Календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ уро

ка



Тема урока

Содержание учебного материала

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Домашнее задание

Дата

План

Факт

Раздел 1. Русская литература и история (1 час)

1

Литература и история

Литература и история. Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ.

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся

Знакомство с учебником, запись основных положений лекции учителя

Сочинение-миниатюра (попытка создать свой художественный образ)

Ответить на вопросы: какую роль играет в вашей жизни книга? Зачем человеку в трудную минуту хочется обратиться к книге? Написать небольшое сочинение «Книга в моей жизни»

С.3-4 читать

Раздел 2. Устное народное творчество (2 ч)

2

Отражение жизни народа в народных песнях

Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Исторические песни. «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Частушка как малый песенный жанр. Её тематика и поэтика.

Особенности художественной формы фольклорных произведений

Анализ лирических песен и частушек. Аудио, выразительное исполнение частушек и песен.

Работа по учебнику, сообщения учащихся, анализ поэтики песни

Объяснительно-иллюстративная. опорные записи, материалы из учебника.

Работа с текстами исторических документов и преданий.

Завершить анализ песни, выучить любую песню наизусть. Подготовить сообщение о русских исторических песнях

3

Предания как исторический жанр народной прозы

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве». «О покорении Сибири Ермаком».

Особенности содержания и художественной формы народных преданий

Анализ текста. Устный ответ, пересказ содержания.

Сообщение подготовленного ученика, беседа.

Выучить по выбору историческую песню, подготовить сообщение о жизни А. Невского

Раздел 3. Из древнерусской литературы (2 часа)

4

«Житие Александра Невского».

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

Сообщение подготовленного ученика, комментированное чтение, беседа. Работа с текстом произведения.

Работа по отбору информации из справочных материалов

Подготовить сообщение о житейной литературе. Ответить на основе материала учебника на вопрос: «Какие качества характера героев утверждаются и прославляются?» «Какие нравственные уроки мы выносим из сказаний? Ответить на основе материала учебника на вопросы1-5 .

5

Вн.чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события. Новые литературные герои - крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Проблемы современности в повести.

Запись основных положений лекции, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, беседа

Подготовить выразительное чтение повести, подготовить развёрнутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку.

Раздел 4. Из литературы 18 века (4 часа)

6

Д.И. Фонвизин и его время. Элементы классицизма в комедии «Недоросль».

Д.И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Создание «Недоросля». «Говорящие» имена-характеристики. Основной конфликт комедии. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического

Выразительное чтение по ролям, анализ текста.

Заполнить таблицу, выучить определения

7

Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Идеал человеческого достоинства, гражданского служения Родине. Гуманистический пафос комедии. Персонажи, выражающие автор-скую оценку происходящего.

Ответить на вопросы: как складывается судьба главных героев? Как относятся Правдин, Милон, Софья к Стародуму и его наставлениям? Какие слова Милона можно напрямую отнести к Д.И. Фонвизину, автору «Недоросля»?

Проверочная работа по теме «Классицизм».

Подготовить характеристику одного героя (на выбор)

8

Простакова: «госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать?

Проблемы воспитания в комедии. Госпожа Простакова и ее представления о жизни. Доказать, что Митрофан - лишь зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим людям. Бессмертие комедии Фонвизина.

Ответить на вопросы: что является объектом сатиры Д.И. Фонвизина? Почему произведение можно назвать комедией характеров? В чем секрет вечно живой комедии?

Подобрать материалы к сочинению.

9

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Составление плана. Систематизация цитатного материала. Вступление и заключение к выбранной теме

Написать домашнее сочинение.

Индивидуальное задание: сообщение о И.А. Крылове.

Раздел 5. Из литературы 19 века (34 часа)

10

И.А. Крылов. Басни, их историческая основа.

И.А. Крылов. Слово о поэте. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Анализ текста, выразительное чтение, чтение по ролям.

Индивидуальные сообщения по теме урока, работа с учебником, знакомство с баснями и беседа по их содержанию

Выучить наизусть одну из басен.

11

Вн. Чт. И. А. Крылов - поэт и мудрец.

И. А. Крылов - поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова - журналиста, музыканта, писателя, философа.

Выразительное чтение наизусть. Знакомство с баснями и беседа по их содержанию.

Дать развёрнутый ответ на вопрос: «Каков смысл иносказаний в этих баснях?»

Индивидуальное задание: сообщение о К.Ф. Рылееве

12

К. Ф. Рылеев. Дума «Смерь Ермака»

К. Ф. Р ы л е е в. Слово о поэте. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширенния русских земель. Образ Ермака Тимофееиича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ.

Рассказ подготовленного ученика о писателе, словарная работа, знакомство с балладой Сопоставительный анализ, выразительное чтение

Составить вопросы по материалам учебника с. 85-87, выразительное чтение баллады. Подготовить связный рассказ о Ермаке, используя тексты «Песни о Ермаке» и думы «Смерть Ермака»

Индивидуальные задания: Биография А.С. Пушкина

13

А.С. Пушкин. Лирика.

А.С. Пушкин. Краткий рассказ о писателе (лицейские годы, Михайловская ссылка). Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...») Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных История создания стихотворения «К***». Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

Разноплановость содержания стихотворения «Туча». Особенность поэтической формы. Причина появления стихотворения «Туча» в трагические годы жизни поэта (1834-1835),объяснить его скрытый символический смысл, композицию, проследить смену

Сообщение учеников, запись основных положений лекции, беседа. Чтение стихотворений и их анализ.

Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина (на выбор).

14

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки).

А.С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. Отношение поэта к прошлому России. Отражение событий

Пугачевского восстания в художественном произведении и в историческом труде писателя.

Анализ текста, выразительное чтение, устный ответ.

Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления о повести «Капитанская дочка». Продолжите пословицу «Береги честь смолоду», выписать значения литературных терминов (повесть, роман, семейные записки, хроника, жанр).

15

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ

Перечитать 1-2 главы. Сообщения по подгруппам:

1)любовная истории Гринёва и Маши;

2)Пугачёв и пугачёвское восстание;

3)Этапы духовного созревания Петра Гринёва;

4)Проблема чести и долга в повести «Капитанская дочка»

16

Формирование характера Петра Гринёва.

Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич

Анализ 1-2 глав. Выступления учащихся, беседа по содержанию, сжатый пересказ

Прочитать гл. 3-5, кратко рассказать о жизни Гринёва до знакомства с Пугачёвым. Какое значение для него имела жизнь в Белогорской крепости?

17

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести.

Семья капитана Миронова. Маша Миронова-нравственный идеал Пушкина

Анализ 3-5 глав. Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа.

Прочитать гл. 6-7, подготовить близкий к тексту пересказ о падении Белогорской крепости. Как эпиграф к 5 главе соотносится с характером Маши? Почему она отказывается выйти замуж за Петра?

18

Падение Белогорской крепости.

Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Анализ 6-7 глав. Выступления учащихся, аналитическая беседа, сжатый пересказ, творческая работа, словарная работа

Прочитать главы 8-12, найти в произведении все главы, в которых появляется Пугачёв, сравните образ героя в каждом из них. Сопоставьте отношение генерала и Пугачёва к любовной истории Гринёва. Почему Пугачёв освободил Машу?

19

Изображение народной войны и её вождя.

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка».

Анализ 8 - 9 глав.

Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика

Дайте связный ответ на вопрос: «Каким я представляю себе Пугачёва после прочтения повести?» Как изображается Швабрин в повести? Письменно ответить на вопрос: «Как проявился характер Маши Мироновой в заточении у Швабрина?» Прочитать повесть до конца.

20

Образ Гринева.

Становление личности Петра Гринёва под влиянием «благих потрясений»

Составление плана, пересказ, работа по тексту, аналитическая беседа

Предложите свою тему сочинения по образу Петра Гринёва, составьте сложный план по выбранной вами теме. Какие убеждения Гринёва являются обычным для дворянина, какие - его личными, выстраданными на собственном жизненном опыте?

21

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

Маша Миронова - милый Пушкину тип русской женщины.

Нравственная красота героини. Смысл названия романа. Анализ сцен «Спасение Гриневым Маши от рук Швабрина» и «Встреча Маши с императрицей»)

Работа над образом героини, аналитическая беседа, выводы

Подготовить фактический материал к написанию сочинения о Маше Мироновой.

Найти в тексте «зеркальные сцены»

22

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина.

Р.Р. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении.

Самостоятельное планирование и проведение исследования.

Темы:

- Каким я представляю Пугачева после прочтения «капитанской дочки»?

- Рыцарство Петра Гринева.

- Нравственная красота Маши Мироновой.

23

Р.Р. Классное сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Создание собственного текста заданного типа

Подготовиться к уроку внеклассного чтения по повести «Пиковая дама»

24

Вн.чт. А.С. Пушкин «Пиковая дама».

А.С. Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести. Германн как художественное открытие Пушкина. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. «Три злодейства» в повести.

Выразительное чтение, монологическое высказывание. Выступления учащихся, работа по содержанию повести, творческая работа

Подготовить рассказ о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. вспомнить ранее изученного произведения поэта, их особенности

25

Жизнь и судьба М. Лермонтова. Кавказ в жизни и творчестве поэта

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах)

Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ стихотворения «Кавказ», выразительное чтение стихотворений

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Кавказ», выписать в тетрадь из стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения.

Читать поэму «Мцыри».

26

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой.

«Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция.

Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы

Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.

Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника». Ответить на вопросы:

1)какова цель побега Мцыри?

2)Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

3)почему погиб Мцыри?

27

Образ Мцыри в поэме

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природ в поэме. Литературные традиции романтической поэмы. Способы раскрытия образа главного героя. В.Г. Белинский о поэме «Мцыри»

Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах

Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы. Подготовиться к тесту по поэме. Ответить на предложенные вопросы.

28

Своеобразие поэмы «Мцыри».

Контрольное тестирование.

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

Аналитическая беседа, творческая работа с критической литературой.

Контрольное тестирование.

Какие темы сочинений вы хотели бы предложить своим одноклассникам? Составить связный рассказ о герое.

29

Р.Р. Подготовка к сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Создание собственного текста «Мцыри как романтический герой»: дать характеристику персонажу, проследить развитие его чувств, оценить особенности речи, определять роль изобразительно-выразительных средств

Аналитическая беседа, сбор материала к сочинению, его систематизация, составление плана.

Индивидуальные задания: Подготовить сообщения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.

Написать сочинение на одну из предложенных тем.

30

Н.В. Гоголь - писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношения к истории и исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5 - 7 классах). Н.В. Гоголь - писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии. «Ревизор»

Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и её первой постановки. «Ревизор» в оценке современников

Запись основных положений лекционного материала. Словарная работа.

Сообщения.

Прочитать 1-е действие комедии и статью на с. 261-263. Как эта статья помогает понять события, происходящие в комедии? Устно ответить на вопросы на с. 181. Что является завязкой комедии? Какие причины для страха имеет каждый чиновник?

31

«Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью»

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Приемы сатирического изображения чиновников. Ответ на вопрос: какие общественные пороки обличает Гоголь в деятельности городничего и чиновников уездного города? «Ревизор» в современных постановках.

Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.

Действие 2-3. Устно ответить на вопросы, данные в конце каждого действия. Добродушны ли «жулики» из «Ревизора»?

32

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе

Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.

Прочитать 4-е действие пьесы.

Выучить отрывок наизусть (на выбор)

33

Хлестаков и хлестаковщина.

Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова. Понятие о миражной интриге. Хлестаковщина как нравственное явление.

Выборочная проверка таблицы, оценка работы в группах.

Что такое «хлестаковщина» в вашем понимании? Прочитать 5-е действие, подумать над вопросами, предложенными в учебнике. Подготовить на выбор устную характеристику городничего или Хлестакова.

34

Р.Р. Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Мастерство построения интриги в пьесе. Особенности конфликта. Смысл эпиграфа. Авторские ремарки в пьесе. Разъяснение слов литературоведа Н.Н. Скатова: «Всякий хоть на минуту или на несколько минут становился или станет Иваном Александровичем Хлестаковым. Но останется им только тот, кто этого не подозревает в отношении к себе».

Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

Ответы на предложенные вопросы и задания. Монологические высказывания.

Прочитать повесть «Шинель».

Домашнее сочинение:

1.Случаен ли самообман чиновников?

2.Почему такой ничтожный человек, как Хлестаков, мог показаться чиновникам ревизором?

3. Что бы мог рассказать Хлестаков сослуживцам о пребывании в уездном городе?

35

Н. В. Гоголь. « Шинель». Образ маленького человека в литературе.

Образ «маленького человека» в литературе. Жизненные источники повести. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Выборочное чтение, пересказ, беседа.

Составить вопросы к повести, пересказ эпизодов (устный анализ эпизода).

Читать «История одного города» (фрагменты) Сатыкова-Щедрина М.Е.

36

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города»

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово описателе, редакторе, издателе. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении: ирония, сатира, гротеск, гипербола, эзопов язык. Анализ отрывка из «Истории одного города»: «О корне происхождения глупцов». Художественно- политическая сатира на общественные порядки. Средства создания комического в произведениях.

Выборочное чтение отрывка, анализ эпизода

С.3-13, вопросы, пересказ фрагмента

37

Н.С. Лесков «Старый гений»

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Выразительное чтение, анализ текста, монологическое высказывание

Рассуждение:

- Кто виноват в страданиях героини?


38

Л. Н. Толстой «После бала»

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа

Сочинение-миниатюра

39

Мастерство Толстого в рассказе «После бала»

Мастерство Л.Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Прием контраста, раскрывающий идею рассказа, - способ эмоционального воздействия на читателя. Иван Васильевич и полковник.

Работа с текстом. Выборочное чтение. Анализ эпизода

Написать план сочинения на одну из тем:

1) Утро, изменившее жизнь

2) Полковник на балу и после бала

3) Что такое честь, совесть, долг в моём понимании?

40

Р.Р. Подготовка к сочинению по рассказу Л.Н. Толстого

Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу в произведении.

Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест

Составление плана сочинения.

Написать домашнее сочинение на одну из тем:

1) Утро, изменившее жизнь

2) Полковник на балу и после бала

3) Что такое честь, совесть, долг в моём понимании?

41

Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество»

Беседа по содержанию, пересказ эпизодов

Познакомиться с стихотворениями о родной природе на с. 38-41, выучить одно из них наизусть, обосновать свой выбор.

42

Вн.чт. Поэзия родной природы

Поэзия родной природы (стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Майкова о природе). Состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике.

Чтение стихотворения наизусть, комментарий, анализ

Подготовить анализ стихотворения (на выбор)

43

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви»

А. П. Чехов. Слово о писателе. Заочная экскурсия в Мелихово. «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа.

Выступления по материалу домашнего задания

Слушание рассказа

Аналитическая беседа, проблемные задачи.

Письменно ответить на вопрос: «кто прав и кто виноват в безвыходной ситуации?» или «Правильно ли поступили герои?»

Раздел 6. Из литературы 20 века (20 часов)

44

И.А. Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе.

И.А. Бунин. Слово о писателе. «Кавказ»: повествование о любви в различных ситуациях. Историзм Бунина Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А. Бунина - прозаика.

Запись основных положений лекции, работа с учебником. Выборочная проверка составленных тезисов.

Аналитическая беседа, лексическая работа. Ответы на вопросы учителя во время аналитической беседы

Сочинение-миниатюра «Над чем меня заставил задуматься рассказ И.А. Бунина «Кавказ?» Прочитать рассказ «Куст сирени» Куприна

45

А.И. Куприн.

Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Работа в группах, дискуссия

Подготовка к классному сочинению «Что значит быть счастливым?» (по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.П. Чехова).

46

Р.Р. Классное сочинение «Что значит быть счастливым?»

Классное сочинение «Что значит быть счастливым?» (по рассказам Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.П. Чехова).

Написание сочинения

Подготовить сообщения по биографии А. Блока (индивидуальные задания)

47

А.А. Блок. Историческая тема в его творчестве.

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Стихотворение «Россия». Образ России и ее истории.

Сообщения учащихся, аналитическое чтение стихотворения «Россия»

Выучить стихотворение «Россия» наизусть

48

Вн.чт. Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом».

Образ Родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом». Приемы создания художественных образов.

Выразительное чтение наизусть

Словарная работа, работа над циклом, анализ стихотворений

Одно из стихотворений выучить наизусть.

Индивидуальное сообщение: Биография С. Есенина

49

С. Есенин. «Пугачев» - поэма на историческую тему.

Сергей Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания.

Выразительное чтение наизусть

Сообщения учащихся

Словарная работа, работа над текстом поэмы, анализ текста

Индивидуальные сообщения для подготовки к уроку-конференции

50

Р.Р. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина.

Урок - конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С. Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Индивидуальные сообщения, групповая работа

Подготовьте выразительное чтение отрывка из поэмы «Пугачёв», отразив пафос поэмы.

Читать рассказ «Пенсне» М. Осоргина

51

Вн.чт. М.А. Осоргин.

Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». Мелочи быта и их психологическое содержание.

Ответы на вопросы

Выразительное чтение

Пересказ.

Анализ текста

Уметь находить при анализе текста изобразительно- выразительные средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге.

С.122-128, в.1-3

Читать рассказ «Как я стал писателем» И.С. Шмелёва

52

И.С. Шмелев. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Выборочное чтение

Анализ эпизода

Словарная работа

С.129-138 в.1-5, с.139, в.2 в тетради

53

Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.А. Блока, С.А. Есенина.

Работа с тестами

Читать с.

54

Сатирическое изображение исторических событий.

Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.

Пересказ, выборочное чтение, анализ эпизодов, беседа

С.139-157, пересказ, составить вопросы.

Индивидуальные задания по вариантам: 1. М. Зощенко. «История болезни»; 2. Тэффи. «Жизнь и воротник». (пересказ)

55

Писатели улыбаются

М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».

Пересказ, выборочное чтение, анализ эпизодов, беседа

Прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял?», «Смерть и воин» (дополнительно к главам учебника)

56

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин».

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине

Словарная работа, анализ главы, сопоставительная работа, беседа.

Выучить наизусть отрывок или главу.

57

Василий Тёркин - защитник родной страны

Василий Теркин - защитник родной страны. Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина. Новаторский характер образа Василия Теркина. Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Фольклорные мотивы в поэме.

Аналитическая беседа, комментированное чтение, лексическая работа, работа с текстом

Анализ главы, работа с учебником, творческая работа.

Подготовить (устно) характеристику Василия Тёркина.

Читать рассказ «Возвращение» А. Платонова

58

Вн.чт. А.А. Платонов Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»

А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика и гуманизм рассказа.

Аналитическая работа с текстом.

Проблемные задания

Подготовка к уроку-концерту

59

Р.Р. Стихотворения и песни о Великой Отечественной войне.

Урок - концерт. Стихотворения и песни о Великой Отечественной войне. Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е. Винокуров. «Москвичи»; М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги»; В. Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Выразительное чтение отрывков, анализ стихотворений, работа с текстами

Подготовка к классному сочинению «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века».

60

Р.Р. Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей XX века».

Написание сочинения

Читать В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

Повторить: Образ бабушки в творчестве М. Горького

61

В.П. Астафьев. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».

В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Жизнь сибирской деревни в 30-е годы, чистота отношений между людьми, отзывчивость на добро. Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое - повествователе.

Рассуждения:

- Роль бабушки в жизни писателя;

- Сопоставление с образом бабушки в творчестве М. Горького

Прочитать рассказ «Телеграмма» К.Г. Паустовского, сравнить его с ранее изученными произведениями на нравственную тему. Подготовить пересказ рассказа.

62

Вн.чт. К. Г. Паустовский «Телеграмма»

Нравственные проблемы рассказа. Проблема выбора.

Пересказ, аналитическая беседа, творческая работа

Написать сочинение-миниатюру «Поступок, за который я себя осуждаю»

63

Стихотворения песни о Великой Отечественной войне

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды.

Прослушивание и чтение стихотворений и песен о Великой Отечественной войне, анализ стихотворений

С.237-245, наизусть по выбору, устный анализ стихотворения

Раздел 7. Из зарубежной литературы (6 часов)

64

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».

У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира.

Выразительное чтение по ролям Рассуждения:

- Как природа раскрывает чувства героев?

- Почему пьесу можно назвать гимном любви?

Мини-сочинение «Герой трагедии, о котором мне хотелось бы рассказать».

Сообщения:

- Шекспир - представитель эпохи Возрождения;

- Поэтические переводы Шекспира.

65

Сонеты У. Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы.

Сонеты У. Шекспира. Сонет как форма лирической поэзии. Сонеты - «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».

В строгой форме сонетов - живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира - «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г. Белинский)

Выступления учащихся, работа с текстами сонетов, аналитическая беседа

Наизусть сонет (по выбору)

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» - читать.

66

Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа.

XVII век - эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер - великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии.

Выразительное чтение наизусть. Беседа. Чтение по ролям

Вопросы учебника с.

67

Особенности классицизма в комедии Ж.-Б. Мольера «Мещанин во дворянстве».

Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).

Чтение эпизодов, их анализ.

Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера» - читать.

68

Вн.чт. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Обсуждение произведения.

В. Скотт «Айвенго» - читать.

69

Вн.чт. В. Скотт. «Айвенго» как исторический роман.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе. «Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Пересказ эпизодов.

Подготовка к итоговому уроку.

70

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето.

Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Индивидуальная работа


© 2010-2022