство

с грамматической связанностью


  • Как выражено смысловое (тематическое) единство?

Ученик:

Тематическими словосочетаниями: первый снег делает чудеса, преображает природу, покрыты снегом, причудливость в природе, на первом снеге звериные и птичьи тайны, т. е. объединены темой «Первый снег».

Ученик:

Начало и концовка текста связаны одной темой, т.е. по смыслу, значит это текст.

Ученик:

В тексте имеются грамматические средства:

  • Однокоренные слова

  • Порядок слов

  • Тире показывает неожиданность, пауза

Вывод:

Значит, это текст, он обладает признаками текста, тематическим или смысловым единством и грамматической связанностью, имеет начало и концовку, связанной одной темой: «Первый снег».


Учитель: проведем словарный диктант по тексту. «Первый снег»

Поздней осенью, нарядилась, ослепительно - белое, преображает, остановишься в изумлении, сахарно-снежное, изящное кружево, тяжелеют, поникают ветки, звериные и птичьи тайны.

Учитель: следующий вид работа - распределительное письмо.

Однокоренные слова Глаголы с- ся

Снег проснешься

Снежный остановишься

Бело становится

Белый дотронешься

Учитель:

А теперь работаем с текстом (текст каждому ученику).

Задание: дополните из текста слова в таблицу.


Следующий вид работы - в парах: найти изюмистые слова в тексте, какие

слова показались вам интересными?

(изящные, прогалины).

Учитель:

Теперь поработаем над составными сложного плана, помните, что каждый абзац выделяет новый этап в развитии мысли.

План

  1. Все кругом бело.

  2. Чудеса в природе:

    1. Как красив лиственный лес!

    2. Белоснежные елочки.

    3. Звериные и птичьи тайны.

  3. Первый снег лежит недолго.

Учитель: проведем аналитическое чтение.


  • Каким предложением начинается I часть, II часть, III часть, подпункты?

Учитель: определить структуру текста.

  • К какому типу речи относится текст (повествование).

  • Назовите признаки.

Учитель: закончим изложение заключением-рассуждением.


  • Поразмыслим о том, почему первый снег лежит недолго.

  • Сегодня на уроке мы обогатились новыми знаниями о написании изложения с элементами рассуждения.

  • Дома написать изложение.


© 2010-2022