Доклад на тему: НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладевать ими, совершенствовать их? В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ». Пришло время отойти от общепринятых норм искать свои методы и приемы.

Традиционный урок, предполагающий ведущую роль учителя, мало приспособлен для свободного обсуждения и осмысления языкового материала или литературных произведений, не предоставляет возможности раскрыться каждому ученику, в наименьшей степени способствует их творческому развитию.

Эффективность же современного урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения.

Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель как верный друг и добрый наставник прежде всего должен пробудить в ребенке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нем правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться и ребенок.

Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению, гармоничной, всесторонние развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой.

Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока. Игра на уроке помогает создать атмосферу непринужденности, увлекает, разряжает напряженную обстановку.

При подготовке и проведении нетрадиционных уроков в школе следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если:

а) нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;

б) учитель хорошо владеет методикой проведения нетрадиционных уроков;

в) умело сочетает нетрадиционные и традиционные формы работы;

г) владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока;

д) включает нестандартные уроки в систему своей работы.

Начнем с простого. Тест как нетрадиционная форма опроса давно уже завоевал популярность среди учителей, стремящихся разнообразить учебный процесс. Больше всего он приемлем на этапе проверки знаний. Учитель без труда может составить зачетный тест по пройденному материалу в считанные минуты. Относительно небольшой по формату, несложный в оформлении, он облегчает процедуру опроса как для учителя, так и для учащихся, позволяет экономно расходовать отведенное на урок время и опросить намного больше учеников, чем при проведении обычного устного опроса.

В нашем случае тест - это перечень вопросов, объединенных единой темой, направленных на выявление качества имеющихся знаний, а также с целью их закрепления. Тесты различаются по сложности, внешнему оформлению и формату. Сложность теста определяется его содержательной структурой. Это прежде всего формулировка вопросов и наличие таких вариантов ответов, где, к примеру, учащимся необходимо своими словами дополнить или закончить начатое высказывание.

Наиболее распространенной формой является тест, где к каждому вопросу предлагается несколько вариантов ответов, часть из которых заведомо неправильные и явно аналогичные, что само по себе упрощает процедуру тестирования.

По оформлению можно выделить обычный тест и тест трафаретной структуры. Главное отличие последнего состоит в том, что при проверке учителю достаточно приложить заранее заготовленный трафарет с вырезанными на месте правильных ответов клеточками, чтобы оценить правильность выполнения теста. От учащихся такой тест требует дополнительного внимания, так как ответы записываются не в произвольном порядке, а заносятся в специальную таблицу, которую ученики чертят (для удобства) на отдельных листах в клетку, строго соблюдая размеры, заданные учителем (приложение 1). Правильные ответы отмечаются «V» , «*» либо «+» (по желанию учащихся). Желательно, чтобы все вопросы содержали одинаковое количество вариантов ответов. Тесты трафаретной структуры удобны при проведении зачета по нескольким изученным темам, так как могут содержать большое количество вопросов.

Если количество учеников в классе невелико и позволяет время, можно процедуру тестирования разнообразить, ввести игровые моменты и зачетный урок построить по принципу телеигры «Кто хочет стать миллионером». Особенно хороши такие тесты для проверки знания текста произведения либо в качестве контрольного урока по изученной литературной эпохе, где количество правильных ответов будет определять итоговую оценку.

© 2010-2022