Конспект урока для 3 класса по русскому языку: «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком»

Данный конспект урока знакомит детей с новой орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», учит правильно писать слова с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа : «вкусный, чудесный». На уроке дети осваивают способы проверки. Также дети учатся наблюдать и устанавливать несоответствие в произношении и написании. Работать в паре и представлять результат работы в виде текста. Проволить самопр...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г.Нефтекамск




Конспект урока

русского языка

по теме: «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне».








Выполнила: учитель начальных классов

Абдулганеева Е.А.



Тема урока: Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

Цели: 1. Познакомить с новой орфограммой - непроизносимый согласный звук.

Развивать УУД:

Личностные

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)

- планирование (составление плана выполнения задания в группах)

- прогнозирование (выдвижение гипотез)

- контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно)

- коррекция (соотнесение знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике

Познавательные

1. Общеучебные универсальные действия:

- формулирование темы урока

- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом учебника)

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

- смысловое чтение как осмысление цели чтения.

2. Универсальные логические действия:

- выбор оснований для сравнения

- подведение к выводу

………….

Коммуникативные

- умение слушать и вступать в диалог

- участвовать в коллективном обсуждении проблем

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

Проблемный диалог, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа с учебником, фронтальная работа, использование ИКТ.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Настрой.

  2. Актуализация знаний

Словарная работа.

Устный диктант. Работа с сигнальными карточками. (Ученики показывают ту букву, которую надо запомнить)

- Запишите 5 слов с непроверяемой безударной гласной а.

III. Актуализация знаний. Введение в новый раздел.

- Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трём сёстрам: орфограммам-согласным буквам. Одна из них следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. Какая это орфограмма? (Парная согласная.) (Слайд №2)

- Приведите примеры слов с данной орфограммой.

- Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма? (Чтобы не забывали писать удвоенную согласную в корне слова.)

- Приведите примеры слов с данной орфограммой.

- Чем же занималась третья сестра? Кто были её подданные? Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке.

VI. Изучение нового материала.

1. Наблюдение над словами с непроизносимым согласным звуком в корне. Постановка проблемной ситуации.

Работа на доске.

-Запишите в транскрипции слово известный. Сколько в этом слове звуков?

- Интересно, а сколько букв? (Проблемный вопрос.)

- Подберите однокоренные слова. (Запись на доске.)

- Какой корень в этих словах? (-весть-)

- Как мы запишем слово известный? Проговорите по слогам. Произносится ли в этом слове звук [т]? А буква пишется?

- Какое название можно дать звуку, который не произносится? (Ученики предлагают варианты названий)

2. Формулирование темы и цели урока.

- Сформулируйте тему урока. ( Учебник с.58. Непроизносимые согласные.)

- Какие цели поставим? (Слайд №3)

Цели:

Изучить …

Упражняться…

3. Работа в парах.

Работа по учебнику. Упр. 75.

- Выполните задание по учебнику с.59, ответьте на вопросы.

- Почему букв в словах вестник, известный, известно больше, чем звуков?

- Есть ли ещё слова с такими «молчаливыми» звуками?

4. Коллективная работа. Упр.76.

Вывод: В некоторых словах звук [т] или [д] в корне не произносится, а буква пишется (корни в однокоренных словах пишутся одинаково).

5. Чтение текста в рамке (с.59)

Вопросы после чтения.

- Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки?

- Непроизносимые согласные - это буквы или звуки? (Звуки)

- Это правило письма или закон языка? (Закон языка)

- Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры.

V. Закрепление изученного материала.

1. Наблюдение над правописанием слов с непроизносимым согласным звуком.

Постановка проблемного вопроса.

- Запишите слова капустный, звёздный, ужасный.

- О чём вы задумались записывая слова? (Есть ли в слове непроизносимый согласный звук, какой буквой он обозначен.)

- Что вы предлагаете? (Подобрать однокоренные слова, выделить корень и т.д.) (Слайд №4)

Работа в группах.

- Вспомните правила работы в группах.

Ученики отвечают на вопросы в упр. 77. ( Слайд №5)

Вывод: Слово капуста - проверочное для слов капустный и капустница, так как перед гласным произносится. Слова звезда, звёздочка , звездолёт - проверочные для слова звёздный.

- Подберите однокоренные слова к слову ужасный.(Ужас, ужасен, ужасаться.) Выделите корень. Что наблюдаете? ( В этом слове нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет соответствующей буквы.)

- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?

Вывод: Чтобы не ошибиться в правописании буквы, обозначающей непроизносимый согласный звук, надо подобрать проверочное слово, чтобы в нём непроизносимый согласный чётко слышался.

Сравните свой вывод с правилом на с.61.

2. Самостоятельная работа. (Слайд №6)

- Прочитайте слова. (Место, местечко, местность, местный, (много) мест.

- Что означает каждое слово? Какой в нём корень?

- Однокоренные ли это слова? Почему?

- Есть ли в этих словах непроизносимые согласные звуки?

- Как они обозначены на письме?

- Спишите сначала проверочные слова, затем слова с непроизносимым согласным.

VI. Итог урока.

- С какой новой орфограммой вы познакомились?

- Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?

VII. Домашнее задание.

Упр. 1, с.72. Составить сказку-миниатюру, употребив слова с изученной орфограммой.



© 2010-2022