Творческое занятие по литературе

В данном материале представлена разработка творческого занятия для детей 8-го класса. На данное занятие отводится 2 часа: один - на теорию, другой - на практическую часть. В ходе занятия учащиеся делятся на группы по два человека (по желанию). Каждая группа выбирает свои способы и приёмы написания сочинения (загадки, продолжение сказок и так далее) и работает самостоятельно, затем каждая гуппа зачитывает получившиеся сочинения, после чего, все работы учащиеся класса оценивают и аргумментируют св...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческое сочинение (2 урока)

Цель: Развитие воображения и творческого мышления с помощью различных способов и приёмов творческих сочинений.

Задачи:

1. Развивать умения работать в группах;

2. Развивать умения правильно логически выстраивать творческие сочинения разных способов и приёмов;

3. Учиться самооценке и взаимооценке.

Ход урока

№ п/п

Этапы урока.

Цели к этапам урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1

Орг.момент

Цель: Замотивировать учащихся на выполнение и написание творческого сочинения.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь!

- Как писал А.С.Пушкин: «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» (записано на доске).

- Как вы понимаете данное высказывание?

- А теперь подумайте, какова тема сегодняшнего урока?

- Вы правы, но мы будем говорить не только о сказках, но и пробовать сочинять.

- Тема нашего урока «Творческое сочинение».

- А цель урока - написать творческое сочинение разными способами и приёмами.



- Дети высказывают свои мнения (Сказка - это выдумка, что - то высмеивается, поэтому можно извлечь какой - то для себя вывод, если понять её смысл).

- Мы будем говорить о сказках.



- Записывают тему в тетрадь.

2

Объяснение нового материала.

Цель: Раскрыть применение разных способов и приёмов для написания творческого сочинения и дать некоторые неизвестные понятия.

- На доске записана небольшая схема, зафиксируйте её в тетрадь.

- Что же такое «фантастическая гипотеза»? Это ответ на вопрос - что было бы, если бы ….

- Лимерик от английского - нонсенс, нелепица. Лимерик имеет и своё строение:

Первая строка - герой;

Вторая строка - характеристика героя;

Третья и четвёртая строки - действия героя;

Пятая строка - итоговая характеристика.

- Для конструирования загадки вам необходимо выбрать любой предмет и провести с этим предметом следующие операции.

1. Отстранение: нужно дать предмету такое определение, словно вы видите его впервые в жизни;

2. Ассоциация и сравнение: объектом ассоциаций является не предмет, а одна из его характеристик. Выберите другой предмет для сравнения;

3. Метафора (скрытое сравнение): даёте предмету метафорическое сравнение;

4. Запись готовой загадки.

- «Сказки наизнанку» - умышленное «выворачивание наизнанку» сказочной темы (Красная Шапочка - злая, а Волк - добрый).

- Как вы понимаете выражение «сказка наизнанку»?

- Продолжение сказки: сказка закончилась. А что же будет дальше? Ответ на этот вопрос и будет продолжением новой сказки.

- Салат из сказок - это история, в которой живут персонажи различных сказок.

- «Салат из сказок» - что это значит?

- Карты Проппа. В основе лежат функции действующих лиц. Эти функции изменяются, но всего их 31. Обязательные функции: отлучка кого - либо из членов семьи; запрет, обращённый к герою; нарушение запрета; вредительство; герой покидает дом; даритель испытывает героя; герой реагирует на действия будущего дарителя; получение волшебного средства; герой переносится, доставляется, приводится к месту, где находится предмет поисков; герой и его враг вступают в борьбу; враг побеждён; беда ликвидируется; возвращение героя.

- «Старая сказка в новом ключе»: в любой волшебной сказке можно изменить время и место действия, и сказка приобретёт необычную окраску.

- Материал для персонажа: из характерных особенностей персонажа можно вывести и его приключения (Человек из мороженого может жить только в холодильнике, там же происходят и его приключения).

- Бином фантазии: берётся два любых слова, составляются словосочетания. Данные словосочетания - это картины, а каждая из картин служит основой для придумывания историй (пёс и шкаф: пёс со шкафом, шкаф пса, пёс на шкафу, пёс в шкафу. По улице бежит пёс со шкафом на спине. Это его будка, он всегда её носит на себе …).

- Учащиеся записывают схему в тетрадь.

- Записывают в тетрадь.













- Выражение «сказка наизнанку» означает, что сказка вывернута наоборот.



- «Салат из сказок» - это, наверное, когда в одной сказке живут герои из других сказок.

















3

Творческое сочинение.

Цель: написать сочинение разных способов и приёмов.

- Ребята, делимся на группы по два человека.

- Раздаю каждой паре разные задания для написания творческого сочинения.

- Номоконова Яна, Епифанцева Олеся пишите фантастическую гипотезу и лимерик;

- Чугуевская Олеся, Ведерникова Лариса пишите конструирование загадок;

- Паздникова Юля, Почекунина Ира пишите материал для персонажа;

- Смирнова Лена, Бардахаева Даша пишите «сказка наизнанку»;

- Если кому что - то непонятно, поднимайте руку и задавайте вопросы.

- Дети делятся по желанию.

- Дети приступают к работе, написанию сочинения.



- Дети, которые не поняли, задают вопросы учителю.

4

Представление своих работ классу.

Цель: выступить перед классом со своими работами.

- А сейчас, ребята, давайте послушаем ваши сочинения.

- Дети по очереди выходят к доске и выступают перед классом.

5

Оценивание работ.

Цель: оценить работы учащимся самостоятельно и оценить друг друга.

- Теперь каждая пара оценит вклад каждого в совместной работе

- Я дополняю комментарии и выставляю оценки в журнал.

- Оценивают (комментируют оценки).

6

Рефлексия.

Цель: Обобщить изученный на уроке материал.

- Какова была тема сегодняшнего урока?

- Цель урока?

- Была ли достигнута цель урока?

- Докажите.

- Что ещё вы взяли для себя на уроке?

- Темой урока было творческое сочинение.

- Применять различные способы и приёмы для написания творческих сочинений.

- Да, была.

- Мы выполнили задание, написали творческое сочинение.

- Узнали новые способы и приёмы творческих сочинений (перечислить), записали их определения.

7

Домашнее задание.

Цель: Закрепить полученные на уроке знания.

- Запишите домашнее задание в дневник: проанализируйте любую волшебную сказку по карте Проппа.

- Дети записывают в дневники домашнее задание.



© 2010-2022