Рабочая программа по русскому языку. Автор М. М. Разумовская

            Рабочая программа по русскому языку для 5-9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного Стандарта среднего (полного) образования по русскому языку (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. №1089), на основании Программы  по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Л...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация

Рабочая программа по русскому языку для 5-9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного Стандарта среднего (полного) образования по русскому языку (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. №1089), на основании Программы по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов.

В УМК входит:

5 класс

- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.

- Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012. Авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

6 класс

- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.

- Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007. Авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.

7 класс

- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.

- Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008. Авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.

8 класс

- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.

- Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009. Авторы М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.

9 класс

- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.

- Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009. Авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.

Количество учебных часов

В 5 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 3 часа школьного компонента, итого 6 часов в неделю (34 учебные недели, 204 часа в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 204 часа, данной рабочей программой предусмотрено 204 часа в год.

В 6 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 2 часа школьного компонента, итого 5 часов в неделю (34 учебные недели, 170 часов в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 170 часов, данной рабочей программой предусмотрено 170 часов в год.

В 7 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 2 часа школьного компонента, итого 5 часов в неделю (34 учебные недели, 170 часов в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 170 часов, данной рабочей программой предусмотрено 170 часов в год.

В 8 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в неделю (34 учебные недели, 102 часа в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 102 часа, данной рабочей программой предусмотрено 102 часов в год.

В 9 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 2 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в неделю (34 учебные недели, 68 часов в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 68 часов, данной рабочей программой предусмотрено 68 часов в год.


Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ

Классы

5

6

7

8

9

Диктант

6

6

2

1

1

Контрольное тестирование

2

2

2

1

2

Изложение

2

2

2

2

2

Сочинение

2

2

2

2

2





Рабочая программа по русскому языку. Автор М.М. Разумовская

Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для 5-9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного Стандарта среднего (полного) образования по русскому языку (базовый уровень) (Приказ МО от 5 марта 2004 г. №1089), на основании Программы по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов.

Главная цель рабочей программы по русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Данная рабочая программа предполагает достижение следующих задач:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

В учебно-тематический план 7 класса внесены изменения:

7 класс


№ п/п

Раздел программы

Количество часов

по программе

М.М. Разумовской

По рабочей программе

1.

Повторение изученного в 7 классе

19

18

В УМК входит:

5 класс

- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.

- Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012. Авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

6 класс

- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.

- Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2007. Авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.

7 класс

- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.

- Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008. Авторы М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.



8 класс

- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.

- Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009. Авторы М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.

9 класс

- Программа по русскому языку 5-9 классы. Сборник «Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы, 10-11 классы. Составитель Е.И. Харитонова, М., Дрофа, 2010. Авторы: М.М.Разумовская, В.И. Капинос, С.И.Львова, Г.А. Богданова, В.В.Львов.

- Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2009. Авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.

Количество учебных часов

В 5 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 3 часа школьного компонента, итого 6 часов в неделю (34 учебные недели, 204 часа в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 204 часа, данной рабочей программой предусмотрено 204 часа в год.

В 6 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 2 часа школьного компонента, итого 5 часов в неделю (34 учебные недели, 170 часов в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 170 часов, данной рабочей программой предусмотрено 170 часов в год.

В 7 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и 2 часа школьного компонента, итого 5 часов в неделю (34 учебные недели, 170 часов в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 170 часов, данной рабочей программой предусмотрено 170 часов в год.

В 8 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 3 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в неделю (34 учебные недели, 102 часа в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 102 часа, данной рабочей программой предусмотрено 102 часов в год.

В 9 классе на освоение требований государственного образовательного стандарта отводятся 2 часа федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в неделю (34 учебные недели, 68 часов в год). Программой М.М. Разумовской предусмотрено 68 часов, данной рабочей программой предусмотрено 68 часов в год.


Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ

Классы

5

6

7

8

9

Диктант

6

6

2

1

1

Контрольное тестирование

2

2

2

1

2

Изложение

2

2

2

2

2

Сочинение

2

2

2

2

2


Преобладающие формы организации учебного процесса: индивидуальная, парная, групповая и коллективная.

Методы и формы обучения: элементы диалоговой, игровой, проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, проверочные работы, работа с учебником, фронтальный опрос, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, разнообразные диктанты (словарный, схематический, лексический, распределительный, выборочный, объяснительный), сочинение (по картине, по данному сюжету, миниатюра), изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест.

К формам текущего контроля знаний и умений учащихся относятся: диктант с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный, сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, по материалу жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное), тест.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:

  • по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться толковым, фразеологическим словарями и словарями иностранных слов, антонимов;

  • по морфемике и словообразованию: владеть приемом разбора слова по составу: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями;

  • по морфологии: распознавать изученные в 5-7 классах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматико-орфографиче-ским словарем;

  • по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; пользоваться орфографическим словарем;

  • по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно произносить предложения изученных видов;

  • по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

Учебно-тематический план

5 класс


п/п

Тема урока


Количество часов

1.

О языке

3

2.

Речь

49

3.

Закрепление и углубление изученного в начальных классах

26

Язык. Правописание (систематический курс)

4.

Синтаксис и пунктуация

39

6.

Лексика. Словообразование. Орфография.

35

7.

Морфология. Орфография

49

8.

Повторение изученного в 5 классе

3

Итого


204


Учебно-тематический план

6 класс


п/п

Тема урока


Количество часов

1.

О языке

1

Закрепление и углубление изученного в 5 классе


2.

Грамматика

2

3.

Правописание

15

Язык. Правописание. Культура речи.


4.

Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов

40

Морфология. Орфография.


5.

Причастие и деепричастие

40

6.

Имя числительное

10

7.

Местоимение

19

8.

Повторение изученного в 6 классе

5

9.

Речь

38


Итого


170

Учебно-тематический план

7 класс


п/п

Тема урока


Количество часов

1.

О языке

1

2.

Речь

42

3.

Закрепление и углубление изученного в 6 классе

25

Морфология. Орфография

4.

Наречие

25

5.

Самостоятельные и служебные части речи

1

6.

Предлог

10

7.

Союз

12

8.

Частица

22

9.

Междометия и звукоподражательные слова

4

10.

Трудные случаи разграничения языковых явлений

10

11.

Повторение изученного в 7 классе

18

Итого


170









Учебно-тематический план

8 класс


п/п

Тема урока


Количество часов

1.

О языке

1

2.

Речь

17

3.

Трудные случаи правописания (на основе изученного)

5

Синтаксис и пунктуация

5.

Словосочетание и предложение

5

6.

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения

12

7.

Односоставные простые предложения

8

8.

Неполные предложения

2

9.

Предложения с однородными членами

12

10.

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями

11

11.

Предложения с обособленными членами

17

12.

Прямая и косвенная речь

6

12.

Повторение изученного в 8 классе

6

Итого


102

Учебно-тематический план

9 класс


п/п

Тема урока


Количество часов

1.

О языке

4

2.

Речь

17

3.

Обобщение изученного в 5-8 классах

6

Синтаксис сложного предложения

4.

Сложное предложение

2

6.

Сложносочиненное предложение

5

7.

Сложноподчиненное предложение

15

8.

Бессоюзное сложное предложение

7

9.

Сложное предложение с разными видами связи

5

10.

Повторение изученного в 5-9 классах

7

Итого


68















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 КЛАСС

О языке

Значение языка в жизни человека. Высказывания великих людей о русском языке.

Речь

Текст: основные признаки текста; тема и основная мысль текста; развитие мысли в тексте; данная и новая информация; деление текста на абзацы; строение абзаца: зачин, средняя часть, концовка; план текста (простой).

Стили речи: разговорный, художественный, деловой; их основные признаки; сфера употребления в речи, характерные языковые средства (из числа изученных учащимися).

Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Особенности строения:

а) художественного и делового повествования; б) описания предмета;

в) рассуждения-доказательства; г) оценочных суждений.

Композиционные формы: деловая инструкция (как что-либо делать), объявление. Основные требования к изложению (подробному и сжатому) и сочинению.

Закрепление и углубление изученного в начальных классах

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые в мягкие, глухие и звонкие. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Основные правила произношения звуков речи: ударных и безударных гласных; согласных звуков. Предмет изучения графики. Алфавит. Правильное название букв алфавита. Соотношение звуков и букв. Звуковое значение букв е, ё, я, ю. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.

ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ

Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Употребление на письме буквенных сочетаний жи~ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк, рщ; разделительных ъ и ь; -тся я -ться в глаголах. Не с глаголами. Использование орфографического словаря.

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ЛЕКСИКА

Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Основные способы толкования лексического значения слова: краткое объяснение значения в толковом словаре; подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.

СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. МОРФЕМИКА

Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Корень. Смысловая общность однокоренных слов. Приставка и суффикс как значимые части слова. Окончание как морфема, образующая форму слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.

СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. МОРФОЛОГИЯ

Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке.Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.

Язык. Правописание (систематический курс)

Синтаксис и пунктуация

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Его грамматическая основа. Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения. Интонация и порядок слов. Логическое ударение .Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами (без союзов и с союзами а, но, одиночным и). Запятая между однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие и тире при обобщающих словах. Обращение. Знаки препинания при обращении. Сложные предложения с бессоюзной и союзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Запятая между частями сложного предложения перед союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, если и др. Прямая речь после слов автора и перед словами автора. Знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире при диалоге. Наблюдение за использованием в художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих образность и эмоциональность речи.

Лексика. Словообразование. Правописание

Слово; взаимосвязь его лексического значения, морфемного строения и написания.

Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значения слова. Переносное значение слова как основа создания художественных тропов: метафоры, олицетворения, эпитета. Синонимы, антонимы (повторение). Омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка: словообразование и заимствование слов из других языков. Слова исконно русские и заимствованные. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, сложение. Чередование гласных и согласных в морфемах при образовании слова и его форм.

Словообразовательная модель как схема построения слов определенной части речи, имеющих общность в значении (^оватый, ^ательница и т. п.). Неологизмы как новые слова, построенные по типичным моделям. Правописание приставок на з и с. Правописание корней -лож- - -лаг-; -рос- - -раст-(-ращ~). Буквы о-е после шипящих в корне. Буквы и-ы после ц в разных частях слов.

Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления (диалектизмы, профессионализмы). Устаревшие слова. Фразеологизмы; их стилистическая принадлежность и основные функции в речи. Наблюдение за использованием в художественном тексте синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов); диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов.

Морфология. Орфография

Классификация частей речи русского языка (повторение)

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

ГЛАГОЛ

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма (инфинитив). Основные способы образования глаголов. Правописание не с глаголами (закрепление).

Возвратные глаголы. Правописание -ться и -тся в глаголах (закрепление). Виды глаголов. Корни с чередованием и-е (-мир- --мер-; -тир- - -тер- и др.), их правописание. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы (ознакомление). Сослагательное наклонение: значение, образование, правописание. Повелительное наклонение: значение, образование, правописание. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого в целях повышения образности и эмоциональности. Глагольная синонимия в художественных текстах (наблюдение и анализ). Употребление глаголов в переносном значении.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма.

Основные способы образования имей существительных. Правила употребления при письме типичных суффиксов, в частности суффиксов -чик (-щик), -ек, -ик (-чик). Правила слитного и раздельного написания не с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Правила употребления большой буквы при написании имен существительных. Род имен существительных. Существительные общего рода; род неизменяемых имен существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Падеж. Склонение имен существительных. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Правописание безударных окончаний имен существительных. Развитие навыков пользования грамматико-орфографическям, орфографическим, толковым, словообразовательным, орфоэпическим словарями. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению: прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящий. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты. Синонимия имен прилагательных. Роль прилагательных в научной и деловой речи. Употребление прилагательных в переносном значении.

Резервные часы

6 КЛАСС

О языке

Слово как основная единица языка.

Закрепление и углубление изученного в 5 классе

ГРАММАТИКА

Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения. Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.

ПРАВОПИСАНИЕ

Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не сглаголами, существительными, прилагательными.

Пунктуация: знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.

Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов

Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение. Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки однокоренных слов. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн вименах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре, букв ы-и в корне после приставок.

Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов.

Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

Причастие и деепричастие

Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Употребление причастий в текстах разных стилей. Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей.

Имя числительное

Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.

Местоимение Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков. Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении. Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены.

Резервные часы

7 КЛАСС

О языке

Язык как развивающееся явление.

Речь

Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.

Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.

Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).

Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк.

Закрепление и углубление изученного в 6 классе

Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Словообразование знаменательных частей речи. Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка. Грамматика: морфология и синтаксис. Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола. Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия. Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.

Язык. Правописание. Культура речи.

Морфология. Орфография

НАРЕЧИЕ

Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Степени сравнения наречий. Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на -о (-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Предикативные слова (знакомство). Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию. Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

ПРЕДЛОГ

Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные. Правописание предлогов.

СОЮЗ

Общее понятие о союзе. Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.

ЧАСТИЦА

Общее понятие о частице. Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.). Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Частицы как средство выразительности речи.


МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА

Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему - по-прежнему, ввиду - в виду, стекло (гл.) - стекло (сущ.), что(мест.) - что (союз), обежать - обижать и т. п.

Резервные часы


8 КЛАСС

О языке

Русский язык в семье славянских языков.

Речь

Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы:

высказывание типа репортажа-повествования (повествование о событии: посещении театра, экскурсии, походе); высказывание типа репортажа-описания (описание родного города, поселка, улицы, памятника истории или культуры, музея); высказывание типа портретного очерка (об интересном человеке).

Деловые бумаги: автобиография (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг).

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Словосочетание и предложение

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слово. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой и обратный порядок слов. Логическое ударение.

Синтаксис простого предложения

ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.

ОДНОСОСТАВНЫЕ И ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Понятие о неполных предложениях.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ

Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.

Прямая и косвенная речь

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.

Резервные часы

9 КЛАСС

О языке

Русский язык среди языков мира.

Речь

Систематизация и обобщение сведений о тексте, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи предложений в тексте, о стилях и типах речи. Особенности строения устного и письменного публицистического высказывания (задача речи, типы речи, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы: высказывание типа газетной статьи с рассуждением-размышлением (Что такое настоящая дружба? Деловой человек. Хорошо это или плохо? Воспитанный человек. Какой он?); эссе; высказывание типа статьи в газету с рассуждением-доказательством (Надо ли читать книги в век радио и телевидения? Почему я (не) люблю легкую музыку? Чем измеряется жизнь?); рецензия.

Деловые бумаги: заявление (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг), доверенность.

Тезисы, конспекты научно-популярных и публицистических статей,

ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ

Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Синтаксис сложного предложения

Сложное предложение

Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Строение сложносочиненного предложения и средства связи в нем: интонация и сочинительные союзы (соединительные, разделительные и противительные). Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Запятая между частями сложносочиненного предложения.

СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Строение сложноподчиненного предложения: главное и придаточное предложение в его составе; средства связи в сложноподчиненном предложении. Основные виды придаточных предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные (места, времени, образа действия и степени, цели, условия, причины, уступительные, сравнительные, следствия). Место придаточного предложения по отношению к главному. Предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания между главным и придаточным предложениями.

БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Смысловые отношения между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения. Интонация бессоюзного сложного предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Знаки препинания в нем.

Резервные часы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Дидактическое описание

Количество на 25 учащихся

ИЛЛЮСТРАЦИИ // ПЛАКАТЫ

1

Комплекты таблиц демонстрационных по русскому языку

Служат для обеспечения наглядности при изучении материала, обобщения и повторения. Могут быть использованы при подготовке иллюстративного материала к докладу или реферату.

1

2

Портреты выдающихся русских лингвистов

Используются для постоянной экспозиции в кабинете

1

КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ

3

Комплект словарей и справочников по русскому языку для средней школы

Оказывают помощь в выполнении самостоятельной работы по предмету

1

СРЕДСТВА ИКТ

4

Универсальный портативный компьютер

Используется учителем

1

5

Цифровой проектор

Используется учителем и учащимися

1

6

Крепление к потолку для стационарного цифрового проектора

Служит для стационарного крепления проектора

1

7

Экран на штативе

Предназначен для проецирования изображений с проекторов разного типа. Переносной

1

8

Акустическая система

Предназначена для воспроизведения звука при фронтальной работе с классом

1

9

Принтер лазерный формата А4

Предназначен для печати учебных материалов на обычной бумаге

1

10

Сетевой фильтр-удлинитель

Предназначен для снижения уровня высокочастотных помех при подключении компьютерного и периферийного оборудования

1

СРЕДСТВА ИКТ // ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЦОР)

24

Операционные системы

Обеспечивают удобную и надежную работу всех цифровых инструментов на компьютере

1

25

Инструменты работы с информационными источниками общепользовательских форматов

Обеспечивают возможность обработки всех школьных информационных объектов в ходе образовательного процесса

1

ЦОР // ИНСТРУМЕНТЫ // ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

26

Инструменты создания и редактирования концептуальных и временных диаграмм

Обеспечивают возможность использования в педагогических целях специальных форм организации информации, учитывающих происхождение, историко-культурный контекст и взаимосвязь понятий, а также планирование и реализацию планов

1

27

Инструмент учителя для создания тестов

Открытый цифровой инструмент для создания тестов. Позволяет создавать тесты, аналогичные используемым в ЕГЭ, с процессом выполнения, также сходным с процессом сдачи ЕГЭ. Предусматривает различные тренировочные режимы, фиксацию времени выполнения отдельных заданий и т. д.

1

ЦОР // ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

28

Словари

Поддерживают качественную и эффективную коммуникацию, освоение и изучение языков в рамках образовательного процесса


1

29

Энциклопедия

Энциклопедия является универсальным источником информации для школьника и учителя

1

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ // СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ

30

Иллюстрации по русскому языку

Неподвижные (фотографии, схемы), движущиеся (видео, анимации) изображения изучаемых объектов и процессов.
При необходимости иллюстрации включают разметку и звуковое сопровождение.
Дают наглядное представление об изучаемых темах

1

31

Справочники по русскому языку

Покрывают потребности в справочной информации по данному предмету для учащегося и учителя

1



























ЭОР для учителя русского языка и литературы

Справочные, научные материалы:
ruscorpora.ru/- Национальный корпус русского языка - информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме
etymolog.ruslang.ru/- Этимология и история русского языка
mapryal.org/ - МАПРЯЛ - международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
philology.ru/default.htm- Русский филологический портал
russkiyjazik.ru/- Энциклопедия «Языкознание»
mlis.ru/- Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы

Электронные библиотеки, архивы, пособия:

feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы
philology.ruslibrary.ru/- Электронная библиотека специальной филологической литературы
philology.ruslibrary.ru/- Электронная библиотека специальной филологической литературы
magazines.russ.ru/ - Журнальный зал - литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом
lib.prosv.ru/- «Школьная библиотека» - проект издательства «Просвещение» - вся школьная программа по литературе на одном сайте
hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ - Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник

Издательский дом «Первое сентября»:
rus.1september.ru/ - Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»
lit.1september.ru/ - Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»

Федеральный портал «Российское образование»:
edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/Каталог образовательных ресурсов по русскому языку
edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/

Каталог образовательных ресурсов по литературе
litera.edu.ru/ - Коллекция: русская и зарубежная литература для школы

Методические материалы:
uchportal.ru/ - Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе
Ucheba.com/ - Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (uroki.ru), «Методики» (metodiki.ru), «Пособия» (posobie.ru)
pedved.ucoz.ru/ - Образовательный сайт «PedVeD» - помощь учителю-словеснику, студенту-филологу
proshkolu.ru/club/lit/ - Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»
portal-slovo.ru/philology/ - Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)
uroki.net/docrus.htm/ - Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации
collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ - Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе
a4format.ru/ - Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII-XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)
metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/ - Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы (metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html)
mgn.ru/~gmc/rus.html/ - Городской методический центр Магнитогорска. Методические материалы для учителя русского языка и литературы
it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ - Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы
school.iot.ru/ - Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей
slovesnikural.narod.ru/ - Уральское отделение Российской академии образования. Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник»
infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./ - Инфотека методических материалов по русскому языку: сайт интернет-государства учителей ИнтерГУ.ру
infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res#/ - Инфотека методических материалов по литературе
person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ - Учительские находки: конкурс методических разработок для школы
prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/ - Работы победителей конкурса «Учитель - учителю» издательства «Просвещение»
wiki.vladimir.i-edu.ru/ - Сообщество учителей-словесников

Олимпиады, конкурсы:
rsr-olymp.ru/splash/- «Мир олимпиад» - всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и пр

mk.ru/msu/?p=pavila3/- Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!»
olympiads.mccme.ru/turlom/ - Турнир имени М. В. Ломоносова
svetozar.ru/- Открытая международная Интернет-олимпиада школьников по русскому языку «Светозар»
eidos.ru/olymp/olymp-list.htm/ - Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады
desc.ru/show.html?id=614/ - Интернет-карусель (on-line соревнования)

Дистанционное образование:
ode.ru/ - Институт открытого и дистанционного образования ЮУрГУ
de.msu.ru/course/list?category=2/ - Дистанционные подготовительные курсы МГУ
russ.olymp.mioo.ru/ - Русский язык для старшеклассников и абитуриентов: Дистанционная подготовка по русскому языку МИОО (теория и практические задания)
abiturcenter.ru/kursy/index_n.php?topic=kurs_zao/- Заочные подготовительные курсы УНЦ ДО МГУ (литература, русский язык)

ЕГЭ:
ege.edu.ru/ - Официальный информационный портал ЕГЭ
ege.ru/- Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме
rustest.ru/- ФГУ «Федеральный центр тестирования»

Проект демоверсий ГИА

fipi.ru/view/sections/223/docs/579.html



© 2010-2022