Интегрированный урок. Тема дороги в творчестве Н. В. Гоголя и мотивы странствий в творчестве русского композитора М. И. Глинки

Цели урока: показать способы создания и назначения образа России в поэме «Мертвые души»; проанализировать лирические отступления, нравственную позицию автора; совершенствовать навыки анализа текста; научиться слушать и понимать музыку. Формы урока: интегрированный урок-путешествие с театральным представлением. Оборудование: импровизированный глобус с флажками – отметками стран, которых посетил Гоголь, рисунок-плакат с изображением «птицы-тройки» из поэмы «Мертвые души», большой портрет писателя,...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КГ БОУ КК «Школа - интернат для одаренных детей имени В.Г. Захарченко».













Интегрированный урок.

Тема дороги в творчестве Н.В. Гоголя и мотивы странствий в творчестве русского композитора М.И. Глинки.





Разработали:

Учитель русского языка и литературы Мякотина Е.В.





Город Краснодар 2013 год

Тема дороги в творчестве Н.В. Гоголя и мотивы странствий в творчестве русского композитора М.И. Глинки.

Цели урока: показать способы создания и назначения образа России в поэме «Мертвые души»; проанализировать лирические отступления, нравственную позицию автора; совершенствовать навыки анализа текста; научиться слушать и понимать музыку.

Формы урока: интегрированный урок-путешествие с театральным представлением.

Оборудование: импровизированный глобус с флажками - отметками стран, которых посетил Гоголь, рисунок-плакат с изображением «птицы-тройки» из поэмы «Мертвые души», большой портрет писателя, аудио - диски с отрывками из художественных и музыкальных произведений.

Рекомендации по проведению:

- учащиеся класса готовят сценку из повести «Сорочинская ярмарка», готовят украинские национальные костюмы.

-разучивают романс о дороге

-готовят индивидуальные сообщения по заданной теме.

Ход урока.

Эпиграф:

Какое странное и манящее, несущее и чудесное в слове: дорога!.. Сколько родилось в тебе поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!..

Н.В. Гоголь.

Учитель:

Дорога так или иначе знакома всем, эта вечная музыка дороги- монотонное, гипнотическое покачивание, легкая, быстрая смена панорамы за окном.

Что такое дорога? Это символ жизненного пути. Мир дороги подвижен, его можно расположить в любой узор.

И вот мы в самом начале жизненного пути великого русского писателя Н.В. Гоголя, в какой узор сложиться его дорога?

1-й ученик:

Н.В. Гоголь родился в Малороссии в местечке Большие Сорочинцы, окончил одно из привилегированных учебных заведений - Нежинскую гимназию высших наук, где очень быстро шло его духовное развитие. Здесь литературная жизнь била ключом. Издавался рукописный журнал «Северная заря», инициатором издания которого был Гоголь. Отзвуки освободительных идей декабристов, традиции русской литературы, прежде всего Фонвизина, Грибоедова и Пушкина- все это вместе с прогрессивными идеями гимназии раскрыло Гоголю глаза на мир, дало мощный толчок духовному развитию. В декабре 1828 года с рекомендательным письмом профессора Трощинского в кармане, с великими надеждами в душе простился Гоголь с родными украинскими местами и взял курс на Север- в чужой и заманчивый Петербург.

2-й ученик:

Здесь, в Петербурге, Гоголь обращается к украинской теме и неожиданно для себя чувствует атмосферу глубокого интереса к украинской культуре.

В 1831-1832 гг. выходят в свет повести, объединенные в один большой цикл под общим названием «Вечера на хуторе близь Диканьки». По совету литературного критика Плетнева Гоголь издал этот сборник под интригующим псевдонимом наивного и лукавого рассказчика пасечника Рудого Панька.

Здесь, в повести ярко выражена поэтическая душа народа, его извечное стремление творить добро и непримиримое отношение ко всякой фальши. Атмосфера «Вечеров…» светлая и мажорная. Тут все светло, блещет радостью и счастьем, царит юмор, ставший приметой гоголевского стиля.

Переодетые в народные костюмы ученики исполняют сценку из повести «Сорочинская ярмарка».

3-й ученик:

Гоголь все больше осознавал, что источником подлинного искусства является реальная жизнь. Но реальная жизнь Петербурга была далека от безмятежной романтической сказки «Вечеров».

В новом цикле повестей действительность крепостнической России предстала в своей драматической повседневности. Романтика уступила место картинам, исполненным трагизма.

В далеком и тихом Нежине Гоголю думалось, что там, в шумном многоголосье Петербурга, кипит деятельная жизнь, направленная на благо общества. Ничего похожего! Грубое унижение человека, полицейский произвол, Беззаконие и бездушие- вот что увидел Гоголь в Петербурге.

Человеческие отношения здесь искажены, торжествует пошлость, гибнут талант и вдохновение.

Символ Петербурга - это Невский проспект.

Звучит отрывок из повести «Невский проспект».

По-разному выглядит «главная выставка» столицы в различные часы дня и вечера. На ней представлено тысяча непостижимых характеров и явлений. Одними из таких характерных героев являются художник Пискарёв и поручик Пирогов.
Прослеживая судьбу своих героев, Гоголь ясно даёт понять, что творческим и талантливым людям нет места среди бездушных казённых характеров «гранитного города». Гибнут талант и вдохновение, господствуют бездарность и пошлость. Ярко и правдиво изобразив жизнь Петербурга, Гоголь почувствовал усталость и опустошение. Ему надо было отдохнуть, отвлечься от мрачных мыслей и обдумать творческие планы. Он принимает решение ехать за границу.

4-й ученик:

Путешествие успокоило Гоголя, дало смену впечатлений. Гоголь побывал в Германии, Франции, Италии. Но напрасно он мечтал об отдыхе и покое. Уже в 1842 году он писал другу Погодину: «В России есть изрядное количество гадких рож. Но здесь, в моём далеко, не они видятся мне, а только лишь прекрасная чудесная Россия!».

Здесь Гоголь задумал сюжет поэму «Мертвые души». 17 лет жизни он посвятил работе над этой книгой. «Мертвые души» задумывались по аналогии с «Божественной комедией» Данте - в трех частях, изображение «Ада», «Чистилища» и «Рая».

Звучит отрывок из первой главы «Мёртвых душ».

(В ворота губернского города N въехала бричка…)

И снова мы оказываемся на бескрайних дорогах России, где-то между Москвой и Казанью.

Ведёт сюжет «Мертвых душ» Чичиков. Он связывает воедино разнообразные события и человеческие судьбы. Он человек новой формации, представитель нарождающейся буржуазии.

Не так легко понять его характер: «Темно и скромно происхождение нашего героя…».

Звучит отрывок из 11 главы.

Следуя совету отца «беречь и копить копейку, Чичиков проделывает аферы, борется за своё теплое место в жизни».

Что же любит Чичиков на протяжении всей своей жизни?

- Гоголевский герой одно любил горячо и искренне - своё благополучие, и оно по-настоящему трогало его душу.

Каково отношение Чичикова к окружающим?

-Потребительское. Он руководствуется только своими интересами, «ездит по губернии с тем, чтобы удобнее и дешевле накупить потребного народу».

5-й ученик:

Итак, Чичиков обладает такими чертами характера, которых нет в людях помещичьей России: Энергией, умом, волей.

Но какие же ценности утверждает он?

-Ценности хищнические, захватнические.
Итак, с гениальной прозорливостью Гоголь показал не только разложение самодержавно-крепостнического строя, но и ту страшную угрозу, которую несёт народу тип Чичиковых, мир капиталистического приобретательства.

Но где же та сила, которая принесёт спасение России?

-Гоголь не видел её. И свои тревожные мысли отразил в лирических отступлениях в поэме.

Звучит отрывок:

(Селифан погнал коней; Чичиков улыбнулся, ибо любил быструю езду. И какой же русский не любит быстрой езды?.. Эх, Тройка! Птица - тройка, кто тебя выдумал?.. Не так ли и ты, Русь, что бойкая тройка несешься?.. Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа».

Звучит романс «Колокольчика звон».

В лунном сиянии снег серебрится

Вдоль по дороге троечка мчится.
«Динь - динь - динь! Динь - динь - динь!» -

Колокольчик звенит.
Этот звон, этот звон

О любви говорит.

Учитель музыки:

Жизненный путь М.И. Глинки был связан с путешествиями, вот почему тема дороги роднит Гоголя и Глинку. Глинка родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. С десяти лет он играл на фортепиано и скрипке. Родители поместили его в Благородный пансион при Главном Педагогическом Институте, где его гувернером был поэт, декабрист В.К. Кюхельбекер. В пансионе Глинка познакомился с А.С. Пушкиным, и их встречи продолжались вплоть до кончины поэта.

По окончании пансиона композитор отправляется в путешествие, посещает Италию, задерживается в Дрездене. В Италии он знакомится с выдающимися композиторами В. Беллини и Г. Доницетти. Под руководством Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовке. Глинка вернулся в России с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы, по совету В. Жуковского остановился на придании об Иване Сусанине, так появилась опера «Жизнь за царя». В 1836 году опера была поставлена на сцене Петербуржского Большого театра. А уже в 1837 году Глинка начинает работать над оперой по сюжету поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». В 1842 году состоялась премьера оперы, которая вызвала сильную критику. Тяжело переживая критику своей новой оперы, Глинка отправляется в длительное путешествие. Он едет во Францию, а затем в Испанию. Там он изучает культуру, нравы, фольклорные мелодии. Творческим результатам явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные песни.

В 1847 году Глинка отправляется в обратный путь: в родовое село Новоспасское, затем в Санкт - Петербург, в Смоленск. Но сложные отношения с публикой довели его до отчаяния и он вновь покидает Россию, став путешественником. В Варшаве Глинка написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической и бойкой плясовой.

После Варшавы он уезжает в Берлин, где первым из светских композиторов стал обрабатывать церковные мелодии в русском стиле. Но самым известным вокальным циклом является цикл «Прощание с Петербургом» написанный на стихи Кукольника в 1840 году. Этот цикл состоит из 12 романсов, объединенных темой странствования. Знаменитая попутная песня «Попутная песня №6» была написана по случаю открытия первой в России железной дороги. В ней чередуются два контрастных образа:

Первый - оживленный, праздничный - передаёт весёлую суету и шум толпы. Быстрая скороговорка восьмых в вокальной мелодии дублируется фортепианной партией, а энергичный акцентированный аккорд носит изобразительный характер.

Второй - лирический образ - передаёт переживания героя в ожидании встречи: моторный характер сопровождения остаётся прежним, но скороговорка вокальной партии сменяется широкой и распевной кантиленой.

Звучит «Попутная песня №6» Глинки.

Заключительное слово:
Итак, прослушав и проанализировав материал урока, можно сделать вывод о том, какое значимое место в жизни писателя и композитора занимала тема дороги, странствий, и как эта тема воплотилась в их творчестве, цель которого прославить образ России в художественном слове и в музыкальном образе.

© 2010-2022