Элективный курс Практическое речеведение

На современном этапе развития школы все большее значение приобретают лингвистические знания и умения. Владение культурой письменной и устной речи, искусством общения, навыками активного речевого действия, риторикой может быть необходимым во многих современных профессиях. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста Цели курса: - научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждени...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано»

Председатель муниципальной экспертной комиссии ___________ /Зарипов Р.И./

Протокол № ___ от

«___» __________ 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Лекаревская средняя

Общеобразовательная школа»

__________/Гильфанова М.З./

«___» ____________ 2014 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ

«Лекаревская средняя

общеобразовательная школа»

__________ /Кузьмин В.С/

Приказ № ___от «___»________2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учителя русского языка и литературы

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

«Лекаревская средняя общеобразовательная школа»

Хачатрян Ирины Ивановны

по элективному курсу «Практическое речеведение» в 9 классе



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от

«___» _________ 2014 г.







2014 - 2015 учебный год

Учебно-тематическое планирование


по элективному курсу «Практическое речеведение»


Класс 9

Учитель Хачатрян Ирина Ивановна

Количество часов:

Всего 17 часов; в неделю 1 час


Планирование составлено на основе Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / авт.-сост. Л.А.Кобзарева. - Волгоград: Учитель, 2008.

Дополнительная литература Русский язык. 9 класс: элективный курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика» / авт.-сост. Л.А.Кобзарева. - Волгоград: Учитель, 2008. - 139 с.



Пояснительная записка

На современном этапе развития школы все большее значение приобретают лингвистические знания и умения. Владение культурой письменной и устной речи, искусством общения, навыками активного речевого действия, риторикой может быть необходимым во многих современных профессиях.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста

Цели курса:

- научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

- оказать помощь учащимся в формировании нравственной позиции;

- способствовать интеллектуальному развитию ученика;

- воспитывать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Задачи изучения курса:

Теоретические:

- освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления.

Воспитательные:

- воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание интереса и любви к русскому языку,

- воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

- воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки

Доминирующей идеей курса «Практический курс речеведения» является

- формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в 5-9 классах.

Теоретической основой данного курса является:

- лингвистический, стилистический анализ текста;

- система языковых понятий и функционирования;

- различные виды упражнений и заданий, стимулирующие активные речевые действия и задачи

Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- комплексный подход при разработке занятий;

- вариативность содержания и форм занятий;

- научность, связь теории и практики;

- преемственность;

- систематичность и последовательность;

- ИКТ,

- практичность полученных знаний,

- активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

1. Игровые, диалоговые, информационные технологии.

2. Технологии проблемного обучения.

3. Технологии исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Формы организации на занятиях:

- индивидуальные;

- фронтальные;

- групповые;

- работа в парах.

Планируемый результат:

1.Иметь представление:

- о коммуникативной функции языка;

- о литературном языке как основе художественной литературы;

- о языковых нормах и их признаках.

2.Знать:

- смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, проблема, авторская позиция, аргументы;

- стили речи и их признаки,

- особенности жанра рассуждения,

- основные нормы русского литературного языка, основные нормы речевого этикета.

3. Уметь:

- проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

- определять авторскую позицию;

- подбирать аргументы, адекватно выражать собственное мнение;

- создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

- извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации, свободно использовать их в творческой работе;

- применять полученные знания в учебных, бытовых, социально- культурных ситуациях общения.

Тематическое планирование курса по выбору «Практический курс речеведения»


Тема

Кол-во часов

Тип урока

Хар-ка деят-ти уч-хся или виды уч.деят-ти

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

Вводная лекция.

1

Вводный урок

Лекция, беседа

Упражнения на раздаточном материале

Знать цели и задачи курса

Уметь конспектировать

Знать материал урока



2

Стили речи. Типы речи. Критерии и нормативы оценки творческой работы.

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Упражнения на раздаточном материале

Знать понятия стили речи, типы речи; критерии и нормативы оценки творческой работы.

Уметь распознавать ошибки

Знать материал урока


3

Лингвистический анализ текста

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Упражнения на раздаточном материале

Знать компоненты лингвистического анализа текста

Уметь рассматривать текст на разных уровнях

Знать материал урока


4

Средства выразительности речи. Система фигур и тропов речи. Лингвистический анализ текста.

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Упражнения на раздаточном материале

Знать средства выразительности речи, систему фигур и тропов речи

Уметь находить их в тексте

Знать материал урока


5

Типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Упражнения на раздаточном материале

Знать типы речи, признаки описания

Уметь применять компоненты описания в речи

Знать материал урока


6

Творческий практикум. Чтение. Виды чтения (курсорное, гибкое, выразительное). Пересказ. Общение. Виды общения

1

Урок закрепления знаний

Лекция, беседа, упражнения, словарная работа, устное сочинение, конструирование предложений

Упражнения на раздаточном материале

Знать виды чтения; понятие «пересказ»;

виды общения

Уметь применять виды чтения; пересказывать текст; составлять диалог

Знать материал урока



7

Роль пунктуации в письменном общении

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Упражнения на раздаточном материале

Знать основные правила пунктуации

Уметь правильно передать речь на письме

Знать материал урока



8

Роль орфоэпии в речевом общении

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Упражнения на раздаточном материале

Знать основные правила орфоэпии

Уметь правильно говорить

Знать материал урока



9

Фразеология. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Упражнения на раздаточном материале

Знать понятие «фразеология», типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи

Уметь правильно употреблять фразеологизмы в речи

Знать материал урока



10

Грамматические нормы русского языка (ошибочное словообразование разных частей речи, нарушение норм согласования и управлении и т.д.).

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Упражнения на раздаточном материале

Знать основные грамматические нормы РЯ

Уметь правильно образовывать слова разных частей речи, не нарушать нормы согласования и управления и т.д.

Знать материал урока



11

Речевые нормы русского языка. Распространенные речевые ошибки.

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Упражнения на раздаточном материале

Знать речевые нормы РЯ, распространенные речевые ошибки

Уметь избегать возникновение распространенных речевых ошибок

Знать материал урока



12

Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе.

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения, словарная работа, устное сочинение, конструирование предложений

Упражнения на раздаточном материале, сочинение

Знать структуру сочинения-рассуждения, основные требования к творческой работе

Уметь писать сочинение-рассуждение

Знать материал урока



13

Тема (тема-понятие, тема-вопрос, тема-рассуждение).

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Упражнения на раздаточном материале

Знать понятие «тема» и ее подтипы

Уметь различать их

Знать материал урока



14

Текст и его компоненты (осмысление темы, границы темы, раскрытая и нераскрытая тема)

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Упражнения на раздаточном материале

Знать понятия «текст», «раскрытая тема», «нераскрытая тема», компоненты текста

Уметь осмысливать тему, находить ее границы

Знать материал урока



15

Понятие о проблеме. Проблема как главный вопрос, поднимаемый в тексте. Проблема как конкретный аспект общей темы. Способы формулировки проблемы.

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Упражнения на раздаточном материале

Знать понятие «проблема», ее роль в тексте, способы формулировки проблемы

Уметь формулировать проблем текста

Знать материал урока



16

Аргументы. Авторская позиция. Средства выражения авторской позиции.

1

Урок усвоения новых знаний

Лекция, беседа, упражнения

Упражнения на раздаточном материале

Знать понятие «авторская позиция» и средства ее выражения

Уметь находить авторскую позицию в тексте

Знать материал урока



17

Сочинение-рассуждение о русском языке. Тема (тема-понятие, тема-вопрос, тема-рассуждение). Аргументы. Авторская позиция. Средства выражения авторской позиции. Оформление работы.

1

Урок закрепления и обобщения

Беседа, словарная работа, устное сочинение, конструирование предложений

Упражнения на раздаточном материале, сочинение

Знать структуру сочинения-рассуждения, понятия «тема», «аргумент», «авторская позиция», средства выражения авторской позиции

Уметь писать сочинение-рассуждение

Знать материал урока





© 2010-2022