Образовательная программа дополнительного образования по краеведению

Программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» предназначена для учащихся 5-9 классов, рассчитана на 5 лет обучения. Состоит из пяти модулей: «Этнография», «Музееведение», «Народный праздник», «Генеалогия», «Основы исследовательской деятельности». Содержит теоретическую и практическую части. Предусмотрено проведение социально-значимых мероприятий на территории своего поселения. Для каждого года обучения дан набор знаний, умений и навыков, критерии оценки результатов обуче...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

« Центр детского творчества» Воткинского района


Рассмотрено на заседании

Методического совета

протокол № от « » ________ 20___г.

Принято на заседании

Педагогического совета

протокол № от « » августа 20__ г.


Утверждаю директор МБОУ ДОД ЦДТ

Воткинского района

___________ ____________________

Приказ № от « »_________20__ года


Программа дополнительного образования детей


ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ


(название программы)

для обучающихся 11-16 лет

(возраст воспитанников)

срок реализации программы 5 лет


Составитель:

М.Б. Никитина

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦДТ Воткинского района

на базе МБОУ Верхнеталицкой школы






Д. В. Талица

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Знание истории родного края, традиций и обычаев необходимо каждому человеку. Познание своего жизненного пространства, его природной, социальной и культурной специфики, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости от нас, помогает каждому человеку активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нем комфортно и уверенно, понимать его проблемы и видеть возможные пути решения этих проблем.

Направленность данной дополнительной образовательной программы туристско-краеведческая.

Актуальность программы в том, что краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.

Новизна программы в том, что она составлена на основе программ:

1) «Культура, литература и история родного края» для 1-11 классов, Ижевск,1991 г.

2) Программа по этнографии и истории Удмуртии «История деревни - история народа»

3) Журавлева А.Н., Христолюбова Л.С. Программа изучения удмуртской культуры в 1-11 кл. Ижевск, 1993.

4) Новоселова Н.Ю. Рабочая программа по истории культуры народов для 1-9 классов, учитель истории и краеведения высшей категории, 2007 г.

5) Начинающему исследователю родословной. Автор-составитель А.В. Огородникова. - Ижевск :Удмуртия, 2007.

Программа состоит из пяти модулей:

1) «Этнография населения деревни Верхняя Талица» с учебной нагрузкой 108 ч для 1 года обучения (3ч в неделю);

2) «Музееведение» с учебной нагрузкой 108 ч для 2 года обучения (3 ч в неделю);

3) «Народный праздник» с учебной нагрузкой 216 ч для 3 года обучения (6ч в неделю);

4) «Генеалогия» с учебной нагрузкой 216 ч для 4 года обучения (6 ч в неделю);

5) «Основы исследовательской деятельности» с учебной нагрузкой 216 часов для 5 года обучения (6 ч в неделю).

Программа содержит теоретическую и практическую части. По каждому году обучения предусмотрено проведение социальнозначимых мероприятий в количестве 10% от общего объема учебной нагрузки.

Характеристика воспитанников:

Программа разработана для учащихся 11-16 лет (5-10 классы).

Состав группы постоянный. Форма детского образовательного объединения - кружок.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

- продолжительность образовательного процесса - 5 лет.

- режим организации занятий - внеурочное время, во вторую половину дня два раза в неделю по 3 часа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Знание определяется в соответствии с теоретическими пунктами программы, умение - с практическими. Для каждого года обучения в программе даны критерии оценки результатов.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

- творческие задания, тесты, анкеты;

- участие в конкурсах;

- защита исследовательских работ

Программа составлена исходя из следующей цели :

обучение основам краеведческой работы, знакомство с историей родного края;

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. организация встреч учащихся со старожилами деревни;

  2. запись информации о прежнем укладе жизни;

  3. организация сбора исторического материала;

  4. оформление выставок, стендов к календарным событиям;

  5. проведение исследовательской и просветительской работы;

  6. написание исследовательских работ.

Предполагается применять такие виды проведения занятий, как посещение музеев, встречи со старожилами, организация выставок, проведение культурно-массовых мероприятий, подготовка и проведение экскурсий, работа в архивах, сбор коллекций старины, изучение родословной, написание и защита исследовательской работы.

Знания и умения, полученные в ходе занятий, могут контролироваться при помощи тестирования, различных дидактических игр, выставок, конференций, семинаров, участия в научно-практической конференции, инсценировке обрядов.

Используются различные формы работы с учащимися:

1) индивидуальная работа - консультации, помощь педагога в разработке тем, планов исследования, оформлении работ и приложений, помощь в подготовке докладов и сообщений и защите на научно-практических конференциях;

2) групповая работа - участие в экспедициях, краеведческих сборах, встречах с информантами;

3) массовая работа - конференции, олимпиады, экскурсии, поездки в музеи, праздники;

4) взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

В результате освоения программного материала должно быть воспитано уважение к людям старшего поколения, развито умение видеть и перенимать положительный опыт общения и ведения домашнего хозяйства. Воспитанники должны научиться вести самостоятельную исследовательскую работу, применяя различные методики сбора информации. Должны быть развиты коммуникативные навыки, умение вести беседу. Уметь работать в коллективе, высказывать свою точку зрения, слушать мнение товарищей. Развиты творческие способности и оформительские навыки.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения (108 ч)

№ п/п

Этнография населения деревни

теория

практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Топонимика деревни Верхняя Талица.

Опрос старожилов о названиях

Составление карты-схемы с нанесением названий (МО «Верхнеталицкое»)

Население деревни Верхняя Талица.

Составление диаграмм (половозрастной, национальный состав деревни) (МО «Верхнеталицкое)

Материальное производство и материальная культура жителей деревни

Земледелие.

Посещение дворов старожилов с целью сбора материала о прежней системе земледелия

Животноводство.

Сбор информации о формах скотоводства

Охота. Экскурсия к старожилам, орудия лова

Бортничество. Экскурсия к жителям деревни, Инструментарий пчеловодов

Рыболовство. Инструментарий рыболова

Промыслы. Ремесла

Транспортные средства

Жилище

Внутреннее убранство жилища. Мебель

Одежда. Обувь

Украшения. Изготовление украшений

Пища. Приготовление пищи

Семейный быт

Викторина «Этнография населения деревни Верхняя Талица»

Духовная культура жителей деревни

Вышивка

Ткачество

Прядение. Вязание

Художественная обработка дерева

Плетеные изделия

Местные диалектные особенности

Русский, удмуртский фольклор

Традиционные крестьянские праздники.

Итоговое занятие

3




3




3


3




3



3


3


3

3

3

3

3

3

3

3

3

3



3

3

3

3

3

3

3

3

3


3


3

3



3






3




3


3


3








3

3















Итого

81

27


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

ЭТНОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ ДЕРЕВНИ

Топонимика деревни Верхняя Талица. Названия рек, улиц, угоров, логов и др. Опрос старожилов о названиях улиц, переулков, угоров, дорог, логов, лесов, исчезнувших близлежащих деревень. Составление карты-схемы с нанесением названий. Население деревни Верхняя Талица. Языковые семьи народов: восточнославянская, финно-угорская, тюркская. Национальный, половозрастной состав. Составление диаграмм по национальному, половозрастному составу. Посещение музеев с целью ознакомления с культурой этих народов.

Материальное производство и материальная культура жителей деревни. Земледелие. Животноводство. Охота. Система земледелия. Техника обработки земли. Пахотные орудия. Посещение дворов жителей с целью сбора информации о прежней системе земледелия, о старинных орудиях земледельческого труда. Фотографирование орудий труда, зарисовка материалов.

Формы скотоводства раньше и теперь. Разведение птиц. Орудия лова. Сбор информации у старожилов о формах скотоводства, сбор коллекции старинных животноводческих орудий. Зарисовка, фотографирование материалов.

Бортничество и рыболовство. Инструментарий пчеловодов. Орудия рыболовства. Фотографирование, зарисовка материалов. Сбор коллекции орудий бортничества.

Промыслы и ремесла. Деревообрабатывающие ремесла. Кожевенное дело. Мукомольный промысел. Сбор коллекции домашней утвари из дерева, глины, бересты и других материалов.

Транспортные средства. Сани, телега, волокуша, носилки. Фотографирование, зарисовка, изготовление макетов средств передвижения.

Жилище. Жилище в прошлом. Внутреннее убранство жилища. Надворные постройки. Предметы домашней утвари. Фотографирование надворных построек, фасадов домов. Изучение литературы, периодической печати. Внутреннее убранство. Мебель. Описание и фотографирование внутреннего убранства, мебели, «красного угла»

Одежда. Верхняя и нательная одежда. Мужская и женская. Праздничная и повседневная. Головные уборы. Обувь. Сбор коллекций старинных предметов одежды. Фотографирование, описание.

Украшения. Сбор материалов о старинных украшениях.

Пища. Крестьянская кухня русская и удмуртская. Пища праздничная, обычная. Старинные блюда. Рецепты приготовления, по поводу каких событий готовились. Беседы со старожилами о традиционных блюдах. Приготовление старинного блюда по желанию.

Семейный быт. Семейные обряды, связанные с рождением ребенка, проводами в армию, свадьбой, погребением, поминками, земледельческими работами. Инсценирование какого-либо обряда по желанию. Беседы со старожилами, помнящими старый уклад семейной жизни.

Духовная культура жителей деревни. Декоративно-прикладное искусство. Вышивка. Ткачество. Изготовление из узорной ткани одежды и постельных принадлежностей.

Оформление интерьера жилых помещений. Ткацкий станок. Сбор коллекции вышитых, тканых изделий. Фотографирование интерьера жилых помещений. Сбор коллекции орудий ткачества.

Прядение. Вязание. Техника прядения. Способы орнаментации. Различные виды орнамента. Цветовое оформление. Сбор коллекции вязаных изделий, инструментов прядения.

Художественная обработка дерева. Изготовление домашней утвари, мебели, детских игрушек, орудий труда.

Плетеные изделия. Плетеная обувь. Плетеные емкости. Плетеные изгороди. Плетеная мебель, домашняя утварь. Сбор коллекции плетеных изделий.

Местные диалектные особенности. Изучение особенностей, научной литературы. Русский, удмуртский фольклор. Частушки, песни, потешки, прибаутки, считалки, побасенки, приметы, поговорки, пословицы, легенды. Сбор фольклорного материала, посещение жителей деревни, беседы.

Традиционные крестьянские праздники. Языческие, христианские праздники. Святки, Масленица, Пасха, Троица, Петров день, Ильин день и другие. Встречи с пожилыми людьми. Особенности проведения праздников у местных жителей. Инсценирование какого-либо праздника по желанию.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ ОБУЧАЮЩИЕСЯ К КОНЦУ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Основные понятия и термины:

Топонимика. Языковая семья. Система земледелия. Орудие труда.

Опросник. Краеведение. Исторические вспомогательные дисциплины: археология, этнография, нумизматика, генеалогия, ономастика. Исторический источник.

Архив. Архивный документ. Исследование.

Анкетирование. Экспедиция. Источник. Информант.

Духовная культура. Диалект. Фольклор. Экскурсия. Потешки. Прибаутки. Считалки. Пословицы. Поговорки. Приметы. Обычаи. Обряды.

Умения и навыки:

1)ведение самостоятельной исследовательской работы

2) применение различных методик сбора информации

3) ведение полевой описи

4) составление анкет, вопросников

5) коммуникативные навыки, умение вести беседу

6) оформительские навыки

7) изготовление фотоматериалов

8) работа в коллективе






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ (108 ч)

№ п/п

Музееведение
Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23


Введение. Понятие музея. История музея
Типы музеев. Функции музеев
Исторические, краеведческие музеи
Экскурсия в краеведческий музей г. Воткинска (с привлечением учащихся)
Специфика школьного музея. Основной фонд музея
Научно-вспомогательные материалы музея
Методика сбора источников по истории родного края. Состав фондов
Классификация музейных предметов. Комплектование фондов
Учет и хранение музейных фондов
Прием предметов в музей и их регистрация
Научная инвентаризация музейных предметов. Музейные каталоги
Система хранения музейных фондов
Экскурсия в дом-музей П.И.Чайковского( с приглашением учащихся школы)

Музейная экспозиция. Принципы построения экспозиции

Методы построения экспозиции. Экспозиционные материалы

Специфика экспозиции. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее

Этапы подготовки. Выбор темы

Изучение темы экскурсии

Отбор экспонатов

Работа над содержанием экскурсии

Экскурсионные методы и приемы

Отработка экскурсии

Дальнейшее совершенствование экскурсии

Проведение экскурсии (для учащихся школы, детского сада)

3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3



3





3


3


3


3

3











3









3

3




3









3

3

3

6


9

9

9


Итого
54

54


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 год обучения

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

Введение. Понятие музея. История создания музеев. Музеи на территории России. Музеи на территории Удмуртии. Типы музеев. Функции музеев. Исторические, краеведческие музеи.

Ключевые понятия музееведения. Посещение музеев. Специфические особенности школьного музея. Документация. Условия создания музея. Музейная комната. Законодательство РФ о музеях. Присвоение званий музеям. Фондовая работа. Основной фонд музея. Профили школьных музеев. Методика организации музея. Справочный отдел музея.

Состав музейного фонда. Предметы основного фонда. Предметы фонда научно-вспомогательных материалов. Временный фонд. Классификация музейных предметов. Комплектование фондов. Изучение музейных предметов.

Учет и хранение музейных фондов. Прием предметов в музей и их регистрация. Цели учета. Документальное оформление. Книга поступлений основного фонда. Учетные обозначения на предметах. Вспомогательные виды учета. Условия хранения. Предметы, запрещенные для хранения в школьных музеях. Прием предметов в музей и их регистрация. Научная инвентаризация музейных предметов. Нанесение на предметы учетных обозначений. Учет движения фондов. Музейные каталоги. Режим хранения музейных фондов. Упаковка и транспортировка музейных фондов.

Методика сбора источников по истории родного края. Принципы отбора краеведческого материала. Источники сбора материала. Анкетирование. Полевая опись материала. Беседа.

Музейная экспозиция. Условия создания экспозиции. Основные принципы построения экспозиции. Маршрут. Разделы экспозиции.

Отбор материалов для экспозиции, их изучение. Группировка материалов.

Подготовка помещения и оборудования: правила использования подсветки. Правила подготовки, выбора помещения, витрин. Размещение экспозиционных материалов. Составление этикетажа и текстов. Монтаж экспозиции.

Подготовка экскурсии. Этапы подготовки экскурсии: выбор темы экскурсии, название экскурсии, определение ее цели. Подбор литературы, ее изучение. Разработка программы (маршрута) экскурсии. Правила размещения группы вокруг экспоната. Работа над тезисным текстом экскурсии. Устная отработка экскурсии. Проведение экскурсии.

Подготовка экскурсоводов и лекторов. Принцип «от показа к рассказу». Правила проведения экскурсии. Приемы и методы, которые используются при проведении экскурсии. Использование звукозаписей, видеозаписей при показе.

Учет экскурсионной (просветительской) работы. Работа с библиографией и архивными документами. Техника изготовления тканых изделий (покрывало, полотенце, половик, холст). Техника изготовления плетеных изделий(корзина, лапти). Техника изготовления изделий из бересты (короб, туес). Техника изготовления глиняной посуды (кринка, горшок, чашки).

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ ОБУЧАЮЩИЕСЯ К КОНЦУ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Основные понятия и термины:

Музей. Паспортизация музейной комнаты. Музейная комната. Профиль музея. Профильная дисциплина музея.

. Музейный фонд. Музейный предмет. Шифр музея. Фондовое оборудование.

Музейная экспозиция. Условия создания экспозиции. Основные принципы построения экспозиции. Маршрут. Разделы экспозиции. Отбор материалов для экспозиции. Группировка материалов. Тематико-экспозиционный план. Тематико-экспозиционный комплекс. Экспонат. Экспозиционный пояс. Этикетаж. Подготовка помещения и оборудования. Правила подготовки, выбора помещения. Размещение экспозиционных материалов.

Умения и навыки:

  1. подготовка помещения и оборудования для экспозиции

  2. размещение экспозиционных материалов

  3. составление этикетажа и текстов к экспонатам

  4. монтаж экспозиции

  5. умение отвечать на вопросы по теме экскурсии

  6. составление маршрута экскурсии

  7. составление содержания экскурсии

  8. ведение экскурсии

  9. коммуникативные навыки

  10. навыки лекторского мастерства

  11. навыки сценического мастерства

  12. изготовление элементов костюмов.

  13. ведение музейной документации

  14. классификация музейных предметов

  15. описание музейного предмета

  16. создание музейной экспозиции

  17. выполнение графиков-чертежей будущей экспозиции

  18. отбор музейных предметов для будущей экспозиции

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ (216 ч)

тем

Народный праздник

теория

практика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

Разработка сценария праздника Покровская ярмарка. Сбор местного фольклорного материала по теме

Работа над инсценированием праздника

Проведение праздника

Разработка сценария праздника Екатерина-санница. Сбор местного материала по теме

Работа над инсценированием праздника

Проведение праздника

Понятие о народе, народной культуре, о ее формах - духовной и материальной

Понятие о детской культуре как части культуры общенародной.

Детские считалки, дразнилки и т.д. Сбор местного материала по теме

С Новым годом, с новым урожаем!

Старинный земледельческий календарь. Юлианский и григорианский календари.

Встреча матушки Осенины.

Народные пословицы, приметы, присловья о временах года и о погоде. Сбор местного материала по теме

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы

Крестьянский дом как модель мира

Детская народная игра и игрушка. Разучивание народных игр

«Льняные смотрины» (Осенняя ярмарка в школе)

Народный костюм

Кузьминки - первый зимний праздник

Подготовка и инсценирование праздника «Кузьминки»

Понятие об обрядовом комплексе «Зимние святки»

Разучивание величальных святочных песен

Святочные игры и гадания. Проведение святочных гаданий

Проведение обряда колядования в деревне

Готовимся к Масленице! Понятие об образе праздника в русской народной традиции

Сбор местного фольклорного материала: масленичные песни, приговоры, игры

Печем масленичные блины!

Праздник «Прощай, Масленица!»

Обряды и обычаи Великого поста. Сбор местного материала по теме

Готовимся украсить наш Пасхальный стол!

Понятие вербного воскресенья

Семейные традиции. Праздники в семье. Сбор местного материала по теме

Удмуртский фольклорный герой Лопшо Педунь

Рождение ребенка

Обряд совершеннолетия

Проводы в армию. Сбор местного материала по теме

Удмуртская свадьба. Сбор местного материала по теме

Обычай проводов гостей до полевых ворот

Великий четверг

Гадания возле полевых ворот

Языческая религия удмуртов

Обычаи, поверья, связанные с домом, усадьбой, надворными постройками у русских. Сбор местного материала по теме

Обычаи, поверья, связанные с домом, усадьбой, надворными постройками у удмуртов. Сбор местного материала по теме

Праздник новоселья. Сбор местного материала по теме

Русская народная песня

Удмуртская народная песня

Календарно-обрядовые праздники удмуртов. Вожодыр

Встреча Нового года

Крещение

Праздник первой борозды - гырыны потон

Праздник окончания весеннее-полевых работ - гырон быдтон, гербер

Троица

3



3


3


3

3


3


3


3

3

3

3

3



3

3

3




3

3

3


3



3



3





3

3

3


3

3

3


3


3

3

3


3


3

3


3

3



3




3


3

3

3

3

3

3

3

3


3

3



3


3


3






3






3





3


3




3




3

3


3




3


3

3

3


3


3






3


3




3


3



3




3









3




Итого

141

75


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 год обучения

НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК

Понятие о народе, народной культуре, о ее формах - материальной и духовной, о исторической народной памяти. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы в народной традиции. Символ Женщины-Хозяйки мира в народном прикладном искусстве.

Изучение истории праздника. Изучение народных пословиц, поговорок о Покрове. Народные приметы о погоде. Потешки, пестушки , связанные с праздником. Обычаи и обряды, связанные c праздником Покрова. Обычай запекать углы. (Печем блины)

Покровская ярмарка. Цель ярмарки. Разучивание народных песен, прибауток о торговле, о ярмарке. Заклички. Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Ярмарка». Разучивание народных игр.

Понятие о народе, народной культуре, о ее формах - материальной и духовной. Понятие о детской культуре как части культуры общенародной. Экспедиция по деревне: детские считалки, дразнилки и т.д. Старинный земледельческий календарь. Юлианский и григорианский календари. Встреча матушки Осенины. Народные пословицы, приметы, присловья о временах года и о погоде. Экспедиция по деревне: сбор местного материала по теме. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Крестьянский дом как модель мира. Детская народная игра и игрушка. Разучивание игр. «Льняные смотрины» (Осенняя ярмарка в школе). Народный костюм. Кузьминки - первый зимний праздник. Подготовка и инсценирование праздника «Кузьминки». Понятие об обрядовом комплексе «Зимние святки». Разучивание величальных святочных песен. Святочные игры и гадания. Проведение святочных гаданий. Проведение обряда колядования в рождественское утро. Готовимся к Масленице! Понятие об образе праздника в русской народной традиции. Сбор местного фольклорного материала: масленичные песни, приговоры, игры

Печем масленичные блины! Праздник Прощай, Масленица! Обряды и обычаи Великого поста. Готовимся украсить наш Пасхальный стол!Понятие вербного воскресенья. Начинаем готовиться к празднику Березки.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ ОБУЧАЮЩИЕСЯ К КОНЦУ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Основные понятия и термины:

Понятие о народе. Народная культура. Формы народной культуры. Духовная культура. Материальная культура. Детская культура. Считалка. Дразнилка. Потешка. Земледельческий календарь. Юлианский календарь. Григорианский календарь. Народная пословица. Народная примета. Народный праздник. Народная игрушка. Народная игра. Народный костюм. Святочная песня. Святочная игра. Святочные гадания. Обряд колядования. Масленичные песни. Масленичные блины. Обряды и обычаи Великого поста. Пасха. Пасхальный стол. Вербное воскресенье.

Умения и навыки:

1) умение составлять сценарии праздников

2) проведение праздников

3) сценическое мастерство

4) изготовление элементов костюмов

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ (216 ч)

ГЕНЕАЛОГИЯ

тем

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теория

практика


Основы генеалогии

21

14

7

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда и технике безопасности

3

3


2

Понятие о генеалогии при изучении и составлении родословного древа

3

2

1

3

Генеалогия семьи. Генеалогия личности

3

2

1

4

Понятие о роде.

3

1

2

5

Династии

3

1

2

6

Понятие о вспомогательных дисциплинах при изучении и составлении родословного древа

3

3


7

Подведение итогов

3

2

1


Практическая генеалогия

36

14

22

8

Понятие «родословное древо»

3

1

2

9

Понятие «родственные, свойственные отношения»

3

2

1

10

Работа со словарем

3


3

11

Генеалогическое древо.

3

1

2

12

Генеалогическая таблица семьи

3

3


13

Генеалогическая таблица семьи

3


3

14

Виды родословного древа

3

3


15

Виды родословного древа

3


3

16

География расселения родственников

3

3


17

География расселения родственников

3


3

18

Выставка «Древо жизни»

3


3

19

Подведение итогов

3

1

2


Биографика

39

9

30

20

Понятие о биографике.

3

2

1

21

Биография и автобиография как источники при составлении родословной

3


3

22

Конкурс рассказов о своей биографии

3


3

23

Профессии и место работы родителей.

3

1

2

24

Трудовой коллектив

3

1

2

25

Трудовые традиции

3

1

2

26

Детские и юношеские годы родителей, бабушек, дедушек

3

1

2

27

Детские игры родителей, бабушек и дедушек

3

1

2

28

Моя семья в часы отдыха

3


3

29

Традиции семьи

3

1

2

30

Семейные праздники

3


3

31

Дом, семейный быт

3


3

32

Подведение итогов

3

1

2


Геральдика и сфрагистика

51

27

24

33

Понятие о геральдике.

3

2

1

34

Понятие о сфрагистике.

3

2

1

35

Государственная символика Удмуртской республики.

3

2

1

36

Гербы и печати в семейных документах

3

1

2

37

Герб Воткинского района.

3

2

1

38

Герб города Воткинска

3

2

1

39

Герб города Ижевска

3

2

1

40

Символы семьи.

3

2

1

41

Награды родственников, ветеранов тыла и участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

3

1

2

42

Геральдика: наука о чести и наследии.

3

3


43

Государственная символика.

3

2

1

44

Гербы городов.

3

2

1

45

Семейный герб.

3

3


46

Изготовление семейного герба

3


3

47

Изготовление семейного герба

3


3

48

Конкурс рисунков семейного герба и творческих работ

3


3

49

Подведение итогов

3

1

2


Фамилистика и ономастика

30

17

13

50

Понятие о фамилистике

3

3


51

Понятие об ономастике

3

3


52

Я. Мое имя, его значение.

3

3


53

Имянаречение. Крещение

3

2

1

54

Фамилии, имена, отчества членов семьи, даты рождения

3

1

2

55

Конкурсы рисунков, рассказов «Когда я был совсем маленьким»

3


3

56

Моя фамилия, ее значение.

3

1

2

57

Понятие о дружбе. Мой лучший друг

3

1

2

58

Мое имя. Фонетико-морфологические изменения в именах удмуртов

3

2

1

59

Подведение итогов

3

1

2


Семейный архив

39

9

30

60

Понятие о семейных реликвиях

3

1

2

61

Портреты, фотопортреты

3

1

2

62

Документы

3

1

2

63

Письма

3

1

2

64

Мои родственники - участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и трудового фронта

3

1

2

65

Вещь, предмет, реликвия.

3

1

2

66

Самый интересный предмет из архива семьи.

3


3

67

Музейный предмет

3

1

2

68

Семейные реликвии. Условия их хранения

3

2

1

69

Выставка «Семейные реликвии»

3


3

70

Работа с «Книгой Памяти»

3


3

71

Митинг. Возложение цветов к памятнику

3


3

72

Итоговое занятие

3


3


Итого

216

89

127

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

4 ГОД ОБУЧЕНИЯ (216 ч)

ГЕНЕАЛОГИЯ


№ п/п

Наименование

раздела

Краткое содержание программы

Приемы, методы

1

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда и технике безопасности

Что такое краеведение. Мои деревня, район, край, республика на карте страны. Известные люди малой родины. Инструктаж по технике безопасности в кабинете

Рассказ. Беседа

2

Основы генеалогии

Понятие о генеалогии при изучении и составлении родословного древа. Генеалогия семьи. Генеалогия личности. Понятие о роде. Династии. Понятие о вспомогательных дисциплинах при изучении и составлении родословного древа

Рассказ. Беседа. Схема. Опрос родственников. Схематическое изображение

3

Практическая генеалогия

Понятие «родословное древо». Понятие «родственные, свойственные отношения». Генеалогическое древо. Генеалогическая таблица семьи. Виды родословного древа. География расселения родственников

Рассказ. Беседа. Схема. Рисунок. Конкурс рисунков. Выставка родословных

4

Биографика

Биографика. Биография и автобиография как источники при составлении родословной. Понятие о биографике. Трудовой коллектив. Трудовые традиции. Традиции семьи. Досуг семьи. Семейные праздники. Дом, семейный быт

Рассказ. Беседа. Опрос родственников. Конкурс рисунков. Выставка фотопортретов

5

Геральдика и сфрагистика

Понятие о геральдике. Понятие о сфрагистике. Государственная символика Удмуртской республики. Гербы и печати. Герб Воткинского района, города Воткинска, города Ижевска. Символы семьи. Семейный герб. Государственные награды.

Рассказ. Беседа. Опрос родственников. Выставка наград родственников. Описание герба

6

Фамилистика и ономастика

Понятие о фамилистике. Понятие об ономастике. Имя, его значение. Имянаречение. Крещение. Фамилия, ее значение. Дружба. Мой лучший друг. Фонетико-морфологические изменения в именах удмуртов

Рассказ. Беседа. Опрос родственников. Конкурс рассказов

7

Семейный архив

Семейный архив. Понятие о семейных реликвиях. Портреты, фотопортреты. Документы. Письма. Вещь, предмет, реликвия. Музейный предмет. Семейные реликвии. Условия их хранения. Книга Памяти.

Рассказ. Выставка. Беседа. Митинг.

8

Итоговое занятие

Мое место на карте мира, России, Удмуртии. От малой Родины к Большой Родине

Беседа.




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 ГОД ОБУЧЕНИЯ (216 ч)

тем

Основы исследовательской деятельности

теория

практика

1

2

3

4

5

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Виды исследований: реферат, исследовательская работа. Общее понятие

Выбор темы. План исследования

Научные методы и принципы исследования

Приемы работы с источниками

Работа с библиографией и с архивными документами

Изучение и описание истории предметов, их назначение

Приемы составления генеалогического древа

Научно-справочный аппарат работы

Подготовка защиты исследовательской работы

Оформление тезисов

Оформление творческого приложения

Оформление библиографии, сносок

Специфика получения информации из архивов, архивных материалов

Этапы исследовательской деятельности Методы познания.

Методы исследования

Программа исследования

Проблема. Постановка проблемы Оппонирование

Стендовый доклад

Работа в архиве

Написание работы по краеведению

Защита работы

Видеоматериалы. Компьютер

Работа с информантами

Подготовка материалов для печати

Итоговое занятие

3


3

3

3

3


3


6


3

3


3

3

3

3


3

3

3

3

3

3

3

3


3

3


3

3


6

6


6


6



6


6

12

6



6

6

9

27

9


21

6

Итого

78

138


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 ГОД ОБУЧЕНИЯ

ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Что такое реферат. Структура реферата. Объем реферата. Оформление сносок, творческого приложения, тезисов. Оформление титульного листа. Оформление содержания. Приемы разбивки содержания на составные части. Научно-справочный аппарат реферата. Оформление библиографии. Компьютерный набор текста. Выбор темы. Составление плана.

Что такое исследовательская работа. Требования к введению. Требования к заключению. Правила и методы работы с информантами. Специфика работы в архиве. Стендовый доклад. Правила оформления стенда: требования к формату, содержанию. Защита работы. Критерии защиты. Ответы на вопросы, отработка ответов.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ ОВЛАДЕТЬ ОБУЧАЮЩИЕСЯ К КОНЦУ 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Основные понятия и термины:

Исследование. Реферат. Исследовательская работа. План исследования. Научный метод исследования. Научный принцип исследования. Исторический источник. Генеалогическое древо. Научно-справочный аппарат. Тезис. Творческое приложение. Библиография. Сноска. Архив. Архивный материал. Видеоматериалы. Компьютер. Информант.

Умения и навыки:

  1. выбор темы исследовательской работы

  2. составление плана исследования

  3. применение приемов работы с источниками

  4. составление научно-справочного аппарата работы

  5. оформление тезисов, библиографии

  6. оформление творческого приложения, сносок

  7. получение информации из архива, архивных материалов

  8. написание исследовательской работы

  9. публичное выступление, лекторское мастерство

  10. коммуникативные навыки

  11. умение отвечать на вопросы по теме работы


ЛИТЕРАТУРА

1. Атаманов М.Г. Удмуртская ономастика, Ижевск, Удмуртия, 1988

2. Виноградов В.Н. Народная одежда удмуртов, Ижевск, Удмуртия, 1951

3. Владимирова Р.А., Корепанов К.И., Никулина Т.Е. Примерные планы-конспекты уроков по истории Удмуртии, Ижевск, ИИУ, 1995

4. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов, Ижевск, Удмуртия, 1991

5. Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции, Волгоград, 2007

6. Воткинск. Летопись событий и фактов, Устинов, Удмуртия, 1985

7. Государственные символы Удмуртской Республики, Ижевск, Удмуртия, 1994

8. Климов А.А. Русский народный танец

9. Климов К. Удмуртское народное ткачество

10. Новицкая М.Ю. От осени до осени, Москва, Центр, 1994

11. Малахова М.М. Рождественские праздники в школе, Волгоград, 2005

12. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа

13. Черноскутова С.А. Про Семена-лето-продавца, про Синичкин праздник, про зимних богатырей и многое другое …, Екатеринбург, 1997

14. Начинающему исследователю родословной. Автор-составитель А.В. Огородникова. - Ижевск :Удмуртия, 2007.












© 2010-2022