Конспект урока по русскому языку Буквы ь и ъ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог: Прокопенко Юлия Владимировна

Город, район: Алтайский край, Благовещенский район, п. Тельманский

Образовательное учреждение: МБОУ «Тельманская основная общеобразовательная школа»

Предмет (или должность) русский язык

Класс 6

Тема урока «Буквы ь и ъ»

Характеристика класса: в классе обучается 6 человек, 3 девочки и три мальчика. У учащихся на достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К урокам и учебным занятиям они относятся с ответственностью, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают высокую работоспособность, хорошо справляются с индивидуальными заданиями повышенной трудности. Читают много дополнительной литературы. Умеют находить в книгах нужный материал. На уроках русского языка применяют все знания полученные раннее.

1. Организационный момент

Настроить учащихся на рабочий лад, организовать их активную деятельность;

закрепить умения употреблять мягкий знак как разделительный, как показатель грамматической формы, для обозначения мягкости согласных;

закрепить умения употреблять твердый знак;

формирование способности дифференцировать условия употребления мягкого и твердого разделительных знаков.

Метод: беседа

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Здравствуйте!


Мягкий знак

Твёрдый знак

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами повторим тему, которую вы изучали в 5 классе. Я вам загадаю загадки, а вы, их отгадав, узнаете тему нашего урока.

Безголосый он добряк

Всё смягчает (мягкий знак)

То ли буква, то ли брак,

Не рифмуется никак

Крючковатый (твёрдый знак).

Молодцы, ребята, вы всё правильно сделали!

Открываем тетради, записываем число и тему урока.


2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Активизировать имеющиеся знания, для изучения новых знаний.

Метод: коллективная работа.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ученики читают получившиеся предложения и объясняют употребление прописных букв.

Ребята, сейчас мы вместе проверим домашнее задание. Каждый из вас прочитает по одному предложению, которые вы составили дома.

Молодцы, ребята! С домашним заданием справились.


3. Изучение нового учебного материала.

Обобщить и закрепить знания о правописании разделительных Ь и Ъ знаков.

Дать возможность оценить свои достижения по изучаемой теме русского языка, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.

Развивать коммуникативные навыки: умение общаться с одноклассниками и взрослыми, умение обосновывать собственную точку зрения, уважать другую точку зрения, владеть устной диалогической речью. Показать роль Ь и Ъ в словах.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Да!

Дети выполняют задание у доски.

(От их положения в слове после приставки, а также от того, перед какими буквами они находятся: Е, Е, Ю, Я, И.)

(В корне или после корня перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Например, льется, ателье, воробьи.) (После приставок на согласный перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И. Например, подъезд, съемка.)

(Мягкий знак является показателем грамматической формы, а также обозначает мягкость согласного.)


Сегодня на уроке мы с вами будем работать над экспериментом. Ребята, вы готовы к нашей работе?

Обратите внимание на доску.

(На доске написаны слова)

Под..езд, с..емка, об..явление,

Плачеш.., плащ.., ходиш..

Береч.., смерч.., грач..

Вам нужно вставить разделительные знаки. Но будьте внимательны, ведь мы работаем над научным экспериментом, в словах может быть подвох.

Опрос.

- Рассмотрим схему в учебнике на странице 25 и вспомним, от чего зависит выбор разделительных мягкого и твердого знаков?

- Когда употребляется разделительный мягкий знак? Приведите примеры.

- Когда употребляется разделительный твердый знак? Приведите примеры.

- А для чего еще употребляется мягкий знак в слове?







4. Закрепление учебного материала

Проверить усвоение теоретических знаний.

Метод; коллективная работа.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание


По одному предложения дети пишут у доски.


(2 ученика работают у доски)


Работа по теме урока.

(работа у доски).

- Сейчас поработаем у доски. Я буду читать предложения, вы их записываете, находите мягкий и твёрдый знаки и выделяете их.

Мы закончили контрольную работу. Состоялась премьера пьесы. Издан трехъязычный словарь. Землю окутала ночная мгла. К восьми мы пришли на пруд. К генералу подъехал его адъютант. Съемки фильма отложились на неделю. В нашем доме открылась булочная. Докладчик сузил свою тему. Строительные работы еще продолжались.

Физминутка. «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре -
Вот летит ракета ввысь!

- Продолжим научные наблюдения. Прочтите слова в упражнении 64 на странице 26. Запишите в 2 столбика.


Ъ

Ь

подъезд

объявление

съёжиться

объединить

съехать

пью

вьюга

серьёзный

обезьяна

лисьи

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.

- Следующий наш эксперимент, я читаю вам слова, а вы должны поднимать правую руку (если слышат в слове мягкий знак) и левую руку (если слышат твердый знак).

Устье, съездим, трехэтажный, бьющийся, печка, тоньше, предъюбилейный, воробьи, овечьи, объединение, изъявить, сэкономить.

Правильно, с этим заданием вы справились отлично!


5. Задание на дом

Выработать навык правописания Ъ и Ь.

Метод: индивидуальная работа.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Дети записывают домашнее задание в дневник

Подобрать и записать по 3 пословицы с разделительными Ъ и Ь знаком.


© 2010-2022