Модульная технология и рейтинговый контроль успеваемости в процессе обучения русскому языку и литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)













Методическая разработка


Модульная технология и рейтинговый контроль успеваемости в процессе обучения русскому языку и литературе






Автор-составитель: Лысечко И.А. -

преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ РО ВПК


Волгодонск

2015

Сегодня в учебном заведении нужны образова­тельные технологии, которые обеспечивают качество учебного процесса, способствовали бы активизации познавательной деятельности студентов, развитию их умственных способностей, готовили бы каждого студента к самостоятельному овладению необходимой информацией и давали бы возможность приобретать прак­тический опыт. Именно такой является технология модульного обучения, которая, будучи личностно ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы студентов, совместить жёсткое управление познавательной деятельностью с широкими возможностями для самоуправления. Ее использование в учебном процессе объясняется тем, что учебный материал легко раз­бивается на несколько крупных блоков.

Модульное обучение основано на следующей основной идее: студент должен учиться сам, а преподаватель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, кон­тролировать.

Сущность модульного обучения состоит в том, что студент полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединено: учеб­ное содержание и технология овладения им в систему высокого уровня целостности. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа обучения, индивидуализированная по содержа­нию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его от­личие от других систем обучения.

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных само­стоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулиру­ется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каж­дый студент получает от преподавателя советы в письменной форме как рацио­нальнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д.

Во-вторых, меняется форма общения преподавателя и студента. Оно осуществляется через модули и личное, индивидуальное общение. Именно моду­ли позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу.

В-третьих, студент работает максимум времени самостоятельно, учит­ся планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, са­мому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знани­ях и умениях.

Несомненно, что преподаватель тоже управляет учебно-познавательной дея­тельностью студентов через модули и непосредственно, но это более мяг­кое, а главное сугубо целенаправленное управление.

В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет преподавателю индивидуализировать работу с отдельными студентами. Здесь нет пробле­мы индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.

Не менее важным для управления обучением студентов имеет принцип обратной связи, т. к. никакое управление невозможно без контроля, анали­за и коррекции, причем в сочетании с самоуправлением, обучением, учением со сторо­ны студентов.

Для успешной работы студента с модулем важным требованием являет­ся представление учебного содержания. Оно должно быть таким, чтобы студент эффективно его усваивал. Желательно, чтобы преподаватель как бы бесе­довал со студентом, активизировал его на рассуждения, поиск, догадку, под­бадривал, ориентировал на успех. Для реализации этого принципа большое значение имеет структура модуля. Она состоит из числа его учебных элементов плюс три.

УЭ-0 - в нем записываются цели модуля. УЭ предпоследний, в кото­ром дается резюме (или обобщение). Таким образом, каждый ученик вме­сте с учителем осуществляет управление учением. УЭ последний - выход­ной контроль.

Модуль может иметь следующую форму:

№ стр.

№ М

№ УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по ус­воению учебного со­держания


Рекомендуется к модулю делать вкладной лист, в котором излагаются методические советы преподавателя по освоению его содержания.

Для построения модуля можно руководствоваться некоторыми крите­риями.

Используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета.

Другой критерий связан с необходимостью осуществлять дифферен­циацию учебного содержания. Нижним пределом будет уровень обязатель­ной подготовки. Верхнего предела может и не быть, все зависит от интере­сов студентов.

Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности студента в логике этапов усвоения знаний: восприятие, по­нимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, системати­зация.

Здесь есть большая возможность осуществить проблемность обуче­ния.

В модуле должна быть возможность для повторения основного содер­жания. Эта возможность реализуется через учебный элемент «Резюме». Хорошо, если обобщение сделано не только словесно, но и в форме таблиц сравнительных характеристик, графиков, диаграмм и т. д.

При модульной технологии рекомендуется использо­вать несколько правил:

1. Перед каждым модулем проводить входной контроль знаний и уме­ний студентов, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.

  1. При обнаружении пробелов в знаниях студентов необходимо провес­ти соответствующую коррекцию.

  2. Обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента (чаще это мягкий контроль: самокон­троль, взаимоконтроль, сверка с образцом и т. д.). Текущий и промежуточ­ный контроль имеют своей целью выявление пробелов в усвоении для их устранения непосредственно в ходе работы.

  3. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля.

  4. Если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материа­ла, необходимо проводить его доработку.

  5. Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять посте­пенно. Можно сочетать традиционную систему обучения с модульной; лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписываются в модульную систему обучения вся система методов, приемов и форм организации учебно-познавательной деятельно­сти студентов: работа индивидуальная, в паре, в группах. Словом, модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее, качество и эффективность.

Главными задачами при работе с мо­дулем становятся обязательное форми­рование у студента способности видеть перспективу своего продвижения, вы­работка студентом способов отслежива­ния результатов своей учебной дея­тельности. Для этого используется рейтинговая система, которая по ряду признаков имеет сходство с количе­ственной шкалой.

Критерии оценки результата. Рейтинговая система оценивания качества учебной работы студентов в данном модуле.

Целью внедрения модульно-рейтинговой системы является:

повышение качества обучения за счет интенсификации учебного процесса, активизации работы студентов;

осуществление регулярного контроля и рейтинговой оценки качества обучения студентов при освоении ими модулей, необходимых для формирования компетентности;

реализация таких педагогических принципов как научность и доступность, системность и последовательность, индивидуальный, дифференцированный, личностно-ориентированный подход.

Рейтинг по модулю - сумма баллов рейтинг-контроля текущей работы и промежуточного рейтинг-контроля по отдельному модулю.

Рейтинг по модулю - это интегральная оценка результатов всех видов учебной деятельности студента по изученному модулю, включающая:

входной контроль;

рейтинг-контроль текущей работы;

промежуточный рейтинг-контроль;

итоговый рейтинг-контроль;

добор баллов (дополнительные задания).

Оценочные материалы.

Оценочные материалы содержат совокупность дидактических измерительных средств для установления уровня достижения результатов обучения по всем критериям оценки и эталоны их выполнения.

При разработке оценочных материалов следует обратить внимание на обеспечение объективности и надежности оценки.

Общий итоговый балл определяется как сумма баллов, полученных по отдельным результатам, на основании которых и выставляется оценка.

Дидактические средства оценки разрабатываются на основе критериев оценки результата и требований к объекту оценки спецификации модуля.

При проведении оценивания, кроме традиционных, используются и такие методы как: метод проектов, портфолио, метод экспертной оценки и др.

Рейтинг - число, получаемое путем набора баллов и их суммирования. Каж­дый студент видит, какую работу ему необходимо сделать, чтобы добиться высоких результатов.

Рейтинговая система вызывает у студентов неподдельный интерес, уси­ливает дух соревновательности, способ­ствует утверждению культа учебы.

Индивидуальный рейтинг каждого студента заносится в базу данных и учи­тывается при определении итогового рейтинга за весь период обучения.

Подсчёт баллов выстраивается по целому ряду показателей:

- освоение учебной программы (отдельные темы, разделы);

- результаты контрольных работ, тестирования;

- оценки за написание рефератов, докладов, за самостоятельную работу с дополнительной литературой, её рецензирование;

- предоставление студентам набирать дополнительные баллы за счёт активной работы на занятиях;

- введение системы поощрительных и штрафных баллов, которые учитываются в зависимости от качества и времени сдачи работ и т.д.

Итак, при модульном обучении каждый студент включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность. При использовании модулей осуществляется индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Данная система обучения гарантирует каждому студенту освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.

Цели и решаемые противоречия

Цели:

  • обеспечить качественную подготовку специалистов среднего звена и выполнение требований к выпускнику в условиях жёсткой конкуренции на рынке труда;

  • обеспечить студентам условия для овладения знаниями и умениями по предмету посредством модульной технологии обучения и рейтингового контроля успеваемости.

Решаемые противоречия:

  • между большим объёмом материала и недостаточным, в традиционном понимании, объёмом часов на дисциплину согласно государственному образовательному стандарту и учебным планам по специальностям.

Выбор модульного обучения был не случаен. Модульная технология обучения обеспечит решение основной задачи, стоящей перед преподавателем русского языка и литературы: через использование специфики интересов и склонности студентов помочь им овладеть необходимыми учебными навыками.

Модульное обучение строится на принципе структурирования материала, в основе которого лежит системный подход. Всякая система состоит из элементов с определёнными связями между ними. А каждый элемент является новой системой.

Модульная организационная система. В модульной организационной системе учебной дисциплины выделено 10 модулей:

Модуль 1 (М-1) - «Творчество А.Н.Островского, И.С.Тургенева»;

Модуль 2 (М-2) - «Творчество Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета»;

Модуль 3 (М-3) - «Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина,

Ф. М.Достоевского»;

Модуль 4 (М-4) - «Творчество Л.Н.Толстого, А.П.Чехова»;

Модуль 5 (М-5) - «Творчество И.Бунина, А.Куприна, М. Горького»;

Модуль 6 (М-6) - «Поэзия серебряного века. Творчество А.А.Блока, В.В.Маяковского, С.А.Есенина»;

Модуль 7 (М-7) - «Роман М.А.Шолохова « Тихий Дон»;

Модуль 8 (М-8) - «Тема Великой Отечественной войны»;

Модуль 9 (М-9) - «Творчество А.И.Солженицына, В.Т.Шаламова»;

Модуль 10 (М-10) - «Творчество В.Г.Распутина, В.П.Астафьева».

Студентам предлагаются следующие задания для самостоятельной работы:

  • составление словарика по теории литературы;

  • исторические справки по времени творчества писателя или действия произведения;

  • карточки с цитатами о произведении или авторе;

  • презентация по теме.

Текущий и рубежный контроль знаний и умений студентов по учебной дисциплине осуществляется с помощью разнообразных форм и средств:

- выборочное изложение по материалам художественного произведения;

- изложение с элементами сочинения;

- сочинение-размышление;

- тест;

- практическая работа;

- литературоведческий анализ текста.

Рейтинговая оценка знаний и умений студентов

Модульная технология обучения более эффективна с использованием рейтинговой оценки знаний и умений студентов.

Рейтинговая система оценивания способствует повышению качества обучения, если при её внедрении чётко определяется содержание оценки и метод оценки. При методе оценки предпочтение отдано балльной оценке и методу коэффициентов.

Алгоритм работы преподавателя в системе рейтингового контроля

Весь годовой учебный материал нужно разделить на несколько крупных блоков, в каждом блоке выделить учебные элементы. На основании учебных элементов составить контрольные задания. Для контроля и самоконтроля необходимо подготовить наглядность - ЛИСТ КОНТРОЛЯ

Усвоения учебного материала по учебной дисциплине.

Количество баллов рассчитывается по формуле:

«5» 0,90 - 1; Ку = n/m Ку - коэффициент успеваемости;

«4» -0,75 - 0,89; n - количество рейтинговых баллов;

«3» - 0,60 - 0,74; m - количество max баллов

«2» - 0,59 и меньше

Как складывается итоговая оценка за дисциплину?

В расчёт берутся прежде всего баллы за зачётные и контрольные работы по каждому модулю.

Поощрительные баллы добавляются за отличные и хорошие работы текущего контроля. Штрафное снятие баллов производится при наличии пропусков занятий без уважительной причины и «2» за текущий контроль.

Итоги доводятся до студентов с помощью сводной ведомости или листа контроля.


Сводная ведомость

фамилия

М-1

М-2

М-3

М-4

М-5

М-6

М-7

М-8

М-9

М-10

итого

«+»

«­-»

семестр




Завершается изучение курса экзаменом. На экзамене учитывается оценка, полученная студентом за семестр.

Выводи и рекомендации

Опыт использования модульного обучения позволяет сделать некото­рые выводы

При модульном обучении каждый студент включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифферен­цированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет инди­видуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, сте­пени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, что способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому студенту освоение стандарта обра­зования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие воз­можности у технологии и для развития таких качеств личности студента как самостоятельность и коллективизм.

Принципиально меняется и положение преподавателя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача преподавателя обязательно мотивировать студентов, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консуль­тировать студентов. В результате изменения его деятельности на учеб­ном занятии меняется характер и содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому, как лучше провести объяснение нового, а готовит­ся к тому, как лучше управлять деятельностью студентов. Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то задача преподавателя состоит в грамотном выделении дидактических целей мо­дуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки преподавателя к учебному заня­тию. Оно обязательно приводит к анализу преподавателем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей дея­тельности студентов, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения тре­бует от преподавателя хорошего знания своих студентов.

Для перехода на модульное обучение необходимо создать определен­ные условия.

Первое условие связано с мотивацией преподавателей.

Второе условие связано с готовностью студентов к выполнению самостоятельной учебно-познавательной деятельности: сформированность минимума знаний и общих учебных умений.

Третье условие - это материальные возможности в размноже­нии модулей, ибо они только тогда сыграют свою роль, когда каждый студент будет обеспечен этой программой действий.



Литература

  1. Андронова И. А. Модульный урок в X классе [Текст]/ Андронова И. А., Ромашко И. В.: Математика в школе №4. М.:, 2001г.-220с.

  2. Вазина К. Я. Саморазвитие человека и модульное обучение - Н.: Просвещение,2001г.-324с.

  3. Громкова М. Т. Модульное структурирование научного знания М.:1996г.-237с.

4. Левитес Д. Г. Современные образовательные технологии [Текст]: - Н.:
1999г.-374с.

5. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе?: / Т. И. Шамовой, Т. И. Третьякова. - Т.: 1998г.-204с.

6. Третьяков П. И. Технология модульного обучения в школе: Практикоориентированная монография - М.: 1999г.-301с.

7. Эллис А. Д. Педагогические инновации - М.:, 2003г.-356с.

8. Юцявичене П. А. Теория и практика модульного обучения: - К.:1999г.-344с.

9. Воронина Е.А. Инновационный проект образовательного учреждения: Опыт описания инновационных проектов школ: 2008г. ISBN: 978-5-989 23-196-6.-401с.

10. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 томах том 2: 2006г.-204с. ISBN: 978-5-87953-227-2

11.Селевко Г. К Энциклопедия образовательных технологий: 2006г.-198с. ISBN: 978-5-87953-211-1

12.Поташник М. М. Требования к современному уроку. Методическое пособие 2007г.-128с. ISBN: 978-5-91382-018-1




© 2010-2022