Рабочая программа дополнительного курса по русскому языку Практикум по орфографии (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

города Кирсанова Тамбовской области




Рассмотрена на заседании педагогического совета школы от 28.08.2015 г. протокол №1


Рассмотрена и рекомендована к утверждению Управляющим советом от 28.08.2015 г, протокол №4


Утверждена приказом по школе от 31.08.2015 г, №185







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительного курса по русскому языку

«Практикум по орфографии»

для 6-г класса

на 2015-2016 учебный год







Составила учитель русского языка и литературы

Кувшинова Галина Владимировна












г. Кирсанов



2015



Пояснительная записка


Образовательный процесс по русскому языку в 8 классе осуществляется по образовательной программе, разработанной в соответствии со следующими документами:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);

приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);

приказом МБОУ СОШ от 30.08.2013 г №124 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов в МБОУ СОШ №1 города Кирсанова Тамбовской области»

Дополнительная образовательная программа «Практикум по орфографии» рассчитана на 34 часа и предназначена для всех обучающихся 8 класса. Программа является предметно-ориентированной; вопросы, рассматриваемые в данной программе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку; курс опирается на знания и навыки обучающихся, которые были получены при изучении начального и основного курса русского языка.
Данная программа востребована обучающимися 8 класса, и актуальность введения её в школе объясняется следующим обстоятельством:
- одной из важных задач филологического образования в школе является формирование навыков грамотного письма, поэтому курс этих занятий даст обучающимся возможность проверить свои знания в области орфографии и будет способствовать совершенствованию и развитию знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет в решении проблемы повышения грамотности обучающихся;

- в основной школе эти важные знания, умения и навыки необходимы обучающимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к государственной итоговой аттестации в новой форме.
Основные цели дополнительной образовательной программы:

- обобщить и систематизировать полученные знания по орфографии за курс 5-7 классов;


- закрепить навыки правописания, активизировать внимание обучающихся к собственной письменной речи, что предполагает сознательное усвоение орфографических правил и применение их на практике.


Занятия по данной программе направлены на решение следующих задач:
- систематизировать и закрепить знания о фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях;


- развить орфографическую зоркость и речевую культуру учащихся;
- способствовать формированию навыков работы с разными типами словарей и справочной литературой;


- формировать навыки самостоятельного исследования теоретического материала и способствовать формированию у обучающихся интереса к работе исследователя языка;


- формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения.

На занятиях по программе «Практикум по орфографии» предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, занятия с использованием обучающих компьютерных программ, лекции, индивидуальные сообщения, семинары, практические работы.
В освоении данной программы основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный, исследовательский, практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся (работа со справочной литературой, подготовка сообщения, умение аргументировать свой ответ и т.д.).

Методы обучения: эвристическая беседа; проблемно-поисковые задания; наблюдение; лингвистические игры; индивидуальные задания; тренировочные упражнения; работа со словарями; исследовательская и проектная деятельность детей (составление опорных схем, написание сообщений и т.д.); творческие задания; составление тестовых заданий.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:
1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа по опорным конспектам, работа со словарями и справочной литературой);
2. тренировочный (выполнение упражнений, тестовых заданий);
3. игровой (лингвистические игры, кроссворды и т.п.);
4. контролирующий (диктанты, словарные диктанты, тесты).


Формы контроля, которые позволят оценить уровень усвоения курса:
- самостоятельное выполнение упражнений;
- выполнение тестовых заданий;
- аргументированный устный ответ.

Планируемые результаты: занятия по данной программе дадут целостное представление о системе русской орфографии; будут способствовать развитию орфографической зоркости и формированию навыков грамотного письма, а также будут развивать интеллектуальные и творческие способности, умение анализировать и оценивать новую информацию, способствовать поиску информации по новой теме.
Дополнительная образовательная программа «Юный филолог» имеет ярко выраженную практическую направленность.

В данной программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.



Содержание дополнительной образовательной программы

«Практикум по орфографии»


1. Основы русской орфографии. Опознавательные признаки орфограмм.

1)Орфография. Орфограмма. Орфографическое правило. Принципы русской орфографии (теория).

2)Условия выбора правильных написаний (теория).


2-4. Безударные гласные в корне слова.

1)Систематизация правил, регулирующих правописание безударных гласных в корне (теория)

2)Безударные гласные, проверяемые ударением (практика).

3)Непроверяемые безударные гласные (практика).

4)Чередования гласных в корне (практика).


5-6. Правописание приставок.

1)Систематизация правил, регулирующих правописание приставок (теория).

2)Не изменяющиеся на письме приставки (практика).

3)Изменяющиеся на письме приставки (практика).

4)Написание приставок, зависящее от значения (практика).

5)Буквы Ы-И после приставок (практика).


7-8. Разделительные Ъ и Ь знаки.

1)Систематизация правил, регулирующих правописание Ъ и Ь знаков (теория).

2)Правописание Ь знака (практика).

3)Правописание Ъ как разделительного знака после приставок на согласный и в сложных словах с первой частью двух-, трёх-, четырёх- (практика).

9-11. Правописание Н-НН в разных частях речи

1)Систематизация правил, регулирующих правописание Н-НН в разных частях речи (теория).

2)в прилагательных, отглагольных прилагательных,

3)в причастиях,

4)в наречиях (практика).


12-15. Правописание суффиксов в разных частях речи (существительных, прилагательных, глаголов, действительных и страдательных причастий).

1)Систематизация правил, регулирующих правописание суффиксов (теория).

2)Гласные в суффиксах разных частей речи (правописание гласных в суффиксах глаголов -ова-/-ева- -ива-/ыва-, существительных -ек, - ик, -ок, в суффиксах действительных и страдательных причастий) (практика).

3) Согласные в суффиксах существительных и прилагательных (буквы ч, щ в суффиксах существительных, суффиксы прилагательных -к и -ск) (практика).


16-18. Орфограммы в окончаниях.

1)Систематизация правил, регулирующих правописание окончаний (теория).

2)Гласные Е и И в окончаниях слов. Падежные и родовые окончания (практика).

3)Правописание личных окончаний глаголов (практика).

19-20. Гласные О-Е (Ё) после шипящих согласных.

1)Систематизация правил, регулирующих правописание данной орфограммы (теория).

2)Правописание о-е (ё) после шипящих в корне слова (практика).

3)Гласные о-е (ё) после шипящих в суффиксах и в окончаниях (практика).


21. Буквы И-Ы после Ц.

1)Выбор гласных и-ы после ц в разных морфемах (практика).

22-23. Правописание служебных частей речи (предлогов, союзов, частиц).

1)Правописание непроизводных и производных предлогов. Раздельное и слитное написание предлогов (практика).

2) Слитное и раздельное написание союзов (практика).

3) Слитное и дефисное написание частиц (практика).

4)Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи (практика).

24-25. Правописание НЕ со всеми частями речи

1)Систематизация правил, регулирующих правописание НЕ с разными частями речи (теория).

2)существительными,

3)прилагательными,

4)глаголами, особыми формами глагола,

5)наречиями (практика).

26-27. Правописание сложных слов (слитное, дефисное и раздельное написание слов).

1)Систематизация правил, регулирующих правописание сложных слов (теория).

2)Сложные слова с соединительной гласной. Сложные слова без соединительной гласной (практика).

3)Слитное и дефисное написание сложных существительных (практика).

4)Слитное и дефисное написание сложных прилагательных
(практика).

28. Употребление прописных букв.

1)Правила употребления прописных букв (практика).

29. Принципы и правила переноса слов.

1) Принципы и правила переноса слов (практика).

30-33. Тесты-диктанты с различными заданиями

1)с орфографическим заданием,

2)с орфографическими ошибками,

3)с комплексным заданием,

4)комплексные «ошибочные» диктанты (практика).


34. Итоговое занятие.

  1. Обобщение и систематизация изученного в области орфографии русского языка и закрепление умения учащихся связно излагать лингвистический материал. Занятие проводится в форме семинара и письменной проверочной работы в форме тестовых заданий (практика).


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Практикум по орфографии»


Разделы, темы

Теория (форма занятия)

Практика (форма занятия)

1

Основы русской орфографии. Опознавательные признаки орфограмм

Лекция с элементами беседы


2

Безударные гласные в корне слова

Лекция с элементами беседы

семинар-практикум с включением индивидуальных сообщений

3

Правописание приставок

Лекция с элементами беседы

семинар-практикум, компьютерное тестирование

4

Разделительные Ъ и Ь знаки

Лекция с элементами беседы

практикум

5

Правописание Н-НН в разных частях речи

Лекция с элементами беседы

семинар-практикум

6

Правописание суффиксов в разных частях речи

Лекция с элементами беседы

практическая работа, компьютерное тестирование

7

Орфограммы в окончаниях

Лекция с элементами беседы

семинар-практикум с включением индивидуальных сообщений

8

Гласные О-Е (Ё) после шипящих согласных

Лекция с элементами беседы

семинар-практикум с включением индивидуальных сообщений

9

Буквы И-Ы после Ц


практическая работа

10

Правописание служебных частей речи


практическая работа

11

Правописание НЕ со всеми частями речи

Лекция с элементами беседы

семинар-практикум с включением индивидуальных сообщений

12

Правописание сложных слов

Лекция с элементами беседы

семинар-практикум

13

Употребление прописных букв


семинар-практикум

14

Принципы и правила переноса слов


практическая работа

15

Тесты-диктанты с различными заданиями


практическая работа

16

Итоговое занятие


семинар



Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса обучающийся должен

знать
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
- приёмы разграничения схожих написаний;
уметь
- правильно писать слова с корневыми орфограммами;
- правильно писать сложные слова;
- правильно писать слова с орфограммами в окончаниях имен существительных;
- правильно писать слова с орфограммами в окончаниях прилагательных;
- правильно писать слова с орфограммами в окончаниях глаголов, глагольных форм;

использовать приобретенные знания

-для сознательного и бережного отношения к родному языку,

-для увеличения словарного запаса,

-для использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам,

-развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Список литературы

  1. Государственный стандарт основного общего образования. 2004 г.

  2. Диктанты: Русский язык: 7 кл.: Метод. Пособие / А.А. Позднякова, И.В. Текучева. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.

  3. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс / А.Б. Малюшкин, Л.Н. Иконницкая. - 2-е изд., испр. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

  4. КИМы. Русский язык. 7 класс / Сост. Н.В. Егорова. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2013.

  5. Тесты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык: 7 кл.»: учебно-методическое пособие / Е.М. Сергеева. - 8-е изд., испр. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.

  6. Тесты по русскому языку: 7 класс: (в 2-ух частях): к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык: 7 класс.» / Е.В. Селезнёва. - М.: Издательство «Экзамен», 2013.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

  1. Википедия. Свободная энциклопедия. - Электронный ресурс. Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/

  2. Всероссийский общеобразовательный портал. - Электронный ресурс. Режим доступа: school.edu.ru/

  3. Кабинет русского языка и литературы. - Электронный ресурс. Режим доступа: ruslit.ioso.ru

  4. Справочно - информационный портал «Русский язык»
    (Грамота. Ру - gramota.ru/ ).

  5. Опорный орфографический компакт - yamal.org/ook/ . Автор сайта В.Г. Шелест. На сайте представлена эффективная методика обучения орфографии. Ее суть - правила записываются в краткой форме в виде легко запоминаемых опорных конспектов.

Календарно-тематический план учителя

(приложение к рабочей программе)


уро-ка

Название раздела. Тема урока.

Кол-во уро-ков

Дата проведе-ния

по плану

Дата проведе-ния

фактиче-ски

1.

Основы русской орфографии. Опознавательные признаки орфограмм. Орфография. Орфограмма. Орфографическое правило. Принципы русской орфографии. Условия выбора правильных написаний.

1

2.

Безударные гласные в корне слова. Безударные гласные, проверяемые ударением. Непроверяемые безударные гласные.

1

3.

Чередования гласных в корне.

1

4.

Чередования гласных в корне.

1

5.

Правописание приставок.

1

6.

Буквы Ы-И после приставок.

1

7.

Разделительные Ъ и Ь знаки.

1

8.

Н-НН в прилагательных и отглагольных прилагательных.

1

9.

Н-НН в причастиях.

1

10.

Н-НН в наречиях.

1

11.

Правописание гласных и согласных в суффиксах существительных, прилагательных.

1

12.

Правописание суффиксов глаголов.

1

13.

Правописание суффиксов действительных причастий.

1

14.

Правописание суффиксов страдательных причастий.

1

15.

Орфограммы в окончаниях имён существительных.

1

16.

Орфограммы в окончаниях прилагательных и причастий.

1

17.

Орфограммы в окончаниях глаголов.

1

18.

О-Ё после шипящих в разных морфемах.

1

19.

О-Ё после шипящих в разных морфемах.

1

20.

Ы-И после Ц.

1

21.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

1

22.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

1

23.

НЕ со всеми частями речи.

1

24.

НЕ со всеми частями речи.

1

25.

Правописание сложных слов.

1

26.

Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

1

27.

Употребление прописных букв.

1

28.

Принципы и правила переноса слов.

1

29.

Тесты-диктанты с орфографическим заданием.

1

30.

Тесты-диктанты с орфографическими ошибками.

1

31.

Тесты-диктанты с комплексным заданием (орфографическим и пунктуационным).

1

32.

Тесты-диктанты с орфографическими и пунктуационными ошибками (комплексные «ошибочные» диктанты).

1

33.

Итоговое занятие курса предполагает обобщение и систематизацию изученного в области орфографии русского языка и закрепление умения учащихся связно излагать лингвистический материал, проводится в форме семинара и письменной проверочной работы в форме тестовых заданий.

1

34.

Итоговое занятие курса предполагает обобщение и систематизацию изученного в области орфографии русского языка и закрепление умения учащихся связно излагать лингвистический материал, проводится в форме семинара и письменной проверочной работы в форме тестовых заданий.

1


















© 2010-2022