Рразработка урока литературы в 7 классе по теме «А может быть, это и есть настоящая жизнь?»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «А может быть, это и есть настоящая жизнь?»

Класс

Учитель Силаева Диля Миниахметовна

Цели:

Обучающие:

  • создание условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений Грина;

  • совершенствование умения учащихся работать с текстом самостоятельно прочитанного произведения и биографическими источниками;

  • формирование культуры работы с книгой.

Развивающие:

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;

  • развитие творческих способностей обучающихся;

  • формирование умения мыслить, делать самостоятельно выводы.

Воспитательные:

  • создание условия для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле жизни и роли мечты в становлении человека и писателя;

  • воспитание культуры восприятия художественного текста, произведений живописи и музыки.

Планируемые результаты обучения. Учащиеся будут:

  • выразительно читать художественные произведения;

  • грамотно строить развернутые аргументированные высказывания;

  • владеть всеми видами пересказа;

  • выполнять письменные работы.

Методы работы на уроке:

Устного изложения и активизации познавательной деятельности учащихся:

  • рассказ, беседа, создание проблемной ситуации, демонстрация фрагментов художественного фильма, прослушивание аудиофрагмента.

Самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала:

  • практическая работа на основе анализа текста произведения, творческая работа.

По применению знаний на практике и выработки умений и навыков:

  • проведение стилистического эксперимента.

Формы работы на уроке:

  • фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Тип урока:

  • по дидактической цели: изучение нового материала.

Актуальность использования электронных образовательных ресурсов:

  • наглядное представление материала, мотивация, экономия учебного времени.

Оборудование:

  • презентация к уроку;

  • мультимедийное оборудование;

  • фрагменты художественного фильма;

  • распечатанный тест по содержанию повести-феерии Грина "Алые паруса".

План урока:

I.Организационный момент (длительность 1 мин).

II. Актуализация знаний (длительность 7 мин).

III. Изучение нового материала (длительность 20 мин).

IV. Систематизация и обобщение информации (длительность 10 мин).

V. Домашнее задание (длительность 3 мин).

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия (длительность 4 мин).

Смысловой блок

Этапы урока, номер слайда, дидактическая задача.

Название используемых электронных образовательных ресурсов.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся, показатели реального результата.

Методы, приемы и формы работы.

I. Организационный момент

Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

Приветствие учащихся. Проверка подготовки к уроку.

Приветствие учителя.

II. Актуализация знаний

Дидактическая задача: создать мотивацию на чтение произведения, определить цели и задачи урока.












Выполнение теста

Дидактическая задача: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.









1.Опера «Садко». Вступление. Океан. Море синее.

2.Репродукция картины И. К. Айвазовского "Буря на Черном море".

Слайд 2





















Слайд 3

Учитель оформляет доску "надутыми ветром" бумажными алыми парусами, предлагает собрать вокруг них все возможные ассоциации.


Море… Безбрежное, таинственное, волнующее. Оно всегда притягивало человека, дразнило его воображение, заставляло беспокойно биться его сердце, заставляло мечтать о чем-то прекрасном, несбыточном…

Чайка, пролетающая над волнами, представлялась той неведомой птицей счастья, которую все ищут, но которую так легко спугнуть.

Счастье… Каждый наделяет это слово своим содержанием, и каждый по-своему стремится к своему счастью.

«Алые паруса» Грина заканчиваются словами: «и думал о счастье». Давайте прочитаем отрывок из дневника Алеши.

- А на какой вопрос ищет ответ Алеша?

Небольшой посёлок Каперна, стоящий на берегу моря, где живёт маленькая девочка, мечтающая о настоящей и большой любви.

А где-то далеко-далеко в огромном замке живёт благородный, смелый мальчик, который чуть позже произнесёт такие слова:

«Я прихожу к той, которая ждёт только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё…благодаря ей я понял одну нехитрую истину».

- Как вы думаете, что же это за нехитрая истина?

Понять эту нехитрую истину - значит определить главную мысль произведения, а это и есть цель нашего урока.

Дома вы прочитали феерию Грина и я предлагаю ответить на вопросы теста по содержанию повести-феерии Грина "Алые паруса".












Комментирует ответы и оценивает работу на данном этапе урока.

Ученики пишут на доске свои ассоциации

"цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществлённое чудо, метафора надежды, торжество счастья", "здесь нет ничего таинственного", это гармония моря и любви, это "прелесть духовного отражения", символ победы, веры. Символ "рая", "свет, ставший теплом, и тепло, ставшее светом" (В.В. Харчев). "Разбрасывая веселье, он (корабль) пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль шёл прямо к Ассоль".



Учащиеся читают стр.25-26 учебника

- Может быть, та жизнь, о которой пишет Грин, и есть настоящая жизнь?




Дети высказывают предположения.


Выполнение теста (распечатанный у каждого учащегося):

1. Кто такой Лонгрен?

2. Каким ремеслом занялся Лонгрен, чтобы прокормить семью?

3. Кто такой Эгль?

4. Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи?

5. Что сделал маленький Грей из солидарности к служанке Бетси?

6. Название корабля, который купил капитан Грей?

7. Первый подарок Грея Ассоль?

8. "Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, Меннерс, и не забудь!"

9. "У нас в доме нет ни крошки съестного, я схожу в город, и мы с девочкой перебьемся как-нибудь до возвращения мужа"

10. "Если я спущу шхуну на воду поплавать немного - она ведь не промокнет, я ее потом вытру"

11. "Я, пожалуй, разбужу ее, но только затем, чтобы намылить твою здоровенную шею"

12. "Я не испортил картину. Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь, я этого не хочу".

Ответы:

1. Отец Ассоль, матрос.

2. Он стал делать игрушечные корабли.

3. Собиратель сказок. Ассоль думала, что он волшебник.

4. Артура Грэя.

5. Обварил руку.

6. «Секрет».

7. Кольцо.

8. Лонгрен.

9. Мария, жена Лонгрена, мама Ассоль.

10. Ассоль.

11. Лонгрен.

12. Грэй.

Подсчитайте баллы и заполните лист самооценки.

12 - 11 - «5»

10 - 8 - «4»

7 - 5 - «3»



Работа с учебником.

Создание проблемной ситуации.




Тест.


















Самооценка

III. Изучение нового материала

Дидактическая задача: опреде-лить цели и задачи урока, первичное осмысление материала.






Практическая работа на основе анализа текста произведения

Дидактическая задача: выявить приемы раскрытия образов Ассоль и Грэя - решение проблемной задачи










Стилистический эксперимент.

Дидактическая задача:

углубить понимание идейного и эмоционального содержания текста художественного произведения





Слайд 4



Слайд 5


Слайд 6



Фрагмент из кинофильма "Алые паруса" режиссера А. Птушко (1961). Грей и спящая Ассоль

Слайд 7




Слайд 8






Слайд 9


Слайд 10






Слайд 11

Итак, урок по повести «Алые паруса» «А может быть, это и есть настоящая жизнь?» Книгами Грина зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют любить, мечтать и верить. Так мечтают и любят Ассоль и Грей. Мы познакомимся с удивительным миром и героями повести «Алые паруса» и будем искать ответы на вопросы:

Случайна ли встреча Ассоль и Грея?

Почему паруса алые, а корабль белый?

Чему научил Грэй жителей Каперны?

Чему учит А.Грин своей повестью?

Гераклит Эфесский (VI в. до н.э.) сказал: "Человек в ночи себе "свет" зажигает собой". Как вы понимаете эти слова? О каком свете идет речь? О какой ночи?

- О ком из героев можно сказать, что он "свет" в ночи себе зажигает собой? Почему?

- Что же отличает Ассоль от других жителей Каперны?

Демонстрация видеофрагмента. Постановка проблемной задачи. Координация работы над анализом





С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце - это тепло, жизнь. С появлением Ассоль на страницах повести меняется и стиль повествования. Он словно приобретает лиричность, задушевность, особую теплоту.

- А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?

- Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»?

- Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?

- Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?

- Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».

- Почему паруса алые, а корабль белый?

- А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розовой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью? («специальный красный корабль») В чем разница?

Проведем стилистический эксперимент. Попробуем заменить слово алый другими оттенками красного

-Чем алый парус отличается от красного, пурпурного, багрового?

- Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов

- Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй?

Алый цвет Ассоль, Лонгрена и Грэя становятся красным для нищего и многих других жителей Каперны. Антитеза, противопоставление может осуществляться и с помощью синонимии. Такой необычный оттенок приобретает она под пером Грина.

- А как в Каперне отнеслись к этой сказке?

- Конечно, читая сцены хочется заступиться за беззащитную девушку. И в повести есть такой герой - Артур Грэй.

- Ассоль росла одинокой, потому что дети Каперны вычеркнули ее из своего круга общения. А почему рос одиноким Грей?

- Чем был заполнен мир его детства? Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились?

Дети записывают тему урока.

Восприятие информации






- Свет внутренний. Им должен быть освещен жизненный путь и сделать это должен сам человек

- Ассоль, Грей, Лонгрен

Восприятие информации. Решение проблемных задач - работа по группам на основе иллюстрации и видеофрагмента заполняется таблица: «Приемы раскрытия образа Ассоль»

Ассоль

Жители поселка

Внешний вид

Имя

Внутренний мир

Отношение к окружающему миру

Цветопись

Звукопись




Учащиеся отвечают на вопросы





- Алый - полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет - цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения




Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.

Рассказ учителя







Постановка проблемной задачи.

Практическая работа на основе анализа текста произведения Работа в группах




Беседа







Стилистический эксперимент.



IV. Систематизация и обобщение информации

Продуктивное использование знаний:

Дидактическая задача: исследование поступков героя





Слайд 12


Слайд 13


Фрагмент из кинофильма "Алые паруса" режиссера А. Птушко (1961). Жители Каперны встречают "Секрет" под алыми парусами Слайд 14, 15

Какие эпизоды повлияли на поступки Грея? Проведите свое исследование в группах



Комментирует ответы и оценивает работу на данном этапе урока

- Итак, мы видим, что многое объединяет молодых людей?


У А. Грина сказано: «Так, случайно, как говорят люди, умеющие читать и писать, - Грэй и Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности» Итак, случайность или неизбежность?

Демонстрация видеофрагмента. Организация индивидуальной работы

В каждой группе читатели работают как "золотоискатели", отыскивая и выписывая яркие художественные детали, раскрывающие тему их выступления. Из хаоса выбранных деталей выстраиваются рассуждения, комментарии, выводы. Затем каждая группа их обсуждает, коротко оформляет в виде записей, рисунка, таблицы и озвучивает, защищает свои заключения и литературные выводы.

- Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы. Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе. В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны, трудолюбивы. И, наконец, они оба верят в мечту.

Дети высказывают предположения


Восприятие информации и отбор материала.

Творческая работа. Ответ на вопрос: Чему научил Грэй жителей Каперны? Чему учит А.Грин своей повестью?

Исследовательская работа на основе анализа текста про-изведения Работа в группах






Творческая работа.

V. Домашнее задание

Слайд 16

Комментирует домашнее задание


  • стр.55 № 15 (устно)

  • стр.33 РТ задание III 1, 2 (письменно)

  • учебный проект «Цветовая палитра в повести А.Грина «Алые паруса» (по желанию)

Дети записывают домашнее задание

VI. Итог урока - выставление оценок. Рефлексия.

Дидактическая задача этапа: дать оценку успешности достижения цели,

дать возможность детям оценить свои ощущения к концу урока, отследить отношение учащихся к результату своей работы

Слайд 17

Продолжите фразу

Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать...



Комментирует ответы и оценивает работу на уроке

Памятка для учащихся «Рефлексия урока»

Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать...

-Мне больше всего удалось ...

-За что я могу себя похвалить?

-За что я могу похвалить одноклассников?

-Что приобрёл?

-Что меня удивило?

- Для меня было открытием то, что ...
- Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Беседа

Рефлексия

Самооценка



© 2010-2022