Урок русского языка в 5 классе на тему: Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Разработала учитель русского языка и литературы Тахтарова Э.А.
Цели урока:

Образовательные:

Сформировать понятие у учащихся о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.

Развивающие:

Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения)

Воспитательные

Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: учебник (под ред.Л.М.Рыбченковой,О.М.Александровой,А.В.Глазкова,А.Г.Лисицына-4-е изд.-М.:Просвещение,2014.),тетрадь карточки, листы для мини-проекта.

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие).

Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие - как страшный, мучительный сон.

Владимир Троицкий

А когда уроки проходят быстро, интересно?

Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

  1. Активизация мыслительной деятельности.

Эпиграф.

«Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,

Кто грамматических не знает свойств и правил»

А.П. Сумароков

3. В начале урока пройдем по следам домашнего задания.

-Ребята, какой раздел языкознания мы с вами изучаем? (Морфология)

-А какую мы изучаем часть речи?(существительное)

-Какие же морфологические признаки существительного нам известны?

( склонение, род, падеж, число, одушевленность-неодушевленность)

- Посмотрите на доску. Здесь записаны слова, у которых необходимо определить склонение. Чтобы узнать склонение мы должны обратить внимание на какой морфологический признак? (род).

- По цепочке определяем склонение, комментируя ответ.

Друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, дружба, тетрадь.

3. Постановка проблемы.

На доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.

У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква "лишняя" в этом ряду, по какому признаку?

Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные- глухие звуки.

- В слабой позиции буква Ж может обозначат и глухой согласный звук (ш).

- В данном ряду может быть "лишней" буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.

Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж ,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. На доске вывешивается карточка.

Ш, Ж, Ш, Щ- шипящие.

2.Введение в тему урока.

На доске слова:

ш..пот

неуч…м

нож…м

свинц…м

бельч…нок

-Прочитайте слова.

- Что у них общего?

- Распределите на группы.

- Сформулируйте тему урока, цель.

- Сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.

Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Мы должны, ребята, будем открыть закон написания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Это и есть тема нашего урока (запись в тетрадях).

Но мало открыть закон, надо научиться правильно использовать его, т.е. грамотно писать.

Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ - ВПЕРЁД!

3.Работа по теме урока.

Поиск решений.

  1. запишите два словосочетания.

Болеть душ...й, болеть сердц...м.

- Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение.

Т.Е. Они имеют одно значение. Как называются слова, имеющие одно значение - синонимы. Значит они синонимичны. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться)

- В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме?(существ., оконч.) Напишите наверху часть речи. Выделите морфему.

- За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц).Подчеркните ее.

- А какая это может быть гласная? (о или е).Подчеркните ее.

- Открыли тетради, записали число, классная работа и тему урока.

2) Ребята, обратите внимание на слова на доске:

Купцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей.

- Все ли слова понятны?

- Вспомните, в какой морфеме находиться наша орфограмма? (в окончании)

- После каких согласных? (шипящих)

- Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)

- Выделите окончание, поставьте ударение.

- Теперь есть какие-нибудь гипотезы?

- Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о - е в окончании имен существительных?

- Сформулируйте правило.

- В каком падеже стоят эти существительные? (в ТВ. Падеже)

- А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами вывели правило. Параграф 41 стр.24.

- Вернитесь к фразеологическим оборотам, вставьте пропущенную букву. Докажите.

4. Мини-проект (в группах)

- Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. А сейчас пользуясь учебником, попробуйте представить новое правило в виде схемы, таблицы или рисунки. Работаем в группах, на альбомном листе. Не забудьте примеры.

- Закончили, а теперь давайте ваши работы повесим на доске, а на следующем уроке оценим их.

- Так от чего же зависит правописание букв о - е в окончаниях имен существительных? (ударение)

5. Закрепление материала

по выбору

1 группа - работа по учебнику с. 24(упр.303)

2 группа - выборочный диктант

Над крыш…й птиц…й вьется,
В оконце бьет луч…м,
В нем отражаясь солнц…м,
Как золотым меч…м.
С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м.
Пожарищ…м - зарниц…й так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.

3 группа - Записать данные имена существительные с предлогами. Записать только полученные слова.

с (орлица) -

перед (Сережа) -

с (борщ) -

за (рубеж) -

под (кожа) -

за (плащ) -

за (больница) -

с (меч) -

перед (малыш)-

- Проверим.

- Кто допустил ошибки? Молодцы.

6. - Ребята, а сейчас творческое задание. Я буду называть предметы, вам нужно записать название этих предметов в творительном падеже.

(карандашом, камышом, дворцом, полотенцем, ключом, малышом, кирпичом, блюдцем, тучей)

- Проверим. Кто не допустил ни одной ошибки?

7.Самостоятельная работа.

Выполнение упр.305,306(с.24-25)

- Справились. Поменялись тетрадями. Взаимопроверка. Исправили ошибки, если есть. А теперь оцените друга. Посмотрите на доску

«5»-нет ошибок

«4»-одна ошибка

«3»-две или три ошибки

«2»- четыре и больше

8. (Если время остается) Подберите синонимы - слова на изучаемую орфограмму, поставив в творительный падеж.

Границу по-другому называют (рубежом), воина (бойцом), доктора (врачом), луну (месяцем), родник (ключом), свидетеля (очевидцем), поэта (стихотворцем) юношу (хлопцем), вид местности (пейзажем), грубияна (невежей).

8. (Если время) Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Запишите предложения в исправленном виде. Выделите окончания существительных.

Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и кузницей была мастерская. Важно только одно - любить народ, Родину - служить ей сердцим и душёй.

9Итог урока.

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы снова воспользуемся методикой незаконченного предложения.

- Сегодня на уроке мы познакомились....

- Мне удалось на уроке ....

- Самым интересным для меня на уроке было ....

- Я думаю, что с домашним заданием....

Молодцы, ребята!
Вам всем присуждается звание грамматиков.

Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперёд иди сквозь годы,

Оставь - на этой лучшей из планет

Свой яркий след, живые всходы.

10. Домашнее задание: параграф 41(с.24-выучить правило), упр 307(с.25).

© 2010-2022