Урок русского языка на тему Предложения с обращениями (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Предложения с обращениями

Тип урока: изучение нового материала

Предмет: русский язык

Класс: 5

Авторы УМК: Русский язык 5 класс (Автор составитель Т.А.Ладыженская, М.Т.Таранов, Л.А.Тростенцова и д.р.)

Цели урока: дать понятие об обращении; показать значение обращений в речи; научить отличать обращение от подлежащего; развивать пунктуационные навыки, навык совместной работы в парах, мотивацию в познавательной деятельности; формировать навыки учебного сотрудничества

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить обращения в предложении; отличать обращение от подлежащего; понимать роль обращений в предложении; в речи; соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями; применять пунктуационные правила в таких предложениях

Задачи: образовательная - научить находить обращения в предложении; отличать обращение от подлежащего; понимать роль обращений в предложении, в речи; отработать правильную интонацию в предложениях с обращениями; и умение применять пунктуационные правила в таких предложениях

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы

Регулятивные: умение ставить цель, планировать свою работу, ориентироваться в имеющемся материале, проводить самопроверку

Коммуникативные: осуществлять поиск и сбор информации, умение работать в коллективе, владение разными стилями речи

Личностные: привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к родной речи, воспитание ответственности, уважения к языку, умения работать в группе, оценивать ответы своих одноклассников, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы, развитие способности к самооценке на основе наблюдений за собственной речью

Оборудование: учебник, конверты с заданиями, проектор, выставка детских рисунков на тему «Зимняя природа» (домашнее задание), на доске рисунок дерева с листьями - заданиями.

Сценарий урока

I Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам еще раз поздороваться с соседом по парте, обратившись к нему по имени.

II. Актуализация знаний.

-Обратите внимание на доску. Вы к сегодняшнему уроку готовили рисунки. Все они посвящены зимней природе. Очевидно, что все вы любите зимнюю природу. Чем она вас привлекает?

-Ребята, послушайте отрывок из стихотворения. Подумайте, о чем эти строки?

Учитель читает отрывок из стихотворения .Слайд № 1

Что так загрустила, белая берёза?

На ветрах холодных ты голым гола,

Листья облетели наземь от мороза,

А вчера прекрасной радостной была.

Хоть уже давненько листья пожелтели,

Но был постепенным дивный листопад,

Золото закроют зимние метели,

Белизну сплошную будет видеть взгляд

-О чем эти строки? (О красоте леса, о зиме, о березе)

-Обратите внимание на доску.(Учитель заранее на закрытой доске изабразил мелками березку. На ней несколько листьев, на которых написаны термины) Здесь у нас выросла березка, о которой мы только что говорили. На листьях березки написаны термины по теме «Синтаксис»(подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство). Давайте дадим определения этим терминам. (Обучающиеся выходят к доске и дают определения ).

III. Работа по теме урока

  1. Восстановление текста ( работа в парах)

На партах у обучающихся лежат конверты с литературными пазлами. (Тексты о природе разрезаны на части). Текстов 3 варианта (У каждого ряда одинаковые тексты).

-Ребята, обратите внимание на загадочные конверты, которые лежат на ваших столах. Работать вы будете в парах. В конвертах находятся пазлы, но не обычные, а литературные. Вы должны прочитать то, что написано на каждом пазле и восстановить текст.

Обучающиеся работают в парах 3 минуты. Затем зачитывают готовые тексты. Текст дублируется на слайде.

Слайд № 2

Стой, турист, ты в лес вошел,

Не шути в лесу с огнем,

Лес - наш дом,

Если будет в нем беда,

Где мы будем жить тогда?

Слайд № 3

Берегите, люди,

Луг ,траву, цветы.

Жить нельзя на свете

Без этой красоты!

Слайд № 4

Друзья мои! Земля одна. Земля наш общий дом, и его надо сохранять для будущих поколений.

- Ребята, что объединяет все тексты? Учащиеся определяют, чем тексты схожи между собой. (Общая тема, в каждом тексте есть предложение с обращением к кому-то).

2. Наблюдение над текстом . (На слайде текст №4)

-Прочитайте текст и выделите слова, которые называют лицо, к которому обращаются в этом предложении. Учащиеся ищут обращение в тексте и выписывают предложение в тетрадь, отмечая знаки препинания при обращении.

Учитель просит сделать вывод: что это за слова? (В разговорной речи мы часто называем лицо, к кому обращаемся).

-Итак, ребята, какова же тема сегодняшнего урока? Что мы должны узнать, чему научиться.

Учитель записывает тему урока на доске, а обучающиеся в тетради .Слайд № 5

-Ребята, обратите внимание на собранные вами тексты из конвертов. Всегда ли обращение- это одно слово? Делается вывод, что обращения могут состоять из одного слова или иметь при себе пояснительные слова.

Здесь же учитель обращает внимание учащихся на то, что у обращения особая роль - они не входят в число членов предложения, а служат для привлечения внимания собеседника с помощью звательной интонации.

-Ребята, какой частью речи выражено обращение?

Обращение выражается именем существительным в именительном падеже.

Учителем зачитывается лингвистическая справка .В русском языке когда-то был особый звательный падеж. Он использовался при обращениях. Сейчас слова в этом падеже сохранились только в поэтической речи. Кстати, о сказках Пушкина. Вы не задумывались, что значат слова золотой рыбки «Чего тебе надобно, старче?». Старче - этоформа звательного падежа слова старик. Наверное, многие знают если не слова, то хотя бы начало молитвы «Отче наш». Отче - форма звательного падежа слова отец. В разговорной речи мы часто сокращаем конечные гласные обращений: Саш.

- Ребята, обратите внимание на текст на слайде. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обращениями? Давайте откроем учебники и прочитаем пунктограмму №3.

-Ребята, какой вывод можно сделать о постановке знаков препинания в предложениях с обращениями?

1) Если обращение стоит в начале предложения, оно отделяется
запятой, а при произнесении с сильным чувством - восклицательным
знаком:

Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою. [О! …].

После восклицательного знака следующее слово пишется
с прописной буквы.


2) Если обращение стоит внутри предложения, оно с обеих сторон
выделяется запятыми:

Что же ты, моя березка, нынче приуныла? […,О, …]?


3) Если обращение стоит в конце предложения, то перед обращением
ставится запятая, а после него тот знак, который нужен по смыслу
предложения точка, восклицательный знак, вопросительный знак:

Не обижайте птиц, друзья. […, О].

Здравствуй, красавица Волга! […, О]!

О чём ты думаешь, человек? […, О]?

3. Составление кластера по теме «Обращение». Слайд №6

Обучающиеся обобщают теоретические сведения и составляют кластер под руководством учителя. Кластер записывают в грамматическую тетрадь.

Урок русского языка на тему Предложения с обращениями (5 класс)

Физкультминутка. А теперь тихо встали. Поднимите руки вверх. Представьте кисти рук - это наши листочки. Помашите ими, пожалуйста. У нас с вами получился настоящий листопад! А теперь березовые листочки ложатся на землю. Опускаем плавно руки. Молодцы! Тихо садитесь.

IV. Закрепление изученного.

1. Комментированное письмо.

Записываем предложения под диктовку учителя. Находим обращения. Расставляем знаки препинания. Составляем схему. Обучающиеся комментируют.

Мороз и солнце!

День чудесный.

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

Пора, красавица, проснись.

(А.С. Пушкин).

Дети, подкармливайте птиц холодной зимой.

2 Работа обучающихся с учебником.

В предложении обращение может располагаться в любом месте. Переставьте обращения в середину или в конец предложений. Прочитайте вслух получившиеся у вас предложения. (По упражнению №215).

3.Конструирование предложений.

Обратите внимание на нашу выставку рисунков. Составьте предложения с обращениями и запишите их в тетрадь, выделяя обращения знаками препинания. Составленные предложения зачитывают вслух некоторые обучающиеся.

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

Для какой цели человек использует обращения? Как они выделяются в устной и письменной речи? Какая цель нами преследовалась на уроке? Как вы считаете, она достигнута?

Учитель комментирует и объявляет всем оценки за урок. Задает домашнее задание (упр.217), объясняет способ выполнения.

Рефлексия.

-Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок? Давайте вернемся к нашему дереву. Ему холодно, листьев почти нет. Если вам понравился сегодняшний урок, приклейте к дереву зеленый листочек, если нет - желтый. Мы сегодня много говорили о природе. О чем мы должны помнить всегда? Мы должны заботиться о ней, оберегать и защищать так, как мы позаботились о нашей березке. Посмотрите, какая она стала красивая благодаря вашим листочкам.

© 2010-2022