Доклад: групповые фопмы и методы работы на уроках русского языка и литературы

Сегодня основной задачей является сохранение и развитие русского языка, воспитание любви к языку. С этой целью я продолжаю работать над темой самообразования по русскому языку и литературе “Групповые формы и методы на уроках русского языка и литературы”. Изучение русского языка и литературы в школе необходимо. Для формирования творческого подхода к жизни нужно раскрыть перед школьниками несметные богатства родного языка, их красоту, нужна система обучения творческому овладению русским языком .  ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 3с.Толбазы

Аургазинского района Республики Башкортостан

Доклад на тему:

Групповые формы и методы работы

на уроках русского языка и литературы.



Учитель русского языка и литературы

Дубовицкая Рима Рифгатовна







Толбазы, 2014.

Групповые формы и методы работы на уроках русского языка и литературы.

Урок является ведущей формой организации учебных занятий в школе при изучении любого предмета. Формы организации учебной работы - это специально организованная, взаимосвязанная деятельность учителя и учащихся. Урок должен быть результативным. Потому что очень важна не только индивидуальная. Но и коллективная активность учащихся.

Моя проблемная тема звучит так: «Групповые формы и методы работы на уроках русского языка и литературы».

При групповой форме ученики выполняют общее для группы задание, при этом создаются условия для коллективной внутригрупповой деятельности, в процессе которой происходит непосредственное взаимодействие между школьниками. Деление на группы можно варьировать. Но не обязательно разъяснять ученикам, кто из них слабый, а кто сильный. Можно разбить учащихся на группы по интересам, можно и по жребию.

Расскажу об одном из уроков. Урок по произведению М.Пришвина «Кладовая солнца». Ребят на группы разделила я сама. В каждой группе (всего 5) было по 6 учеников: и слабых, и сильных. Заранее раздала задание - показать инсценирование какого-нибудь отрывка из повести. Второе задание - подготовить вопросы для других групп. Чтобы вопросы не совпадали, каждой группе были даны определенные главы.

Урок проходит очень эффективно и интересно, потому что весь класс готовился к уроку, так или иначе учащиеся полностью узнают содержание произведения, научились сами его анализировать, и, самое главное, даже у слабых и равнодушных появился интерес к уроку, потому что все они приняли участие в нем.

Еще пример одного из уроков, где была организована групповая форма работы. Это знакомство и разбор такого сложного произведения, как «Мастер и Маргарита» М.Булгакова. На этот раз ученики разделились на группы по интересам, у детей сложилось разное мнение о героях произведения, о сюжете. К единому мнению учащиеся так и не пришли. Но дискуссия получилась очень горячей и интересной, каждый отстаивал свое мнение.

Одна из групп готовила материал о творчестве и судьбе М.Булгакова, материал ребята черпали из разных источников, в том числе из интернета.

Вторая группа показала наглядные фото, кадры из художественного фильма, картины разных художников.

Третья группа показала инсценированный фрагмент из «Мастера и Маргариты». Четвертой группе можно дать задание подготовить вопросы.

В итоге, весь класс готовился к уроку. Читал, подбирал материал, и, естественно, каждый ученик получил соответствующую оценку, не говоря о том, что многих заинтересовал автор.

На данный момент я работаю еще над одной проблемой - научить учащихся творчески мыслить. Работать над этой проблемой интереснее с младшими классами. Как раз в этом возрасте ребята щедро раскрывают творческие возможности: они любят выразительно читать, участвовать в инсценировках, иллюстрировать литературные отрывки, подбирать материал для альбома. Именно поэтому так важно создавать условия для развития творческого воображения, эмоциональную атмосферу для интеллектуальной деятельности

Чтение и изучение литературных произведений являются одним из важнейших средств развития. Знакомство с судьбами и переживаниями героев позволяет школьникам выйти за рамки личного опыта и, тем самым, существенно обогатить, развить свои чувства, сделать их более глубокими и содержательными.

У пятиклассников появляется желание осмыслить происходящее, высказывать собственное мнение, поспорить, убедить. Особенно ученикам нравятся уроки по внеклассному чтению, где они, во-первых, самостоятельно читают, анализируют, во-вторых, раскрывают свои способности, потому что урок - беседа по внеклассному чтению такова, что он скорее приближается к внеклассному мероприятию (утренник, конференция, литературный вечер). Здесь большое место занимают элементы поиска, исследования, игры, конкурсы, викторины, инсценировки. На таких уроках дети не только усваивают произведение. Но и проявляют творчество.

Вот еще один урок. Сказка Х.К.Андерсена «Снежная королева». Здесь заранее были распределены роли главных героев сказки, дети подготовили отдельные детали костюма. Некоторые учащиеся готовили реквизит (снежинки, рисунки ворона, оленя и т.д.) У ведущего была сложная задача, он связал все эпизоды сказки. Мы взяли несколько отрывков из произведения, т.к. дети раньше читали его или видели фильм.

На одну роль было по два дублера. Потому что не все можно выучить наизусть. А после мини-спектакля была викторина «Знаешь ли ты сказки?» были использованы рисунки к сказкам, которые рисовали дети. Среди рисунков был конкурс и их «защита», т.е. определяли, кто больше заметил деталей в сказке и нарисовал, кто лучше прокомментировал свой эпизод.

В процессе подготовки и проведения таких занятий полностью раскрываются творческие вкусы.

Один из видов работы, наиболее употребляемый на уроках русского языка - это способ, когда учащиеся, обменявшись тетрадями, отмечают в работах друг у друга ошибки.

Каждый ученик может проверять работу своего соседа. Это можно сделать и по собственному выбору или по назначению учителя, тетрадями могут обмениваться учащиеся, сидящие в разных концах класса. Это вносит известное разнообразие в работу учащихся, позволяет ученику иметь четкое представление о том, как выполняется задание класса в целом.

Следующий вид работы по теме «Изучение чередующихся гласных в корне слова».После изучения этой темы каждая группа получила задание: сочинить стишок или отыскать его в библиотеке на определенную тему, например:

Если есть за корнем «А»,

В корне «И» пиши всегда!

Вот пример, не забывай:

« Ноги вытер? - Вытирай!»



Второе задание: сочинить небольшой рассказ, употребив как можно больше слов на чередование.

В заключение хочу зачитать «наставление» выдающегося педагога В.Сухомлинского : «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Ребенок не увидит красоты окружающего мира. Если он не почувствовал красоты слова, прочитанного в книге».


© 2010-2022