Турнир знатоков русского языка «Синтаксический альпинизм», 8 класс

Турнир знатоков русского языка «Синтаксический альпинизм» разработан для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. Цель игры - развивать интерес к сложному разделу русского языка «Синтаксис и пунктуация» Разработка может быть использована в качестве материала к урокам, для подготовки к предметной олимпиаде. Задания, предложенные школьникам, интересны по содержанию и помогают не только по-новому взглянуть на учебный материал, но помогут воспитанию любви к родному слову, внимательному и бережно...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Турнир знатоков русского языка «Синтаксический альпинизм», 8 класс



КГУ "Средняя школа №11 города Зыряновска"











(интеллектуальная игра

для учащихся 8 класса)



Кульчицкая Зоя Ильинична







Зыряновск

2012

Игра «Синтаксический альпинизм»

Ход турнира.

I. Вступительное слово.

Язык - удивительный дар человека. Это самое совершенное средство общения, позволяющее человеку понимать других и быть понятым. В языке - все краски и звуки жизни, все самые тонкие , неуловимые движения души, все знания и опыт, накопленные человечеством.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре -

Выучи русский язык!

Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык.

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова

Выучи русский язык!

II.Представление команд, жюри


Плоскогорье Вопросов и ответов

Блиц-опрос

Команды становятся в колонну, перемешавшись между собой. Ведущий задает вопросы, требующие ответа «да» или «нет». Участник, давший неверный ответ, становится в конец колонны. Очки присуждаются той команде, на участнике которой закончился опрос. Предлагаемые вопросы:

1. Синтаксис - раздел грамматики?

2. Определение - главный член предложения?

3. Подлежащее - второстепенный член предложения?

4. Может ли инфинитив быть любым членом предложения?

5. Возможна ли постановка тире между подлежащим и сказуемым?

6. Может ли сказуемое быть простым именным?

7. Может ли сказуемое быть простым глагольным?

8. Подлежащее может быть выражено прилагательным?

9. Дополнение - второстепенный член предложения?

10. Сказуемое - второстепенный член предложения?

11. Бывает ли обстоятельство цели?

12. Бывает ли дополнение причины?

13. Может ли наречие быть подлежащим?

14. Может ли числительное быть сказуемым?

15. Может ли существительное быть сказуемым?

16. Книга сестры - согласованное определение?

17. В конце повествовательного предложения ставится точка?

18. Сказуемое подчеркивается двумя чертами?

19. Дополнение отвечает на вопросы падежей?

20. На вопрос «когда?» отвечает определение?

21. Приложение - это разновидность определения?

22. Дополнение - это разновидность определения?

23. Дополнение может быть косвенным?

24. Может ли подлежащее быть выражено родительным падежом?

25. В двусоставных предложениях один член предложения?

26. В конце побудительных предложений ставится точка?

27. Если в предложении нет второстепенных членов, то оно распространенное?

28. Управление - вид сочинительной связи?

29. Приложение подчеркивается так же, как определение?

30. Может ли дополнение быть прямым?

31. Может ли в простом предложении стоять тире?

32. Может ли в простом предложении быть 5 запятых?

33. Бывает ли обстоятельство уступки?

34. Ставится ли запятая в сочетании «им свет ни заря?»

35. Правильно ли выражение: «я одела платье?»

36. Правильно ли выражение: «мама надела дочку?»

37. Существительное - член предложения? 40. Морфология - раздел синтаксиса?

42. Определение - второстепенный член предложения?

43. «Пятерка» - числительное?

44. Наречие может быть сказуемым?

45. Определение отвечает на вопрос «зачем?»

46. Обстоятельство подчеркивается сплошной линией?

47. Дополнение подчеркивается прерывистой линией?

48. В предложении «Солнце село» солнце является дополнением?

49. Предложение «Девочка с голубыми глазами» распространенное?

50. Предложение «Пойти гулять» односоставное?

51. Может ли междометие быть подлежащим?

52. Может ли сказуемое быть составным глагольным?

53..Предложение «Какой сегодня день?» повествовательное?

54. Слово «ярко» может быть сказуемым?

55. Слово «тускло» может быть обстоятельством?

56. Слово «мяу» может быть подлежащим?

57. Правильно ли согласовано определение в сочетании «длинный магистраль»?

58. Может ли в конце повествовательного предложения стоять вопросительный знак?

59. Может ли в конце предложения стоять два знака препинания?

60. Ваша команда победила в этом конкурсе?

    Возвышенность Мудрых мыслей

    Части пословиц «потеряли» друг друга. Соберите их и ответьте на вопрос: почему во второй части пословиц ставится тире?

    Коня узнают по зубам

    Горькое сладким - трудно

    Конь играет удилами

    Бранить лучше в глаза

    Хороший - умом

    Из слушанного - знания

    Что хорошему человеку помеха

    Сладкое горьким сделать легко

    Человека - по речам

    Хвалить - за глаза

    Болтун - языком

    Из капель получается море

    Плохой человек славится озорством

    То дурному утеха

    (1. Коня узнают по зубам, человека - по речам. Конь играет удилами, болтун - языком. Плохой человек славится озорством, хороший -умом. Что хорошему человеку помеха, то дурному - утеха. 2. Бранить лучше в глаза, хвалить - за глаза. Сладкое горьким сделать легко, горькое сладким - трудно. Из капель получается море, из слушанного -знания.

    Во вторых частях пословиц ставится тире, так как в них пропущен член предложения

      Синтаксическая гора

      К каким частям речи относятся выделенные слова и какими членами предложения являются?

      1. Кто без кисти и белил Крыши города белил?

      2. Снежное покрывало покрывало все поле.

      3. Бабка Дарья холст чернила, Внучка пролила чернила.

      4. Брат старше сестры.

      5. Брат выглядит старше сестры.

      (1. Слово «белил»: в первом случае - дополнение, выраженное существительным, во втором - сказуемое, выраженное глаголом. 2. «Покрывало»: в первом случае - подлежащее, выраженное существительным, во втором - сказуемое, выраженное глаголом. 3. «Чернила»: в первом случае - сказуемое, выраженное глаголом, во втором - дополнение, выраженное существительным. 4. «Старше» - часть составного именного сказуемого, выраженная кратким прилагательным. 5. «Старше» - обстоятельство, выраженное наречием.)

        Ущелье Темная лошадка

        Загадывается какое-то понятие (в данном случае «Синтаксис»). Даются подсказки. С каждой последующей подсказкой теряется балл за ответ. Дает определение само понятие, скрытое каким-то образом от зрителей.

        - По происхождению я родом из Греции. Дословно перевожусь как сопостроение, сочетание. Первая буква у меня такая же, как и у этих слов. Часть моего слова принадлежала в древнегреческом языке к военным терминам. (4 балла)

        - Мой товарищ - пунктуация, мы помогаем друг другу. (3 балла)

        - Я изучаю предложения и способы сочетания слов в предложении. (2 балла)

        - Однокоренное мне слово - это синтаксический. (1 балл)

          «Плато Ошибок»

          «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен...» - так писал А. И. Куприн о родном языке. Всегда ли он послушен нам?

          Задание: Исправьте «сочинизмы» и «изложизмы» школьников.

          1. С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду.

          2. Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.

          3. Пушкин пришел ко мне с колыбелью.

          4. В библиотеке стояли столы и ребята, заваленные книгами.

          5. Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.

          6. Белозубый Витя и его светлые глаза смотрят вдаль.

          7. Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.

          8. В заповеднике живут звери, которые давно вымерли.

          9. В музее природы есть рысь, бобер, олень и другие товарищи.

          10. В лесу было тихо, но за углом выли волки.

            Пик пунктуации

            Расставить в предложении знаки препинания 6 способами. Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели.

            1. Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

            2. Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

            3. Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

            4. Внезапно, проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

            5. Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

            6. Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.


            © 2010-2022