Технологическая карта урока Правописание приставок, оканчивающихся на з, с (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока-исследования


Ф.И.О педагога: Давиденко Елена Васильевна Должность: учитель русского языка и литературы

Полное название ОО (с указанием муниципального образования): МОУ «Каркалайская СОШ» Увинского района Удмуртской Республики

Предмет: русский язык Класс: 5 Учебник (УМК): М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В.Львов (М.: Дрофа, 2014).

Русский язык. 5 класс

Тема урока: Правописание приставок, оканчивающихся на з,с Тип урока : урок изучения нового материала

Оборудование: ноутбуки, проектор, мультимедийная презентация, мультфильм «Приставки», карточки и таблицы с материалом для учебного исследования, карточки для групповой работы с заданиями различного уровня сложности, упражнение на сайте ГРАМОТА. РУ, сборник пословиц и поговорок, листы самооценки.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:

Учащиеся владеют

регулятивными УУД:

- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);

- преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную (2 уровень);

познавательными УУД:

- выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы (2 уровень);.

личностными УУД:

- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму (2 уровень);

коммуникативными УУД:

- высказывать свою точку зрения по инициативе учителя (2 уровень).

-эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль (2 уровень)

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

• понимают и объясняют понятия «морфемы», «приставка», «орфограмма».

1-2 уровень - понимание, адекватное употребление в речи

• анализируя и оценивая материал исследования, определяют алгоритм действия при выборе з,с на конце приставок

2 уровень - воспроизведение действий по алгоритму

• отрабатывают навык определения согласных по звонкости-глухости, умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня

3 уровень - реконструкция (преобразование) информации

Регулятивные

• самостоятельно ставят новые учебные задачи, опираясь на проблему урока

2 уровень - самостоятельное действие учащихся по предложенному заданию

• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

3 уровень - самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний о морфемах

Познавательные

• сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников

2 уровень - совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся

Коммуникативные

• эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации

2 уровень - выполнение действий в совместной (парной и групповой) работе по алгоритму

Личностные

• осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы

2 уровень - выполнение учебного действия с использованием опорных слов

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы

обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

• обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;

• вызвать познавательный интерес к проблеме;

•организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели

Актуализация опорных знаний, создание проблемной ситуации

Фронтальная и индивидуальная

Фронтальная

Групповая


Фронтальная, индивидуальная

1. Предлагает детям настроиться на успешную работу, объяснить смысл пословицы: Капля по капле - река собирается.

2. Предлагает учащимся на уроке сделать новое открытие, выступить в роли исследователей.

3. Просит самостоятельно определить тему урока, посмотрев мультфильм, выполнив орфографическую разминку с информацией проблемного характера.

4. Предлагает сформулировать цели урока

1. Воспроизводят в устной и форме известные сведения.

2. Обдумывают информацию

3. Обработав информацию, высказывают мнение по теме урока, обнаруживают проблему, осознают неполноту своих знаний.

4. Формулируют вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы разрешить проблему (цели урока).

Познавательные УУД:

воспроизводить знания в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Ориентировочный этап

•организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования

Беседа

Групповая, фронтальная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способы и последовательность действий.

Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий.

Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследовательский этап

•организовать поиск решения проблемы

Исследование (анализ информации, фактов, выполнение заданий, осмысление, обобщение данных, формулирование выводов)

Групповая


Фронтальная

Групповая

Фронтальная

1. Выдает карточки с материалами для наблюдения, вопросами, на которые дети должны ответить, координирует действия учащихся.

2. Организует обмен сведениями: задает вопросы по изученной информации.

3. Предлагает в группах составить схему-алгоритм «З или С?» в виде кластера.

4. Задает вопросы обобщающего характера, подводя обучающихся к самостоятельному выводу.

1. Знакомятся с материалами для наблюдения, выполняют исследование (1 группа выделяет морфему, в которой находится орфограмма; формулируют название орфограммы; определяют условия выбора согласной на конце морфемы. 2 группа заполняет таблицу примерами, выделяет орфограмму, обращая внимание на согласный, находящийся после приставки; озвучивает название орфограммы, формулирует правило. 3 группа наблюдает за словами, выявляет закономерности правописания конечных согласных в приставках, оканчивающихся на -з, - с; даёт название орфограммы; формулирует правило; разделяет все слова на три группы, применяя уже имеющиеся знания; даёт название колонкам таблицы; заполняет таблицу примерами, графически выделяя орфограммы).

2. Каждая группа представляет свои наработки, защищая свою точку зрения. Дети отвечают на вопросы учителя, слушают ответы товарищей.

3. Выполнив исследование, делают вывод. Проверяя правильность вывода, обращаются к правилу учебника.

4.Составляют схему-алгоритм в своих тетрадях в виде кластера «З или С?», сверяя со схемой на слайде презентации.

Предметные УУД:

анализируя и оценивая материал исследования, определяют алгоритм действия при выборе з,с на конце приставок; отрабатывают навык определения согласных по звонкости-глухости, умение отличать слова с приставками на з-, с- от слов с приставками единообразного написания и слов, где з- является частью корня.

Познавательные УУД:

искать и выделять необходимую информацию;

структурировать знания;

строить логическую цепь рассуждений, доказывать;

формулировать вопросы;

формулировать выводы.

Коммуникативные УУД:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме;

спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;

готовность к обсуждению разных точек зрения в разработке общей (групповой) позиции;

Личностные УУД:

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Регулятивные УУД:

контроль - действия, обеспечивающие эффективность учебных действий путем обнаружения отклонений от эталонного образца и внесение соответствующих корректив в действие.

Практический этап








•обеспечить осмысленное усвоение и

закрепление

новых знаний

Самостоятельная работа

Дифференцированное обучение


Творческое задание

Индивидуальная

Групповая, индивидуальная


Групповая

1.Даёт задание выполнить упражнение № 352, пользуясь алгоритмом рассуждения.

2. Предлагает выполнить самостоятельную работу (каждой группе даёт карточки с заданиями разного уровня сложности).

3. Организует самопроверку и взаимопроверку работ по эталону и заранее определённым критериям.

4. Предлагает выполнить творческое (интерактивное) задание: заменить существительные с предлогом прилагательными с приставками на з,с.

1. Выполняют упр.352 у доски и в тетради, проверяют правильность выполнения.

2. Выполняют самостоятельную работу (задания разного уровня сложности: 1 группа выписывает слова с приставками (в 1-й столбик с приставками на з, во 2-й - на с); 2 группа выполняет работу на ноутбуке, выходят на сайт справочно-информационного портала ГРАМОТА.РУ и выполняют задание: в словах вставляют пропущенные буквы (з или с);3 группа вспоминает пословицы и поговорки, вставляют в них пропущенные слова с приставками на -з и -с , графически выделяют орфограмму, в случае затруднения обращаются к сборнику пословиц и поговорок).

3. Выполняют самопроверку и взаимопроверку по эталону и заранее определённым критериям.

4. Выполняют творческое (интерактивное) задание.

Предметные УУД:

закрепить новые знания

по теме «Правописание

приставок, оканчивающихся на з,с»

Познавательные УУД:

выбор наиболее

эффективных способов

решения задач в зависимости от конкретных условий;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

Регулятивные УУД:

оценка - определение правильности системы учебных действий.

Личностные УУД:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный этап

•осмысление процесса и

результата деятельности

Создание высказывания

Индивидуальная, групповая, фронтальная

1.Предлагает оценить факт достижений целей урока.

2. Предлагает подвести итоги урока с помощью рефлексивного экрана, выбирая начало фразы, высказаться одним предложением: Сегодня я научился…, Теперь я могу…, Урок мне дал для жизни… и т.д.

1. Оценивают степень достижения целей и задач урока.

2. Выбирают начало фразы, составляют высказывания, зачитывают их в группе, выбирают наиболее удачные, читают классу, слушают друг друга.

Регулятивные УУД:

санкционировать факт завершения действий.

Коммуникативные УУД:

адекватное отображение своих чувств, мыслей в речевом высказывании.


Дата: Подпись педагога:




© 2010-2022