Роль имени прилагательного в речи. Зима

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Роль имени прилагательного в речи. ЗимаТехнологическая карта урока русского языка в 6 классе.

Составила: Бондаренко Елена Викторовна

Тема урока: Роль имен прилагательных в речи. Зима.

УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская.

Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.

Технология урока: проблемное обучение.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цели урока:

Образовательные:

  • Повторение и закрепление изученного по теме «Имя прилагательное» на основе заданий;

  • Добиться понимания учащимися роли прилагательных и эпитетов, выраженных именами прилагательными;

  • Развивать умение устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными;

  • Развить умение формулировать определение понятий.

  • Обогащать словарный запас учащихся.

  • Совершенствовать орфографические умения.

Развивающие:

  • Осуществление системно-деятельностного подхода.

  • Развитие внимания.

  • Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

формирование логических умений;

развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт.

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • Воспитание ценностного отношения к слову;

Развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Уважительное отношение к родному языку.

  • Стремление к речевому самосовершенствованию.

  • Способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные:

  • Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

  • Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении.

Предметные:

  • Развитие творческой самостоятельности.

  • Владение разными видами речевой деятельности.

  • Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме.

  • Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, толковый словарь русского языка, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь эпитетов русского языка, раздаточный материал.

































ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Оргмомент.

Цель этапа: Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся.

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю я вам!

Слайд № 1 - зимний пейзаж (музыка).

Музыка выключается.

Слайд № 2 - фото с видами зимы.

Ребята, отгадайте загадки.

Учитель читает загадки:

  1. Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинки -

Над миром пушинки. (Зима)

  1. Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные.

А возьмешь - вода в рук (Снежинки)

  1. Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (снег)

  1. Он колючий, светло-синий

По кустам развешан …(иней)

Была белая да седая -

Придёт зеленая, молодая. (Зима и весна)

Приветствуют друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Рассматривают иллюстрацию на слайде. Отгадывают загадки

Коммуникативные:

- уметь слушать

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настроиться на работу, установить доброжелательные отношения в

коллективе, найти контакт с классом)

2. Определение темы урока. Постановка проблемы.

Цель этапа: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление

- Скажите, какой темой объединены все эти загадки. (Зима).

- А как вы догадались, о чем загадки? Какие слова в первую очередь помогли вам это сделать?

Открывается запись (Слайд № 3 - Зима: белая, седая…)

- К какой части речи относятся эти слова?

- Часто употребление в речи слов со значением признака не менее важно, чем употребление слов со значением предмета. Как видите, в загадках были употреблены имена прилагательные, но сами предметы не были названы. Перечисления признаков, качеств, обозначенных прилагательными, оказалось достаточно, чтобы узнать «предмет».

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Открывается тема (Слайд № 4)

(Записать в тетради число и тему урока)

- Прочитайте еще раз формулировку темы. Скажите, на какие вопросы мы должны будем ответить в ходе урока? Какова цель нашего урока? Какие задачи постараемся решить? (Слайд 5)

Работают совместно с учителем, отвечая на вопросы.





Формулируют тему и цель урока.

Регулятивные:

1. высказывать предположения на основе наблюдений

2. формулировать вопрос (проблему) урока и его цель

Познавательные:

- определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций

3. Работа по теме урока. Выполнение тренировочных упражнений.

Цель этапа: поиск решения учебной задачи.
























4. Физминутка

Цель этапа: снятие физического и эмоционального напряжения.


5. Работа по теме урока. Выполнение тренировочных упражнений. (продолжение)

Цель этапа: поиск решения учебной задачи.

Чтобы достичь поставленных целей, я приглашаю вас в лабораторию и предлагаю стать юными научными сотрудниками. Нам предстоит провести несколько экспериментов, а их результаты (ключевые слова на елочных игрушках) мы будем использовать для украшения нашей новогодней елочки. Ведь совсем скоро наступит праздник!

А помогать нам будет Алексей Любознательный - СЛАЙД 7, который перед уроком побывал на консультации у ученого. Как вы думаете, какого: астронома, лингвиста или физика?

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

- По подсчетам ученых, прилагательное занимает 3-е место по частоте употребления в речи (после существительного и глагола). Но в отдельных текстах имена прилагательные преобладают над глаголами. Как вы думаете, в текстах какого типа мы можем это увидеть? (в описании).

-Почему?

- Проверим ваше предположение.

Ученикам раздаются тексты (текст также появляется на экране). Слайд 8

Перед вами текст.

Февраль - самая метельная пора зимы. В лесу под холодным огнем яркого, но бессильного низкого солнца висят на ветвях кустов и деревьев снежные шапки. Косой свет лучистого заката румянит снег. От леса падает синяя тень, и здесь сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов. Днём небо поражает голубизной, а к вечеру оно становится густо-фиолетовым, и на таком фоне удивительно красива в стеклянных и хрустальных кружевах берёза. (Д. Зуев)

(существительных - 24; глаголов - 6; прилагательных - 15)

Задание.

1.Подсчитайте в тексте количество имен существительных (I ряд), глаголов (II ряд), имен прилагательных (III ряд).

- А теперь прочитайте текст вслух и сообщите о результатах своего исследования.

- Сделайте вывод, какую роль играют имена прилагательные в создании общей картины.

- А почему глаголов так мало? В каком тексте мы сможем наблюдать преобладание глаголов? Почему? (Имя прилагательное помогает точно выразить мысль, конкретизирует предмет. Глаголы используются в тексте повествования)

2.

- Объясните подчеркнутые орфограммы.

- Поясните отсутствие запятой между выделенными определениями.

- В какой форме употреблено подчеркнутое прилагательное. Каким членом предложения оно является?

Поздравляю, уважаемые коллеги, с первым результатом.

Слайд 9 «Прилагательное» и «Тип текста» на елочку

Задание. Выпишите из текста словосочетания «прилаг. + сущ.», которые можно использовать при описании зимы.

- Прочитайте их.

- Вы нашли в текстах образные определения. А как еще можно назвать образные определения? (эпитеты)

- А что такое эпитет?

- Правильно ли вы дали определение, проверьте по толковому словарю С.И.Ожегова.

Слайд 10

(Эпитет - в поэтике: образное, художественное определение.)

Алексей говорит, что мы правы и поэтому можем повесить на елку наш второй шар.

Слайд 11 «Эпитет» на ёлку

Все теоретические предположения должны быть проверены на практике.

В этом и состоит задача следующего эксперимента.

Мы повторили, что такое эпитет. А как он используются на практике? Это выясним все вместе.

Задание по рядам: подберите эпитеты к словам (6 человек работают у доски,

1 с каждого ряда - работает со словарем).

1 ряд - ель

4 ряд - береза

2 ряд - снег

5 ряд - иней

3 ряд - зима

6 ряд - снежинка

Слайд 12

(Пока дети работают, звучит музыка)

- Прочтите, что у вас получилось. Если возникают затруднения с подбором нужного слова, то необходимо обратиться к словарю эпитетов. У вас на столах есть ксерокопии отдельных фрагментов из этого словаря. Алексей так и сделал, и вот что у него получилось.

Слайд № 13 Эпитеты к словам

- Что еще вы можете сказать о роли прилагательных, опираясь на результаты проведенной работы? ( Прилагательные помогают представить мир образно, ярко, а найти необходимое слово поможет словарь)

Слайд № 14 Словарь на ёлку

- Засиделись мы за работой, пора отдохнуть.

- Звучит музыка

Все ребята дружно встали (встать около парты)

И на месте зашагали (ходьба на месте).

На носочках потянулись (потянуться)

И друг к другу повернулись (повороты).

Как пружинки мы присели (приседания),

А потом тихонько сели (садятся за парты).

Следующий лингвистический эксперимент нам предлагает провести мудрец, которого я встретила на днях

Слайд 15 (фото мудреца)

Он передал мне свиток (легенду читает подготовленный ученик)

- Давным-давно жил один чудодей. Он собирал со всего света слова, которые были близки по своему значению, затем он превращал их в жемчужины, сам обращался птицей, надевал жемчужное ожерелье на шею и летал под облаками. Но однажды налетел ужасно-сильный ветер, сорвал с орла ожерелье, и жемчужины разлетелись по миру.

Вот с тех пор люди собирают разбросанные по всему свету слова-жемчужины, с помощью которых избегают неоправданного повторения слов. Эти слова, употреблённые рядом, один за другим, помогают нарисовать предмет или картину достаточно полно, ярко.

- Как называются такие слова?

(Синонимы)

Слайд 16 «Синонимы»

- Подберите синонимы к слову белый. Те, у кого на партах есть словарь синонимов, или копии из словарей, могут обратиться к ним за помощью.

Алексей тоже работал со словарем, и вот его результат.

Слайд №17 Синонимы к слову белый

- Перед вами текст, в котором повторяется слово белый, что является речевой ошибкой. Ваша задача - опытным путем устранить ошибку, отредактировать текст.

Как замечателен лес зимой!

Глубокие белые лежат под деревьями сугробы. Белый снег тяжелыми шапками покрывает темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Солнце склоняется к закату, скользит косыми лучами по необозримому белому снегу, одевает его белой корою.

- Что у вас получилось? А Алексею помог в работе ученый. Вот их текст. Слайд 18

Как замечателен лес зимой! Глубокие седые лежат под деревьями сугробы. Серебряный снег тяжелыми шапками покрывает темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Солнце склоняется к закату, скользит косыми лучами по необозримому чистому снегу, одевает его жемчужной корою.

- Что вы можете сказать о роли синонимов - прилагательных в речи?

(Синонимы помогают избежать повторов и выразить мысль точно)

Итак, мы получили еще один шарик на елку

Слайд № 19 «Синоним» на елку

Следующий шаг к достижению цели

- Обратите внимание на последнее предложение текста. Слайд 20

Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие седые лежат под деревьями сугробы. Серебряный снег тяжелыми шапками покрывает темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Солнце склоняется к закату, скользит косыми лучами по необозримому чистому снегу, одевает его жемчужной корою. Поверх этого снежного покрывала раскинулся необыкновенный узор. Маленькие и большие, глубокие и мелкие следы оставили хозяева леса.

- В какой роли появляются имена прилагательные в этом предложении? (Антонимы)

Слайд 21

- С какой целью они употреблены?

Антонимы помогают передать контраст, делают речь более выразительной, а картину четкой.

Алексей повесил еще один шарик на лесную красавицу.

Слайд № 22 «Антоним» на елку

Работают совместно с учителем, отвечая на вопросы.





Работают с текстом.

Подсчитывают в нём количество имён существительных, имён прилагательных и глаголов.

Читают (по желанию) текст вслух, сообщают о результатах своего исследования.

Делают вывод о том, что прилагательное помогает точно выразить мысль, конкретизирует предмет.

Объясняют выделенные орфограммы.

Работают с текстом, выписываю их него словосочетания, которые можно использовать при описании зимы.

Вспоминают такое понятие, как эпитет.

Работают с толковым словарём С.И. Ожегова.



Подбирают эпитеты к словам, используя словари.



Приходят к выводу, что прилагательные помогают представить мир образно, ярко, то, что найти необходимое слово поможет словарь

Выполняют движения, предписываемые физминуткой.

После физминутки настраиваются на следующий этап урока.

Подготовленный ученик читает текст, остальные ребята слушают.



Отвечают на вопросы.

Подбирают синонимы к слову.

Редактируют текст, используя синонимы к слову «белый»

Сравнивают свой текст с данным на проекте

Отвечают на вопросы.

Анализируют предложение, отвечают на вопросы.

Регулятивные:

- искать пути решения проблемы

- осуществляют самоконтроль

- принимать и сохранять учебную цель и задачу

Познавательные:

-анализировать текст, доказывать и аргументировать свою точку зрения

Коммуникативные:

- осознанно строить речевые высказывания, проводить рефлексию своих действий

Личностные:

ценностно-нравственная ориентация (настроиться на

работу, установить доброжелательные отношения с одноклассниками)





















Регулятивные:

- саморегуляция

Коммуникативные:

- управляют поведением партнёра

Личностные:

ценностно-нравственная ориентация (настраиваются на работу, устанавливают доброжелательные отношения в

классе).

Регулятивные:

- искать пути решения проблемы

- осуществляют самоконтроль

- принимать и сохранять учебную цель и задачу

Познавательные:

-анализировать текст, доказывать и аргументировать свою точку зрения

Коммуникативные:

- осознанно строить речевые высказывания, проводить рефлексию своих действий

Личностные:

- ценностно-нравственная ориентация (настроиться на

работу, установить доброжелательные отношения с одноклассниками)

4. Итоги. Вывод. Отметки. Рефлексия.

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Давайте посмотрим на елочку и подведем итоги нашей работы в лаборатории.

- Перед вами задание, нужно по смыслу вставить подходящие понятия, которые мы с вами сегодня вспомнили

Прилагательное - очень значимая часть речи в русском языке. Она дает предмету качественную характеристику, делает текст более информативным, ярким, насыщенным. … преобладают над глаголами в текстах, относящихся к типу…. В поэтике они выступают в роли образного, художественного определения, такие определения называются …. Найти их, если возникают сложности, можно в специальных…. Немалую роль в описании играют … и …. … помогают избежать повторов и выразить мысль точно, а …помогают передать контраст, делают речь более выразительной, а картину четкой.

Слайд 23

После ответов учеников можно прочитать вывод на экране.

- Сегодня все очень хорошо поработали, а любой труд должен быть вознагражден. (Оценки)

- Заполняют таблицу

Сегодня на уроке я научился

0

1

2

Анализировать текст




Работать со словарями




Подбирать синонимы и эпитеты к прилагательным




Выполняют задание, отвечают на вопросы.





Получают оценки.

Заполняют табличку.

Регулятивные:

- осуществлять пошаговый контроль по результату

- оценить - выделить и осознать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоить

Познавательные:

- уметь применять информацию для решения практических задач

- уметь адекватно, осознанно строить устное высказывание

выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи

Коммуникативные:

- сотрудничать с одноклассниками в поиске информации

- уметь полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью

уметь аргументировать свои высказывания и приводить соответствующие доводы

Личностные:

самоопределение;

развивать познавательный интерес, создавать ситуации успеха,

развивать творческое мышление.

5. Домашнее задание

Цель этапа: практически применить знания, умения, навыки при решении учебных задач

- У вас на партах лежат новогодние подарки от снеговика - это эпитеты к словам. Они помогут вам выполнить домашнее задание. А оно у вас заключается в следующем: вставить подходящие по смыслу слова в предложенный текст и дописать его.

Зима - … и … время года. Выпал …снег и все вокруг укрыто … покровом, словно … … одеялом. Особенно красиво в ясные дни, когда лучи солнца, отражаясь и переливаясь на … снегу, заполняют все … светом. И как здорово до самого вечера играть с друзьями в … снежки, слепить … снеговика, покататься на санках или коньках. Зима - самое … время в году!

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные:

- прогнозирование

- оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

выбирать наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от условий

Личностные:

самооценка на основе успешности



© 2010-2022