Конспект урока по развитию речи Учимся писать письма

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в 7 классе

по русскому языку

Тема: Учимся писать письма

Цель: Формировать умение у учащихся создавать собственный текст (письмо)

Задачи:

Обучающие:

  • Правильно формировать выбор поставленной цели, обобщить и углубить знания учащихся об истории письма, а также правилах написания и оформления письма;

Развивающие:

  • Развивать навык грамотной речи, обогащать словарный запас учащихся;

  • Развивать устную и письменную речь, повышать интерес к эпистолярному жанру.

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру письма, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: компьютер, мультемедийный проектор, Презентация Microsoft PowerPoint, конверт, листы бумаги, открытка-приглашение.

Ход урока

«Как много мы потеряли, перестав писать письма!

Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова».

Лиз Карпентер

слайд 1

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Вводная беседа

Постоянная переписка и электронные сообщения сегодня стали повседневными средствами общения с друзьями, но написание письма является более традиционным, эффективным способом, который способен вызвать улыбку на лице вашего друга. Ни одно sms сообщение, электронное письмо не сравнится с фронтовым письмом наших дедушек, прадедушек или же письмо из армии любимого брата, друга, поздравительное письмо от родственницы из другого города или страны. Письма бумажные хранят память о тех днях, к которым мы можем возвращаться не раз и переживать те чувства и эмоции вызванные теплыми словами и пожеланиями в наш адрес.

- Ребята, скажите, а вы любите писать письма? (Ответы учащихся)

- Как вы думаете, для чего люди пишут письма, если есть смс сообщения, телефон, Интернет?

(Чтобы рассказать о себе, об увиденном, поделиться своими мыслями, чувствами. С помощью смс сообщения многое не расскажешь, скорее получится сухой лаконичный текст без эмоций и передачи настроения).

- Часто ли люди пишут письма от руки? (Нет. Написание письма требует большей затраты времени, которого порой не хватает.)

Ш. Изучение нового материала.

Слово учителя:

-Для того чтобы написать письмо, мало одного желания и нескольких мыслей, которые вы хотите передать другому человеку. Нужно осмысленно подойти к написанию текста, знать структуру и правила написания письма.

В зависимости от содержания письма делятся на:

1. Выступление подготовленного ученика «Из истории эпистолярной литературы»

В давние времена письмо было единственным средством коммуникации. Не удивительно, что написание писем возвели в ранг полноправного искусства. Красиво писать письма учили, начиная с лицея. Считалось, что образованный человек просто обязан уметь писать красивые письма. Те, кто не обладал легким слогом, обращались за помощью к более одаренным людям, написание писем не было бесплатной услугой.

  • Эпистолярный жанр развился из бытовой переписки.

  • В античной литературе - произведения, созданные в форме переписки действующих лиц. Позднее с развитием литературы переписка теряет двусторонний характер и превращается в серию писем к условному адресату. В этом отличие эпистолярной литературы от дневника и записок.

  • "Письма русского путешественника" Н.М.Карамзина, "Записки первого путешествия", содержащие письма Д.М.Фонвизина П.И.Панину из Франции, стоят у истоков освоения традиций эпистолярного жанра в России.

  • К эпистолярному жанру следует отнести "Философские письма" П.Я.Чаадаева, "Выбранные места из переписки с друзьями" Н.В.Гоголя, "Письма из Франции и Италии" А.И.Герцена. Опыт и форма эпистолярного жанра использованы в романе Ф.М.Достоевского "Бедные люди" и в других произведениях Достоевского.

  • В современной науке к эпистолярной литературе относят переписку выдающихся деятелей, имеющую историко-культурное значение ("Письма А.А.Блока к жене", "Ф.М.Достоевский и А.Г.Достоевская. Переписка" и т.д.)

  • В художественной литературе "корреспонденты" становятся персонажами, а их переписка - повествовательным приёмом. Форма письма или послания (эпистола) позволяет героям в непринужденной, доверительной беседе раскрыть свой внутренний мир. Кроме того, письма создают эффект документальности, подлинности сообщения и обладают благодаря этому особой убедительностью.

  • Форма письма используется в романах, в публицистике, в критике.
    В эпистолярную литературу входит также переписка выдающихся деятелей, имеющая историко-культурное значение

2. Работа с толковым словарем.

Из толкового словаря В. Даля учащиеся узнают,что:

Эпистолярный жанр - это один из жанров литературного произведения, который характеризуется формой личных писем.

Адресант - тот, кто адресует почтовое отправление: письмо, телеграмму.

Адресат - тот, кто получает почтовое отправление.

2. Работа над составлением письма. Правила написания письма. Структура.

У: Как вы думаете, письмо двоюродному брату и письмо на производство начальнику молочного цеха будет написано в одном стиле?

( П.О: Нет. В зависимости от адресата письмо будет различаться содержанием и оформлением)

У:- Хорошо. А как вы думаете, с чего начинается письмо?

( П.О: С обращения к адресату, с выбора бумаги, на которой напишем письмо)

У: - Правильно. Бумагу нужно выбирать хорошего качества, чернила должны быть темного цвета. От того какой вид будет иметь письмо (грязное, помятое или наоборот аккуратно оформленное), зависит и отношение корреспондента к Вам.

- А что вы знаете о написании писем? С чего нужно начать писать письмо?

(П.О: Письмо всегда начинается с обращения к тому человеку, которому оно адресовано, потом следует основное содержание письма. В конце письма обязательно нужно попрощаться с адресатом.)

- Молодцы, вы назвали основные правила написания письма. Теперь давайте разберемся с видами обращений к адресату.

III. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

1.Составление обращений в письмах разного характера под руководством учителя

( На столе у каждой группы лежит по 3 конверта с надписями: личное, деловое, официальное; на каждом столе лежит 3 листочка: в клеточку, лист формата А4, напечатанный бланк)

У: Сейчас мы с вами рассмотрим 3 случая написания письма и научимся создавать текст в зависимости от поставленных задач. Итак, мы сказали, что каждое письмо начинается с выбора бумаги и обращения к адресату.

- Все ли письма мы можем начать с обращения: «Привет!», «Здравствуй»??

(П.О: Нет).

- А к кому мы можем так обратиться?

(П.О: к друзьям, знакомым, родственникам)

- Правильно, обращения: «Привет», « Здравствуй», «Дорогая Аня» относятся к обращениям в письмах личного характера, когда вы состоите с адресатом в близких отношениях и можете поделиться частной, интимной информацией. Личные письма не требуют официального приветствия и оформления.

- Ребята, а какой вы выберите лист для написания письма другу?

( П.О: можно взять тетрадный лист бумаги.)

-Итак, возьмите конверт с надписью «Личное», листочек в «клеточку» и начните письмо с того обращения, которое вам кажется подходящим.

У: Я вам зачитаю сейчас письмо, а вы определите к кому обращаются в нем и какое оно по характеру.

ООО «Аква» Генеральному директору

Россия, г. Москва, ООО «Контур-Аква»

ул. Советская, 137 Е. В. Шишкину

Тел. (095) 111 11 00

Факс (095) 111 11 01

01.03.09 № 125

на № 121 от 17.12.12

О ценах фильтров

Уважаемый Евгений Владимирович!


Благодарим Вас за предложение от 15 ноября о фильтрах АкваРос. Мы весьма заинтересованы в приобретении партии этих фильтров, но мы бы хотели получить более подробную информацию о ценах на все фильтры, имеющиеся в наличии. В связи с этим просить выслать прайс-лист на продукцию.

Выражаем надежду на дальнейшее сотрудничество. Заранее благодарны Вам за ответ.

С уважением,

Директор

ООО «Аква» Чижиков Е.И. Чижиков


(П.О: Это письмо деловое. В нем сотрудники одной фирмы обращаются к своим партнерам по бизнесу).

У: Правильно. Деловые письма начинаются с обращения: "Уважаемый..." или написания полного имени и отчества. В письме указывается полное наименование предприятия, на которое письмо отправляют, излагают цель переписки и завершают письмо указанием адресанта). Теперь возьмите второй конверт с надписью «Деловое», выберите лист бумаги

на котором нужно написать письмо и оформите его, согласно принятым правилам.

( Ученики выбирают конверт «деловое» и лист А4, оформляют приветствие)

У: А вот третье письмо у меня в руках это письмо- приглашение на выставку.

Уважаемые дамы и господа!

Компания «Райское местечко» приглашает Вас посетить наш стенд на туристической выставке «Трэвелмаркет - 2014». Выставка будет проводиться 12-15 марта 2014 года в ВЦ «Кроникс» по адресу: Нижний Новгород, пр. Шуйский, 121б.

Мы будем рады представить всю информацию как о уже хорошо зарекомендовавших и пользующихся неизменным успехом маршрутах в Китай, Малайзию, Таиланд и страны Океании, так и предложить Вам новые перспективные направления в Аргентину и Перу.

Надеемся увидеть Вас в числе наших гостей на выставке!

За дополнительной информацией Вы можете обращаться по телефону 628-36-54 или на сайт компании raiskoe.ru.

Генеральный директор
компании «Райское местечко» В.И. Незабудка

У: - Часто в официальных письмах в качестве обращения используется слово "гражданин".При обращении к коллективному адресату наиболее часто используются выражения:

Уважаемые господа! Уважаемые дамы и господа! Многоуважаемые ветераны! Уважаемые коллеги! (при обращении к лицам одной профессии)

В тексте письма-приглашения требуется указать конкретное место и время проведения мероприятия, возможно требуется пояснить как можно добраться или сообщить иные полезные детали (программу выставки или какую пользу можно извлечь).

Необходимо позаботиться, чтобы приглашение было отправлено заранее. Насколько - зависит от масштаба и торжественности намеченного события - от нескольких дней (к примеру, заурядный семинар) до многих недель (редкое помпезное мероприятие, например, юбилей компании).

Как правило, необходимо отвечать на приглашение по предложенному варианту в письме или в зависимости от обстоятельств (написать письмо, подтвердить согласие по телефону. Часто ответ требуется, чтобы организаторы могли «спокойно» планировать проведение мероприятия. В случае отрицательного решения - еще чтобы вежливо объяснить отказ.

Теперь возьмите третий конверт с надписью «Деловое», возьмите пригласительное

и оформите его.

2.Составление основной части.

Название письма

СТРУКТУРА ПИСЬМА

Обращение

Основная часть

Заключение

ЛИЧНОЕ

« Привет!»

«Здравствуй!»

«Дорогой Юра!»

«Милая Оля!»

1)Начните с приятных вещей

2)Делитесь новостями из своей жизни

3) Затроньте общие темы с собеседником

«Твой…», « Береги себя», «Пока!»

«С любовью», «Скучаю по тебе».

ДЕЛОВОЕ

«Уважаемый…»

« Иван Николаевич!»

1)Начните с благодарности за сотрудничество

2)Кратко выразите вашу просьбу или запрос

3)Заранее поблагодарите за ответ на ваше письмо

«С уважением»,

ФИО отправителя, должность адресанта

ОФИЦИАЛЬНОЕ

Уважаемые господа! Уважаемые дамы и господа! Многоуважаемые ветераны! Уважаемые коллеги!

1)Указание конкретного места и времени проведения мероприятия( выставка, презентация, открытие чего-либо)

2) Пояснить как можно добраться или сообщить иные полезные детали (программу выставки или какую пользу можно извлечь).

ФИО отправителя, должность адресанта

У: Прослушав три письма, давайте заполним таблицу тезисами.

Учитель вместе с учениками заполняет таблицу.

- Ребята, у нас получилась памятка по написанию таблицы. Обратим внимание, что каждом письме свое содержание основной части.

3. Самостоятельная творческая работа в группах.

- Теперь возьмите свои листы и согласно памятке придумайте основную и завершающую часть вашего письма. Также помните, если что-то забыли написать в основной части письма, то можно это написать в постскриптуме. Обозначается постскриптум так: P.S. Писать письмо нужно аккуратно и красиво, чтобы его приятно было читать.

( Дети составляют тексты писем, затем зачитывают их)

Комментарий учителя:

- Не забываем, чтобы письмо пришло по адресу необходимо правильно указать адрес на конверте. Найдите слово: КОМУ. Это вопрос какого падежа? Как мы укажем получателя?

(П.О: Дательного падежа. ФИО ставим в Д.п.)

- Найдите слово: КУДА. Здесь записывают адрес, тот, куда вы пишите письмо. Что мы запишем на эту строку?

(П.О: название города, улицы, номер дома\кв\корп.)

- Кто знает, что такое индекс?

( П.О: Почтовый индекс - это последовательность цифр или букв, населенного пункта)

- Как нужно писать цифры на конверте?

( П.О: Строго по образцу)

Помните!

Письмо не складывают более 2 -х раз. Края листа должны быть аккуратно обрезаны.

V. Рефлексия

- Чем запомнился вам урок?

- Что нового вы узнали для себя?

-Что можете сказать о своей работе на уроке?

-Где могут пригодиться эти знания и умения?

VI. Подведение итогов

Слово учителя: С помощью писем современный человек обменивается очень большими потоками информации. В письме могут быть описаны последние новости, оно может содержать призыв или предложение, письмо может быть пригласительным или информационным. Но в любом случае оно должно быть грамотно написано и правильно составлено.



© 2010-2022