«Формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формировании универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»

1.Ахметзянова Лэйсан Рашитовна

2.МБОУ СОШ №1 с. Кандры Туймазинского района Республики Башкортостан

3.Учитель русского языка и литературы

В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют и на школьное образование. Введены новые виды итоговой аттестации - ОГЭ и ЕГЭ, разработаны, апробированы и введены Федеральные государственные образовательные стандарты для начальных классов. Утверждён и работает с 1 января 2015 года профессиональный стандарт « Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образовании) (воспитатель, учитель)».

Принятые Федеральные государственные образовательные стандарты, как нормативные документы, ориентируют систему общего образования на достижение основной цели: становление ответственной, критически мыслящей личности, способной к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося мира. Установив требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ ступеней школы, государство исходит из того ,что единственный и абсолютный в своём значении субъект общего образования- становящийся человек и гражданин, его здоровье, человеческие и гражданские качества. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, его способность к осмысленному продуктивному действию в реалиях современного мира и есть важнейшие критерии качества полученного им образования.[ 1]

Можно ли в современных условиях использовать традиционную схему проектирования урока? Возможно ли в общепринятые, устоявшиеся в работе учителя этапы урока (в рамках типологии) встроить реализацию требований ФГОС в полном объёме? Вопрос риторический…

Сегодня учитель, исповедующий традиционные формы, методы, средства, технологии и подходы оказывается в ситуации, когда необходима серьёзная коррекция, а иногда и реорганизация дидактического и методического инструментария. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. А это значит, что в проектировании современного урока, отвечающего требованиям ФГОС, необходимо отказаться от традиционного стереотипа ведения урока, где главной задачей учителя было яснее и подробнее передать обучающимся определённую учебную информацию. ФГОС требует от учителя новой позиции, при которой он умело организует на уроке собственную деятельность учащихся, провоцируя их на открытие новых знаний, обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий. На протяжении всего курса обучения школьник должен научиться ставить перед собой задачу - учить себя.

И в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия - это совокупность способов действий, которая обеспечивает способность обучающегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Современному обществу нужны люди обучаемые, способные самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни. В этом учитель русского языка и литературы играет важную роль. Особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств формирования УУД становится особенно значимым.

Требования к результатам изучения русского языка и литературы включают формирование всех видов универсальных учебных действий: личностных. коммуникативных, познавательных и регулятивных. Работа в группах, исследовательская работа, работа с текстом, прием составления сводной таблицы, схемы, подготовка доклада и написание реферата, работа парами, использование парной формы контроля, самостоятельная работа с учебной литературой и т. д.- активные средства, которые используются на уроках русского языка для формирования УУД. Обучающиеся научатся владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми, адекватно воспринимать устную и письменную речь, излагать свою точку зрения по проблеме, выдвигать аргументы, научатся спорить, рассуждать. извлекать необходимую информацию из различных источников, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, формулировать цель деятельности и т. д.[2,с.7] Также это поможет решить проблему низкой мотивации учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности и поможет подготовить старшеклассников к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности» [3, c.19]. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

Повышает мотивацию к изучению материала, развивает умение прогнозировать задание «Прогнозирование». Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках литературы, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие действия героя в сложной для него ситуации, в ситуации морального, нравственного выбора.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?». Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста. Прием составления сводной таблицы - позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Речь идёт о другом образовании, которое развивает личность как индивидуальность, самостоятельную в проектировании жизненных и профессиональных задач, в порождении личностных смыслов, а не личность, способную мыслить и действовать лишь по шаблону «как учили и выучили». Из школы должна выходить просвещённая личность, для которой понятия «совесть», «честь», «порядочность» - стержневые личностные образования, а не просто характеристики героев литературных произведений. Такая личность не только обладает обширными и глубокими знаниями, высокими профессиональными умениями, но и способна соизмерять образ мира с этическими позициями совести, морали, доброты, честности, чести, порядочности. Образование, лишённое этого смысла, заходит в тупик, который Алексей Леонтьев назвал: «Обогащение информацией при обнищании души». Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия. Например, составление кластеров «Чичиков», «Ноздрёв», «Плюшкин» при изучении поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

Дискуссия - еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников(«Роль Савельича в воспитании Петра Гринёва»).Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого - основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.

В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую форму работы. Группы могут создаваться как по желанию учащихся, так и самим учителем. Смысл данной работы состоит в том, что каждый член группы будет исполнять отведенную ему роль, от качества исполнения которой будет зависеть результат деятельности всей группы. При этом внутри группы учащиеся будут одобрять, поддерживать члена своей команды. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого» [4, с. 13]. Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Проектная и исследовательской деятельности - необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.

Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака, басни И.А.. Крылова; восьмиклассники - сцены из комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизина, самостоятельно создают декорации, костюмы.

Рефлексия - одно из важнейших средств формирования умения учиться. К средствам, формирующим универсальные учебные действия на стадии рефлексии, помогающие творчески интерпретировать информацию, относятся: написание эссе, составление телеграммы, памятки, инструкции, стихотворение по алгоритму, письмо по кругу, синквейн.

Портфолио повышает саморефлексивность учащихся по отношению к процессам учения, которая рассматривается как предпосылка повышения самоответственности ученика по отношению к учению, самостоятельность в организации процесса учения участие в процессе оценивания качества результатов учения. Метод портфолио в школе может стать одним из важнейших направлений модернизации образования при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать когнитивно-личностные компетентности, которые выдвигаются миром образования и труда, как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества.

Систематически на уроках русского языка и литературы целесообразно использовать такое средство формирования УУД, как создание учащимися литературных произведений (сказок, рассказов, басен, баллад), в том числе и лингвистических. Это способствует формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД, помогает ученику и учителю оценить качество образования, развивать рефлективные способности учащихся. Интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности. Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не навредить - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор. Особенно актуально это в период экспериментального внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной общеобразовательной школе. К 2015 году в педагогической практике основной школы уже должна будет сложиться система образования, соответствующая требованиям ФГОС и способная обеспечить преемственность при переходе школьников из начальной школы в 5 класс. Поэтому сегодня учителя должны осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования универсальных учебных действий.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» статья 11 пункт 3.

2.Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996.

3. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Директ - Медиа, 2008

4.Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения «Школа 2000…». - М., 2011.

5.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н « Об утверждении профессионального стандарта « Педагог».

© 2010-2022