Тире в бессоюзном сложном предложении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 9 классе

«Тире в БСП»

Цели урока:

Образовательные

  • повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия;

  • познакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП;

  • формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП, а также в простых предложениях.

Воспитательные - воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться, способствовать нравственному воспитанию.

Развивающие - развитие речи и позновательного интереса учащихся.

Оборудование: учебник, тетрадь, таблица « Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении», раздаточный материал.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Взаимопроверка домашнего задания

Проверка домашних упражнений ( упр. 196, 198, составленные предложения по таблице «Знаки препинания в БСП»).

III. Актуализация знаний

1. Выполним синтаксический разбор предложения.

(Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, которая поколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров. (А. Гайдар)).

Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.

2. Работа со "слепой схемой".

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

- Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи.

- Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят?

- Какое предложение мы называем бессоюзным?

- Какое основное средство связи в БСП?

IV. Объяснение новой темы

1. Определение темы и целей урока.

На доске записаны предложения.

Повторенье - мать ученья.

Азбука - к мудрости ступенька.

Хлеб питает тело, а книга - разум.

Кончил дело - гуляй смело.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Семь бед - один ответ.

Задания:

- Что объединяет эти предложения? (это пословицы)

- Что такое пословица?

Пословица - меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.

- Что еще у них общего? (во всех предложениях есть тире)

- Есть ли различия в постановке тире в этих предложениях? (есть, для каждой группы - свои правила постановки тире)

- Какие же основания для постановки тире в 1-й группе слов? (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.)

- Назовите условие постановки тире во 2-й группе слов (неполное предложение, в котором опущено сказуемое)

- Какие смысловые отрезки разделяются тире в 3-й группе? (части бессоюзного сложного предложения)

- Вспомните, в каких еще случаях ставится тире (в предложениям с прямой речью и при обобщающем слове после однородных членов предложения). Приведите примеры на эти правила

На основе материала для языковой разминки предположите, какая будет тема урока. Учащиеся формулируют тему «Тире в бессоюзном сложном предложении» и записывают ее в тетрадях.

Заполнить таблицу (оценивание знаний).

Умения

Начало урока

Конец урока

Я знаю условия, при которых ставится двоеточие , запятая , точка с запятой в БСП.

Я знаю условия, при которых ставится тире в Бессоюзном сложном предложении.

Я умею видеть на письме границы простых предложений в БСП

Я умею читать БСП с правильной интонацией.

Я умею ставить правильный знак в БСП

2. Открытие нового знания.

Для установки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.

Учащиеся записывают в тетрадях примеры бессоюзных сложных предложений из языковой разминки.

Кончил дело - гуляй смело.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Семь бед - один ответ.

Учитель

Ученики

Подумайте, почему в бессоюзных сложных предложениях из языковой разминки становится тире

Какие у вас будут версии?

Нужно определить смысловые отношения между частями

Согласны?

Да

Что вам поможет в этом?

Можно подставить какие-то союзы, превратив бессоюзное предложение в союзное

Попытайтесь. Что получилось?

В первое предложение можно подставить союз когда перед 1-й частью, во второе - союз если также перед 1-й частью, а в третье - союз а перед 2-й частью

Сделайте вывод, при каких условиях в бессоюзном сложном предложении ставится тире

Тире ставится, если 1-я часть называет время или условие того, о чем говорится во 2-й части, или содержание 2-й части сложного предложения противопоставляется содержанию 1-й части

Откройте учебник на с.135 и прочитайте текст упр.216

Найдите в упражнении примеры, которые соответствуют указанные вами условиям

Читают предложения, которые соответствуют названным положением

Попробуйте определить другие виды смысловых отношений и сформулировать, при каких еще условиях между участями бессоюзного сложного предложения ставится тире

Выявляют смысловые отношения следствия, сравнения, быстрой смены событий (если затрудняются, учитель может дать подсказку - «союз») и формулируют правило полностью

3. Работа с учебником.

Сравнение собственных выводов учащихся с правилом в рамке учебника на с.135-136

- Прочитайте текст в рамке

- Все ли условия вы назвали?

- Какой способ проверки предлагается для установления смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения? (замена синонимичными союзными конструкциями - сложноподчиненными или сложносочиненными предложениями)

- Назовите ключевые слова темы (тире в бессоюзном сложном предложении, смысловые отношения времени, условия, следствия, сравнения, противопоставления, быстрой смены событий)

- На основе пунктов правила и ключевых слов подготовьте краткое сообщение о постановке тире между частями бессоюзного сложного предложения.

V. Практическая работа.

1. Упр.199 (устно) - по цепочке.

Цель: развить умение находить части бессоюзного сложного предложения, между которыми нужно поставить тире, объяснять условие его постановки

Образец рассуждения:

Лето припасает - зима поедает.

(Можно заменить бессоюзное предложение сложносочиненным с союзом А):

Лето припасает, а зима поедает.

( смысловые отношения - противопоставление;)

2. Упр. 200 (письменно).

Развивается умение постановки тире в бессоюзном сложном предложении, части которого (или одна из частей) являются односоставными предложениями, а также умение объяснить условие выбора знака.

3. Записать как можно больше пословиц, в которых ставится тире.

- Не трудиться - так и хлеба не добиться.

- Будешь трудиться - будешь и кормиться.

- Ноги носят - руки кормят.

- Напишешь пером - не вырубишь топором.

- Любишь кататься - люби и саночки возить.

- Молвит слово - соловьём поёт.

- Лето припасает - зима поедает.

- Недруг поддакивает - друг спорит.

- Не спеши языком - торопись делом.

- Волков бояться - в лес не ходить.

- Поспешишь - людей насмешишь и тд.

4. Графический слуховой диктант.

- Начертить схемы предложений текста.

Хороши хлеба - душа спокойна: будут все сыты.

[ ] - [ ]: [ ].

Плохи хлеба - горя не миновать. [ ] - [ ].

Так было исстари. [- = ].

Так и теперь. [ - ].

Хлеб - всему венец. [ ] - [ ].

И мы умели беречь хлеб, знали ему цену. [- =, = ].

Знали, что стоит получить полновесный тяжёлый колос.

[ ],(что ).

Знали: кем бы ты ни был - тебе нужен хлеб.

[ ]: [ ] - [ ].

VI. Самостоятельная работа.

Выдели грамматические основы, поставь знаки препинания.

  1. Из дому выходить не хочется грязь страшная.

  2. Любишь кататься люби и саночки возить.

  3. Около дома водились ласточки ,вившие гнёзда в кровле в саду и в роще водились малиновки иволги чижи и щеглы.

  4. Сомнений не было кто-то осторожно пробирался к нам через заросли.

VII. Подведение итога урока.

- Что мы сегодня вспомнили на уроке?

- Ребята, какова была цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.)

- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо:
1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)

VIII. Выставление оценок.

IX. Домашнее задание.

Упр. 200 ( 7- 19), 201.






















Приложение.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Самостоятельная работа.

Выдели грамматические основы, поставь знаки препинания.

1. Из дому выходить не хочется грязь страшная.

2. Любишь кататься люби и саночки возить.

3. Около дома водились ласточки ,вившие гнёзда в кровле в саду и в роще водились малиновки иволги чижи и щеглы.

4. Сомнений не было кто-то осторожно пробирался к нам через заросли.

Заполнить таблицу (оценивание знаний).

Умения

Начало урока

Конец урока

Я знаю условия, при которых ставится двоеточие , запятая , точка с запятой в БСП.

Я знаю условия, при которых ставится тире в Бессоюзном сложном предложении.

Я умею видеть на письме границы простых предложений в БСП

Я умею читать БСП с правильной интонацией.

Я умею ставить правильный знак в БСП







© 2010-2022