Использование пословиц

В средней школе стандартом литературного образования предусмотрено знакомство учащихся с пословицами и поговорками как жанрами русского фольклора. Разработана методика анализа эпиграфов, выраженных пословицами и поговорками типа «Береги честь смолоду», и тех пословиц, которые находятся в контексте литературных произведений. Однако столь незначительное обращение к крупицам народной мудрости явно недостаточно для осуществления задач развития, которые ставит общество пред образованием. Необходимост...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 14»



Использование пословиц и поговорок на уроках литературы






Автор:Эреджепова Раиса Анверовна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ№14» аула Эдельбай

Благодарненского района Ставропольского края





В своей повседневной деятельности всем учителям, особенно тем, кто преподает гуманитарные дисциплины, приходится сталкиваться с разнообразными проблемами, возникающие в сфере межнациональных, межэтнических, межконфессиональных, отношений. Причем сложные и неоднозначные процессы, происходящие сегодня в нашем обществе, ставят перед учителями такие вопросы, ответы на которые вызывают большие трудности как в теоретическом, так и в практическом плане. Гражданское общество невозможно без воспитания у его членов толерантности, уважения к представителям других наций, к их истории и традициям. Но как воспитывать толерантность? Как совместить ее с патриотическим воспитанием? Как уберечь подростков от ксенофобии, нетерпимости и экстремизма, столь «привлекательным» простотой объяснения и решения всех проблем, когда есть «свои» и есть «чужие», единственно виновные во всех бедах?..

Российская школа остается важным звеном в воспитании активных членов гражданского общества, многонациональной, многоконфессиональной стране с разнообразными историческими и культурными традициями. В достижении этой цели предметы гуманитарного цикла занимают ведущее место.

Одним из интересных, почти неразработанных в науке путей развития личности учащихся средней школы является приобщение их к богатству культурных ценностей, выработанных человеческой мыслью и зафиксированных глубоких по смыслу. Кратких, но емких и метких выражениях - пословицах, поговорках и афоризмах. Принятое определение жанров пословиц и поговорок опирается на характеристику В.И.Даля, его наблюдения над пословичной формой выражения глубоких и мудрых мыслей. Это «суждение, приговор, поучение, пущенное в оборот под чеканом народности. Пословица состоит из двух частей . . .общего суждения и . . толкования» (Даль, 1957). Поговорка - широко распространенное выражение, образно определяющее какое-либо жизненное явление и дающее ему эмоционально-экспрессивную оценку. Поговорка всегда является частью суждения, тогда как пословица существует в речи на правах целого суждения (Аникин, 1988).

В средней школе стандартом литературного образования предусмотрено знакомство учащихся с пословицами и поговорками как жанрами русского фольклора. Разработана методика анализа эпиграфов, выраженных пословицами и поговорками типа «Береги честь смолоду», и тех пословиц, которые находятся в контексте литературных произведений. Однако столь незначительное обращение к крупицам народной мудрости явно недостаточно для осуществления задач развития, которые ставит общество пред образованием.

Необходимость более широкого включения пословиц, поговорок в содержание филологического образования обусловлено их спецификой. В центре всегда выступает человек. Пословицы и поговорки содержат эмоционально-экспрессивную оценку его поступков, а также явлений, событий (Тихонов А.Н.//Зимин В.И., 2006). Обычно пословицы и поговорки в сжатой образной форме содержат прямой совет, как поступить в той или иной ситуации. В них заключен логический вывод, вытекающий из раздумий на нравственно-этический темы, например: делу время, а потехе час, Друзья познаются в беде, Пей, а дело

разумей, готовь сани летом, а телегу - зимой, Едешь на день, хлеба бери на неделю и многие другие. Большой познавательный и воспитательный эффект дает работа с пословицами, поговорками сатирической и юмористической направленности. Их так характеризовал Н.В.Гоголь: «Сверх полноты мыслей, уже в самом образе выражения в них отразилось много народных свойств наших; в них есть все: издевка, насмешка, попрек - словом, все шевелящееся и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».

Изучение половиц и поговорок активизирует такие мыслительные процессы в сознании читателя-школьника, как сравнение и обобщение. Пословицам критикующим или высмеивающим зло. Противопоставлены те, которые утверждают добро.

Для того чтобы определить принципы взаимосвязанной деятельности учителя и школьников по освоению мудрого слова, форм, методов, и приемов проведения занятий, необходимо четко представить себе те благотворные педагогические возможности, которые содержат данный материал для реализации развивающего воздействия на подрастающую личность.

К теоретическим принципам развития личности учащихся на материале пословиц, поговорок в системе филологического образования относятся:

  1. Культуроведческий принцип, предполагающий знакомство школьников с явлениями духовной, материальной, бытовой культуры прошлых эпох и современности, обычаями, пришедшими к нам от предков, культурно-ценностными ориентациями через мудрые изречения. Гуманитарное культуроведение исследует литературоведческие, фольклорные, мифологические, историко-философские, искусствоведческие и иные направления, относящиеся к области гуманитарного, духовно-творческого и просветительского аспектов жизни общества. В соответствии с названным принципом на занятиях пословицам и поговоркам дается идентичная этническая характеристика, историко-стилевая оценка, а также генетический анализ (поиск сюжетных, стилевых, образных и иных источников) исследуемого объекта.

Пословицы и поговорки выступают как средство освоения отечественной и мировой духовной культуры, накопленной веками и зафиксированной в кратких и емких по содержанию образных формулировках (о религии, праздниках, домоустройстве, свадебных традициях и т.д.). Как элемент народной философии пословица создавалась на протяжении столетий. Передаваясь из уст в уста, она шлифовалась, совершенствовалась, постепенно приобретая предельную лаконичность и выразительность.

Пословица - едва ли не первое блистательное проявление творчества народа. В ней, как в зерне, заложены все деятельные силы демократической культуры. И не по этой ли причине, как бы сверяя с пословицами самое направление собственной работы, все великие люди благоговели перед мудростью и красотой, живописной изобразительной силой пословиц.

Поражает вездесущность пословиц - они касаются всех предметов, вторгаются во все области человеческого бытия, людских надежд, помыслов,

оценок ближних - родных, соседей, властей, маленьких и больших начальников, общественных порядков, учреждений, законов, суда, чаемой и реальной жизни, души человека, его здоровья, нравов, характера, причин и следствий, его разнообразных действий. Знаменитый Владимир Даль выделил для своих пословиц сто семьдесят девять рубрик: пословицы о предметах веры (бог, грех, набожность, раскол проч.), о судьбе (терпенье, надежды и др.), о счастье (удаче), о богатстве и бедности, о достатке, тороватости, скупости, о бережливости и мотовстве и прочем. Эта тематика столь же обширна, как жизнь народа.

Возьмем, к примеру, пословицы и поговорки, зафиксированные в сборнике В.И.Даля, относящиеся к религиозным воззрениям народа. Жить - Богу служить, Велико имя Господне на земле, Бог не а силе, а в правде, У Бога для праведных места много и многие другие утверждают справедливость и милосердие Божие, решающую роль Господа в человеческой жизни призывают к совершенствованию человек своего поведения, постижению истин, идущих от бога.

Понятие божественного, праведнического связано с понятием добра, которое должен творить каждый верующий человек.

  1. Принцип ориентации на тематическое многообразие в предъявлении учащимся пословиц, поговорок. Следование данному принципу, с одной стороны, углубляет представление о различных аспектах культуры родного народа, с другой - создает широкое видение социальных, нравственных, эстетических характеристик, составляющих ментальность народа. Религиозные убеждения, аксиология нравственных качеств личности, взаимоотношения человека и представителей властей, семейные традиции, осуждаемые общественные и персональные пороки и т. д. должны войти в программу изучения и творческого использования пословиц и поговорок на разнообразным по формам и видам занятиях в школе.

  2. Принцип духовного обогащения и нравственно-эстетического развития личности через изучения малых жанров фольклора. Благодаря яркости, образности и лаконичности пословиц и поговорок, происходит их эффективное усвоение школьниками в процессе специально организованных заданий, начиная с простого запоминания и завершая соотнесением значения произведений данных фольклорных жанров с тем литературным контекстом, в который они помещены автором произведения. В целях реализации воспитательного потенциала следует уделить снимание мудрому слову о красоте внутренней и внешней, праздникам, хлебосольству, дружбе, вежливости, имени человека и т. д. Следование выдвинутому принципу как познанию школьниками лучших отечественных традиций, так и принятию традиционных нравственных понятий народа, внедрению их в собственные убеждения и поведение. Через знакомство с пословицами и поговорками в сознании школьников должно осуществляться закрепление нравственных представлений и понятий, народной мудрости, отраженной в метком и образном народном слове, в том числе воспитание патриотизма, исторической памяти, уважение к своей родословной («Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам…»). Колоритны пословицы о благодарности и неблагодарности, утешении, обиде, грехе, смирении, гордости и др.


  1. Развитие системно-логического мышления в процессе работы над пословицами и поговорками. Результата достигается путем сочетания в сознании школьников тематики и жанрообразующих признаков произведения фольклора малой формы, а также с помощью активизации таких мыслительных операций а процессе занятий, как конструирование, обобщение, сравнение. Пословицы и поговорки помогают учащимся в заданном контексте четко формулировать мысль, идею, тезисы для рассуждений. Усваиваемый набор пословиц о дружбе, к примеру, дает материал для дифференциации в данной системе подлинных ценностей от наносного, искусственного провозглашения псевдодружеских заклинаний, противопоставления истинного и ложного во взаимоотношениях людей (Друга ищи, а найдешь - береги, Друзей-то много, а друга нет).

Учитывая, что пословица - жанр народнопоэтического творчества, краткое грамматически и логически законченное изречение с тенденцией, в ритмически организованной форме заключает в себе выраженную обобщенную мысль, оценку, умозаключение, вывод, иносказания, для развития системно-логического мышления учащихся перед учителем открываются дополнительные, но весьма существенные возможности.

Алгоритм педагогических действий одновременно способствующий как углубленному усвоению материала, развитию мышления учащихся, так и оказанию благотворного воспитательного воздействия. В такой алгоритм могут войти следующие действия:

- показ образцов пословиц и поговорок, составляющих определенную тему (философскую, нравственную, искусствоведческую, бытовую и т.д.);

- мотивация включения их в обозначенную тематику;

- выделение подтем в данной группе пословиц и поговорок;

- объяснение буквального и переносного значений каждой единицы, нахождение вариантов истолкования;

- интерпретация пословиц и поговорок в различных контекстах, в том числе в контексте художественного произведения;

- организация творческой речемыслительной деятельности, направленной на использование пословиц и поговорок в собственной контекстной речи учащихся, то есть создание речевых произведений.

Так будет полезно поработать со старшеклассниками над отражением темы любви в пословицах и поговорках. Строя свою работу на занятиях, посвященных пословицам и поговоркам о любви, опираемся на положение психологов, что юношеская мечта о любви выражает прежде всего потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости (Кон, 1982).

Подлинная красота любви раскрывается в классической литературе и народном творчестве. Знакомство юношество с нравственно-этическими позициями русского народа, запечатленными в пословицах и поговорках, пришедшими из глубины веков в сегодняшний день, способно сыграть позитивную роль в выработке собственных нравственных идеалов. Следует иметь в виду, меткое и образное слово обладает большой степенью эмоционального воздействия.

В пословицах и поговорках утверждается невозможность полноценного человеческого существования без любви к людям вообще, друзьям, родителям, детям и, конечно, к посланному судьбой единственному избраннику: Без солнышка нельзя пробыть, без любви нельзя прожить, не мил свет, коли милого нет, Любовь не пожар, а загорится - не потушишь, С любовью не шутят. Любовь входит в круг высших духовных ценностей человеческой жизни: Где любовь, тут и Бог, Бог - любовь, Совет да любовь, на этом свет стоит, Где совестно, там и любовно, Деньги - прах, одежда тоже, а любовь всего дороже, Деньги - дело нажитое, о них нечего тужить, а любовь - дело другое: ею надо дорожить, У любви, как у кольца, нет конца. Поэтические моменты возникновения любви также отражены в народных изречениях: Сердце сердцу весть подает, Сердце - вещун. О том, какой крепкой должна быть любовь, гласят пословицы и поговорки: Хорошую любовь и топором не разрубишь, до гробовой доски, Их разлучит заступ и лопата, Он без ума от нее и др. В пословицах высмеивается легкомысленное отношение к любви (Одной любовью сыт не будешь, век обнявшись не просидишь, завели роман), женская нескромность (повисла у него на шее, виснет на нем), непостоянство (С глаз долой - из сердца вон, Чужую жену полюбишь - свою погубишь, Чужого мужа полюбишь - себя погубишь), брак без любви или по расчету (С немилым жить - век губить, с немилым жить - только маяться, С немилым спать - тесна кровать, Немилого целовать - несолены щи хлебать). Основа любви, как утверждается в народных пословицах, во взаимности: Насильно мил не будешь, Сердцу не прикажешь, Любовь не милостыня - ее каждому не подашь, Любовь - рыбная ловля; не клюет - сматывай удочки. Собрание пословиц и поговорок о любви построено по принципу антитезы типа «Любовь - нелюбовь», отграничивающей истинные ценности от мнимых. Подбор вариантов противопоставления способствует утверждению в сознании школьников истинных ценностей, а также развитию системно-логического мышления.

  1. Культуротворческий принцип, реализующийся в организации творческой деятельности с пословицами и поговорками на занятиях по русскому языку, на литературе, на факультативных и элективных курсах. В ходе постижения смысла, включая подтекст, мудрых народных и авторских изречений и их поэтической формы можно и нужно проводить работу по созданию школьниками на основе данного материала собственных речевых произведений разных жанров, начиная с сочинения новых пословиц по образцу до развернутых художественных рассказов, драматических сценок, стихотворных произведений, киносценариев. Учащиеся, имеющие способности к живописи, могут нарисовать иллюстрацию. Создание новых произведений различных видов искусства, содержание которых определяется пословицей, развивает личность, ориентированную на восприятие, интерпретирование и анализ культурных ценностей.

Особое внимание следует уделить проблеме развития творческого мышления учащихся в процессе работы над обозначенной темой. Опираясь на психолого-педагогические концепции творческого мышления, необходимо ориентироваться в организации планируемой деятельности школьников.

Высший уровень самостоятельности школьников проявляется в выполнении специального задания по сбору пословиц и поговорок непосредственно у их носителей, как правило, представителей старшего поколения (родителей, бабушек, дедушек, знакомых и т.д.), которые, постигая годами философскую, нравственную и житейскую мудрость, вольно или невольно включают в свой лексикон изречения, зафиксировавши веками складывающиеся народные суждения. Аналогичные задания могут получать школьники, проводящие летние каникулы в деревнях, жители которых, в отличие от городских, чаще обращаются к мудрому афористичному народному слову, чтобы высказать свою позицию в разных жизненных ситуациях. Наконец, в старших классах для участников факультатива и элективного курса желательно организовывать фольклорную экспедицию, по итогам которой можно оформить сборник народных изречений, смонтировать видеофильм. Так после фольклорной экспедиции, целью которой явился поиск пословиц и поговорок в естественных условиях сельской местности или сбор городского фольклора, создается оргкомитет для проведения научной конференции из числа особо заинтересованных в решении проблемы школьников. В задачи членов оргкомитета входят формулирование темы, разработка программы, классификация собранного материала, распределение тем для докладов и сообщений, демонстрация видео- и аудиозаписей. На этом этапе учитель принимает на себя коррективно- консультативную функцию. Он также оценивает достигнутый уровень творческого мышления учащихся.

Этапность работы с пословицами и поговорками может быть реализована на протяжении всего школьного курса литературы по тематическому принципу в соответствии с возрастными психологическими особенностями учащихся и их интересам к гражданским, социальным, нравственным и эстетическим проблемам.

В работе по обогащению школьников меткими народными выражениями в рамках анализа художественного текста мы выделяем следующие этапы:

  1. Привлечение внимания учащихся к использованию литературными героями и автором пословиц и поговорок, нахождение их в тексте;

  2. Раскрытие идейно-художественных функций пословиц и поговорок, их роли в создании образов, персонажей, в понимании идейного содержания текста, авторской позиции;

  3. Создание речевых ситуаций, стимулирующих внедрение изречений в активную речь школьников.

В процессе реализации культуроведческого и культуротворческого подходов в органическом единстве на материале произведений античной литературы, опирающейся на традиции мирового историко-литературного движения, в лексиконе школьников постепенно накапливаются крылатые выражения, истоки которых находятся в античной мифологии и литературе.

Обилие русских пословиц и поговорок, рождающихся непосредственно во время диалогов героев, мы находим в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Ими пестрит речь Простаковых, Скотинина, Кутейкина, Цифиркина, Еремеевны. Введение этих выражений в речь героев является художественным приемом, с помощью которого углубляются характеристики персонажей. Особенно богата

ими речь комических персонажей, старающихся подчас поставить ту или иную пословицу на службу своим интересам.

Учащиеся обращают внимание на функционирование в современной речи пословиц и поговорок: Суженого конем не объедешь, Веселым пирком, да за свадебку, Повинную голову меч не сечет. Они с большой заинтересованностью анализируют текст пьесы и сравнивают тогдашнее и современное употребление данных выражений.

Рассмотрение пьес Островского, названных пословицами и поговорками, очень интересно тем, что оно формирует представление учащихся о точности и емкости народных изречений, способных вместить в себя глубокий смысл. В то же время эта работа развивает образность мышления и речи школьников. В этом отношении удачен методический прием сравнения первоначального названия комедии и окончательного, названного метким изречением. К примеру, комедия «Свои люди - сочтемся» имела первоначальное название «Банкрот».основной смысл драматургу удалось выразить в названии «Свои люди - сочтемся».

Если в творчестве Фонвизина, Островского, Грибоедова пословицы выступали в основном как средство сатирического изображения персонажей, то у Горького они отражают философию, жизненные убеждения героев, столкновение позиций и идей.

В сое время Н.В.Гоголь, плененный полнотой смысла пословиц, отметил их особенный «образ выражения»: писатель увидел в нем отражение многих «народных свойств наших». «В них все есть, - сказал гоголь о пословицах, - издевка, насмешка, попрек, словом все шевелящееся и задирающее за живое».

И действительно, ни одна из пословиц не лишена всепоглощающего страстного интереса ко всему, чего касается. За каждой из них видишь тех, кто судит, рядит, спорит, вышучивает, насмехается, балагурит, печалится, скорбит, радуется, бранится, - представляет множественность случаев и жизненных сцен. «Лучше б тебе не родиться!» - то ли грозит, то ли сочувствует одна из пословиц. Другая вторит ей: «Твой приговор да тебе ж во двор» - это о недобром слове. «Чтоб тебя Баба Яга в ступе прокатила» - сулит беду третья. Еще прямее такая речь: «Ладило бы тебя на осину» или проще: «Чтоб тебя на осину»; каждый в старину знал, что осина - проклятое дерево, что на ней, по библейскому преданию, удавился Иуда. Бывали, конечно, намеки и поосторожнее - они не заходили столь далеко: «От наших ворот живет и поворот» или: «Пришел не зван, поди ж не гнан», то есть лучше сам уйди. А другой насмешник не гневно, но твердо замечал: «Милости просим мимо ворот щей хлебать».

Пословицы переходили из века в век и несомненно еще пригодятся - ими не утрачена их жизненная и поэтическая ценность. Порой она даже возросла вследствие расширения предметно-речевой сферы их применения. Прямой смысл многих пословиц стал архаикой, а переносный живет. Такими пословицы пришли в речь наших современников и такими перейдут к людям грядущего столетия. Их время не минуло. Долгий век пословицы продолжается.


© 2010-2022